Проект по ПДД «Безопасная дорога в школу»
Оглавление
Введение
Обоснование актуальности проекта.
Все чаще на дорогах нашего города происходят ДТП с участием детей, приводящие к серьезным травмам или смерти. Порой виновниками таких происшествий становятся сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, пользуются сотовыми телефонами, наушниками, снижающими внимание. Современные исследователи констатируют низкий уровень адаптивности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности. Актуальным в старшем дошкольном возрасте становится работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма посредством формирования компетенций безопасного поведения у детей, психологической и физической готовности к преодолению опасных ситуаций.
Анализ ситуации в педагогической практике с точки зрения актуальности проекта.
Опыт педагогического сопровождения процесса формирования культуры безопасности на улицах города у детей дошкольного возраста в Российской Федерации находится на стадии обобщения и теоретического обоснования. В связи с этим актуальной является задача определения содержания, поиска эффективных форм и методов работы по формированию основ культуры безопасности. Познавательное развитие у детей направленное на удовлетворение социального интереса формируется при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Важно, как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков безопасного поведения на улице. Эффект будет выше, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять его.
Цель проекта.
Формировать у детей основы культуры безопасности на улицах города, способствовать систематизации представлений и опыта детей, связанных с безопасностью жизнедеятельности.
Задачи проекта.
1.Формировать у детей умения, навыки, компетенции, необходимые для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях на дороге.
2.Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
3.Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера, поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
4.Знакомить детей с названиями ближайших улиц и учить свободно ориентироваться в пределах ближайшей местности (дом, детский сад, школа), уточнять знания о правилах дорожного движения.
5.Формировать основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасной ситуации.
6.Формировать умение на основе анализа схемы улицы, модели дорожной ситуации выбирать наиболее безопасный маршрут.
Участники проекта.
Воспитанники, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта.
2017-2018 учебный год
Ожидаемый результат.
1.Владеет основными культурными способами безопасного поведения.
2.Владеет умениями, навыками, компетенциями, необходимыми для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях на дороге, применяет полученные освоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, преобразовывает способы их решения в соответствии с особенностями ситуации, выбирает программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения.
3.Умеет определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
4.Свободно ориентируется в пределах ближайшей местности (дом, детский сад, школа), имеет знания о правилах дорожного движения.
5.Сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасной ситуации.
6.Может на основе анализа схемы улицы, модели дорожной ситуации выбирать наиболее безопасный маршрут передвижения.
Предполагаемый продукт.
Презентация безопасного маршрута в школу.
Основная часть
Замысел проекта.
Оценка результатов освоения программы по разделу «Безопасность на улице» в начале учебного года показала, что дети подготовительной к школе группы владеют элементарными представлениями о правилах дорожного движения, выбирают оптимальные модели поведения в опасных ситуациях, используют свои знания и опыт в игре. Однако, в силу своего возраста дошкольники еще не способны обеспечить собственную безопасность самостоятельно по причине анатомо-физиологических и психофизических особенностей, импульсивного поведения, проявления пассивно-оборонительных реакций в опасных ситуациях, неадекватной самооценки и низкого уровня адаптивности к социуму. Опираясь на парциальную программу «Формирование культуры безопасности» Л.Л. Тимофеевой нами была выдвинута идея реализации долгосрочного группового комплексного проекта «Безопасная дорога в школу- 2018»». В рамках данного проекта мы поставили цель: Сформировать у детей основы культуры безопасности на улицах города, способствовать систематизации представлений и опыта детей, связанных с безопасностью жизнедеятельности. Итогом проекта является разработка для выпускника ДОУ индивидуального безопасного маршрута в школу.
Практическая значимость проекта.
Сильной стороной на различных стадиях проекта является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и открытие широких возможностей для организации совместной познавательной деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создание почвы для проявления индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Самостоятельная деятельность детей закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать свои знания.
Показатели результативности проекта, критерии и методы их оценки.
Критериями для показателей, связанных с когнитивной сферой (знания и представления), стали объем и уровень освоения представлений, полученных детьми в младшем и среднем возрасте, учет осознанности знаний и умения их применять. Показатели, связанные с эмоционально-чувственной сферой, оценивались с использованием критерий устойчивости проявления интересов, выраженности мотивов, эмоциональных реакций. В качестве критериев оценки развития поведенческой сферы дошкольников, выбраны адекватность поведенческих реакций, самостоятельность и инициативность ребенка.
