Рабочая программа «Развитие психических процессов у детей "группы риска"» (7–8 классы)

1
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Пояснительная записка

Обоснование темы. «Современные дети не хотят учиться», - в один голос заявляют взрослые: родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть. Проблема учебной мотивации, повышенного и высокого уровня школьной тревожности, низкого уровня избирательности внимания с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно что-то менять в системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться и не испытывали психологических и психических трудностей в школе.

Актуальность программы. Сегодня актуальной является тема школьной мотивации и тревожности, так как не все дети с желанием посещают школу по определённым причинам.

Что такое школьная мотивация? Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Ребенок приходит в мир с врожденной потребностью во внешних впечатлениях и потребностью в активной деятельности. Иначе такую активность можно назвать – любознательность. Развитие данной потребности дает возможность расти ребенку, получать жизненный опыт.

Поэтому мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Далее происходит формирование внутренней мотивации познавательных интересов: стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности. Формирование внутренней мотивации является для ребенка ценным новообразованием в развитии сознательной деятельности.

Следующий этап –формирование интереса к процессу учения. Ребенку нравится думать, рассуждать, придумывать новые задачи. Он испытывает удовольствие, удовлетворение от самого поиска, анализа скрытого смысла вещей.

Комплексная программа «Психокоррекция низкого и среднего уровня школьной мотивации, концентрации и избирательности внимания, а также повышенного и высокого уровня тревожности у подростков» представляет собой систематическую психологическую помощь учащимся.

Цель программы: психологическая поддержка учащихся, имеющих средний, низкий уровень учебной мотивации и негативное отношение к школе, а также повышенный или высокий уровень тревожности, сопровождающийся снижением уровня избирательности внимания и восприятия.

Эта цель может быть достигнута за счёт решения психологом следующих задач:

Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.

Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем

Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее

Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к происходящим в себе изменениям; работа с тревожностью.

При реализации программы мы опирались на следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л. С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития.

5. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей [Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебноек пособие. М.: СФЕРА, 2002].

Настоящая программа ориентирована на работу с подростками, имеющими средний, низкий уровень учебной мотивации и негативное отношение к школе, низкий уровень избирательности внимания и восприятия и повышенный или высокий уровень тревожности.

Психокоррекционная программа представлена в виде тематического плана занятий, который включает в себя 34 мероприятия, каждое длится по 45 минут, т.е. общее время на реализацию психокоррекционной части программы составляет 25,5 часов.

Программа включает арт-терапевтические игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие способности преодоления трудностей, формирование интереса к себе и другим, создание позитивных эмоциональных установок, снятие психологических барьеров, повышенного и высокого уровня школьной тревожности, актуализацию личностных представлений, поиск жизненных целей, накопление эмоционально-положительного опыта, тренировку внимания и восприятия.

Программа коррекционно-развивающих занятий с подростками была разработана на основе упражнений, представленных в литературе Х. Кэдьюсона, Ч. Шефера, В. Оклендера, А.И. Копытина, О.В. Хухлаевой.

Занятия проводятся с учащимися подросткового возраста один раз в неделю. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у подростков.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

1. Ритуалы приветствия – прощания. Игры и упражнения направлены на создание атмосферы доверия и принятия, развитие способности самовыражения чувств.

2. Разминка. Оказывает прямое воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

3. Основное содержание занятия. Основное содержание занятия направлено на развитие способности анализа собственных чувств, формирование социальных навыков, развитие способности преодоления трудностей, формирование позитивного отношения к школе.

4. Рефлексия занятия. Заключительная часть занятия, его оценка проводится в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

В процессе реализации психокоррекционной программы подразумевается использование следующих психокоррекционных методов:

Игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики. Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное "Я", повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.;

Методы арт-терапии – основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Тематическое планирование

Мероприятие

Цель

Ход мероприятия

Диагностическое обследование

Выявление уровня избирательности и концентрации внимания, уровня мышления.

Диагностика учащихся с помощью методик: тест Мюнстерберга на восприятие и внимание, «Исключение слов».

Диагностическое обследование

Выявление уровня школьной тревожности

Диагностика учащихся с помощью опросника Филлипса «Уровень школьной тревожности»

Диагностическое обследование

Выявление отношения учащихся к школе, учебному процессу.

