Рабочая программа дополнительной образовательной программы «Твой выбор»
Рабочая программа дополнительной образовательной программы «Твой выбор»
Пояснительная записка
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.
Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.
Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.
Кружок «Твой выбор» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Данный курс позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Курс рассчитан на 72 часа, включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся. Он представляет собой цикл бесед и практические занятия, призванные помочь им в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении.
При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, а также авторские программы.
Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;
сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;
овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;
получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.
Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.
Содержание программы
Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
1.Психология личности
Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.
2. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».
3.Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»
4. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
5. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации.
Понятие «рынок труда». Современные тенденции развития рынка труда. Общая характеристика современного рынка труда в России. Занятость граждан. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Понятие безработицы, ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы и правила конкурентной борьбы. Методы и способы поиска информации о наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.
6. Основы трудового законодательства.
Документы, необходимые при поступлении на работу:
паспорт;
трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-коммунального органа о последнем занятии);
документ о наличии специального образования или диплом;
справка о состоянии здоровья.
Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.
7. Различные способы поиска работы.
Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.
Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации. Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.
Учебный план
№ |
Тема |
Количество часов |
Введение. |
2 |
|
1. |
Труд и профессия |
8 |
2. |
Психология личности |
2 |
3. |
Мир профессий |
28 |
4. |
Профессиональное самоопределение |
16 |
5. |
Подготовка к будущей карьере |
8 |
6. |
Резервное время |
2 |
Итого |
72 |
Календарно - тематическое планирование
№ |
Темы |
Кол-тво |
Введение. Значение правильного выбора профессии. Цель и задачи курса. |
2 |
|
1. |
Труд и профессия |
8 |
1.1 |
Многообразие мира профессий. Понятие о профессии и специальности, специализации, квалификации. |
2 |
1.2 |
Классификация профессий. Формула профессии. |
2 |
1.3 |
Основы альтернативного выбора ( схема хочу-могу-надо). Типы профессий. Понятие профессиограммы. |
2 |
1.4 |
Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. |
2 |
2. |
Психология личности |
8 |
2.1 |
Индивидуально-психологические особенности личности. Характер. Самооценка. |
2 |
2.2 |
Способности. |
2 |
2.3 |
Жизненное и профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. |
2 |
2.4 |
Типы нервной системы. Типы темперамента. |
2 |
3. |
Мир профессий |
28 |
3.1 |
Характеристика профессий типа «человек – человек». |
8 |
3.2 |
Характеристика профессий типа «человек – природа». |
6 |
3.3 |
Характеристика профессий типа «человек – техника». |
4 |
3.4 |
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». |
4 |
3.5 |
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» |
4 |
Игровые упражнения |
2 |
|
4. |
Профессиональное самоопределение |
16 |
4.1 |
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо». |
4 |
4.2 |
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). |
2 |
4.3 |
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность. Медицинские противопоказания. |
2 |
4.4 |
Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). |
2 |
4.5 |
Система профессионального образования. |
2 |
4.6 |
Выбор учебного заведения. |
2 |
4.7 |
Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана. |
2 |
5 |
Подготовка к будущей карьере |
8 |
5.1 |
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. |
2 |
5.2 |
Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. |
2 |
5.3 |
Построение личного профессионального плана. |
2 |
Оформление документации(составление профильной карты учащихся) |
2 |
|
Резервное время |
2 |
|
Итого: |
72 |
Поурочное тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Виды деятельности |
Диагностика |
|
Введение. Значение правильного выбора профессии. Цель и задачи курса. |
Изучение нового материала |
Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика. |
Анкетирование «Готов ли ты к выбору профессии» |
|
Понятие профессии, специальности. |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика. |
|
|
Классификация профессий. Формула профессии. |
Комбинированный урок |
Работа в группах и парах. |
|
|
Типы профессий. Матрица выбора профессии. |
Практическое занятие |
Групповая работа, осуждение итогов работы. |
|
|
Основы альтернативного выбора (схема хочу-могу-надо). Характеристика труда. |
Комбинированный урок |
Групповая работа, осуждение итогов работы. |
|
|
Требования к разным видам профессий. |
Комбинированный урок |
Анализ требований, работа в мини-группах |
|
|
Индивидуально-психологические особенности личности. |
Комбинированный урок |
Работа в группах и парах. |
|
|
Интересы и склонности |
Комбинированный урок |
Работа в группах и парах. |
Опросник профессиональных предпочтений. Карта интересов. |
|
Хочу и как надо ими управлять. |
Комбинированный урок |
Работа в группах и парах. |
|
|
Способности и профпригодность. Виды способностей. |
Комбинированный урок |
Работа в группах и парах. |
|
|
Значение выбора профессии в соответствии со способностями |
Практическое занятие |
Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов |
Дифференциально-диагностический опросник |
12 |
Психические процессы, важные для профориентации. Внимание |
Практическое занятие |
Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов |
|
13 |
Способность быть внимательным |
Практическое занятие |
Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии |
Корректурные пробы |
14 |
Особенности памяти. |
Практическое занятие |
Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов |
|
15 |
Способности к запоминанию |
Практическое занятие |
Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии |
упражнения на запоминание пар слов |
16 |
Мышление |
Практическое занятие |
Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии |
|
17 |
Определение типа мышления |
Практическое занятие |
Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов |
Субтесты ШТУР |
18 |
Воображение |
Практическое занятие |
Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии |
|
19 |
Как определить уровень своего воображения |
Практическое занятие |
Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии |
Обратная креативность |
20 |
Координация движений |
Практическое занятие |
Оценка качественных характеристик, тренировка в их развитии |
Упражнения на определение координации |
21 |
Особенности развития координации движений |
Практическое занятие |
Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов |
|
Типы темперамента. Характер. |
Практическое занятие |
Самодиагностика, индивидуальная работа по выполнению тестов |
тест |
|
23 |
Особенности профессий типа «человек – природа». Растения в жизни человека |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика. |
|
24 |
Основные требования профессий типа «человек – природа» к профессионалу. Братья наши меньшие. |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика. |
|
25 |
Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Человек — часть природы. |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Проект «Факторы риска современного человека» |
26 |
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». В стране рисунка, цвета, формы. |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика. |
|
27 |
Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми. |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Проект «Что делает нас красивыми» |
28 |
Особенности профессий типа «человек – человек». Служба здоровья. |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Творческое задание «Походная аптечка» |
29 |
Основные требования профессий типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Презентация |
30 |
Реалистическая оценка профессий типа «человек – человек». Зщащита Родины |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Презентация |
31 |
Особенности профессии менеджер. |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Презентация |
32 |
Особенности профессий типа «человек – знаковая система». Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Презентация |
33 |
Особенности профессий типа «человек – техника». |
Комбинированный урок |
Дискуссия, работа в мини-группах, |
Презентация |
34 |
Профессиональная игра |
Итоговое занятие |
Планируемые результаты
1. Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.
2. Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.
3. Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом реальных условий, запроса социума.
4. Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом возможных изменений в жизни.
Методическое обеспечение программы
Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)
Методика определения типа темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)
Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР)
Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)
Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)
Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.
Методика «Определение уровня тревожности»
Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)
Методика «Моё здоровье»
Определение мотивации (методика Е. Головахи)
Литература
Для учителя:
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.
Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М., 1991.
Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.
Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся.- Киев, 1998.
Психологическое сопровождение выбора профессии.- М., 1998.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.
Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев 1993.
Для учащихся:
Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.
Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.
Мир профессий.- М., 1988.
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993
Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.
Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.
Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России.- М., 1995.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.