Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста «Учимся думать - играя»

2
0
Материал опубликован 7 December 2021







Проект по развитию психических процессов

у детей дошкольного возраста

Тема «Учимся думать - играя»

Образовательная область:

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие






Руководитель проекта:

Козлова Е.В.

Педагог-психолог первой категории

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»



Содержание

Пояснительная записка

Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

 В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.

Название проекта: «Учимся думать – играя».

Цель: развитие психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.

- развитие осязательного и зрительного восприятия.

- развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.

- развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

- развитие воображения и повышение познавательного интереса.

- развитие мелкой моторики;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- формирование оптико-пространственного восприятия.


Проблемное поле проекта: необходимость развития психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

- анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;

- использование ИКТ;

- использование словесных игр, игровых упражнений, дидактических игр;

- демонстрация наглядных пособий.

Планируемые результаты

- проявляет интерес к познанию и самопознанию;

- устанавливает смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.);

- имеет представление об окружающем по темам (человек, транспорт, посуда, животные и т. д);

- проявляет логическое мышление, наглядно-образное, наглядно-действенное;

- умеет проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.

Вид проекта – практико-ориентировочный, долгосрочный.

Состав участников: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам: сентябрь 2020-апрель 2021года. Занятия организуются один раз в неделю по 15- 20 мин.

Этапы реализации проектной деятельности:

I этап (подготовительный):

- изучить теоретическую литературу по проблеме;

- подобрать методики для проведения изучения психических процессов у детей;

-изучить уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста (сентябрь);

-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

II этап (основной): разработать и апробировать коррекционно-развивающие занятия по заданной проблеме для детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта (октябрь- апрель).

III этап (заключительный): оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.


Этап

Содержание деятельности

Сроки

Подготовительный (информационно-аналитический)

1.Изучить теоретическую литературу по проблеме.

2.Изучить уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Определение темы, цели и задач деятельности по проекту.

3.Подобрать методики для проведения изучения психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

4.Разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию психических процессов.

1-2 неделя сентября

Основной (практический)

1.Апробация системы коррекционно-развивающей работы по формированию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

2.Организация индивидуальных консультаций по запросам родителей.

4. Организация взаимодействия с детьми.

5. Пополнение информационных стендов по теме.

3-4 неделя сентября

-

1-2 неделя апреля


Заключительный (контрольно-диагностический)

1.Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.

2.Разработка буклетов для родителей по теме.

3.Обобщение педагогического опыта.

4.Создание методической копилки по развитию психических процессов. Демонстрация и публикация методической копилки на сайт детского сада.

3-4 неделя апреля

Итоговое мероприятие: презентация проекта по развитию психических процессов старшего дошкольного возраста.

Описание продукта, полученного в результате проекта: методическая копилка по развитию психических процессов старшего дошкольного возраста.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- методическая, педагогическая литература;

- подбор дидактического материала, игр, упражнений;

- использование мультимедийного оборудования.

Проектная карта

Этапы реализации проекта

Содержание и цель деятельности

Сроки

Подготовительный (информационно-аналитический)

1.Изучить теоретическую литературу по проблеме.

2.Изучить уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Определение темы, цели и задач деятельности по проекту.

3.Подобрать методики для проведения изучения психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

4.Разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию психических процессов.

Сентябрь

Основной (практический)

Занятие 1

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания.

Игр.уп. «Кто спрятался в сказочном лесу?».

Игр.уп. «Найди и сосчитай всех зайчиков».

Игр.уп. «Найди и перечисли все изображенные предметы. Как одним словом их можно назвать?»

Игр.уп. «Найди тень»

Игр.уп. «Кто к каком домике живет?».

Сентябрь

Занятие 2.

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.

Игр.уп. «Дорисуй недостающие деталина этих предметах»;

Игр.уп. «Найди различия в картинках»;

Лабиринт «Куда пошел ёжик?»;

Игр.уп. «Нарисуй по клеточкам»;

Игр.уп. Найди на целой картинке фрагменты изображений»;

Сентябрь

Занятие 3

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия пространства, внимания, зрительно-двигательной координации, формирование восприятия различных качеств величины.

