Проект для учащихся 1 класса «Цветы для школьной клумбы»
Цветы для школьной клумбы журнал наблюдений
DOC / 149 Кб
Цветы для школьной клумбы дневник наблюдения
DOC / 84 Кб
Цветы для школьной клумбы выступление
PPT / 1.55 Мб
Проект в 1Б классе
«Цветы для школьной клумбы»
(экспериментально- исследовательский проект по выращиванию рассад, уходу за ней, высаживанию на школьную клумбу, уходу за цветами)
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Байкина Регина Равилевна
Проект осуществляется в рамках социально-значимой трудовой проектной деятельности воспитательного модуля внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности».
Цель проекта: воспитывать активную социально-значимую позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через исследовательскую и практическую деятельность - выращивание рассады для школьных клумб и уход за цветами.
Задачи проекта:
- наблюдение;
- развитие познавательных способностей;
- сравнение;
- трудовая деятельность.
Формирование и развитие у учащихся 1 класса универсальных учебных умений:
Коммуникативные:
Умение работать в группе, брать на себя ответственность за выполнение задания, ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия, задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
Познавательные: извлечение необходимой информации из разных источников; выделение и формулирование проблем, дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире, анализ и синтез, выведение следствий, доказательство, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об оптимальных условиях выращивания рассады цветов.
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного; осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека, узнают о многообразии цветов для клумб, научаться сравнивать, находить новую информацию из разных источников, вести наблюдения и фиксировать результат исследований, научатся анализировать и находить оптимальные условия для выращивания рассады цветов.
Оборудование: пакетики с семенами цветов, контейнеры, перчатки, фартуки, дневники наблюдений, интернет ресурсы с видео роликами по посеву семян, уходу за рассадой и высадке её в грунт.
№ | Этапы проекта | Действия | Ответственные за выполнение | сроки |
1 | Подготови-тельный | Занятие «Школьная клумба» Формирование групп( в каждой группе по 5 человек): организатор, эколог, агроном, оформитель, докладчик. Составление плана действий: -приобретение необходимых материалов и оборудования (грунт и стаканчики, почва, контейнеры под рассаду, семена); Выбор экологических факторов для эксперимента во время выращивания рассады: 1) влияние света; 2) влияние поливочного режима; 3) влияние на рост состава почвы | Учитель (внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности».) | 03.04.17-10.04.17 |
2 | Исследователь- ская работа: 1) Работа с разными источниками информации | 1.1.Сбор и изучение информации по выращиванию рассады и уходу за цветами. - книги, энциклопедии о цветах, каталоги цветов; сайты с познавательной информацией. 1.2. Сравнение полученной информации. (анализ) 1.3. Выбор оптимального способа посадки семян с учётом заготовленного материала. 1.4.Защита и выбор лучшего проекта оформления клумбы. 2.1.Опрос родителей о методах посадки рассады цветов. 2.2.Сравнение положительных и отрицательных результатов. 2.3.Изучение информации на пакетиках с семенами: - Сроки посадки, температурный режим в теплицах и открытом грунте 2.4. Анализ ответов, оформление общей таблицы и подбор семян для рассады, установление сроков посадки. | Учащиеся ( в форме сообщений на внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности».) | 05.04.17-12.04.17 |
3. 4 5. | Практическая работа. | Работа по группам с использованием технологических карт (инструкций): 1) подготовка почвы, подготовка семян 2) технология посева семян 3) оформление этикет с указанием даты посева, наименованием растения | Учащиеся на занятии внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности».) | 03.04.17-12.04.17 |
Экспериментально-исследовательская работа по экологическим факторам | Влияние света на формирование рассады (оформляют наблюдения обучающиеся 1 и 2 группы) 1) все контейнеры поставили на подоконники, а один - на стол за шкафом, где мало освещения 2) ведение дневника наблюдений по следующим показателям: Дата посадки и дата всходов; Цвет первых листочков; Толщина и высота стебля; 3) подготовка информации и оформление сводной таблицы по всем группам. | Учащиеся и учитель на занятии внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности». | 03.04.17-21.04.17 | |
Влияние поливочного и температурного режима: тёплая и холодная вода, скудный полив и достаточный полив (оформляют наблюдения обучающиеся 3 и 4 группы) 1)Один контейнер ( который стоит за шкафом) стоит в холодном месте и поливать там рассаду холодной водой, остальные там же на подоконнике, где близко отопительные батареи - поливать тёплой водой 3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады; 4) запись наблюдений в журнал; 5) подготовка информации и оформление сводной таблицы | Учащиеся и учитель | 03.04.17-21.04.17 | ||
Наблюдения и уход | 1.Полив 2 Рыхление почвы 3.Фиксирование результатов наблюдений в дневнике наблюдений | Учащиеся ( на всех формах обучения и воспитания) | 03.04.17-21.04.17 | |
6 | Представление результатов экспериментально-исследовательской деятельности | оформление презентаций; представление презентаций уход за рассадой | Родители, учащиеся . учитель | 03.04.17-28.04.17 |
7 | Практическая работа | Высадка рассады в открытый грунт. Оформление школьной клумбы в соответствии с выбранным проектом оформления ( узор, цветовой подбор растений) | Родители, учащиеся, учитель | 1.05.17-15.05.17 |
8 | Оценка результатов экспериментально-исследователь-ской работы | Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее. | Учитель, учащиеся, родители | До 15 мая |
9 | Трудовая деятельность | Полив, прополка, уход за цветами на клумбе. | Учитель, учащиеся, родители | Летний период |
Литература:
https://www.youtube.com/watch?v=Kpld6kP5jqA
https://www.youtube.com/watch?v=5mxh1XYVOx4
https://www.youtube.com/watch?v=tWOsXfoUugc
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель6 пособие для учащихся образовательных учреждений
Цветы для дома
Приложение 1
Примерные таблицы для журнала наблюдений
Эксперимент №1 «Влияние света на формирование рассады»
Дата наблюдений | Название растения и номер экспериментальной группы | Дата посадки | Дата появления ростка | Цвет листьев | Размер листьев | Высота и толщина ростка | Причины прекращения эксперимента |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Форма этикетки для горшочков под рассаду.
