Проект по правилам дорожного движения «Безопасные дороги»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯСЛИ-САД №159 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ"
Тема педагогического проекта
«Безопасные дороги»
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Возраст воспитанников
1,5-7 лет
Автор – разработчик:
Семенова Анна Викторовна
воспитатель МБДОУ №159
Макеевка – 2022 г.
Содержание
Паспорт педагогического проекта 2
План работы для детей младшей (ясельной) группы (1,5 – 3 года) 17
План работы для детей младше-средней группы (3-5 лет) 22
План работы с детьми старше-подготовительной группы (5-7 лет) 27
Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения 31
Актуальность проекта. Мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и правила дорожного движения. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий являются именно дети, которые играют около дорог, переходят улицу в неположенных местах, а приводит к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях путем ознакомления детей с правилами дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребёнок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте. Изучение ПДД в детском образовательном учреждении - это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их жизнь и безопасность. Для полноценного усвоения детьми знаний по ПДД, умения пользоваться этим знаниями на практике необходимо не только проведение каких-либо мероприятий, но и участие родителей воспитанников ДОУ. Изучение правил дорожного движения является одной из главных задач в моей работе на сегодняшний день.
Проблема проекта:
Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для детей? Знает ли ребенок правила поведения на улице, на дороге, в личном и общественном транспорте? Сможет ли ребенок применить на практике знания о правилах дорожного движения?
Гипотеза проекта состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по правилам дорожного движения.
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2023 г. – май 2024 г.)
Участники проекта: дети дошкольного возраста МБДОУ №159, воспитатели, музыкальный работник, родители.
Цель проекта:
сформировать у детей дошкольного возраста культуру безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте; воспитание ответственного и внимательного пешехода и будущего водителя.
Задачи проекта:
формировать основы безопасного поведения пешехода на улице путем ознакомления их с правилами дорожного движения;
познакомить со строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах безопасного поведения на дороге;
активизировать словарь детей по теме «Правила дорожного движения»;
пополнять словарный запас детей по теме «Правила дорожного движения»
развивать осторожность, внимательность на дороге;
развивать связную речь у детей путем использования в своей работе наглядных пособий и словесных материалов;
воспитывать дисциплинированность и желание сознательно выполнять правила дорожного движения,
воспитывать культуру безопасного поведения пешехода на улице и пассажира в транспорте.
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Принципы реализации проекта:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Здесь идет речь не о заучивании детьми правил дорожного движения, а о воспитании у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.
Принцип практического использования полученных знаний. Воспитание не должно ограничиваться словами и показом картинок. С детьми необходимо выходить к дороге и объяснять ситуации с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой.
Принцип повсеместности. Использование каждой возможности в процессе игр, прогулок, в утреннее и вечернее время и прочих мероприятий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил.
Принцип последовательности. Каждое новое занятие по основам дорожной безопасности должно опираться на уже усвоенное знание детьми.
Предполагаемый результат:
приобретение детьми знаний по правилам дорожного движения в соответствии особенностями каждой возрастной группы;
формирование умения находить верное решение в проблемной ситуации.
привитие культуры поведения на дороге и в транспорте.
формирование чувства ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
побуждение детей к дальнейшему знакомству с правилами дорожного движения.
обогащение предметной среды в группах по правилам дорожного движения.
активное участие родителей в реализации проекта.
Продукты проекта: план работы на год, разработки НОД правилам дорожного движения, рисунки и поделки детей, изготовление макета города, памятки и консультации для родителей, чтение художественной литературы, дидактические игры и пр.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Создать предметно – развивающую среду: оборудовать уголоки по ПДД в группах, подобрать методическую и учебную литературу, подготовить атрибуты к играм, разработать конспекты занятий, прогулок, игр, изготовить макет «В детский сад я иду».
Оборудовать на территории детского сада площадку по безопасности дорожного движения.
Реализация проекта осуществлять через все доступные формы и методы работы. Это – игровые занятия, тематические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения за дорогой, прогулки, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественных произведений, настольные, подвижные, дидактические и сюжетно–ролевые игры, обучающие мультфильмы.
