Статья «Игра как фактор развития познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста»
Игра как фактор развития познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста
Игра в жизни ребенка занимает огромное и наиболее значимое место. Во время игры проявляются как положительные так и отрицательные их качества, а у воспитателя появляется дополнительные инструменты влияния на формирование нужных качеств группы и каждого ребенка по отдельности. Умение вовремя отойти от руководящей роли, предоставить детям свободу для самовыражения и принятия решений во время игры, дает педагогу возможность заложить крепкий фундамент в развитии ребенка.
Василий Александрович Сухомлинский говорил:
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Во время игры личность ребенка активно развивается, обогащается, так как именно игра предоставляет детям свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает им продуктивную деятельность, развивает его неограниченные возможности, таланты в естественной для ребенка среде.
Детская игра – не просто приятное времяпрепровождение, как это выглядит с точки зрения взрослого. В первую очередь игра это обобщение знаний и прошлого опыта ребенка, способ узнать новое, установить новые связи с окружающим миром. Игра удовлетворяет важнейшие потребности ребенка – установление социальных связей со сверстниками, освоение окружающего мира и посильное участие в жизни взрослых.
Благодаря взаимодействию, взаимообучению участников игры, действию с предметами и материалами, в процессе игры познание мира ребенком происходит в наиболее доступной, интересной и полной форме. Активно совершенствуются навыки решения задач, возникающих в процессе игры.
Многократность повторяемых в процессе игры действий, составление их комбинаций, отбор наиболее рациональных из них способствует формированию творческих способностей ребенка.
Неоценимо значение игры и на социальное развитие ребенка. Необходимость коммуницировать с другими участниками игры ставит ребенка в ситуацию, в которой ему просто необходимо учится управлять своими эмоциями, контролировать поступки, понимать желания и настроения других. Ни одна другая деятельность не даст такого наполненного эмоциями вхождения в мир взрослых, освоения общественных функций.
К основным функциям игры относят:
- эмоционально развивающая функция;
- диагностическая функция;
- релаксационная функция;
- компенсаторная функция;
- коммуникативная функция;
- функция самореализации;
- социокультурная функция;
- терапевтическая функция.
Существует множество игр детей дошкольного возраста. Это и творческие игры - игры, которые создаются самими детьми, и в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. К ним относят сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры драматизации.
И игры с правилами – игры, имеющие готовое содержание и установленную последовательность действий. Это подвижные, дидактические, музыкальные, хороводные, игры-забавы, игры-развлечения).
Таким образом в арсенале педагога имеется множество способов оказать влияние на развитие ребенка через игру.
Так как игра является основной ведущей функцией у детей дошкольного возраста, в любое занятие педагог включает ее элементы. Это и введение сказочного персонажа, и создание игровой ситуации, и игровой сюжет на протяжении НОД (путешествие по станциям как пример). Но в любом случае роль педагога остается ведущей.
Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал). При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну - две функции, которые будут для него наиболее важными.
Мы попробовали подойти к организации деятельности детей иначе. И не игру включили в НОД, а НОД вписали в ход сюжетно-ролевой игры. В этом случае воспитатель выступает скорее как помощник, чем ведущий. Основные этапы от постановки проблемной ситуации до конечного результата дети проходят практически самостоятельно. Они сами разрабатывают правила, придумывают роли, сами решают, когда игра подошла к логическому завершению.
Поясним на примере.
Изучаемая тема «Свойства глины». Как и любом другом случае здесь необходимы планирование, предварительная работа, основные этапы проведения занятий: создание проблемной ситуации, ход эксперимента и т.д
Этап планирования, который осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, ставятся конкретные задачи и продумываются этапы работы.
Во время предварительная работа: Воспитатель готовит материалы, знакомит детей с альбомами «Гончарная мастерская», «Разные дома», предлагает дидактические игры «Что из чего», «Профессии» и т.д.
Непосредственно перед началом занятия воспитатель приглашает поиграть в «строителей», заранее убрав большую часть кубиков. В этот момент ведущая роль педагога завершена.
В ходе игры дети обнаруживают что кубиков для стройки мало. В поиске решения проблемы дети опираются на имеющийся у них опыт – замки из песка, шалашики из веток, башенки из камней, воспитатель мягко склоняет их к идее о том, что из камней можно построить и дома, скрепив их раствором для кладки или налепить кирпичиков. Здесь осуществляется переход к этапу экспериментирования.
Для этого мы подготовили заранее сухую глину и лейку с водой, камешки. То есть дети не получили готового материала для лепки, и должны подготовить его самостоятельно:
1. Знакомство с сухой, порошкообразной глиной, ее свойства (мягкая, сыпучая, сухая, похожа на песок, не лепится) Что нужно сделать для того, чтобы из глины можно было лепить?
2. Опираясь на опыт игры с песком дети предлагают добавить воду. Самостоятельно определяют пропорции, добавляя воду понемногу (сейчас еще не лепится, сейчас слишком жидко, а сейчас уже готово) Заостряем внимание детей на том что у нас получилось: вязкая, влажная, лепится хорошо.
3. Дети лепят кирпичики, скрепляют камешки раствором, после высыхания обращаем внимание на то что глина снова стала сухой, но теперь она уже твердая, в отличие от порошка, с которым начинали работать.
Дети получили конечный продукт – кирпичи и раствор для кладки, получили новые знания, навыки и умения. Но игра не имеет в качестве результата что-то осязаемое, результат игры – это удовольствие, радость от процесса игры. Поэтому игра продолжается, строители воздвигают новые районы, а жители нашего города любуются новыми домами, по новым улицам едут машины...
В ходе такой игры педагог добивается следующих результатов:
Социальная сфера: Дети учатся соблюдать правила, контролировать своё поведение, развивают навыки общения со сверстниками и взрослыми. Дети осваивают разные социальные роли: строитель, водитель, экспериментатор, гончар.
Сфера познания: Через игру ребёнок исследует окружающий мир, совершает свои маленькие открытия. В ходе игры дети усвоили свойства глины, узнали о разнообразии живого и неживого мира, новых профессиях и т.д.
Творческое развитие: Игра способствует творческому развитию ребенка на каждом этапе. Так в начале эксперимента дети проявляют творческий подход в поиске решения проблемы. Процесс лепки и рисования также способствует развитию творческих способностей. Далее «строители» будут придумывать новые формы домов, расширять свой «город» и т.д.
Мы провели три формы НОД по теме с тремя равными по количественному, возрастному и примерно равному уровню развития группами детей. С первой группой проводилась беседа с показом презентации, со второй - НОД экспериментирование, с третьей - экспериментирование в ходе игры.
Проанализировав показатели эти групп получили следующие результаты:
1. Вовлеченность детей в занятие: в 1 группе составила 68%, во второй – 82%, в третьей - 87%
2. Количество детей запомнивших информацию (сразу после занятия) в 1 группе составила 62%, во второй – 87%, в третьей - 93%
3. Кол-во детей запомнивших информацию (спустя 3 дня) в 1 группе составила лишь 43%, во второй – 69%, в третьей - 81%
4. Кол-во детей удерживающих внимание до конца НОД в 1 группе - 68%, во 2 и 3 группах – 84%
Таким образом подтвердилась гипотеза о том, что НОД непосредственно включенный в канву игры лучше привлекает и удерживает внимание детей, приносит более прочные знания.
Список литературы
1. Виноградова Н. А. Сюжетно - ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009.
2. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000.
3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010.
4. КРОХА: метод. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / [Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.]. - М.: Просвещение, 2007.
5. Куликова Т. А., Флегонтова Н. П. Первые игры ребенка: Практические советы педагога. - М.: Школьная пресса, 2005.
6. Новоселова С. Л. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад // Педагогический вестник. - 1996. - № 3-4. - С.9
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2009.