Название растения (в скобках указать № и условие эксперимента) Дата посадки Фамилия, имя Дата прекращения эксперимента: |
Приложение 3
Анкета для взрослых
Любите ли вы выращивать цветы на клумбах?_____________________
Какую пользу они приносят человеку? ____________________________
Какие цветы лучше всего растут в нашей местности? _______________
Когда лучше садить цветочную рассаду? _________________________
Из статьи «Действие человека на комнатные растения»
По мнению экологов, закрытые помещения – это особая экологическая ниша в городской экосистеме, со своим комплексом условий. Поскольку эти условия человек создаёт и поддерживает для себя. То они, естественно, соответствуют режимам температуры, влажности, состава воздуха и других факторов, оптимальных для человеческого организма. Растения же в закрытых помещениях попадают в обстановку «чуждого» экологического оптимума, который далеко не всегда совпадает с их собственными: человек диктует для них условия, в которых им приходится жить и расти.
Это хорошо видно на примере одного из наиболее важных для растения экологических факторов – света. Для человека условия освещённости в квартире – вопрос комфорта, для растений же – вопрос «жизни и смерти».
Свет, который получают растения, имеет несколько изменённый состав лучей (оконные стекла не пропускают ультрафиолетовую часть спектра) и очень ослаблен. Из-за неблагоприятных световых условий фотосинтез у растений в комнате обычно очень слабый. При недостатке света количество создаваемого органического вещества столь невелико, что не покрывает его расходов на питание, и поэтому рост замедляется, растения чахнут.
Температурные условия в помещениях, казалось бы, вполне комфортны не только для человека, но и для растений. Но для растений вредны холодные потоки воздуха от окон и форточек. Кроме того, очень трудно растениям преодолеть повышенную сухость воздуха, особенно в комнатах с центральным отоплением. Это одна из причин засыхания и опадения листьев у рассады.
В природной среде водоснабжение подчиняется определённым закономерностям в связи с климатом местности, положением растений в рельефе. Для комнатных растений этот фактор полностью зависит от произвола хозяев и их опытности. Здесь встречаются все случаи – от пересыхания почвы до излишнего заливания.
Почвенное питание принадлежит к числу самых «узких мест» в жизни комнатных растений. Корни растений вынуждены довольствоваться весьма ограниченным объёмом почвы, причём часто неподходящего состава. К тому же, растение развивается, почва быстро истощается. И требуется искусственная подкормка, а с ростом растения – увеличение объёма почвы.
Если теперь, после разбора отдельных экологических факторов, оценить весь комплекс условий в целом, то можно сказать, что мы создаём растениям условия , нелёгкие для их жизни и весьма своеобразные.
При выращивании рассады в помещении надо помогать растениям обрести привычную среду, насыщая влагой воздух, создавать подсветку и подкармливать растения необходимыми минералами.
Отношение человека к растениям влияет на их рост, развитие, цветение, плодоношение. Недаром в народе существует поверье, что у добрых людей лучше растут и красивее цветут растения.
«Дидактические материалы по экологии (региональный компонент)» учебное пособие для учителей нач. классов.
Внеклассное мероприятие
Тема Стартовое занятие к проекту «Цветы для клумбы»
Цель: Воспитывать активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через практическое занятие - вырастить рассаду для пришкольных клумб, подготовить детей к проведению исследовательской работы по выращиванию рассады цветов.
Оборудование: ПК, иллюстрации цветов, слайды, семена цветов в пакетике, карточки из энциклопедии «Цветы для дома», карточки с названиями цветов, атлас «От Земли и до неба», лепестки из картона 4 цветов.
Ход занятия
1.Актуализация знаний
Учитель. О ком или о чём так говорят?
Дышит, растёт,
А ходить не может.
(о растениях) СЛАЙД 1
Учитель. Назовите признаки, по которым мы узнаём растения. (У растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) СЛАЙД 2
Ребята, у вас на парте лежит лепесток определённого цвета, найдите друзей с таким же лепестком и создайте группу.( Деление класса на группы по 4 человека при помощи цветных лепестков и распределение ролей)
2.Мотивация учебной деятельности
Учитель. Ребята, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце, жужжат насекомые, ласково дует тёплый ветерок. А луг в эту пору в полной мощи и красоте. Залюбуешься изумрудной травой, заглядишься на ярко-жёлтые одуванчики, а лиловые колокольчики так и тянутся к тебе тоненькие веточки-пальчики.
А какое разнообразие благоухающих запахов! То сладковато-хмельной, то кисловато- терпкие и многие другие. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю унести с собой!
СЛАЙД 3 На слайде появляется изображение цветущего луга.
Учитель. Откройте глазки. Мы с вами оказались на цветущем луге. С каким настроением вы бы прошлись по этому лугу.
Дети Нам весело радостно, настроение приподнятое, солнечное
Учитель. А почему?
Мы представили лето, красоту природы, солнечный день.
Учитель. Какие правила мы должны соблюдать для сохранения этой красоты? СЛАЙДЫ цветущих лугов 4,5
-А хотелось ли вам иметь около дома капельку этой красоты?
- Для люди выращивают около домов цветы?
3. Работа по теме занятия.
Каждой группе даётся листок с кроссвордом
Учитель. В прошлом году мы с вами уже выращивали цветы. Посмотрите на слайд СЛАЙД 6 – это наши самые первые цветы, которые мы вырастили.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - СЛАЙД 7
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Вспомните названия этих цветов, глядя на монитор, и запишите отгадки в кроссворд.
к | а | л | е | н | д | у | л | а | ||||||
г | л | а | д | и | о | л | у | с | ы | |||||
п | е | т | у | н | и | я | ||||||||
к | о | с | м | е | я | |||||||||
б | а | р | х | а | т | ц | ы | |||||||
а | с | т | р | а |
СЛАЙДЫ 8,9.10,11,12,13
Какое слово получилось по вертикали. (КЛУМБА)
Учитель. Объясните, что такое клумба. Где более точнее мы можем узнать лексическое значение этого слова. (в словарях)
Работа групп со словарями.
КЛУМБА – это
Назовите слова- синонимы слову клумба (цветник)
4.Рефлексия
Учитель. Ребята, скажите, каким цветам труднее расти: луговым или на клумбе?
Почему луговым цветам труднее? Обсудите в группе и сделайте вывод.
За цветами на клумбе ухаживает человек, помогает преодолеть им трудные климатические условия, а луговым цветам приходиться выживать самим
(на следующем занятии продолжить работу по теме)
1.Продолжение работы по теме занятия
Учитель А хотите сами создать клумбу около школы?
Давайте посмотрим, как ответили ваши родители на вопросы анкеты?
Анализ анкет родителей
Учитель. -Какие цветы лучше выращивать в нашей местности, почему?
-В какое время лучше всего садить семена на рассаду для цветов?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
-Рассмотрите пакетики семян, какую информацию вы можете найти на них?
(название, описание растения, условия выращивания, дата упаковки, срок годности, сроки выращивания)
Учитель. -Выберите семена, которые вы бы хотели посадить?
Обсудите в группе, все ли растения смогут вырасти в нашей местности и порадовать нас цветением?
Распределите семена на группы: семена, которые мы посадим в марте и семена, которые мы посадим в апреле. (работа в группе)
Учитель. -Какие условия нужны, чтобы рассада была здоровой и крепкой?
солнечный свет
своевременный полив
хорошая земля
уход
подкормка рассады
Учитель. Сегодня мы с вами будем садить семена, но это будет не простая работа, а исследование. Мы будем наблюдать за растениями в разных условиях, результаты наблюдения записывать в листки наблюдения, а в мае подведём итоги и ответим на вопрос «Какие условия выращивания рассады самые оптимальные для нашей местности?»
Практическая работа
Наблюдения за растениями проводятся ежедневно, дети самостоятельно фиксируют изменения в таблицах наблюдения. На занятиях кружка докладчик рассказывает и зачитывает выводы, которые сделала группа.
Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ |
Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ |
Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ |
Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ |
Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ |
Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ |
Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ | Название растения: ________________ Дата посадки: ________________ Фамилия, имя : _________________ _____________ |