12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нуриева Юлия Илдусовна17

t1572869048aa.gif

«Если постараться, можно всех увлечь,

Добрыми делами радуги зажечь.

Пусть радуга сияет людям с высоты,

Все на свете сможем вместеЯ и Ты

Проект

 

Волонтерское движение «Данко» в МДОБУ

детский сад «Буратино»

 

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………….

Основная часть……………………………………………….

Мероприятия волонтерского движения в детском саду…….

Литература………………………………………………

 

 

Пояснительная записка

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:

• посадка цветов, кустов и деревьев;

• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;

• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

• помощь животным;

• просветительские беседы;

• благотворительные концерты и театральные выступления;

• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

• пропаганда здорового образа жизни; и др.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:

ответственности;

милосердия;

самостоятельности;

умение общаться с разными социальными группами людей;

личностный позитивизм.

Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.

Организация в детском саду волонтерского движения «Данко» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

Задачи:

Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада

Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2019 – 2020 учебного года.

 

Вид проекта: образовательный, творческий.

 

Продолжительность: долгосрочный 2019-2020уч. г.

 

Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

 

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

Тип проекта: Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.

Основная часть

 

 

 

Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.

Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.

Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);

• работа с педагогами;

• работа с семьёй.

Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:

• формирование милосердия.

• развитие трудолюбия

• воспитание потребности к здоровому образу жизни.

• Формирование толерантности

• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,

• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.

Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.

Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду

2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

3 этап. Развитие волонтёрского движения.

На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.

Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

Критерии оценки эффективности проекта:

Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада

Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.

Количество партнеров - участников проекта.

Механизм оценки:

Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)

Диагностика.

Анкетирование.

Опрос.

План работы волонтерского движения

детского сада с детьми:

 

п/п

 

Название мероприятия и цель

 

Ответственные

 

Сроки

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

1.2 Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

Цель: формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1.3 Торжественное мероприятие «Дорогою добра»

( принятие в ряды волонтерского движения)

Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении.

1.4. Участие в акции «Свеча памяти» приуроченной ко дню

Воспитатель: Нуриева Ю.И.

Июнь 2019г.

2.

2.1. Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве».

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2.2. Создание альбома «Кладовая добрых дел».

Цель: У детей: воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; бережное, внимательное отношение к окружающим, сверстникам, близким, желание совершать для них добрые дела; Развитие представления о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей; понятие о том, что добрые дела доставляют радость.

2.3. Оформление странички на сайте «Кладовая добрых дел». Цель: Будет происходить информирование населения о важности и огромном вкладе, который делают для социального развития волонтеры; популяризация волонтерского движения, привлечение общественную жизнь, проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр. детей и к общественно значимой деятельности, формирование увлеченности детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования

2.4. Акция «Ромашковое счастье». (Ко Дню семьи, любви и верности).

Цель: Укрепление социального института семьи, развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников.

 

 

Воспитатель: Нуриева Ю.И.

Июль 2019г.

3.

3.1. Встречи с инспекторами ГИБДД.

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

3.3Акция «Безопасные дороги детям».

Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям».

Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля.

3.4. День российского флага. Акция «Под флагом России».

Цель: Воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам Родины. 

Воспитатель: Нуриева Ю.И.

Август

2019г.

4.

4.1.Трудовой десант: «Мусору – нет!».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке.

4.2. Подготовка поздравления ко Дню воспитателя.

Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника.

4.3.Акция «Ты не один» (ко дню пожилых людей).

Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

4.4. Подготовка подарков ко Дню пожилого человека.

Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника.

Воспитатели: Нуриева Ю.И.

Шубина К.В

(по согласованию)

Сентябрь

2019г.

5.

5.1.Акция «Поздравь учителя».

Цель: Поздравить учителей с их профессиональным праздником, изготовить открытки своими руками и поблагодарить наших дорогих педагогов за добросовестный труд в деле обучения и воспитания.

5.2. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Детей младшей группы».

Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

5.3. Всемирный день бабушек и дедушек.

Цель:  Информировать о новом празднике в России. Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Развивать у них чувства сострадания, любви, теплоты и нежности по отношению к бабушкам и дедушкам.  Воспитывать любовь и уважение к старым людям, побуждать проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, желание им помочь.