Основным методом оценки результатов образовательного процесса стало педагогическое наблюдение в естественных и смоделированных взрослым ситуациях. Кроме этого, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, игровыми заданиями.
Основные этапы проекта.
Первый этап – мотивационно-ориентировочный.
Мотивом обучения в «Безопасная дорога в школу-2018» для детей послужило желание учиться в «школе», взять на себя роль «учеников», почувствовать себя взрослыми, ответственными и более самостоятельными.
Второй этап - поисковый.
На данном этапе перед детьми была поставлена задача, оформить вместе с родителями схему безопасного маршрута от дома до детского сада, чтобы в дальнейшем разработать маршрут до школы, в которую ребенок пойдет учиться, чтобы он тоже был безопасен, для будущего ученика.
Третий этап – организация работы над проектом.
С помощью педагогов и родителей в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, побуждающая детей к активной поисковой и творческо-игровой деятельности. Совместно с детьми был составлен план реализации проекта для достижения поставленной цели.
Четвертый этап – реализация проекта.
Практическая деятельность участников проекта включала в себя многообразие форм работы, где большее внимание уделялось самостоятельной деятельности детей.
Пятый этап – презентация проекта.
Учитывая долгосрочность, руководствуясь основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, проект разделен на тематические части. На каждом этапе проектной деятельности проводилась презентация итогов работы в форме физкультурнопознавательных досугов. Общим итогом работы стало составление карты-схемы маршрута безопасного движения ребенка от дома до школы.
Шестой этап – рефлексивно-оценочный.
Этот этап предполагал подведение общего итога проекта – достигнута ли цель; была дана оценка деятельности детей, что они стали более самостоятельны, инициативны, овладели умением самостоятельно действовать в соответствии с предполагаемыми обстоятельствами, корректировать свою деятельность, когда это необходимо.
Возможные риски:
Усвоение материала зависит от индивидуальных способностей (особенностей) детей.
Пропуски детей по болезни;
Отказ некоторых родителей от участия в проекте.
Список используемых информационных источников
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы. - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
Тимофеева Л.Л. Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВОПРЕСС», 2015.
Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: методическое пособие/Под общ. ред. Л.Л. Тимофеевой. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВОПРЕСС», 2014.
Тимофеева Л.Л. Королева Н.И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2015. – 176 с.
Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: ИД «Цветной мир», 2013.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Детская безопасность:
учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: ИД «Цветной мир», 2013.
План работы
Т е м а |
Задачи |
Виды деятельности |
Ответственный за подготовку и проведение |
-знакомить детей с названиями ближайших улиц и учить свободно ориентироваться в пределах ближайшей местности (дом, детский сад, школа); -расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход». -формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. |
1.Целевая прогулка «Светофор - наш друг» |
восп. Семкина Г.А. |
|
2.Беседа «Школа дорожных наук» |
восп. Семкина Г.А. |
||
3.Работа со схемами «Безопасная дорога в детский сад» |
родители, восп.Семкина Г.А. |
||
4.Д/и «Умный светофор» |
восп. Семкина Г.А. |
||
5.П/и «Светофор» |
инстр. по ФК. Зарьянова М.К. |
||
6.П/и «Самый быстрый» |
инстр. по ФК. Зарьянова М.К. |
||
7.Сюжетно – ролевая игра «На улице города» |
восп. Семкина Г.А |
||
8.Физкультурнопознавательный досуг «В городе дорожных наук»
|
инстр по ФК. Зарьянова М.К. |
||
-совместно с педагогом установить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах известные дорожные знаки – пешеходный переход; познакомить с новыми знаками – внимание, осторожно, дети; - учить понимать и различать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов - с помощью педагога использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
1.НОД «Моя дорожная грамота» |
восп. Семкина Г.А |
|
2.Чтение и разучивание стихотворения О. Емельяновой «С мамой через дорогу» |
родители, восп. Семкина Г.А |
||
3.Изготовление игрушкисветофора из бросового материала. |
восп. Семкина Г.А |
||
4.Д/и «Угадай знак» |
восп. Семкина Г.А |
