Проект по родному краю в подготовительной группе
Проект ««Чудеса Башкортостана»»
автор проекта: Кузьмина Е.А
Характеристика проекта:
По доминирующей деятельности: творческий, познавательный, исследовательский;
По времени проведения:долгосрочный;
По характеру контактов: внутри ДОУ;
Участники проекта: старшие дошкольники, родители.
Актуальность темы: Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Цель проекта: Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа; Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас; Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики; Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.
Задачи:
Формировать бережное отношение к природе родного края;Формировать знания по культуре родного края;Продолжать учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества;Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.
Пояснительная записка.
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Республика Башкортостан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РБ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.
План реализации проекта
д/н |
Образовательные области по ФГОС |
Образовательная деятельность |
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД |
сентябрь |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие. |
Интегрированное занятие по ознакомлению детей с национальной культурой башкирского народа. (Приложение 1) |
- Познавательные беседы: «Мы живем в России»; «Мой родной край Башкортостан» «Лес – наше богатство», «Мой край Башкортостан» - Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»; - Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин. - Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента»; - Музыка «Процветай, Родина моя! », |
Октябрь |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
Занятие по ФЦКМ «Цвети мой край башкортостан» |
- Беседы: «Флаг Башкортостана»; Поющий родник», «Лекарственные растения Башкортостана», «Башкортостан – моя республика «Мой родной край»; - Рассматривание иллюстраций: «национальные блюда башкир»; «Герб Башкортостана»; Аппликация: «Украшение одежды башкирским орнаментом». - Рисование «Флаг России»; - Чтение башкирской сказки «Падчерица» А.Платонов; - п/и: «Белые медведи». |
Ноябрь |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
Занятие по аппликации «Башкирский флаг» |
- Беседы: «Башкирская пчела», «Мурадымовское ущелье», «Озеро Аслы – куль», «Пещера Шульган – таш», «Где мы живём?»; - Дидактическая игра «Сложи башкирский узор»; Ознакомление с художественной литературой Легенда «Происхождение башкир», сказка «О курае», легенда о происхождении шиханов - Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята»; - Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ? ». Художественное творчество Рисование: «украшение бочонка для меда», |
Декабрь |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
Чтение башкирской сказки «Лиса сирота» |
- Беседа: «Что мы знаем о башкортостане» «Что мы знаем о пчелах», «», «Цвети мой край родной».; - д/и: «Найди среди гербов разных областей и республик герб Башкортостана», «Сложи флаг России»; - п/и: «Хитрая лиса»; - рисование «Башкирский флаг». |
Январь |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
рисование – «Башкирский орнамент»; |
- Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»; - п/и: «Белые медведи»; - дидактическая игра «Орнамент»; - Беседа: ««Цвети мой край родной»; - Беседы: «Башкирская пчела». |
Февраль |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие |
Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», Коммуникация КВН «Дикие животные нашего края», драматургия башкирской народной сказки «Четыре друга». Беседа: «О городе Уфе», «Водяной орех», |
|
Март |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие |
Беседа: «Иремель горы», «Озеро Кандры – куль». Художественное творчество Рисование: «Ромашки», «Юрта». Дидактические игры: «Какого города герб?» «Башкирская национальная одежда» |
|
Апрель |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
Беседа: легенды о реках Башкортостана, сказка «Медведь и пчелы». Д.И «Собери карту Башкортостана», «Кто скорее составит флаг РБ?». Музыка «Процветай, Родина моя!» Подвижные игры: «Юрта», Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной». |
|
Май |
Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
Музыка «Я люблю тебя, мой Башкортостан!», Д.И, «Узнай свой элемент башкирского орнамента», Подвижные игры: «Медный пень», «Липкие пеньки», Работа с родителями Посещение краеведческого музея, Дидактические игры «Собери карту Башкортостана» |
Заключение
Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Список литературы
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.