Проект «Русская матрешка»
МБДОУ Детский сад №180 «Почемучка»
Проект
«Русская матрешка»
средняя группа
Воспитататели: Балакирева И.И.
Швецова Н.Н.
Г.Барнаул, март 2021 г.
Проект
Тема проекта: «Русская матрёшка».
Вид проекта: познавательно-творческий. Проект ориентирован на духовно – нравственное, эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)
Проблема: недостаток знаний детей об истории возникновения самой русской игрушки – матрешки (как появилась и какие бывают матрешки?). Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Актуальность: в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Предмет исследования: Русская Матрешка.
Участники проекта:
- дети средней группы;
- родители и другие члены семьи
- воспитатели средней группы.
Ожидаемый результат:
- знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
- разучивание простейших элементов росписи.
- получить представление о цветовой гамме матрешек.
- научить различать особенности разных матрешек, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук)
-расширение и активизация словарного запаса слов.
Цель: воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуры, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.
Задачи для детей:
- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;
- дать знания о технологии изготовления и росписи матрешек, о ее цветовой гамме, нарисовать свою матрешку – авторскую
- освоить некоторые художественные элементы;
- научить видеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Для родителей:
- вызывать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Направление реализации проекта:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимосвязь с родителями.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
- определение темы проекта
- формулировка цели и определение задач
- подбор материалов по теме проекта (работа с энциклопедиями, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтение потешек, стихов, самостоятельные суждения, интернет).
- составление плана основного этапа проекта
Основной этап:
Цель:
- активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
- познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
- изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов
- проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
- организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Беседа: «Откуда пришла матрешка», «У матрешки русская душа»
Непосредственно образовательная деятельность:
- Познание. Формирование целостной картины мира «Будем знакомы – русская матрешка».
- «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
Развитие речи. «Матрёшка – как символ семьи».
ФЭМП. Развитие умений сравнивать до пяти предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, уже, еще выше….самый низкий ( и наоборот); продолжать учить определять местоположение предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.
Коммуникативная деятельность.
- рассматривание изображений разных матрешек
- чтение стихов и загадок о кукле.
- разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
Продуктивная деятельность
Рисование.
Раскрашивание матрешек.
«Авторская матрешка» (Расписать ей сарафан, глазки, ротик и румяна)
Конструирование.
«Домик для матрешки из кубиков.
Музыкально-художественная деятельность.
- Разучивание танца «Топ, топ ножки, ай да мы матрешки».
- Музыкальная игра «Матрешки и мышка», «Музыкальная матрешка»
Музыкально – театральная деятельность
- Сказка «Репка»
- Ознакомление с песнями о матрешках: «Русские матрешечки»,
«У матрешки розовые щечки», «Я модная матрешечка».
Игровая деятельность.
- Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
Дидактические игры:
«Собери матрешку».
«Построй ряд с закрытыми глазами».
«Эти удивительные узоры».
«Найди тень».
«Выбираем сувенир»
«Собери пазлы».
Пальчиковые игры:
1.«Хлопают в ладошки дружные матрешки».
2. «Мы веселые матрешки - ладушки-ладушки».
Заключительный этап:
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры.
Форма презентации проекта:
1.Оформление выставки «Авторская матрешка».
2. Показ кукольного театра сказка «Репка»
Консультация для родителей «Как играть с матрешкой».
Вывод:
1. В ходе проекта дети оформили выставку «Авторская матрешка».
2. Показали кукольный театр сказку «Репка»
3. Изучили историю появления матрешки, узнали о процессе изготовления этой игрушки, выяснили, почему матрешка считается символом России и пользуется всенародной любовью.
4. У детей сформировалась способность воплощения собственного замысла в рисунках, танцах, играх.
5. Произошло погружение детей в действенное проживание ими атмосферы устного народного творчества, праздников и обрядов.
6. Знание детей о культуре нашей страны, национальное самосознание расширились и углубились.
Приложение 1
Беседа: «Откуда пришла матрешка», «У матрешки русская душа»
Рассматривание иллюстраций альбома «Такая разная Матрешка» (матрешки в разных районах России»).
Приложение 2
Раскрашивание матрешек
Приложение 3
Дидактические игры :
«Эти удивительные узоры» - мозайка».
Собери пазлы
Приложение 4
Найди тень
Приложение 5
Собери матрешку
Приложение 6
Выбери сувенир
Конструирование.
«Домик для матрешки из кубиков.
Приложение 7
Приложение 8
Песни о матрешках
Танцы
Приложение 9
Выставка «Авторская матрешка»
Приложение 10
Кукольный театр «Сказка «Репка