||
5.П/и эстафета «Переведи котенка через дорогу» |
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
||
6. П/и «К своим знакам» |
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
||
7.Беседа «Зачем нужны дорожные знаки» |
восп. Семкина Г.А |
||
8.Физкультурнопознавательный досуг «Давайте жить по правилам, друзья!» |
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
||
-формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность, выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и домой - разбор конкретного маршрута на картах-схемах. - с помощью педагога создавать устные высказывания в соответ- |
1.Беседа «Наша улица» |
восп. Семкина Г.А |
|
2. С/р игра «Автобус» |
восп. Семкина Г.А |
||
3Решение проблемных ситуаций с помощью персонажей мультфильмов |
восп. Семкина Г.А |
||
4.Д/и с макетом «Перекресток» |
восп. Семкина Г.А |
||
5.Чтение «Скверная история» С.Михалков |
восп. Семкина Г.А |
||
ствии с поставленными задачами. |
6.П/и «Мы пешеходы» |
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
|
7. Просмотр мультфильма «Робокар Поли - Правила дорожного движения - Две стороны дороги в школу» |
восп. Семкина Г.А |
||
8. изкультурнопознавательный досуг «Светофор Светофорыч встречает гостей» |
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
||
дать элементарные представления о работе полицейского, сотрудника ДПС, рассказать о значении жезла и жестов регулировщика. воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. _ знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике, используя «автогородок», созданный в спортивном зале, формировать навык выполнения правил безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими, закрепить знания о сигналах светофора.
|
1.Встреча с сотрудником ГИБДД. |
Семкина Г.А. |
|
2. НОД «Из истории светофора и появления на улицах городов регулировщиков» |
восп. Семкина Г.А |
||
3. П/и «Жезл регулировщика»
|
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
||
4.Д/и «Правила дорожного движения»
|
восп. Семкина Г.А |
||
5.Игровые ситуации «Кому и что говорят сигналы автомобиля» |
восп. Семкина Г.А |
||
6. С/р игра «Полицейский на посту» |
восп. Семкина Г.А |
||
7. изкультурнопознавательный досуг «Эстафета зеленого огонька» |
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
||
-дать представление детям о безопасном пути от дома к школе, учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого. -обобщить знания детей по правилам дорожного движения.
|
1. НОД «Школа моего района» с использованием ИКТ. |
восп. Семкина Г.А |
|
Физкультурнопознавательный досуг «Безопасная дорога в школу» |
инстр по ФК. Зарьянова М.К |
||
Презентация карт-схем индивидуальных маршрутов в школу. |
восп. Семкина Г.А., инстр по ФК. Зарьянова М.К. |
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ№1
«Безопасная дорога в школу -2018»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
автор: Ракитина Анастасия
Показатели результативности проекта
В мониторинге приняли участие 13 детей подготовительной к школе группы. Критериями для показателей стали объем и уровень освоения представлений, полученных детьми в старшей группе, учет осознанности знаний и умения их применять.
Критерии оценки:
1.Владеет основными культурными способами безопасного поведения на дороге.
2.Применяет полученные освоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, преобразовывает способы их решения в соответствии с особенностями ситуации, выбирает программу действий, на основе освоенных ранее.
3.Свободно ориентируется в пределах ближайшей местности (дом, детский сад, школа), имеет знания о правилах дорожного движения.
4.Сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасной ситуации.
5.Может на основе анализа схемы улицы, модели дорожной ситуации выбирать наиболее безопасный маршрут передвижения.
6.Умеет определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Таблица № 1 «Результаты мониторинга-начало проекта»
Фамилии заменить в 2-х таблицах
1.Авраменко Кирилл
2.Буслаева Виктория
3.Воронина Виктория
4.Засорин Никита
5.Кащеев Илья
6.Коркуц Ангелина
7.Косов Степан
8.Кузнецова Ольга
9.Сопина Арина
10.Стефанова Арина
11.Титов Матвей
12.Прудников Владислав
13.Евстафьев Сергей
Вывод: Анализируя содержание критерий (6) по ПДД, видно из таблицы что наиболее высокий результат усвоения знаний, умений –критерий №4(2,2 балла), №1;3-по 2 балла; ниже показатель-критерий №2-1,6 балла, из чего следу-
ет-
Усилить работу по данному разделу, используя разные формы работы.
Таблица № 2 «Результаты мониторинга - конец проекта»
Вывод: Из таблицы №2 прослеживается положительная динамика развития детей по всем критериям (сравнивая с табл. №1), наиболее высокие результаты: критерии №1;3-6 (от 2,6-2,7 балла), чуть ниже критерий№2 (2,5 б.). Уделить больше внимания в этом направлении, используя различные формы работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
План-схемы безопасного маршрута «Дом-школа-дом» воспитанников подготовительной группы.
План-схема воспитанника подготовительной группы Насти Ракитиной
Описание маршрута:
Мой маршрут в школу короткий, так как школа находится рядом с домом.
Мы с папой и мамой выходим из подъезда,перед нами двор.Необходимо прислушаться и осмотреться-нет ли машин. Далее мы идем в сторону школы,следя за дорожной обстановкой,хоть и движение по этим дорогам не интенсивное,но нужно быть внимательными. Проходим мимо детской площадки, поварачиваем налево, идем по асфальтированной дорожке,ведущей к школе.
Ракитина Настя
На страницах убери слово серое План
План-схема воспитанницы подготовительной группы Кузнецовой Ольге
Описание маршрута:
Моя любимая школа №6 находится совсем рядом с домом. Я уже хожу на подготовку по субботам и хорошо изучила свой путь. Двигаться по дворовой территории нужно осторожно,потомучто машины движутся в разных направлениях,хоть их и не много.Из подъезда я поварачиваю налево, иду прямо,затем опять налево,немного пройдя поварачиваю направо по дорожке,где ходят пешеходы, и вот моя родная школа!
Кузнецова Ольга
План-схема воспитанника подготовительной группы Авраменко Кирилла
Описание маршрута:
В школу №40 я с родителями сначало иду по тротуару, выйдя из подъезда, но затем мне предстоит переходить дорогу дважды с помощью пешеходного перехода, это не регулируемый переход, но я знаю правила перехода проезжей части. Нужно подойти к обочине дороге, остановиться и посмотреть-налевонаправо, затем снова налево и если нет транспорта, продолжить путь, строго по белым полоскам-зебре. Мои родители всегда соблюдают правила движения и я обязательно буду следовать их примеру, ведь впереди интересная школьная жизнь!!!
Авраменко Кирилл
План-схема воспитанника подготовительной группы Косова Степана
Мой маршрут такой:
Живу я на улице Комсомольской дом 404.В школу с мамой мы идем по тротуару, двигаясь по правой его части, проходим несколько жилых пятиэтажных домов, в одном из них находится библиотека им. Тургенева. Перед школой перехожу не большую дорогу, смотрю по сторонам, нет ли транспорта, по всей дороги расположены-«лежачие полицейские», это хорошо для пешеходов (машины двигаются медленно).
Время в пути от дома до школы занимает 5-7 минут.
План-схема воспитанницы подготовительной группы Сопиной Арины
Описание маршрута:
Выходя из дома проходим по тротуару мимо Воинской части,потом 8подъездный дом,расположенный торцом к воиской части.Напротив этого дома строительная площадка ,на которой строится многоэтажка.Выходим на улицу Комсомольская мимо « Дома быта»,переходим с осторожностью трамвайные пути,глядя по сторонам. Перед нами проезжая часть с огромным потоком машин,но нам помогает при переходе-Светофор,мы четко следуем его сигналам.Мы с мамой всегда соблюдаем правила дорожного движения.
И затем по тротуару доходим до лицея №16.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Рисунки по теме: «Школа дорожных наук»
Ф.И.измени ост. оставь Косов Степан
Сопина Арина
Авраменко Кирилл Ракитина Настя Буслаева Вика рамку снизу убери напиши Приложение№5
Приложение №5
ФОТОМАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ
Убери везде даты с фот
Каждый воспитанник группы обеспечен фликерами – светоотражающими элементами.
Победа детей во Всероссийском конкурсе
«Светофорик»
Спортивный праздник «Школа дорожных наук»
Встреча с сотрудниками отдела по пропаганде УГИБДД УМВД России по Орловской области