Творческий проект «Моя матрешка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112»
Авиастроительного района г. Казани
Творческий проект
по предмету «Технология»
по теме: «Создание изделия из текстильных материалов»
« Моя матрешка »
Выполнила Гайсина Ильмира
ученица 6 класса
МБОУ «СОШ № 112»
Авиастроительного района г.Казани
под руководством учителя
по предмету «Технология»
Егоровой Т.А.
Казань, 2017
Введение
Исследование истории, традиций.
Матрёшка.… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.
С матрёшкой с удовольствием играют дети и любуются взрослые. Но откуда взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо? Что получится у меня?
Актуальность проекта:
На уроке технологии я научилась шить на швейной машинке, научилась рукодельничать вышивать, вязать, плести бисером. Чтобы закрепить свои умения решила сшить «мою матрешку», в этой игрушке я применила все свои полученные знания, и делаю эту творческую работу.
Создание матрешки воспитывает духовность, бережное отношение к народным традициям, патриотизм, интерес к историческому прошлому русского народа. Стилизация образа матрешки дает широкий диапазон ее применения. Это и сувенирная продукция, и упаковка различных продуктов питания. Современные материалы и технологии дают большие возможности для этой деятельности.
Каждая вещь, созданная своими руками, неповторима, что придает особую ценность. Такие вещи эксклюзивные и подразумевают проявление моей индивидуальности как участника проекта, а значит, необходимость экспериментировать, вносить в свою жизнь яркие краски, воплощать любые творческие замыслы.
Цель проекта:
Создание условий для поддержки и развития личностных способностей, а также творческого потенциала в области художественного прикладного творчества через знакомство с историей возникновения и современными преобразованиями русской матрешки.
Задачи:
1.Формирование национального самосознания, уважение к историческому и культурному наследию народов России. Обогащение духовного мира.
2. Развитие чувственного восприятия.
3.Поддержка процессов самоопределения и самореализации творческого потенциала.
4. Ознакомиться с традициями декоративно-прикладного творчества на примере русской матрешки.
5. Проявить и использовать способности приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских и дизайнерских задач.
6. Формирование собственного стиля в изготовлении сюжетной матрешки.
7.Развитие коммуникативных, познавательных умений.
Методы исследования в работе:
Прежде чем приступить к выполнению своей работы, то есть пошиву самой игрушки я занималась сбором информации из разных источников; ознакомлением и анализом собранных сведений; апробирование различных приемов в рукоделии, работа с различными видами текстиля.
Этапы работы над проектом:
Выбор типа проекта и темы; планирование деятельности, подбор нужных материалов, использование литературы по народным игрушкам, поиск технологий; практическая работа по расходу ситца; вырезка декоративных элементов, шитье отдельных деталей; сборка и декорирование изделий ; подготовка проекта и защита.
Жизнеспособность проекта
Реализация проекта требует незначительных финансовых затрат. Успешность проекта зависит от собственной целеустремленности и помощи педагога.
Мой мастер-класс
Итак, вот что мне понадобилось:
- бязь, или другая х/б тканька, у меня использован ситец. Желательно подобрать 2 перекликающихся между собой цвета, а третий, должен быть составляющим любого из первых двух.
- кружавчики, синтепон, цветные цветочки, цветные нитки, иголка, карандаш, ножницы и конечно швейная машинка.
Несколько выкроек матрёшек нашла в интернете, но меня они не совсем устроили. Поэтому предлагаю выкройку, которую я модернизировала. Каждый этап работы фотографировали с учителем и приложили к проекту.
Начинаю: Я сошью две матрешки, большую и маленькую. С выбором ткани определилась, подобрала по сочетанию цветов. Однотонный розовый плюс красный с набивными розочками и однотонный алый плюс бежевый в цветочек.
Вырезаю выкройки. Подготавливаю лоскуты: лицевыми сторонами складываю их вовнутрь (рисунок яркий на лицевой стороне ткани, без рисунка ткань – определяю лицо по переплетению волокон и по кромке).
Сначала накладываю выкройку для низа туловища, обвожу и вырезаю.
Далее – накладываю на розовый цвет – это верх туловища изделия.
Оформление лица. Из ткани нейтрального светлого цвета вырезаю овал, это будет личиком изделия. Накладываю на лицевую сторону розового верха овал. Приметываю его, чтобы при последующих работах не съезжал.
Подобранные цветные нитки использую для вышивки «воодушевления» личика будущей матрешки.
Вышиваю волосы, использую прием лицевой глади. Дальше вышиваю глазки и ротик, придаю лицу улыбочку.
Теперь следующий этап в работе: обработка внутренних швов нижней и верхней частей туловища. На швейной машинке прошиваю, стачиваю, соблюдая ширину швов для качества работы. На концах строчек обязательно делаю закрепки, чтобы строчки не распускались.
Далее: выворачиваю верхнюю часть на лицо, утюжу. Следующая работа это соединение двух деталек туловища (нижней и верхней). Верхнюю вставляем в нижнюю часть, лицевыми сторонами они получаются - друг к другу. И стачиваем на машинке по окружности.
Выглядит это так:
Выворачиваем туловище, через нижнее оставленное отверстие, убираем все сметочные стежки, подрезаем ненужные нити, аккуратно утюжим для лучшего вида швы, без заломов. И набиваем изделие синтепоном, через нижнее отверстие. Чтобы матрешка была устойчивой, я придумала картоновую подложку. Небольшой кружок из плотного картона вырезаю и кладу, утапливаю сверху набитого синтепона со стороны низа изделия. Отверстие зашиваю, стараюсь,
потайным швом ручной иглой. Нитки подобрала в тон ткани.
Завершающий этап: украшаю мою матрешку. Я использовала кружевную тесьму, пришиваю вручную по объему всей матрешки. А на верхней части украсила цветочком.
Раз, два стежка – вот и готова моя матрешка!
Заключение
Итоги моей работы:
Систематизировала и обобщила теоретические знания, закрепила практические умения в рукоделии, проверила свои знания по разделу «Материаловедение». Свою практическую работу изложила в проектной части данной работы.
Список литературы.
Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.
Бусева-Давыдова И. Игрушки Крутца. М., 1991.
Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.
Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.
Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.
Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.
Соловьёва Л. Игрушки. М., 2002.
Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.
Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007
Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.
Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М., 2002.
Дементьева Ирина Михайловна
Егорова Татьяна Александровна
Скрипникова Валентина Михайловна
Акатова Ирина Анатольевна
Цехановская Ольга Борисовна
Егорова Татьяна Александровна