Диагностика учащихся с помощью анкеты Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации», проведение беседы на тему «Я и школа».

Диагностическое обследование

Диагностика личностных особенностей

Диагностика учащихся с помощью проективной методики «Несуществующее животное»

Занятие 1.

«Давайте знакомиться!»

Развитие осознание сильных сторон своей личности, развитие позитивного отношения к школьной жизни.

Ритуал приветствия. Знакомство. С помощью выбора метафорической карты из набора, подросток рассказывает о себе, психолог задает наводящие вопросы.

Разминка. Учащимся предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Упражнение «Школьные дела». Учащихся просят высказаться по поводу каких-то конкретных фактов из их школьной жизни начиная предложение со слов «Я доволен тем, что…».

Упражнение «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209).  Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек.  Затем даются определения волевых качеств.

Заполнение бланка «Круг воли»

Нарисуйте круг (это 100% силы воли)  и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите  те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность 2.Настойчивость 3.Смелость 4.Самосоятельность 5.Целенаправленность 6.Инициативность 7.Выдержка 8.Дисциплинированность

Рефлексия

Занятие 2.

«Самооценка, её виды и характеристика»

Ознакомление подростков с понятием самооценки, её роли в жизни человека, формирование адекватной самооценки. Способствовать осознанию мотивов своего поведения.

Ритуал приветствие. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Информационное сообщение «Самооценка. Её виды и их характеристика»

Упражнение «Каков Я». Заполнение подростками таблицы, отвечая на вопрос «Каков Я?» для себя, для родителей, для сверстников.

Упражнение «Я сам». Ведущий и подросток перебрасывают мячик и заканчивают по-разному предложение «Я сам делаю…», «Я сам решаю» и т.п. Беседа «Заставляют – делаю сам». Психолог вместе с подростком рисуют на листе А4 «Линию времени», отмечая на ней возраст от 1 до 20-25 лет. Вверху слева надпись: «Заставляют», справа – «Делаю сам». Затем они обсуждают вопрос о том, что чем старше становится ребёнок, тем больше всего он решает сам, и заполняют колонки слева и справа.

Рефлексия

Занятие 3.

«Моделируем своё «Я»

Формирование умения адекватно оценивать себя, свои возможности, моделирование своего «Я» в будущем.

Ритуал приветствия «Пожелания». Учащимся и ведущему нужно высказать пожелания на сегодняшний день друг другу.

Разминка. Упражнение со спектрокартами А. Копытина «Это Я». В кругу разложен набор спектрокарт. Подросткам предлагается из этого набора выбрать ту карту, которая олицетворяет их настроение, состояние в данный момент времени. Далее происходит обсуждение

Упражнение «Самое хорошее, самое плохое во мне». Подростку нужно нарисовать на листе А4 себя «хорошего» и себя «плохого». Далее учащийся рассказывает про изображённых персонажей. Психолог задаёт наводящие вопросы.

Упражнение  «Учимся расслабляться»

«Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем».

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае  показывает, как можно

говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее. Рефлексия

Занятие 4.

«У меня есть социальные роли»

Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Упражнение «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.

Упражнение «Метафорический портрет». Подростку предлагается колода метафорических карт. Из которой он должен выбрать 9 карт, в большей степени олицетворяющих его личность и составить фото-коллаж. Далее учащийся рассказывает какую-либо историю по коллажу.

Упражнение «Ролевая карта».  Обсуждение вопросов: что такое социальная роль, какие роли мы играем? Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.

Рефлексия.

Занятие 5.

«Освобождение от страха сделать ошибку»

Облегчение самовыражения через освобождение от страха сделать ошибку; развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний, развитие рефлексии.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Упражнение «Неправильный рисунок»: подросткам предлагается нарисовать любой рисунок, но так, чтобы он был неправильным, а затем обсудить его в группе.

Упражнение «Машина времени»: ведущий предлагает перенестись на 15-20 лет вперёд, в будущее. Затем он расспрашивает каждого подростка в роли взрослого о семье, детях, их учёбе в школе; о том, как он проводит свободное время и т.п. Упражнение «Я горжусь тем, что я…»: подростки по очереди рассказывают о том, чем он гордится, начиная каждый раз с фразы «Я горжусь тем, что я ...». Необходимо называть не менее 3х фактов.

Рефлексия.

Занятие 6.

«Упражняем внимание»

 

Развитие концентрации, скорости и избирательности внимания, памяти.

Ритуал приветствия. Подросткам предлагается нарисовать смайл своего настроения, рассказать о нём.

Разминка. Беседа «Внимание – внимание!» (что такое внимание, для чего оно необходимо человеку и зачем его развивать)

Упражнение по таблицам Шульте. Благоприятно влияет на работу мозга, способствует увеличению скорости восприятия информации.

На столе перед подростком по очереди кладутся таблицы Шульте, на которых изображены цифры. Требуется найти все числа от 1 до 25 как можно быстрее.

Онлайн-тренажер для развития внимания Викиум. Методика Викиум позволяет в короткие сроки развить такие свойства внимания, как объем, концентрация, переключаемость. Каждая тренировка занимает от 10 до 20 минут, включает в себя упражнения, активизирующие работу мозга и повышающие его выносливость. Организация заданий в виде игры позволяет проводить тренинг без напряжения и с максимальной отдачей, а специально разработанный и введенный «элемент стресса» способствует выработке организмом занимающегося антистрессового механизма.

Комплекс упражнений для снятия напряжения глаз. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:

·         взгляд влево — прямо,

·         вправо — прямо,

·         вверх — прямо,

·         вниз — прямо,

·         без задержки в отведенном положении.

Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо.
Сначала быстрее, потом медленнее.

Изменение фокусного расстояния: посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз.

Рефлексия

 

 

 

Занятие 7.

«Так вот ты какое – ВНИМАНИЕ!»

Развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания.

Формирование концентрации внимания.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Учащиеся называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Настольная игра MEMO. Игра состоит из карточек с парными изображениями. Всего 25 пар (50 карточек). Это игра, безусловно, расширяет кругозор, развивает внимание, тренирует память.

Упражнение «Смешанный лес». Подросткам показываются рисунки с изображением замаскированных деревьев, среди которых им надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Комплекс упражнений для снятия напряжения глаз. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:

·         взгляд влево — прямо,

·         вправо — прямо,

·         вверх — прямо,

·         вниз — прямо,

·         без задержки в отведенном положении.

Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо.
Сначала быстрее, потом медленнее.

Изменение фокусного расстояния: посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз.

Рефлексия

Занятие 8.

«Преодоление страха самовыражения»

Преодоление страха самовыражения, не соответствовать ожиданиям окружающих.

Содействие повышению самоуважения подростка.

Ритуал приветствия. Подросткам предлагается нарисовать смайл своего настроения, рассказать о нём.

Разминка. Упражнение «Я горжусь тем, что я…»: подростки по очереди рассказывают о том, чем он гордится, начиная каждый раз с фразы «Я горжусь тем, что я ...». Необходимо называть не менее 3х утверждений.

Изотерапия - «Защитный амулет»: учащимся нужно создать свой защитный амулет от страхов и тревог, личных переживаний на маленьком листочке путём рисования цветными карандашами. Обсуждение.

Упражнение «Плохой – хороший мальчик (девочка): обозначается место, где будет сидеть плохой мальчик, а где хороший. Далее подростку предлагается какая-нибудь ситуация из жизни. Происходит проигрывание этих ситуации из двух позиций. Обсуждение чувств и эмоций подростка.

Рефлексия

Занятие 9.

«Учимся любить школу»

Использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений.

Формирование позитивного отношения к школьным предметам.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Подростку необходимо вспомнить случай из школьной жизни, когда он переживал значительный успех. Закрыть глаза и представить себе это ярко. Создать картинку в воображении. Обратить внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают её.

Далее подросток должен поразмышлять о цели, которую стремиться достичь, воображая её чётко.

Затем, в воображении совместить эти две картинки. Постараться пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела так, как подросток ощущал это в прошлом. Обсуждение.

Составление двух синквейнов на слова «Школа» «Знания».  

