Проект воды
Проект « Экология Воды» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 35»НМР РТ Авторы проекта: старший воспитатель Маркова Л.В., воспитатель Кондратьева О.А.
Информационная карта проекта: Полное название проекта: «Экология Воды» Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги Тип проекта: экологический, групповой Продолжительность: долгосрочный (с сентября по май) Актуальность темы: «О воде надо помнить с большой буквы , так как она не только необходима для жизни, она сама жизнь». Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Цель проекта: приобщить к рациональному использованию ресурсов воды детей. Задачи проекта: В начале года педагоги провели анкетирование родителей, детей, сотрудников на вопрос: пути экологического решения по рациональному использованию воды. . На основе ответов составили план действий на учебный год; Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не будем решать глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружения мира – бережное отношение к воде; Расширить знания детей о воде и её свойствах; Познакомить детей с круговоротом воды в природе; Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды; Развивать любознательность и познавательную активность детей; Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Познавательная деятельность НОД «Обитатели водоемов» НОД «Вода и её превращения» НОД «О связи живой и неживой природы» НОД «Мы изучаем воду» Ожидаемые результаты: Дети узнают: свойства воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и умеют о них рассказать; отличия соленой воды от пресной; что пить нужно только кипяченую воду; о роли воды в жизни человека и живых организмов; что такое – круговорот воды в природе; кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле; как берегут природные ресурсы: всегда закрывают кран после умывания, мытья рук, при пользовании водой не включают её сильным напором ; правила поведения в природе: мусорить нельзя во время отдыха на водоеме, после отдыха необходимо все убрать за собой.
План реализации проекта. Этапы проекта: I. Подготовительный этап: Определение направленности проекта, целей и задач; Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе; Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой; Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта; Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта. II. Основной этап: Содержание деятельности: Беседы, рассказы «Что мы знаем о воде», «Важность воды для всех живых организмов», «Что такое осадки», «Водоемы», «Интересные факты о воде», «Загрязнение воды и как этого избежать», «Бережем воду вместе», инсценировка сказок о воде, викторина. Опытно – экспериментальная деятельность «Вода – это жидкость», «Очищение воды», «Вода прозрачная», «Вода меняет цвет», «Окрашивание воды», «Мыльные замки», «Тонет — не тонет, плавает», «Вода – растворитель», «Круговорот воды в природе», «Мыльные пузыри», «Куда спряталась вода», «Снег и лед», «Цветные льдинки». Наблюдения «Снег кружится», «Снег и птицы», «Следы на снегу», «Сосульки на крыше», «Гололед», «Морозные узоры на окне» Познавательная деятельность «Обитатели водоемов», «Вода и её превращения», «О связи живой и неживой природы», «Мы изучаем воду», «Викторина о воде», «Секреты воды», занятия по ОБЖ «Правила поведения на воде», «Юные спасатели».
Опытно – экспериментальная деятельность Опыты: «Вода – это жидкость» «Очищение воды» «Вода прозрачная» «Вода меняет цвет» «Вода – растворитель» «Лед» «Круговорот воды в природе» «Мыльные пузыри» «Куда спряталась вода» «Плавает – тонет» «Снег и лед. Цветные льдинки» Художественное творчество Рисование: пальчиками и тычками «Море»;» «Мир воды глазами детей», «Повисли с крыш сосульки - льдинки»; аппликация с использованием природного материала: «Снеговик»; лепка: «Речные рыбки»; конструирование из бумаги: «Снежинки»; из природного материала для игр с водой на прогулке (кораблики, лодочки); изготовление коллективного панно «Водоем». Работа с родителями Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой; конкурс «Книжек малышек»; буклеты; участие в акциях,субботниках,развлечениях; выставка плакатов «Берегите воду»; создание макета «Круговорот воды в природе» с детьми и родителями совместно;привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта; рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку; консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании);изготовление атрибутов для подвижных, театрализованных игр «Умелые руки не знают скуки». Игровая деятельность Подвижные игры: «Ручеек», «Караси и щука», «Море волнуется», «Тучка по небу ходила», «Снежки», «Лягушки и цапля». Дидактические игры: «Какой бывает вода?», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Потому что…», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Небо. Земля. Вода». Игра с макетом «Круговорот воды в природе». Сюжетно – ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие в подводное царство», «Моряки», «Пароход», «Морское путешествие».
Чтение художественной литературы Рассказы и сказки: - «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка); - Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка); - «Что случилось с рекой?» Б. Заходер; - «Сказка о ручейке» Эстер Адам; Стихотворения: - «Я по воде могу ходить» С. Олегова; - «Ручеек и речка» С. Олегова; - «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова; - «Берегите воду» С. Олегова; - «Разговор» С. Погореловский; - «Ручеек» Т. Жиброва; - «Дождик» В. Минькова; - «Какой дождь» О. Григорьев; - «Снежок и Алешка» Е. Андреева - «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин. Загадки, половицы и поговорки о воде Чтение художественной литературы Рассказы и сказки: - «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка); - Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка); - «Что случилось с рекой?» Б. Заходер; - «Сказка о ручейке» Эстер Адам. Стихотворения: - «Я по воде могу ходить» С. Олегова; - «Ручеек и речка» С. Олегова; - «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова; - «Берегите воду» С. Олегова; - «Разговор» С. Погореловский; - «Ручеек» Т. Жиброва; - «Дождик» В. Минькова; - «Какой дождь» О. Григорьев; - «Снежок и Алешка» Е. Андреева; - «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин. Загадки, половицы и поговорки о воде.
Чтение художественной литературы Рассказы и сказки: - «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка); - Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка); - «Что случилось с рекой?» Б. Заходер; - «Сказка о ручейке» Эстер Адам; Стихотворения: - «Я по воде могу ходить» С. Олегова; - «Ручеек и речка» С. Олегова; - «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова; - «Берегите воду» С. Олегова; - «Разговор» С. Погореловский; - «Ручеек» Т. Жиброва; - «Дождик» В. Минькова; - «Какой дождь» О. Григорьев; - «Снежок и Алешка» Е. Андреева - «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин. Загадки, половицы и поговорки о воде Трудовое воспитание Развлечения Экологические Акции -Работа в уголке природы «Мы – друзья природы»; - Рейд «Берегиня»: В течение проекта дети вместе с воспитателями: проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах. результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации, беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома». -Привлечение родителей к организации экологического музея «Волшебница вода» (пополнение экспонатов, имеющих отношение к воде: речные и морские камни, ракушки, фотографии животных, водных сооружений и др.) -Субботники «Сделаем участок детского сада чистым и красивым». -Международный День Земли; -Международный День Воды; -Инсценировки сказок о воде; -Спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; -Музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода»; -Квест «В гостях у Нептуна»; -Итоговое мероприятие на экологическую тему «Сохраним планету!!!». -Акция «Сирень Победы», «Аллея выпускников»посадка деревьев; -Акция «Весенний огород»; -Акция «Очистим родные берега реки Кама»; -Акция «Посади –цветок-укрась планету» .
Игровая деятельность Подвижные игры: «Ручеек» «Караси и щука» «Море волнуется» «Тучка по небу ходила» «Снежки» «Лягушки и цапля» Дидактические игры: «Какой бывает вода?» «Собери картинку» «Доскажи словечко» «Кто больше назовет» «Потому что…» «Кому нужна вода, а кому полянка» «Небо. Земля. Вода» Сюжетно – ролевые игры: «Моряки» «Пароход» «Морское путешествие» III. Заключительный этап: Задачи: Выявить знания детей о воде как источнике всего живого; Отражать знания в сказках собственного сочинения; Воспитание экологической культуры у детей и взрослых. Результаты: у детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов; дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе; у детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, научились фиксировать наблюдения, используя схемы-модели); повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников; дети научились бережно относиться к воде и экономить ее ежедневно как в детском саду так и дома.
