12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Нинашева Римма Таминдаровна323
Образование высшее, стаж работы 15 лет
Россия, Ульяновская обл., р.п. Новоспасское
Материал размещён в группе «Социальные педагоги»

Рабочая программа дополнительной образовательной программы «Твой выбор»

Пояснительная записка

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.

Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.

Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.

Кружок «Твой выбор» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный курс позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 72 часа, включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся. Он представляет собой цикл бесед и практические занятия, призванные помочь им в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении.

При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, а также авторские программы.

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;

получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.

Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.

Содержание программы

Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

1.Психология личности

Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.

2. Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

3.Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»

4. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.

5. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации.

Понятие «рынок труда». Современные тенденции развития рынка труда. Общая характеристика современного рынка труда в России. Занятость граждан. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Понятие безработицы, ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы и правила конкурентной борьбы. Методы и способы поиска информации о наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.

6. Основы трудового законодательства.

Документы, необходимые при поступлении на работу:

паспорт;

трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-коммунального органа о последнем занятии);

документ о наличии специального образования или диплом;

справка о состоянии здоровья.

Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.

7. Различные способы поиска работы.

Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.

Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации. Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.

Учебный план

Тема

Количество часов

 

Введение.

2

1.

Труд и профессия

8

2.

Психология личности

2

3.

Мир профессий

28

4.

Профессиональное самоопределение

16

5.

Подготовка к будущей карьере

8

6.

Резервное время

2

 

Итого

72

Календарно - тематическое планирование

Темы

Кол-тво
часов

 

Введение. Значение правильного выбора профессии. Цель и задачи курса.

2

1.

Труд и профессия

8

1.1

Многообразие мира профессий. Понятие о профессии и специальности, специализации, квалификации.

2

1.2

Классификация профессий. Формула профессии.

2

1.3

Основы альтернативного выбора ( схема хочу-могу-надо). Типы профессий. Понятие профессиограммы.

2

1.4

Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

2

2.

Психология личности

8

2.1

Индивидуально-психологические особенности личности. Характер. Самооценка.

2

2.2

Способности.

2

2.3

Жизненное и профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.

2

2.4

Типы нервной системы. Типы темперамента.

2

3.

Мир профессий

28

3.1

Характеристика профессий типа «человек – человек».

8

3.2

Характеристика профессий типа «человек – природа».

6

3.3

Характеристика профессий типа «человек – техника».

4

3.4

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система».

4

3.5

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

4

 

Игровые упражнения

2

4.

Профессиональное самоопределение

16

4.1

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо».

4

4.2

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

2

4.3

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность. Медицинские противопоказания.

2

4.4

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

2

4.5

Система профессионального образования.

2

4.6

Выбор учебного заведения.

2

4.7

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

2

5

Подготовка к будущей карьере

8

5.1

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.

2

5.2

Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности.

2

5.3

Построение личного профессионального плана.

2

 

Оформление документации(составление профильной карты учащихся)

2

 

Резервное время

2

 

Итого:

72

Поурочное тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Диагностика

 

Введение. Значение правильного выбора профессии. Цель и задачи курса.

Изучение нового материала

Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика.

Анкетирование «Готов ли ты к выбору профессии»

 

Понятие профессии, специальности.

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика.

 

 

Классификация профессий. Формула профессии.

Комбинированный урок

Работа в группах и парах.

 

 

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Практическое занятие

Групповая работа, осуждение итогов работы.

 

 

Основы альтернативного выбора (схема хочу-могу-надо). Характеристика труда.

Комбинированный урок

Групповая работа, осуждение итогов работы.

 

 

Требования к разным видам профессий.

Комбинированный урок

Анализ требований, работа в мини-группах

 

 

Индивидуально-психологические особенности личности.

Комбинированный урок

Работа в группах и парах.

 

 

Интересы и склонности

Комбинированный урок

Работа в группах и парах.

Опросник профессиональных предпочтений. Карта интересов.

 

Хочу и как надо ими управлять.

Комбинированный урок

Работа в группах и парах.

 

 

Способности и профпригодность. Виды способностей.

Комбинированный урок

Работа в группах и парах.

 

 

Значение выбора профессии в соответствии со способностями

Практическое занятие

Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов

Дифференциально-диагностический опросник

12

Психические процессы, важные для профориентации. Внимание

Практическое занятие

Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов

 

13

Способность быть внимательным

Практическое занятие

Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии

Корректурные пробы

14

Особенности памяти.

Практическое занятие

Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов

 

15

Способности к запоминанию

Практическое занятие

Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии

упражнения на запоминание пар слов

16

Мышление

Практическое занятие

Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии

 

17

Определение типа мышления

Практическое занятие

Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов

Субтесты ШТУР

18

Воображение

Практическое занятие

Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии

 

19

Как определить уровень своего воображения

Практическое занятие

Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии

Обратная креативность

20

Координация движений

Практическое занятие

Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии

Упражнения на определение координации

21

Особенности развития координации движений

Практическое занятие

Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов

 
 

Типы темперамента. Характер.

Практическое занятие

Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов

тест

23

Особенности профессий типа «человек – природа». Растения в жизни человека

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика.

 

24

Основные требования профессий типа «человек – природа» к профессионалу. Братья наши меньшие.

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика.

 

25

Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Человек — часть природы.

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Проект «Факторы риска современного человека»

26

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». В стране рисунка, цвета, формы.

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика.

 

27

Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми.

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Проект «Что делает нас красивыми»

28

Особенности профессий типа «человек – человек». Служба здоровья.

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Творческое задание «Походная аптечка»

29

Основные требования профессий типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Презентация

30

Реалистическая оценка профессий типа «человек – человек». Зщащита Родины

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Презентация

31

Особенности профессии менеджер.

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Презентация

32

Особенности профессий типа «человек – знаковая система». Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Презентация

33

Особенности профессий типа «человек – техника».

Комбинированный урок

Дискуссия, работа в мини-группах,

Презентация

34

Профессиональная игра

Итоговое занятие

   

Планируемые результаты

1. Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.

2. Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.

3. Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом реальных условий, запроса социума.

4. Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом возможных изменений в жизни.

Методическое обеспечение программы

Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)

Методика определения типа темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)

Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР)

Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)

Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.

Методика «Определение уровня тревожности»

Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)

Методика «Моё здоровье»

Определение мотивации (методика Е. Головахи)

Литература

Для учителя:

Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.

Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.

Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.

Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М., 1991.

Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.

Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся.- Киев, 1998.

Психологическое сопровождение выбора профессии.- М., 1998.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.

Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев 1993.

Для учащихся:

Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.

Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.

Мир профессий.- М., 1988.

Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993

Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.

Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.

Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России.- М., 1995.

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.

Опубликовано в группе «Социальные педагоги»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.