Рефлексия.

Занятие 10.

«Формирование позитивного образа «Я»

Отреагирование страха самовыражения и фрустрации в достижении успеха.

Формирование позитивного образа «Я».

Ритуал приветствия. Подросткам предлагается нарисовать смайл своего настроения, рассказать о нём.

Разминка. Упражнение «Предмет похожий на меня». Психолог раскладывает какие-либо материалы/предметы на столе и предлагает подростку выбрать похожий на него предмет и объяснить свой выбор.

Упражнение «Хвалю». Подростку необходимо вспомнить события в школе, когда он достигал успеха, хороших оценок и т.д., проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку. Вспомнить своё эмоциональное состояние в тот момент. Затем учащийся должен похвалить самого себя, начиная со слов «Я – молодец, потому что в школе я…». Обсуждение.

Упражнение «Если бы я был…». На карточках написано продолжение (например, если бы я был стулом), подростку необходимо придумать, какую пользу бы приносил обществу. Обсуждение.

Упражнение «Мой выбор». Подростку предлагаются различные ситуации из школьной жизни и по варианты поведения в ней. Подросток раз за разом делает выбор. Обсуждение.

Рефлексия

Занятие 11.

«Развиваем наблюдательность»

Формирование концентрации внимания, памяти, развитие наблюдательности

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Подростку необходимо перечислить все предметы, которые находятся в кабинете. Повторять дважды один и тот же предмет нельзя.

Упражнение «Что изменилось». Перед подростком раскладываются какие-нибудь мелкие предметы в определённом порядке. В течение 15 секунд он должен запомнить этот порядок. Затем ведущий его меняет. Задача подростка – воспроизвести прежний порядок разложения предметов.

Упражнение «Найди отличия» Подростку по очереди показываются практически одинаковые картинки, на которых учащемуся необходимо найти отличия.

Комплекс упражнений для снятия напряжения глаз. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:

·         взгляд влево — прямо,

·         вправо — прямо,

·         вверх — прямо,

·         вниз — прямо,

·         без задержки в отведенном положении.

Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо.
Сначала быстрее, потом медленнее.

Изменение фокусного расстояния: посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз.

Рефлексия

 

 

 

 

Занятие 12.

«ВНИМАНИЕ! Здесь учат вниманию»

Развитие объема, распределения, концентрации, устойчивости, переключения и избирательности внимания

Ритуал приветствия. Подросткам предлагается нарисовать смайл своего настроения, рассказать о нём.

Разминка. Подростку необходимо назвать цвета по следующей картинке http://cs7004.vk.me/c540101/v540101844/12d1/Baz_lfgLXI4.jpg 

Упражнение по таблицам Шульте. Благоприятно влияет на работу мозга, способствует увеличению скорости восприятия информации.

На столе перед подростком по очереди кладутся таблицы Шульте, на которых изображены цифры. Требуется найти все числа от 1 до 25 как можно быстрее.

Онлайн-тренажер для развития внимания Викиум. Методика Викиум позволяет в короткие сроки развить такие свойства внимания, как объем, концентрация, переключаемость. Каждая тренировка занимает от 10 до 20 минут, включает в себя упражнения, активизирующие работу мозга и повышающие его выносливость. Организация заданий в виде игры позволяет проводить тренинг без напряжения и с максимальной отдачей, а специально разработанный и введенный «элемент стресса» способствует выработке организмом занимающегося антистрессового механизма.

Комплекс упражнений для снятия напряжения глаз. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:

·         взгляд влево — прямо,

·         вправо — прямо,

·         вверх — прямо,

·         вниз — прямо,

·         без задержки в отведенном положении.

Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо.
Сначала быстрее, потом медленнее.

Изменение фокусного расстояния: посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз.

Рефлексия

Занятие 13.

«Играем с пользой для памяти и внимания»

 

Развитие объёма памяти, уровня внимания.

Практика запоминания.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Упражнение «Дыхание». Это хорошее упражнение не только для повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением. Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы, столь же медленно покидает, проходя в обратном направлении. Время выполнения - по обстоятельствам.

