Проект «Традиции добра»
Проект «Традиции добра» - духовно- нравственное воспитание дошкольников.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. С. Михалков.
Паспорт проекта
Руководитель проекта |
Воспитатель группы: Никитенко Светлана Анатольевна |
Участники проекта |
Дети, родители, воспитатель |
Возраст участника проекта |
Старший дошкольный возраст |
Тип проекта |
Познавательно - исследовательский, групповой |
Продолжительность проекта |
Долгосрочный |
Проблема проекта |
В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров. |
Актуальность |
Прежде всего, духовно- нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Данный проект предполагает активное участие родителей: совместное посещение музеев, сбор различных коллекций, подбор материала, защита проектов и др. |
Цель проекта |
На основе сотрудничества с семьёй содействовать в обретении детьми нравственного духовного опыта, основанного на традициях своего народа и на лучших традициях семейного воспитания посредством музейной педагогики. |
Задачи проекта |
- Формирование духовно-нравственных чувств (ответственности, гражданственности, патриотизма) на основе изучения традиций и культуры родного края; - Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей; - Формирование детско-взрослой совместной деятельности (разработка и презентация детско - родительских проектов) на материале музейной практики; - Создание условий для реализации основных направлений ФГОС, достижения целевых ориентиров дошкольного образования. - Воспитание самостоятельности, творческой инициативы детей, интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям. |
Предполагаемый результат |
- сформированы основы ценностных сфер личности; - сформирован коллектив, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; - развиты способности к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству - усвоены ценности: милосердие, правдолюбие, стремлениие к добру и неприятию зла. |
Продукт |
Презентации мини-музеев Паспорта музеев. |
Актуальность проекта:
В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров.
Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. У родителей современных детей растут требования к качеству образования, но они не задумываются над его духовностью, гуманностью и другими человеческими качествами. А вот как раз духовности нашему обществу не хватает.
Основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче сильнее, чем мы всегда гордились».
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Центр развития ребёнка № 86 «Оюна» - детский сад реализует основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и вариативные программы «Дети Байкала» и «Тоонто нютаг»- Родной край»
В рамках реализации образовательной программы Тоонто нютаг – Родной край, целью которой является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края, воспитание любви и привязанности к малой Родине, желание сделать полезное и приятное для родных и близких людей, был разработан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста «Традиции добра».
Наше дошкольное образовательное учреждение, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Данный проект предполагает активное участие родителей: совместное посещение музеев, сбор различных коллекций, подбор материала, защита проектов и др.
Цель проекта: на основе сотрудничества с семьёй содействовать в обретении детьми нравственного духовного опыта, основанного на традициях своего народа и на лучших традициях семейного воспитания посредством музейной педагогики.
Задачи проекта:
- Формирование духовно-нравственных чувств (ответственности, гражданственности, патриотизма) на основе изучения традиций и культуры родного края;
- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности (разработка и презентация детско - родительских проектов) на материале музейной практики;
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
- Воспитание самостоятельности, творческой инициативы детей, интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.
Участники проекта
- Дети старшего дошкольного возраста
- Родители (законные представители)
- Воспитатель
- Музыкальный руководитель
- Учитель бурятского языка
-Педагог-психолог
Принципы:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности , основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Механизмы реализации проекта
-Детско-родительские проекты по тематическим блокам «Русская изба», «Юрта»
-Мини-музеи «Русская изба», «Юрта». Выставки – экспозиции по темам
- Формирование партнерского сообщества сотрудников МАДОУ ЦРР№ 86 «ОЮНА», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МАДОУ ЦРР№ 86 «Оюна» с образовательными и культурными структурами города
Предполагаемый результат:
- сформированы основы ценностных сфер личности;
- сформирован коллектив, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развиты способности к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству
- усвоены ценности: милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла.
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Русская изба», «Юрта», реализуемыми в процессе подготовки к народным праздникам «Пасха», «Масленица», «Сагаалган».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Накопление «Информационного багажа» по проекту.
Подбор необходимых материалов, экспонатов.
Перспективное планирование проекта. Родительский клуб «Традиции добра».
II этап – основной (практический).
Мини-музей «Русская изба»
Выставки – экспозиции по темам
1.Не красна изба углами, а красна пирогами.
Знакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа, дать представление о крестьянской избе.
2.Из истории посуды
Знакомить детей с предметами обихода: с посудой; деревянной и глиняной, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
3.Рукоделие в народном творчестве
Познакомить детей с одной из форм общения – посиделками. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев: прядение, вязание крючком, и спицами, вышивание.
4.На завалинке
Знакомство с русскими народными инструментами.
5.В гостях у бабушки Арины.
Воспитывать интерес к народному быту. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками.
Мини-музея «hэеы». «Юрта.
Выставки – экспозиции по темам.
1.Орогты манайда. (Приглашаем вас в гости).
Познакомить с юртой, ее деталями, материалом (войлок, деревянные решетчатые стены, веревки, дверь, тооно-дымоход), дать представление о юрте, как о жилище народа, ведущего кочевой образ жизни; воспитывать интерес к жизни и быту бурятского народа.
2.Гал ехэ гуламта. (О чем трещит огонь в очаге?)
Дать представление об очаге, его роли в жизни бурят; познакомить с посудой, утварью, их расположением и назначением; с бурятской национальной кухней, белой молочной пищей.
3.Баяр, Гэрэлма хоерые хубсалуулая. (Оденем кукол Баира и Герелму).
Познакомить детей с бурятским национальным костюмом (мужской, женский, детский, девичий), материалом, деталями одежды, головными уборами, украшениями. Воспитывать умение видеть красоту народных костюмов.
4.Буряад арадай аялганууд (инструментнууд). Знакомить с бурятскими народными инструментами. Бурятская Государственная филармония – детская филармония.
5.Хугшэн эжидэ айлшалалга. (Вгостях у бабушки Чимиты). Ансамбль «Ольхон»
III этап – заключительный.
Презентации мини-музеев
Паспорта музеев
Список литературы:
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
2.Приказ Министерства Образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
3. Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». 4.Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры». - СПб,2005. 5.Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 23.
5. Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Москва – Пресс. 2003г
6.Барбаадай /сост.Ц-Д. Дондокова, Л.Д. Тапхаев, Ц.Б. Бадмаев. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987.
7.Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят: в 2ч. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.
8.Лопсонова З.Н., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: методическое пособие. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006.