Игра «Что там? Кто там?»;

Игр.уп. «Найди похожие предметы и соедини их линиями»;

Игр.уп. «Закрась воздушные шарики в направлении, указанном стрелкой»;

Игра «Длинное-короткое»;

Игра «Найди пару».

Октябрь

Занятие 4

Цель: формирование восприятия качества величины как высота, совершенствование навыков сравнения, развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, восприятия формы.

Игра «Высокий-низкий» (картонные елочки);

Игр.уп. «Наложенные друг на друга предметы»;

Игр.уп. «Обведи по клеточкам предметы, которые спрятались на этих картинках» (заштрихованные картинки);

Лото «Цвет и форма»;

Игра «Широкий-узкий» (широкие и узкие ленты, картонные полоски).

Октябрь

Занятие 5

Цель: развитие слухового внимания, моторной памяти, мышления, зрительного внимания.

Игра «Слушай команду!» (магнитофонная запись Р.Газизова «Марш»);

Игра «Что слышно?» (предметы издающие звуки, ширма);

Игра «Найди два одинаковых предмета»;

Словесная игра «Кто летает?»;

Игр.уп. «Найди пять отличий».

Октябрь

Занятие 6

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики, памяти, зрительно-двигательной координации.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Слушай звуки»;

Игр.уп. «Раскрась мячики»;

Игр.уп. «Кому звонит мальчик?»;

Игр.уп. «Найди пять отличий»;

Игра «Четыре стихии».

Октябрь

Занятие 7

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, памяти, наблюдательности.

Пальчиковая гимнастика;

Игр.уп. «Что лежит в шкафу?»;

Игра «Бусы» (набор бус, шнуровки);

Игра «Чей это дом?»;

Игр.уп. «Найди на верхней картинке всё, что нарисовано внизу в квадратиках»;

Игра «Найди различия».

Ноябрь

Занятие 8

Цель: развитие зрительного анализатора, внимания, слуховой памяти.

Пальчиковая гимнастика;

Игр.уп. «Найди недостающую часть изображения»;

Игр.уп. «Зашумленные предметы»;

Игра «Дорисуй»;

Лабиринт;

Игр.уп. «Раскрась картинку».

Ноябрь

Занятие 9

Цель: развитие слухового внимания, памяти, восприятия, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Слушай звуки»;

Игра «Найди два одинаковых предмета»;

Игр.уп. «Нанизывание бусинок»;

Игр.уп. «Срисовывание по клеточкам»;

Игра «Назови предмет».

Ноябрь

Занятие 10

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, мышления.

Лабиринт;

Игра «Найди половинку»;

Игр.уп. «Узнай по контуру»;

Игра «Чудесный мешочек»;

Игра «Запомни и найди».

Ноябрь

Занятие 11

Цель: развитие внимание. мышление, слуховой и и зрительной памяти, мелкой моторики закрепление названий знакомых предметов, развивать умение воспроизводить словесную последовательность.

Пальчиковая гимнастика;

Игр.уп. «Что изменилось»;

Игр.уп. «Граффомоторные дорожки»;

Игр.уп. «Назови предметы на картинке, сосчитай, запомни их и снова назови»;

Игра «Подбери слово»;

Игр.уп. «Найди заплатку».

Декабрь

Занятие 12

Цель: уточнить представления о предметах, учить находить недостающие детали, развивать зрительную память и наглядно-действенное мышление.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Чего не хватает?»;

Ирг.уп. «Рассмотри рисунок, запомни и ответь на вопросы»;

Игр.уп. «Ориентация на листе»;

Игр.упр. «Правый,левый».

Декабрь

Занятие 13

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, учить правильно отвечать на вопросы, мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика;

Игр.уп. «Запомни рисунок и назови»;

Игра «Граффомоторные дорожки»;

Игр.уп. «Запомни и расставь точки»;

Игр.уп. «Послушай, запомни назови».

Декабрь

Занятие 14

Цель: развитие слуховой памяти, слухового внимания, мышления, закрепление названий знакомых предметов, развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Подбери слово»;

Игр.уп. «Послушай, запомни и назови»;

Игра «Найди половинку»;

Игра «Соедини тень»;

Игра «Что изменилось».