Настольная игра MEMO. Игра состоит из карточек с парными изображениями. Всего 25 пар (50 карточек). Это игра, безусловно, расширяет кругозор, развивает внимание, тренирует память.

Рефлексивное чтение. Подростку даётся отрывок произведения. После прочтения которого он должен подробно рассказать о чём в нём говорилось.

Рефлексия

Занятие 14.

«Психологический барьер, БРЫСЬ!»

Уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации, актуализация чувства самоуважения у подростка;

Снятие психологических барьеров.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка. Подростку нужно придумать предложения, начинающиеся со слов «Никто не знает, что я…», «Я очень рад тому, что я…», «Я сегодня лучше, чем вчера, потому что…».

Упражнение со спектрокартами А. Копытина «Прятки». В кругу разложен набор спектрокарт. Подросткам предлагается из этого набора выбрать такую карту, на которой изображено то, куда бы подросток отправил свои тревоги и страхи. Далее происходит обсуждение

Проективное упражнение «Дыхание». «Сядьте на стул. Закройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, запомните, как вы дышите в состоянии покоя». Далее подростку необходимо зафиксировать на листе А4 рисунок собственного дыхания. Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии. Обсуждение.

Рефлексия

Занятие 15.

«Учимся саморегуляции»

Облегчение самовыражения через освобождение от тревоги, развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний, развитие рефлексии.

Формирование способности к саморегуляции эмоционального напряжения.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка. Подростку нужно придумать предложения, начинающиеся со слов «Когда я тревожусь, то я…», «Чаще всего мне снится…», «Меня беспокоит…

Упражнение с метафорическими картами «Это Я, когда тревожусь о…»: в кругу разложен набор метафорических карт. Подросткам предлагается из этого набора выбрать ту карту, которая олицетворяет их настроение, состояние, когда их что-то очень сильно тревожит. Далее происходит групповое обсуждение.

Упражнение «Я сделаю тебя смешным и добрым». На листе А4 подростку необходимо дорисовать к ранее выбранной карте рисунок так, чтобы он получился смешным, добрым, не вызывающим тревогу. Обсуждение

Рефлексия

Занятие 16.

«С агрессией не дружимся»

Отреагирование детских страхов;

Создание позитивных эмоциональных установок;

Отреагирование агрессии.

Развитие рефлексии.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка «Чужие рисунки». Подросткам показывают рисунки других детей с изображениями их страхов и предлагают придумать, чего же боялись эти дети и как им можно было бы помочь. Обсуждение – 5 минут

Упражнение «Нарисуй страшного весёлым»: подростку необходимо дорисовать черно-белые рисунки страшных персонажей так, чтобы они превратились в смешных или добрых. Обсуждение. – 15 минут.

Изотерапия - «Защитный амулет»: Учащимся предлагается создать свой защитный амулет от страхов и тревог на маленьком листочке путём рисования цветными карандашами. Далее ребята по желанию рассказывают о своём защитном амулете. – 15 минут

Рефлексия – 5 минут

Занятие 17.

«Я – успешный ученик в своей школе»

Использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка «Это моё имя». Подросткам предлагается поискать в кабинете предметы, которым они могли бы дать своё имя. После чего, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные черты и недостатки.

Создание «Колеса баланса «Я и школа», которое позволяет оценить подростку свою удовлетворенность школьной жизнью. Обсуждение.

Проективное упражнение «Самореклама». Подростку предлагается создать саморекламу, которая должна презентовать его как лучшего ученика в школе. А так же, придумать слоган. Обсуждение.

Рефлексия

Занятие 18.

«Разрабатываем маршрут учебных действий»

Развитие осознание сильных сторон своей личности, развитие позитивного отношения к школьной жизни.

Разработка маршрута учебных действий.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка «Подарок». Учащемуся необходимо придумать вымышленный подарок, который бы он хотел подарить сегодня людям, находящимся в кабинете.

Упражнение-беседа «Рецепт хорошего дня в школе». Совместно с ведущим подростки разрабатывают «ингредиенты», способствующие хорошему дню в школе. Далее обсуждается вопрос «Что необходимо, чтобы эти ингредиенты сочетались друг с другом, что для этого может сделать сам подросток». Упражнение «Самомотивация». В нескольких словах опишите вашу обычную работу или обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Как бы вы могли мотивировать себя для выполнения этой работы?

Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить:

А — в школе

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Б — дома

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Если я выполняю, в конце концов, эту работу, то я нахожу в ней следующие преимущества:

А

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Б

_______________________________

_______________________________

_______________________________

В основном я не могу свыкнуться с этим видом деятельности:

А

_______________________________

_______________________________

Б

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Эту работу я начинаю выполнять следующим образом:

А

Первый шаг_________________________

Время_______________________________

Б

Первый шаг_________________________

Время_______________________________

Обсуждение.

Рефлексия

Занятие 19.

«Путешествие по школе на машине успеха»

Использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений.

Формирование позитивного отношения к школьным предметам.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка. Подростку необходимо вспомнить случай из школьной жизни, когда он переживал значительный успех. Закрыть глаза и представить себе это ярко. Создать картинку в воображении. Обратить внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают её.

Далее подросток должен поразмышлять о цели, которую стремиться достичь, воображая её чётко.

Затем, в воображении совместить эти две картинки. Постараться пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела так, как подросток ощущал это в прошлом. Обсуждение. -  10 минут.

Составление двух синквейнов на слова «Школа» «Знания».

Рефлексия. – 5 минут.

Занятие 20.

«Учимся созерцать и расслабляться»

Развитие концентрации внимания, наблюдательности, созерцания, зрительной памяти.

Снятие зрительного напряжения.

Ритуал приветствия. Подросткам предлагается нарисовать смайл своего настроения, рассказать о нём.

Разминка. Подростку предлагается просмотреть видео-ролик, на котором демонтируется лента из животного мира. После чего, учащийся должен постараться в подробностях рассказать об увиденном.

Упражнение «Зачеркни повторяющиеся слова»

Упражнение «Найди слова, которые спрятались»

Гимнастика для глаз

Рефлексия

Занятие 21.

«Гимнастика для внимания»

Развитие концентрации внимания, наблюдательности, созерцания, зрительной памяти.

Снятие зрительного напряжения.

Шейринг – беседа о психологическом, эмоциональном, физиологическом состоянии подростка

Разминка «Новости». Подростку предлагается вспомнить и назвать самые яркие события, которые с ним произошли за неделю.

Упражнение «Расставь числа в порядке возрастания/убывания»

Упражнение «Расшифруй слова без ошибок»

Гимнастика для глаз

Рефлексия

Занятие 22.

«Не соответствуй ожиданиям, будь собой!»

Преодоление страха самовыражения, не соответствовать ожиданиям окружающих.

Шейринг – беседа о психологическом, эмоциональном, физиологическом состоянии подростка

Разминка «Сбор чемодана». Подростку предлагает положить в воображаемый личностный чемодан свои сильные стороны, таланты, навыки, всё то, что помогает ему достигать успеха.

Упражнение «Плохой – хороший мальчик (девочка): обозначается место, где будет сидеть «плохой» мальчик, а где «хороший». Далее подростку предлагается какая-нибудь ситуация из жизни. По очереди, подросток проигрывают эти ситуации из двух позиций. Обсуждение.

Упражнение «Я горжусь тем, что я…»: подросток рассказывает о том, чем он гордится, начиная каждый раз с фразы «Я горжусь тем, что я ...». Необходимо называть не менее 3х фактов.

Рефлексия

Занятие 23.

«Укрепление чувства взрослости»

Предоставление возможности подросткам для актуализации страха и школьной тревожности. Содействие укреплению чувства взрослости.

 

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка «Подарок». Учащемуся необходимо придумать вымышленный подарок, который бы он хотел подарить сегодня людям, находящимся в кабинете.

Упражнение «Я – ребёнок. Я – взрослый»: ведущим загадывается подростку какое-либо чувство и ситуация, которые он должен изобразить, объяснить с позиции ребёнка, а затем взрослого. В ходе обсуждения называют само чувство и ситуацию, в которой оно чаще всего встречается.

Упражнение «На что похоже моё настроение, когда…». Подростку устно даётся перечень ситуаций из школьной жизни. К каждой из них он должен продолжить предложение, начиная со слов «В этой ситуации моё настроение похоже на…, потому что…».