Педагогам в ходе подготовительного этапа необходимо определить формы работы по уровню имеющихся знаний у детей, изучить эффективные технологии и методики в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, разработать сетку занятий с учётом возрастных особенностей и на основе этого составить план работы.
Разработать диагностику с целью изучения знаний, полученных детьми в ходе реализации проекта. Мониторинг проводить два раза в год - в начале и конце учебного года.
Подобрать информационный материал для работы с родителями: консультации, анкетирование, инструктаж, памятки, рекомендации, совместные занятия.
Основной этап.
Провести целенаправленную работу с детьми по совершенствованию усвоенных детьми знаний и умений по профилактике дорожно–транспортной безопасности.
Осуществлять практическую образовательную деятельность в различных образовательных областях общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Задачи работы в разных возрастных группах.
Возраст воспитанников 1,5 -3 года:
создать условия для поэтапного освоения детьми правил безопасного поведения на дороге;
познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом;
дать детям представление о разновидностях транспорта, познакомить с машинами специального назначения;
знакомить детей с понятиями «улица» (дорога, проезжая часть, тротуар, разметка, зебра, пешеходный переход, светофор и т.д.);
формировать у детей представления о правилах поведения на проезжей части;
формировать навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте.
развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, активизировать словарь по теме «Правила дорожного движения»;
воспитывать потребность быть дисциплинированным, формировать положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на улице.
Возраст воспитанников 3-5 лет:
дать представление об улицах, дорогах, видах транспорта, пешеходном переходе, светофоре и значении его сигналов, о движении транспорта и людей;
на экскурсиях показать тротуар, проезжую часть дороги, пешеходный переход, объяснить их назначение;
учить различать автомобили: легковые, грузовые, маршрутные (называть отдельные детали у транспортных средств: кабина, руль, кузов, колесо);
учить называть местонахождение предметов: справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; размеры предметов: большой, маленький, широкий, узкий, высокий, низкий; цвета предметов, выделяя: красный, желтый, зеленый;
ознакомить с действиями, которые выражаются глаголами: остановился, поехал, тормозит, разворачивается и т. д.;
научить изображать на бумаге дома, автомобили, сигналы светофора; отражать в цвете (красный, желтый, зеленый);
закрепить на рисунке изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
формировать умение конструирования: дом, автомобиль, светофор, пешеходный переход;
сформировать привычку – при переходе дороги крепко держать взрослого за руку;
уточнить знания детей о назначении светофора;
сформировать умение ориентироваться на территории и вокруг дошкольного образовательного учреждения;
на прогулках закреплять знания об установленных для перехода проезжей части местами: наземный и подземный пешеходные переходы; средствах регулирования дорожного движения: знаках и светофора;
дать представление об участниках дорожного движения: пешеходе, водителе, пассажире;
учить различать дорожные знаки для пешеходов;
расширить знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях, профессии «водитель»;
закрепить умение определять расстояние до предметов: далеко, близко; изменение направления движения пешеходов и транспортных средств: едет медленно, быстро, бежит, идет, останавливается, поворачивает направо/налево;
ознакомить с правилами безопасного перехода проезжей части дороги, безопасного поведения в маршрутном транспорте и на остановке маршрутных транспортных средств.
Возраст воспитанников 5-7 лет:
закрепить умение свободно ориентироваться на территории и вокруг дошкольного образовательного учреждения;
на прогулках закрепить знания об участниках дорожного движения, видах транспорта, назначении и местах установки дорожных знаков;
дать представление об истории появления автомобиля;
ввести понятие «дорожные ситуации – «дорожные ловушки»;
учить анализировать, прогнозировать дорожные ситуации - «ловушки»;
закрепить знания правил безопасного перехода проезжей части дороги, безопасного поведения в маршрутном транспорте и на остановке маршрутных транспортных средств;
сформировать понимание пространственной терминологии (левая – правая сторона, впереди – сзади, далеко - близко, движение прямо, наискосок);
дать представление работе регулировщика-инспектора ДПС, службах «101», «102», «103»;
ознакомить с особенностями дорожного движения в разное время года и о влиянии погодных условий на движение транспорта и пешеходов;
содействовать формированию умения передвигаться на 2-х колесном велосипеде: «по прямой», «с поворотами», «по кругу», «змейкой»;
дать представление о детском дорожно-транспортном травматизме, причинах ДТП с участием детей;
закрепить знания о правах и обязанностях участников дорожного движения;
обучить самостоятельно давать оценку действиям участников дорожного движения : водителя, пешехода и пассажира;
расширить и закрепить знания о дорожных ситуациях - «ловушках»: закрытого обзора, в зоне остановки маршрутного транспорта, на пешеходном переходе, на углу перекрестка, у светофора, отвлечения внимания, понижения внимания или «пустынная дорога», подстерегающие возле дома, середины дороги, при движении вдоль проезжей части;
развивать умения определять и предвидеть опасность дорожной ситуации;
формировать самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом дороги;
расширить знания о работе регулировщика-инспектора ДПС;
на прогулках закрепить знания о дорожных ситуациях - «ловушках», назначении дорожных знаков, правилах безопасного поведения на проезжей части дороги, регулировании дорожного движения;
в рисунках, аппликациях передавать впечатления, полученные при наблюдении на прогулках и развлечениях;
заучивание стихов, беседе по дорожным ситуациям, рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок, для закрепления новых понятий, слов, представлений.
Заключительный этап.
Провести итоговую диагностику для оценки знаний, полученных детьми с занесением данных в специальную карту развития или диагностический журнал.
Основные направления работы:
Работа с педагогами:
Советы педагогов
Консультации
Семинары-практикумы
Деловые игры
Открытые просмотры НОД
Круглые столы
Работа с детьми:
НОД
Беседы
Чтение художественной литературы
Праздники, развлечения
Целевые прогулки, экскурсии
Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
Подвижные игры, упражнения, эстафеты
Создание атрибутов к играм
Просмотр мультфильмов
Отгадывание загадок
Решение проблемных ситуаций
Конструирование
Изобразительная деятельность
Работа с родителями:
Совместная деятельность детей и родителей в МБДОУ
Праздники, развлечения
Участие в конкурсах рисунков, выставках
Дни «открытых дверей»
Совместная деятельность детей и родителей в семье
Чтение художественной литературы
Совместные прогулки
Просмотр детских телепередач
Изготовление поделок
Просветительная деятельность родителей в ДОУ
Анкетирование родителей
Рекомендации, консультации
Родительские собрания
Папки-передвижки
Предполагаемые результаты (знания и умения детей):
умеют читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;
сформированы знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
сформирована активная жизненная позиция образцового участника дорожного движения.
расширен словарный запас по теме «Правила дорожного движения».
Месяц | Примерное содержание работы |
Октябрь | НОД по развитию речи «Знакомство с улицей» Беседа «Как вести себя на улице» Рассматривание иллюстраций «На улице города» Игровая ситуация «Мы по улице шагаем» Чтение художественной литературы: Н.Мигунова «Учимся переходить дорогу», Я. Пишумова «Машины», заучивание потешки «Поехали-поехали» Дидактические игры: «Большая - маленькая», «Собери автомобиль» (разрезные картинки), «На чем мы ездим», «Кто где?», «Научи куклу ходить по дорожке» Подвижные игры: «Воробушки и автомобили», «По ровненькой дорожке» Наблюдение на прогулке за проезжающим транспортом Пальчиковая гимнастика «Называть я транспорт буду» Конструирование: «Дорога для автомобилей», «Дорога для пешеходов» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Отгадывание загадок по теме Раскраски: «Веселая улица», «Зверята шагают по улице». |
Ноябрь | НОД по развитию речи «Транспорт», НОД по аппликации «Наклеим окна на автобус», НОД по лепке «Колеса для машины» Утренняя гимнастика «Еду-еду к бабе, к деду…» Знакомство и рассматривание макета улицы с транспортом Наблюдения на прогулке за проезжающими машинами (узнавание и называние знакомых) Игра-инсценировка «Как машина зверюшек катала» Дидактические игры: «Грузовая или легковая», «Поставь машину в гараж» Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в город красок», «Поездка в гости» Чтение художественной литературы: А. Барто «Грузовик», Н. Павлова «На машине», А. Барто «Мой веселый звонкий мяч» Подвижные игры: «Ехали-ехали и приехали», «Поедем на машине», «Цветные автомобили», «Машина», «Машины едут по улице» Конструирование дорог, домов и автомобилей из детского строительного набора Конструирование «Гараж для машины» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Отгадывание загадок по теме. Раскраски: «Транспорт» |
Декабрь | НОД по развитию речи «Наш друг – светофор», НОД по лепке «Светофор», «Разноцветные сигналы», НОД по изобразительной деятельности «Красные, желтый, зеленый», «Светофор у дороги» Беседа по картине «Мой друг Светофор» Игра на развитие внимания «Сигналы светофора» Дидактические игры: «Собери Светофор», «Разрезные картинки» Чтение художественной литературы: З. Березиной «Светофор», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», «Дядя Стёпа – милиционер» Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Светофор» Раскраски: «Светофор» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» |
Январь | НОД по развитию речи «Путешествие в страну правил дорожного движения», НОД по изобразительной деятельности «Дорожный знак» Беседа по картине «Пешеходный переход». Игра «Мы – пешеходы» Наблюдение за проезжей частью «Движение пешеходов через пешеходный переход» Подвижные игры: «Автомобили», «Воробушки и автомобиль» Рассматривание макета улицы с транспортом Дидактические игры: «Собери пешеходный переход», «Зебра полосатая» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Отгадывание загадок о правилах дорожного движения. |
Февраль | НОД по развитию речи «Я – пешеход!», НОД по изобразительной деятельности «Зебра на дороге», НОД по лепке «Полосатая дорога» Дидактические игры: «Знаки дорожного движения», «Найди знак» Беседа «Правила поведения в транспорте» Игры с макетом: «Страна дорожных знаков», «Дорожные знаки перепутались» Подвижные игры: «Пешеходы и водители», «Машины» Раскраски: «Пешеходный переход», «Зебра» Конструирование: «Широкая и узкая дорожка», «Дорожка для мишки» Отгадывание загадок по теме. Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» |
Март | НОД по развитию речи «Разные виды транспорта», НОД по изобразительной деятельности «Дорожка для машин» Рассматривание и описание игрушки «Машина», «Самолет», «Кораблик» Настольные игры: «Угадай транспорт», «Четвертый лишний» Наблюдение за проезжающим транспортом Рассматривание тематических картинок из серии «Транспорт» Отгадывание загадок по теме Разучивание песенки «Мы едем, едем, едем, в далекие края» Просмотр презентации «Виды транспорта» Рассматривание иллюстраций «Дорожные ситуации» Физкультминутка «Транспорт» Подвижная игра «Перекресток» Раскрашивание силуэтов автомобилей Сюжетно-ролевая игра «Шофёры» Игра-инсценировка «Как машина зверят катала» Игровая ситуация «Поучим зайчика переходить дорогу» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» |
Апрель | Беседы: «Кто такой водитель?», «Правила поведения в транспорте», Мы пассажиры» Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик» Подвижная игра «Мы – водители» Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Водитель грузовика» Ситуативный разговор «Что я видел на улице?» Дидактическая игра «Покажи, что назову» Конструирование: «Гараж для автобуса», «Дорога для машины» Рассматривание иллюстраций «Транспорт в городе» Развлечение «Мы едем, едем, едем, в далекие края» |
Месяц | Примерное содержание работы |
Октябрь | НОД по развитию речи «Знакомство с улицей» (повторение), НОД по изобразительной деятельности «Наша улица» Наблюдения на прогулке: «Правила движения автомобилей по проезжей части», Передвижение пешеходов по тротуару» Фотовыставка «Улицы моего города» Беседа «Кто такой регулировщик?» Режиссёрские игры: «Осторожно – дорога!», «Построим улицу» Рассматривание макета «Улица, которая ведет нас в сад» Подвижные игры: «Светофор», «Автомобили», «Слушай команду» Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», С. Михалков «Моя улица» Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Что мы видим вокруг», «Угадай, какой знак?» Отгадывание загадок по теме. Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» |
Ноябрь | НОД по развитию речи «Транспорт» (повторение), «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт» , НОД по лепке «Самолет», «Ракета» Рассказ воспитателя «Транспорт специального назначения» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Конструирование из блоков Дьенеша «Грузовик» Рассматривание иллюстраций «Транспорт в городе» Чтение художественной литературы: Ю. Кушак «Плывет кораблик в гости», Я. Тайц «Поезд», В. Свальнов «Трактор, друг Журавленка», Н.Павлова сказка «На машине» Беседа «Воздушный транспорт» Пальчиковая гимнастика «Самолеты» Показ презентация «Водный транспорт», «Воздушный транспорт» Сюжетно-ролевые игры: «Корабль», «Помощники на дороге» Ситуация общения «Транспорт, помогающий людям» Выставка машин из бросового материала Подвижные игры: «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Автомобили», «Шоферы», «Разные машины», «Грузовик» Упражнение «Машина» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Водители», «Путешествие на машине», «Верно-неверно» Отгадывание загадок по теме. |
Декабрь | НОД по развитию речи «Светофор наш лучший», НОД по изобразительной деятельности «Светофор» Решение проблемной ситуации «Помоги Торопыжке перейти дорогу» Подвижные игры: «Сигналы светофора», «Светофорчик» , «Огни светофора» Заучивание стихотворения «Три чудесных цвета» Беседы: «Дорожный знак», «Пешеходный переход» Рассматривание дорожного знака «Пешеходный переход» Ситуация общения: «Как надо переходить улицу», «Как перейти улицу, если нет светофора» Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета» Конструирование «Строим светофор» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Дорожная азбука», «Сигналы светофора», «Дорожное лото» Чтение художественной литературы: Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор» Отгадывание загадок по теме. |
Январь | НОД по развитию речи «Мы и автомобиль», НОД по аппликации «Веселая машина», НОД по лепке «Шофер» Беседа «Путешествие с семьей» Сюжетно ролевая игра «Водители» Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Цветные автомобили», «К своим флажкам» Решение проблемной ситуации «Что случиться если…» Фотовыставка «Ребенок в автомобиле» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Автомульти», «Безопасный город», «Да-нет» Отгадывание загадок по теме. |
Февраль | НОД по развитию речи «Пассажиры», «Транспорт нашего города», НОД по изобразительной деятельности «Я в автобусе» Подвижные игры: «Водители и пешеходы», «К своим знакам», «Бегущий светофор» Просмотр мультфильма «Смешарики. Транспорт нашего города» Беседа «Правила поведения в транспорте» Рассматривание дорожного знака «Остановка общественного транспорта» Целевая экскурсия к остановке Сюжетно ролевая игра «Автобус» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Я-пассажир», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Силуэт» Отгадывание загадок по теме. |
Март | НОД по развитию речи «Мы по улице идем», НОД по изобразительной деятельности «Пешеход идет» Дидактические игры: «Нужно – нельзя, «Это я, это я, это все мои друзья», «Виды перекрестков» Подвижные игры: «Зебра», «Будь внимательным», «Внимание, пешеход!» Упражнение «Перейди дорогу» Сюжетно ролевая игра «Дорога» Режиссёрская игра «Мы пешеходы» Викторина «Пешеход на улице» Решение проблемных ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?», «Дорожные происшествия» Рассматривание плакатов по правилам дорожного движения Целевая экскурсия к перекрестку Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы Чтение художественной литературы: Хурманек Д. «Перекресток» |
Апрель | НОД по развитию речи «Будь внимателен» Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Тише едешь, дальше будешь», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Дорожное - не дорожное» Дидактические игры: «Назови правильно», «Запомни правило», «Найди ошибку» Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы» Отгадывание загадок по теме Развлечение «Знай и уважай правила дорожного движения» |
Месяц | Примерное содержание работы |
Октябрь | НОД по изобразительной деятельности «Автопарк нашего города», «Автостанция» Постройка из конструктора «Наш участок» Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад Беседы «История транспорта», «Виды светофоров и их назначение», «Предупреждающие знаки», «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток» Сюжетно-ролевая игра «Автопарк» Дидактические игры: «Прочитай схему», «Хорошо – плохо», «Волшебный перекресток», «Водители и пешеходы», «Ловкий пешеход», «Слушайся регулировщика» Рассматривание картинок о видах транспорта Целевая прогулка: наблюдение за движением пешеходов Чтение художественной литературы: Н. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», «Машины на нашей улице» М. Ильин, Е. Сегал Рассматривание знаков: «Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Подвижная игра «Стоп» Обыгрывание ситуаций на макете улицы города Рассматривание макета светофора Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора Постройка из конструктора «Улица с перекрестком», «Мосты» Игры с макетом улицы «Расставь правильно знаки» Игра-викторина «Кто лучше знает правила дорожного движения» |
Ноябрь | НОД по изобразительной деятельности «Дорожные знаки» Чтение художественной литературы: «Для чего нам светофор» О. Тарутина, С. Волков «Про правила движения», «Улица, где все спешат» И. Серякова Тематическая прогулка «Правила для пешеходов» Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот». Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля. Беседы «Поведение детей на дорогах и улицах», «Транспорт специального назначения», «Знаки, которые запрещают» Дидактические игры: «Светофор», «Назови запрещающие знаки», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки), «Улица города», «Что лишнее» Выставка детских рисунков «Мы переходим улицу» |
Декабрь | Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге Рисование дорожных знаков по желанию Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» Дидактические игры: «Найди и расскажи», «Собери знак», «Что означает», «Найди дорожный знак», «Хорошо и плохо». Беседа «Правила перехода улиц и дорог» Чтение художественной литературы: «Машина, которую рисовать научили» И. Серяков, «Бездельник светофор» С. Михалков |
Январь | Беседы «Работа сотрудника ГИБДД», «Световые сигналы автомобиля», «Зачем нужен регулировщик?», «Осторожно, скользкая дорога!» Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке» Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков Дидактические игры: «Узнай дорожный знак», «Я иду через дорогу», «Умелый пешеход». Подвижные игры: «Самый быстрый», «Умелый пешеход», «Зимняя дорога». Чтение художественной литературы: А. Ганюва «Гололёд», «Светофор» Б. Житков. Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения |
Февраль | Беседы: «Как безопасно перейти дорогу?», Беседа «Место для игр», «Знаки сервиса Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка» Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Регулировщики» Подвижные игры: «Стоп», «Не ошибись» Заучивание стихотворения Михалков С. «Постовой» Конструирование «Улица город» |
Март | Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». НОД по изобразительной деятельности «Специальный транспорт» Дидактические игры: «Поставь правильно дорожные знаки», «Бегущий светофор». Заучивание стихотворения «Запрещается – разрешается» В. Семурина. Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые Рисование различных марок и видов машин Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки» |
Апрель | Беседы «Я и мой велосипед», «Виды дорожных знаков» Загадывание загадок по правилам дорожного движения. Рисование различных видов пешеходных переходов. Чтение художественной литературы: С. Волков «Правила дорожного движения», «Ученый дружок» И. Серяков, А. Дорохова «Подземный переход». Целевая прогулка «Покажи и назови известный дорожный знак», «Пешеходный переход» Игра «Чья команда назовет больше дорожных знаков», «Движение по спирали» Инсценирование песни «По улице, по улице» Изготовление указательных знаков для игр с макетом Дидактическая игра «Поставь правильно знак» Рисование дорожных знаков Загадывание загадок о правилах дорожного движения. Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот». Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля. |
Сентябрь:
1. Рекомендация для родителей: «Ребенок и велосипед».
2. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».
Октябрь
1. Консультация «Семейная прогулка».
Ноябрь:
1. Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».
2. Памятка для родителей «Осторожно, дети на дороге!».
Декабрь:
1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».
Январь:
1. Консультация «Как научить детей соблюдать правила дорожного движения».
Февраль:
1. Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?»
Март:
1. Изготовление родителями атрибутов для театрализованных игр по ПДД.
Апрель:
1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.
2. Папка-передвижка «Дорога детсва».
Май:
1. Памятка «Улица – лучший учебник»
2. Консультации на тему: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
Реализация данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме ознакомились с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
Гулидова Т.В. «Проектная деятельность в детском саду»
Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г.
Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.