Проект по ранней профориентации детей подготовительной группы «В инженеры я пойду — пусть меня научат»
Структурное подразделение МОУ «СОШ № 13»
дошкольные группы «Радуга»
Проект по ранней профориентации детей подготовительной группы
на тему:
«В инженеры я пойду – пусть меня научат»
Автор проекта:
Лашкова Евгения Юрьевна
2020 – 2021 учебный год
Проект в подготовительной группе № 7 «Бабочки»
«В инженеры я пойду – пусть меня научат».
Цель проекта: Развитие познавательных способностей, через знакомство с миром инженерных профессий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения инженерных профессий;
- учить использовать схемы и алгоритмы в своей работе;
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
- побуждать интерес к миру инженерных профессий;
- развивать знания детей о разнообразии инженерных специальностей;
-воспитывать способность замечать дела окружающих людей.
Сроки реализации: краткосрочный – 1- 11 декабря 2020 год
Вид проекта: информационно – познавательный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ определяет дошкольное образование как начальный уровень общего образования, поэтому дошкольное учреждение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен
получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения
целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе
такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и
различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся
анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел
конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того,
чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и
выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию
умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.
Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.
Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Проблема: недостаток знаний о видах инженерных профессией. Помочь детям проявить интерес к инженерно-техническому направлению.
Ожидаемые результаты:
- сформирован интерес к людям этих профессий – инженер - строитель, инженер - связи, инженер – конструктор.
-развито чувство гордости и уважения к человеку труженику.
Формы работы:
• чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;
• беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.
• просмотр презентаций «Инженер – кто это?», «Роботы в жизни человека»
• проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр «Кем быть?», «Строители», «Разрезные картинки».
• конструирование из деталей конструктора.
• игры настольные «РобоМышь Колби».
Мероприятие по реализации проекта:
Подготовительный этап
1. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
2. Рассматривание иллюстраций о результатах труда людей разных инженерных профессий.
3. Разучивание стихов и чтение художественной литературы о профессиях.
4. Дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме.
Основной этап
Совместная деятельность воспитателя и детей.
НОД: «Кто построил этот дом?», «Дома бывают разные», «Наш друг интернет?», «У меня зазвонил телефон», «Соберем ракету в космос».
Рисование: «Чертим путь для мышки Колби», «Дома на нашей улице», «Роботы».
Конструирование: «Здания», «Роботы».
Просмотр мультфильмов, виртуальная экскурсия – «Инженеры на предприятиях города».
Рассматривание альбомов, книг, фотографий – коллажей.
Чтение произведений о труде и обсуждение рассказов о строительстве,
Л. Емельянова Строим город»
В. Маяковский «Кем быть?»
С. Баруздин «Кто построил этот дом»
Г. Люшин «Строители»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
Загадывание загадок по теме
Игровая деятельность:
-сюжетно-ролевые игры со строительным материалом: «Мы строители», «Построим здание», «Новоселы», «Изобретатели», «Испорченный телефон».
-дидактические игры «Кто, где работает?», «Кому, что нужно?», «Такие разные дома», «Телефон».
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Работа с родителями:
Изготовление роботов своими руками.
Подготовить материал по теме – «Профессия - инженер» (в виде презентации).
Чтение художественной литературы совместно с детьми.
Консультация «В мире инженерных профессий».
Заключительный этап
Сделать фото-коллаж «Профессия инженер связи».
Оформление фотоальбома «Красивые здания мира».
Список литературы:
Алабьева Е. А. «Поиграем в профессии»
Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях».
Куцакова Л. В. «Конструирование в подготовительной группе»
Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет.