Проект «Традиции добра»

2
0
Материал опубликован 17 May 2018

Проект «Традиции добра» - духовно- нравственное воспитание дошкольников.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. С. Михалков.


 

 Паспорт проекта

Руководитель проекта

Воспитатель группы: Никитенко Светлана Анатольевна

Участники проекта

Дети, родители, воспитатель

Возраст участника проекта

Старший дошкольный возраст

Тип проекта

Познавательно - исследовательский, групповой

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Проблема проекта

В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров. 

Актуальность

Прежде всего, духовно- нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Данный проект предполагает активное участие родителей: совместное посещение музеев, сбор различных коллекций, подбор материала, защита проектов и др.

Цель проекта

На основе сотрудничества с семьёй содействовать в обретении детьми нравственного духовного опыта, основанного на традициях своего народа и на лучших традициях семейного воспитания посредством  музейной педагогики.

Задачи проекта

- Формирование  духовно-нравственных чувств (ответственности, гражданственности, патриотизма) на основе изучения традиций и культуры родного края;

- Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- Формирование детско-взрослой совместной деятельности (разработка и презентация детско - родительских проектов) на материале музейной практики;

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

- Воспитание самостоятельности, творческой инициативы детей, интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.

Предполагаемый результат

- сформированы основы ценностных сфер личности;

- сформирован коллектив, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развиты способности к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству

- усвоены ценности: милосердие, правдолюбие, стремлениие к добру и неприятию зла.

Продукт

Презентации мини-музеев

Паспорта музеев.

Актуальность проекта:

В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров. 

Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли  за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. У родителей современных детей растут требования к качеству образования, но они не задумываются над его духовностью, гуманностью и другими человеческими качествами. А вот как раз духовности нашему обществу не хватает.

Основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче сильнее, чем мы всегда гордились».

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Центр развития ребёнка № 86 «Оюна» - детский сад реализует основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и вариативные программы «Дети Байкала» и «Тоонто нютаг»- Родной край»

В рамках реализации образовательной программы Тоонто нютаг – Родной край, целью которой является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края, воспитание любви и привязанности к малой Родине, желание сделать полезное и приятное для родных и близких людей, был разработан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста «Традиции добра».

Наше дошкольное образовательное учреждение, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Данный проект предполагает активное участие родителей: совместное посещение музеев, сбор различных коллекций, подбор материала, защита проектов и др.

Цель проектана основе сотрудничества с семьёй содействовать в обретении детьми нравственного духовного опыта, основанного на традициях своего народа и на лучших традициях семейного воспитания посредством  музейной педагогики.

Задачи проекта:

- Формирование  духовно-нравственных чувств (ответственности, гражданственности, патриотизма) на основе изучения традиций и культуры родного края;

- Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- Формирование детско-взрослой совместной деятельности (разработка и презентация детско - родительских проектов) на материале музейной практики;

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

- Воспитание самостоятельности, творческой инициативы детей, интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.

Участники проекта

- Дети старшего дошкольного возраста
- Родители (законные представители)

- Воспитатель

- Музыкальный руководитель

- Учитель бурятского языка

-Педагог-психолог

Принципы:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности , основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3.  Деятельность - знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Механизмы реализации проекта

-Детско-родительские проекты по тематическим блокам «Русская изба», «Юрта»

-Мини-музеи «Русская изба», «Юрта». Выставки – экспозиции по темам

- Формирование партнерского сообщества сотрудников МАДОУ ЦРР№ 86 «ОЮНА», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МАДОУ ЦРР№ 86 «Оюна» с образовательными и культурными структурами города

Предполагаемый результат:

- сформированы основы ценностных сфер личности;

- сформирован коллектив, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развиты способности к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству

- усвоены ценности: милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла.

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Русская изба», «Юрта», реализуемыми в процессе подготовки к народным праздникам «Пасха», «Масленица», «Сагаалган».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Накопление «Информационного багажа» по проекту.

Подбор необходимых материалов, экспонатов.

Перспективное планирование проекта. Родительский клуб «Традиции добра».

II этап – основной (практический).

Мини-музей «Русская изба»

Выставки – экспозиции по темам

1.Не красна изба углами, а красна пирогами.

Знакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа, дать представление о крестьянской избе.

2.Из истории посуды

Знакомить детей с предметами обихода: с посудой; деревянной и глиняной, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

3.Рукоделие в народном творчестве

Познакомить детей с одной из форм общения – посиделками. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев: прядение, вязание крючком, и спицами, вышивание.

4.На завалинке

Знакомство с русскими народными инструментами.

5.В гостях у бабушки Арины.

Воспитывать интерес к народному быту. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками.

Мини-музея «hэеы». «Юрта.

Выставки – экспозиции по темам.

1.Орогты манайда. (Приглашаем вас в гости).

Познакомить с юртой, ее деталями, материалом (войлок, деревянные решетчатые стены, веревки, дверь, тооно-дымоход), дать представление о юрте, как о жилище народа, ведущего кочевой образ жизни; воспитывать интерес к жизни и быту бурятского народа.

2.Гал ехэ гуламта. (О чем трещит огонь в очаге?)

Дать представление об очаге, его роли в жизни бурят; познакомить с посудой, утварью, их расположением и назначением; с бурятской национальной кухней, белой молочной пищей.

3.Баяр, Гэрэлма хоерые хубсалуулая. (Оденем кукол Баира и Герелму).

Познакомить детей с бурятским национальным костюмом (мужской, женский, детский, девичий), материалом, деталями одежды, головными уборами, украшениями. Воспитывать умение видеть красоту народных костюмов.

4.Буряад арадай аялганууд (инструментнууд). Знакомить с бурятскими народными инструментами. Бурятская Государственная филармония – детская филармония.

5.Хугшэн эжидэ айлшалалга. (Вгостях у бабушки Чимиты). Ансамбль «Ольхон»

III этап – заключительный.

Презентации мини-музеев

Паспорта музеев


 

Список литературы:

1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

2.Приказ Министерства Образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

3. Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». 4.Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры». - СПб,2005. 5.Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 23.

5. Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Москва – Пресс. 2003г

6.Барбаадай /сост.Ц-Д. Дондокова, Л.Д. Тапхаев, Ц.Б. Бадмаев. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987.

7.Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят: в 2ч. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.

8.Лопсонова З.Н., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: методическое пособие. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.