Рефлексия

Занятие 24.

«Развитие самостоятельности и ответственности»

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Создание условий, способствующих развитию чувства взрослости, самостоятельности и ответственности у подростка.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка «Продолжи предложение». Подростку предлагается составить не менее 7 предложений, начинающихся со слов «Я хожу в школу, потому что…».

Упражнение «Составь рассказ». Подростку предлагается выбрать 20 метафорических карт из колоды. Раскладывая по порядку выбранные карты, учащийся сочиняет рассказ «Школы моей мечты». Затем подростку необходимо выбрать карту, которую учащийся хотел бы сделать гербом школы его мечты. Возможна дорисовка на листе А4. Обсуждение.

Рефлексия

 

 

 

 

Занятие 25.

«Учимся не бояться учителей»

Отреагирование страха проверки знаний учителем, укрепление чувства взрослости.

 

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка «Продолжи предложение». Подростку предлагается составить не менее 3х предложений, начинающихся со слов «Если бы я был учителем, то…» Проективный рисунок. Подростку предлагается вспомнить последнюю ситуацию проверки знаний. Далее на 2х листах А4 учащийся рисует картинки под названием «Я такой, какой есть в ситуации проверки знаний» и «Я такой, каким хочу быть в ситуации проверки знаний». Обсуждение.

Составление синквейна на слово «учитель».

Рефлексия

Занятие 26.

«Я владею навыками саморегуляции»

Выработка навыков саморегуляции в стрессовых, тревожных ситуациях.

 

Снятие эмоционального напряжения

Шейринг – обсуждение общего психологического, эмоционального, физического состояния с подростком. – 5 минут

Разминка «Моё качество как ученика». Подросток выписывает 5 своих лучших качеств как ученика школы. Затем, отвечает на вопросы: когда и как в последний раз проявилось в твоём поведении это качество? Что ты видел тогда? Что слышал в тот момент? Что ощущало твоё тело? Обсуждение ответов

Упражнение «Расслабление глаз». «Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали тёплыми. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими глаза, тем самым закрывая их. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и мильными. Обсуждение. Дыхательная гимнастика. В идеале эти упражнения выполняются в положении лежа на спине, но вы также можете делать их сидя или стоя.

Вдыхайте воздух носом в течение 2 секунд, затем задержите дыхание на 8 секунд, после чего плавно выдыхайте воздух через нос в течение четырех секунд. Полный цикл дыхания должен выполняться по шаблону 1: 4: 2, где 1 – это вдох, 4 - приостановка или задержка дыхания, 2 – выдох.

Рефлексия

Повторное диагностическое обследование

Выявление уровня избирательности и концентрации внимания, уровня мышления.

Диагностика учащихся с помощью методик: тест Мюнстерберга на восприятие и внимание, «Исключение слов».

Повторное диагностическое обследование

Выявление уровня школьной тревожности

Диагностика учащихся с помощью опросника Филлипса «Уровень школьной тревожности»

Повторное диагностическое обследование

Выявление отношения учащихся к школе, учебному процессу.

Диагностика учащихся с помощью анкеты Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации», проведение беседы на тему «Я и школа».

Повторное диагностическое обследование

Диагностика личностных особенностей

Диагностика учащихся с помощью проективной методики «Несуществующее животное»

 

Таким образом, психокоррекционная работа с подростками представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, путём чередования психокоррекционных направлений, для систематического поддержания и закрепления коррекционного результата. После реализации данной психокоррекционной программы ожидается, что у подростков повысится уровень учебной мотивации, уровень избирательности и концентрации внимания, а также нормализуется уровень школьной тревожности. Ожидается, что у подростков будет преобладать положительный настрой к предстоящим занятиям. Также, психокоррекционная программа предоставляет возможности подросткам для актуализации страха и содействует укреплению их чувства взрослости.


 

Список использованной литературы

1. Акопян Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности: Методическое пособие (издание 2-е исправленное и дополненное) – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006.

2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. СПб., 2000.

3. Оклендер В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

4. Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. М., 2007.

6. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. – 2-е изд., М.: Генезис, 2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.