Декабрь

Занятие 15

Цель: учить находить недостающие детали, развивать представления о предметах, развитие внимания, мышление, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Четвертый лишний»;

Игра «Чего не хватает?»;

Игра «Узнай по контуру»;

Игр.уп. «Послушай, запомни и повтори».

Январь

Занятие 16

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание, учить пересказывать короткие рассказы, развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игр.уп. «Запомни и назови»;

Игр.уп. «Запомни и перескажи»;

Игр.уп. «Найди на полках такие же горшочки, как и на столе»;

Игр.уп. «Запомни и нарисуй»;

Игр.уп. «Запомни и назови».

Январь

Занятие 17

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игр.уп. «Дорисуй картинки»;

Игр.уп. «Какой из электроприборов включен в розетку?»;

Игра «Собери картинку»;

Игра «Угадай по описанию»;

Игра «Чудесный мешочек».

Январь

Занятие 18

Цель: развитие внимания, учить находить отличия, развивать память, мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игр.уп. «Найди контур корабля»;

Игр.уп. «Найди отличия»;

Игр.уп. «Разложи по группам»;

Игр.уп. «Найди закономерность»;

Игр.уп. «Подбери картинки».

Февраль

Занятие 19

Цель: развитие памяти, внимание, учить воспроизводить простую последовательность, учить классифицировать по группам.

Пальчиковая гимнастика;

Лабиринт;

Работа с сериями картин;

Игра «Найди отличия»;

Игра «Подбери пару»;

Игра «Четвертый лишний».

Февраль

Занятие 20

Цель: учить понимать воспроизводить простую последовательность событий, учить устанавливать сходство между предметами, развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Работа с серией картин;

Игра «Подбери пару»;

Игра «Сравни и дорисуй»;

Игра «Проведи линию»;

Игра «Найди ошибку».

Февраль

Занятие 21

Цель: развитие мышления, памяти, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Подбери картинки»;

Игра «Назови фигуры»;

Игра «Зверюшки на дорожках»;

Игра «Сравни и дорисуй»;

Игра «Четвертый лишний».

Февраль

Занятие 22

Цель: учить устанавливать несложные закономерности, развитие наглядно-действенного мышления, мелкой моторики рук.

Игра «Найди ошибку»;

Игра «Закончи предложения»;

Игра «Что сначала, что потом?»

Игра «Кто что любит?»;

Игра «Найди заплатку».

Март

Занятие 23

Цель: учить соотносить предметы по форме и размеру, развитие мелкой моторики, мышления.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Найди фрагмент из фигуры»;

Игра «Нарисуй по клеточкам»;

Игра «Кто к кому пойдет в гости?»;

Игра «Сравни предметы по ширине и высоте»;

Игр.уп. «Соедини тень».

Март

Занятие 24

Цель: зрительное восприятие, слуховая и зрительная память, мышление, развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Обведи и раскрась»;

Игра «Разложи картинки в свои конверты»;

Игра «У кого длиннее хвост?»;

Игра «Сложи картинку».

Март

Занятие 25

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Найди лишний»;

Игра «Раскрась мячики»;

Игра «Где ошибся художник?»;

Игра «Запомни и назови».

Март

Занятие 26

Цель: учить образовывать смысловые пары, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Смысловые пары»;

Игра «Назови обобщающее понятие»;

Лабиринт;

Игра «Кто оставил следы на снегу?».

Апрель

Занятие 27

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Найди каждой шапке и шляпке свое место»;

Игра «Что это такое?»

Игра «Сколько горбов у верблюда?»;

Игра «Найди пару».

Апрель

Занятие 28

Цель: учить создавать в воображении образы на основе схематических изображений, развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Дети на прогулке»;

Игра «Где лежат фигуры?»;

Игр.уп. «Заштрихованные картинки»;

Игра «Кто едет в поезде?»;

Игра «Раскрась картинку».

Апрель

Заключительный (контрольно-диагностический)

1.Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.

2.Разработка буклетов для родителей по теме.

3.Обобщение педагогического опыта.

4.Создание методической копилки по развитию психических процессов. Демонстрация и публикация методической копилки на сайт детского сада.

Апрель

Список литературы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/15/proekt-po-razvitiyu-psikhicheskikh-protsessov-u-detey

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000.

3. Куражева Н.Ю. программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. Издательство «Речь»,2016.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации