12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булатинская Наталия Михайловна16

Проект «Волонтерское движение в ДОУ»

«Доброе сердце»

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в МАДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Проблема:

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель:

Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

-Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

-Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

-Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

-Развитие коммуникативных навыков детей.

-Способствовать повышению значения семейных ценностей.

В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать не так давно, но традиция помогать ближним существует уже несколько лет.

А самые близкие нам- это дети младших групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать " Дни помощи".

Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.

А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.

Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" 2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей. Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности, в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, обилия рекламы и подмены ценностей, дети старшего дошкольного возраста должны приобрести первичные навыки как противостоять соблазнам жизни, как сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовал опыт волонтёрского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Главное, что должен привить воспитатель своим воспитанникам - это чуткое отношение к окружающему их миру. В течение всего времени, пока ребёнок посещает детский сад, воспитатель учит его быть отзывчивым и терпеливым. Иными словами, даёт первые уроки доброты.

Технология волонтёрства «Дети - волонтёры» - это активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Организацию волонтёрского движения в условиях детского сада стала реализовывать на основе проекта «Поможем вместе». На начальном этапе реализации проектной деятельности создала условия для проведения волонтёрской работы, определила тему, цели и задачи, разработала программу и план мероприятий, придумала эмблему волонтёрского движения, провела ряд бесед: «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтёрами для малышей», «Что такое доброе дело?», «Благо творю», мотивировала детей на волонтёрскую деятельность.

Воспитанники моей группы приняли идею организации волонтёрского движения с большим интересом. Оказывая помощь младшим дошколятам, у них возникло ощущение ответственности, повысилась уверенность в себе. Каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, доставило эмоциональную радость.

Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом.

Волонтёрская деятельность осуществлялась по первому проекту "Сохраним елочку - красавицу леса" (декабрь 2020 год) в предновогодние праздники. Волонтеры решили помочь лесной красавице. Принимая участие в акции "Елочка живи!", ребята создали совместно с родителями и педагогами листовки, плакаты на тему "Не рубите елки!", видеоролик в защиту елочек.

Тема второго экологического проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать» (январь 2021 год)

Я помогла детям осознать серьёзность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко - кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции "Помоги зимующим птицам" - изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и возле своего дома.

Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности предложила разработать проект "Этот день Победы" (апрель 2021 год). К этому событию ребята отнеслись с большой ответственностью. В план волонтерского движения вошла акция "Ветеран живет рядом". На совете волонтёров, после долгих споров, каким подарком порадовать ветеранов, решили сделать для них своими руками георгиевские банты. Дети-волонтёры и их родители приняли активное участие в мастер - классе по изготовлению украшения из георгиевской ленты.

Безвозмездную помощь оказали семьи наших воспитанников, приняв участие в акции содействия братьям нашим меньшим «Доброе сердце». Были собраны корма и средства ухода за животными, которые затем были переданы в приют для кошек «Прошкин дом». Совместно с волонтёрами экомарафона Команды «КОТэ»https://vk.com/bezdomny_mir изготовили игрушки, которые участвовали в ярмарке «КОТОмания или ярМУРка желаний» в августе 2021г.

Воспитанники приняли участие в конкурсе рисунков «Мои домашние животные», «Как я могу помочь бездомным животным».Данные мероприятия были широко освещены в районе (https://vk.com/mnchgrsk?w=wall-61843802_133410)

Вырученные средства были направлены на поддержку бездомных животных.

В связи с ограничением по COVID-19, мы не смогли организовать концерт к Дню пожилого человека и к декаде инвалидов. Планируем, при снятии ограничительных мероприятий организовать данные мероприятия.

Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Таким образом, приобщая детей к волонтерскому движению, я привлекаю внимание к проблемам общества, воспитываю у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняю народные традиции и развиваю добрые качества души.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.