 

Воспитатель: Нуриева Ю.И.

Шубина К.В.

Музыкальный работник:

Никурадзе Л.А.

(по согласованию).

Октябрь

2019г.

6.

6.1. Акции «Доброе сердце».

Цель: оказание помощи нуждающимся детям,

формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста. (Мероприятие на базе д/с «Буратино» совместо с ГБУСО "КЦСОН» в Светлинском районе).

6.2. Всемирный день приветствия.

Цель: Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание. (Мероприятие на базе МДОБУ д/с «Светлячок»).

6.3. Подготовка к празднику «День матери»

Цель: формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме.( На базе д/с «Буратино»).

Воспитатель:

Нуриева Ю.И.

Шубина К.В.

(по согласованию)

Ноябрь

2019г.

7.

7.1 «День волонтера».

Цель: Популяризация благотворительности, формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность.  

7.2. Акция « Игрушка на новогоднюю красавицу».

Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям.

7.3.

 

Воспитатель:

Нуриева Ю.И.

Декабрь

2019г.

8.

8.1Выпуск видеофильма «Спешите делать добрые дела».

Цель: сформировать потребность   в совершении добрых поступков,  в    сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.

8.2. Акция «Подари книгу детскому саду».

Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений  познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств  гуманизма и благотворительности.

8.3. Акция «Построй дом для птиц!»

Цель: Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

8.4. Акция «Покормите птиц зимой».

Цель: Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране.

Воспитатель:

Нуриева Ю.И.

Шубина К.В.

(по согласованию).

Январь

2020г.

9.

9.1 «День доброты». Акция «Твори добро».

Цель: Оказание помощи нуждающимся детям.

9.2. Участие в спортивном развлечение посвященному 23 февраля.

Цель: Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

9.3. Подготовка подарка для папы.

Цель: Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику, изготовлению сувениров – подарков папам, дедушкам, братьям.

Воспитатель:

Нуриева Ю.И.

Шубина К.В.

Физ.инструктор

Полякова М.Д. (по согласованию).

Февраль

2020г.

10.

10.1Акция «».

 Цель: Сбор игрушек для воспитанников ДОУ; создание радостного настроения у малышей.

10.2. Беседа «Легко ли быть добрым?»

Цель: Создать условия для воспитания доброты,

милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.

10.3. «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы).

Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям -   мамам, бабушкам.

10.4. «Международный день счастья».

Цель: Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье»; развивать эстетические чувства; воспитывать толерантность.

Воспитатель:

Нуриева Ю.И.

Шубина К.В.

(по согласованию).

Март

2020г.

11.

11.1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем».

Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

11.2.Флешмоб «Мы выбираем спорт!».

Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни;

11.3.Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей.

Воспитатель: Нуриева Ю.И.

Шубина К.В.

Физ.инструктор:

Полякова М.Д.

(по согласованию).

Апрель

2020г.

12.

12.1. Проведение акций «Георгиевская ленточка».

Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти.

12.2.Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим;

12.3.Участие в «Бессмертном полке».

Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

12.4.Итоговое собрание волонтеров и родителей.

Цель: Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел». Награждение.

Воспитатель: Нуриева Ю.И.

Шубина К.В.

(по согласованию).

Май

2020г.

 

Корректировка:

 

 

 

 

 

 

 

 

               План работы волонтерского движения детского сада с педагогами:

 

Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);

Помощь пожилым людям, детским домам, птицам.

Пропаганда здорового образа жизни.

     План работы волонтерского движения  детского сада с педагогами:

Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;

Участие в акциях «Дари добро», «Безопасные дороги», «День Победы», «День защиты детей», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Ромашковое счастье», «Всемирный день приветствия».

                                               Фото материал:

t1572869048ad.jpgt1572869048ae.jpg

 

t1572869048af.jpgt1572869048ag.jpg

 

t1572869048ah.jpgt1572869048ai.jpg

 

t1572869048aj.jpgt1572869048ak.jpg

 

t1572869048al.jpgt1572869048am.jpg

 

 

Используемая литература.

 

1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.

6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.11.19 в 17:29 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за новшество! Очень актуально и познавательно! Дошкольники должны знать о волонтерских движениях! Прекрасный опыт работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.