Занятие-тренинг для учащихся 1 класса «Принятие первоклассниками школьных правил»
Занятие – тренинг для учащихся 1 класса
Тема: Принятие первоклассниками школьных правил
Автор – составитель Кравчук Татьяна Петровна,
педагог-психолог НОЧУ СОШ
«Юджин-Центр» г.Москвы
Цель:
помогать первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни, а также себя в роли учащихся
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с основными школьными правилами
-Активизировать познавательную активность обучающихся
-Формировать положительную учебную мотивацию
-Формировать навыки коллективного взаимодействия
-Снятие повышенной тревожности
Оборудование: проектор, компьютер, клубок желтых ниток, колокольчик, 3 карточки с изображением режимных моментов, портфель, школьные принадлежности, игрушки, кухонная утварь, губная гармошка, пассатижи.
Продолжительность занятия -35 мин
Количество детей: 12 человек (имеющие трудности в принятии школьных правил; нуждающиеся в коррекции признаков дезадаптации в первые школьные дни).
Ход занятия.
Вступление. Ритуал приветствия.
Приветствие. "Настроим настроение":
Здравствуйте, ребята. Для того, чтобы начать занятие нам надо настроиться на работу. Музыканты для того, чтобы настроить инструмент, используют камертон - предмет, который издаёт определённый «чистый» звук. У меня такого камертона нет, зато есть колокольчик, который издаёт тонкий звон и делает настроение светлым и веселым.
(Психолог предлагает позвонить в колокольчик и произнести звук «та-дам»)
Разминка «Здравствуй, друг»
Известный поэт А.Кондратьев сказал стихами:
-Добрый день!- Тебе сказали.
-Добрый день!-Ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
-Здравствуйте!- Ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Давайте порадуем друг друга одним из этих приветствий! Мы будем называть любое приветствие и имя твоего одноклассника. Это и будет одним из первых школьных правил.
(Дети, стоя в кругу с психологом, приветствуют друг друга, передавая клубочек по часовой стрелке, первый ребенок держит начало нити.)
-Что у нас получилось в итоге? (Солнце, часики, цыпленок, блинчик и т.д.)
И конечно, всех нас этот круг объединил! Итак, кто запомнил это первое школьное правило? Повторите, пожалуйста.
Входя в школу, здоровайся с одноклассниками и школьными сотрудниками.
Основная часть.
В школе приняты и другие правила. Это правило вы сможете назвать, посмотрев начало мультфильма «Чёртенок №13»
(Просмотр первых двух минут мультфильма «Чёртенок №13»)
Итак, какое школьное правило, по вашему мнению, нарушил Чертёнок?
Звонок служит сигналом начала урока. Приходить на урок надо до звонка, для того, чтобы приготовиться к уроку.
Скажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы не опаздывать на занятия? (ложиться спать в 9 часов вечера, заранее готовить свои вещи, вовремя вставать).
Давайте мы с вами покажем, какие действия должен совершать первоклассник, чтобы не опаздывать школу. (Трём добровольцам предлагается показать с помощью пантомимы режимные моменты, нарисованные на карточках. Остальные дети угадывают, что там изображено. Все старания детей поддерживаются апплодисментами.)
Идём дальше. В мультфильме вы видели, что портфель ученика №13 шевелится. Как вы думаете, нужный ли в школе предмет там находится?
(Дети отвечают.)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди в портфеле школьные принадлежности».
(К доске вызываются несколько детей, и они с завязанными глазами наощупь достают из портфеля по 1 предмету. Главное условие – они должны назвать предмет и сказать, является ли он школьной принадлежностью. В любом случае – поддержка апплодисментами).
Прекрасно, что все вы понимаете, что нужно класть в портфель, а что лучше оставить дома. Скажите, пожалуйста, а кто должен складывать портфель (сам ученик; мама, которая всё знает; старший брат, который уже давно учится)?
(Дети отвечают) Давайте сформулируем последнее на сегодня правило, которое очень пригодится первокласснику.
Собираем вечером самостоятельно портфель и перед уроком на перемене выкладываем на парту нужные школьные принадлежности.
Заключительная часть.
Вот сколько школьных правил мы сегодня вами разобрали. Давайте мы их повторим и изобразим в виде маленьких рисунков – символов на доске (1 –рисунок «смайлик», изображающий улыбку; 2 правило – «будильник»; 3 правило – рисунок портфеля).
Итак, наше занятие подошло к концу. Мы узнали, какие правила теперь есть в жизни учеников 1 класса. Расскажите о ваших впечатлениях от занятия и о том, какое у вас настроение.
(Рефлексия по занятию)
На следующем занятии мы будем учиться быть всегда доброжелательными и внимательными друг к другу. Жду вас с нетерпением и удовольствием! До новых встреч!