Проект «Твой выбор», направленный на раннюю профориентацию и
социализацию обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
5-6 класс
Подготовила:
Лукьянчикова В.В.
ТЕМА ПРОЕКТА: профориентационная работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду учащихся с ОВЗ, т.к. выбор профессии для таких учащихся суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы с детьми с ОВЗ является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 02.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации», необходимо обеспечить создание условий для ранней профориентации и успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Следовательно, подготовка детей с ОВЗ к успешной самостоятельной жизни и производственному труду при учете возможности трудоустройства выпускников является актуальным направлением работы образовательной организации на сегодняшний день с первого года обучения.
ЦЕЛЬЮ ПРОЕКТА является создание условий для профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями, с учетом ситуации на рынке труда в Луганской Народной Республике через реализацию ранней профориентации и социализации учащихся данной категории.
Для её достижения были выделены следующие ЗАДАЧИ:
провести анализ профориентационной работы образовательной организации с обучающимися с ОВЗ;
разработать и реализовать ряд воспитательных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ;
разработать и обеспечить реализацию комплекса мер по психологическому сопровождению учащихся и их родителей;
организовать составление и распространение буклетов по вопросам профориентации и профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ;
осуществлять мониторинг эффективности проводимых мероприятий.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
-формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
-формирование максимально возможного уровня социальной адаптации обучающихся с ОВЗ;
-воспитание самостоятельной личности каждого учащегося с активной жизненной позицией;
-формирование представления обучающихся о собственных интересах и возможностях;
информирование о реестре существующих профессий и о профессиональных образовательных организациях для обучающийся с ОВЗ, их актуальности;
выбор будущей профессии обучающихся с учетом психофизических особенностей и состояния здоровья, соотнесение его с требованием профессии, актуальности на рынке труда;
-формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2 года
УЧАСТНИКИ: воспитатель, классный руководитель, учитель-дефектолог, обучающиеся с ОВЗ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Планирование и разработка ряда воспитательных бесед, направленных на формирование профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ.
Планирование и разработка бесед, направленных на формирование профессионального самоопределения по сопровождению обучающихся и их родителей.
Составление и распространение буклетов по вопросам профориентации и
профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ.
2.ОСНОВНОЙЭТАП:
Интерактивная экскурсия «Все профессии важны, все профессии нужны».
Интерактивная экскурсия «Увлекательный мир профессий»
Интерактивная экскурсия «Востребованные профессии в Луганской Народной Республике для людей с ОВЗ».
Конкурс рисунков «Мой город в радуге профессий».
Игра «Угадай профессию».
Круглый стол «Кем я хочу быть».
Беседа «Билет в будущее».
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Занятие «Моя будущая профессия»
Занятие «Письмо самому себе в будущее»
Подведение итогов проекта.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯЛИТЕРАТУРА
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред.В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 2016.
Мудрик А.В.Социализация и воспитание.–М.:Сентябрь,2017.
“Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя”/Л.В.Ботякова, А.Е.Голомшток,С.С.Гриншпунидр.М.:Просвещение, 2019г.
Чистяков Н.Н.,БуяноваГ.А.,КасаткинаН.Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 2012 г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
“Школа и труд”/подред.П.Г.Атутова,В.А.Кальнес.-М.:Педагогика,2018 г..
“Школа и выбор профессии”/под ред.В.А.Полякова,С.Н.Чистяковой,Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 2019 г. (Библиотека учителя и воспитателя).