Познавательные занятия «Секреты воды», «Мы изучаем воду»
Экспериментальная деятельность с водой: «Тонет не тонет» Цель: Тяжелые предметы тонут в воде ( камушки, ракушки), легкие предметы не тонут (пеноплас)
«Лед – это твердое состояние воды» «Фильтрация воды. Как очистить воду»
Вывод: Для человека талая вода опасна, так как очень грязная !
7. Задачи проекта: Расширить знания детей о воде и её свойствах; Познакомить детей с круговоротом воды в природе; Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды; Развивать любознательность и познавательную активность детей; Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. 8. Планируемые результаты: Дети узнают: О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д. О роли воды в жизни человека и живых организмов. Узнают, что такое – круговорот воды в природе. Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле. Дети будут бережно относиться к воде. Приложение Вода бесцветная, не имеет формы, вкуса, и запаха, но ее можно окрасить в любой цвет, придать вкус и запах добавив какое то вещество. «Вода нужна всем» Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
7. Задачи проекта: Расширить знания детей о воде и её свойствах; Познакомить детей с круговоротом воды в природе; Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды; Развивать любознательность и познавательную активность детей; Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. 8. Планируемые результаты: Дети узнают: О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д. О роли воды в жизни человека и живых организмов. Узнают, что такое – круговорот воды в природе. Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле. Дети будут бережно относиться к воде. Приложение Вода бесцветная, не имеет формы, вкуса, и запаха, но ее можно окрасить в любой цвет, придать вкус и запах добавив какое то вещество. Вывод: Комнатные растения любят талую снеговую воду, если ей поливать, то экономится питьевая вода
Создание Мини-музея «Волшебница вода»
Конкурс «Книжки малышки» Дети вместе с родителями сочинили и оформили экологические сказки о ВОДЕ
Инсценировка сказок о воде «Сказочное озеро», «Сказка о воде, о самом чудесном чуде на Земле»
Викторина «Вода-источник жизни»
Подвижные игры: «Очистим водоем»
7. Задачи проекта: Расширить знания детей о воде и её свойствах; Познакомить детей с круговоротом воды в природе; Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды; Развивать любознательность и познавательную активность детей; Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. 8. Планируемые результаты: Дети узнают: О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д. О роли воды в жизни человека и живых организмов. Узнают, что такое – круговорот воды в природе. Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле. Дети будут бережно относиться к воде. Приложение Вода бесцветная, не имеет формы, вкуса, и запаха, но ее можно окрасить в любой цвет, придать вкус и запах добавив какое то вещество. Выставка плакатов «Берегите воду»
7. Задачи проекта: Расширить знания детей о воде и её свойствах; Познакомить детей с круговоротом воды в природе; Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды; Развивать любознательность и познавательную активность детей; Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. 8. Планируемые результаты: Дети узнают: О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д. О роли воды в жизни человека и живых организмов. Узнают, что такое – круговорот воды в природе. Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле. Дети будут бережно относиться к воде. Приложение Вода бесцветная, не имеет формы, вкуса, и запаха, но ее можно окрасить в любой цвет, придать вкус и запах добавив какое то вещество. «Бережем воду вместе»
Макет «Круговорот воды в природе»
Акция «Сирень Победы»
Акция «Аллея выпускников»
Акция «Посади –цветок укрась планету»
Акция «Весенний огород»
Акция «Очистим родные брега Камы»
Акция «Растем вместе» посадка деревьев в рамках эко-весна-2019г.
Викторина « Вода-источник жизни» Экологический рейд «Берегиня» под девизом «Сохраним каждую капельку»
Итоговое мероприятие на экологическую тему «Сохраним планету!!!» Цель: Дети знают и соблюдают правила поведения, в природе мусорить нельзя, во время отдыха на водоеме, после отдыха необходимо все убрать за собой.