Долгосрочный проект «Волонтёрское движение в ДОУ»
«Если постараться, можно всех увлечь,
Добрыми делами радуги зажечь.
Пусть радуга сияет людям с высоты,
Все на свете сможем вместе – Я и Ты!»
Проект
Волонтерское движение «Данко» в МДОБУ
детский сад «Буратино»
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………….
Основная часть……………………………………………….
Мероприятия волонтерского движения в детском саду…….
Литература………………………………………………
Пояснительная записка
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.
Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
ответственности;
милосердия;
самостоятельности;
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.
Организация в детском саду волонтерского движения «Данко» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи:
Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2019 – 2020 учебного года.
Вид проекта: образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный 2019-2020уч. г.
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.
Основная часть
Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Практическая значимость проекта:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Критерии оценки эффективности проекта:
Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада
Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)
Диагностика.
Анкетирование.
Опрос.
План работы волонтерского движения
детского сада с детьми:
№ п/п |
Название мероприятия и цель |
Ответственные |
Сроки |
||
1.
|
1.1 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. 1.2 Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. 1.3 Торжественное мероприятие «Дорогою добра» ( принятие в ряды волонтерского движения) Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. 1.4. Участие в акции «Свеча памяти» приуроченной ко дню |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. |
Июнь 2019г. |
||
2. |
|
Воспитатель: Нуриева Ю.И. |
Июль 2019г. |
||
3. |
3.1. Встречи с инспекторами ГИБДД. Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 3.3Акция «Безопасные дороги детям». Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям». Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля. 3.4. День российского флага. Акция «Под флагом России». Цель: Воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам Родины. |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. |
Август 2019г. |
||
4. |
4.1.Трудовой десант: «Мусору – нет!». Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке. 4.2. Подготовка поздравления ко Дню воспитателя. Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника. 4.3.Акция «Ты не один» (ко дню пожилых людей). Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. 4.4. Подготовка подарков ко Дню пожилого человека. Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника. |
Воспитатели: Нуриева Ю.И. Шубина К.В (по согласованию) |
Сентябрь 2019г. |
||
5. |
5.1.Акция «Поздравь учителя». Цель: Поздравить учителей с их профессиональным праздником, изготовить открытки своими руками и поблагодарить наших дорогих педагогов за добросовестный труд в деле обучения и воспитания. 5.2. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Детей младшей группы». Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость. 5.3. Всемирный день бабушек и дедушек. Цель: Информировать о новом празднике в России. Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Развивать у них чувства сострадания, любви, теплоты и нежности по отношению к бабушкам и дедушкам. Воспитывать любовь и уважение к старым людям, побуждать проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, желание им помочь.
|
Воспитатель: Нуриева Ю.И. Шубина К.В. Музыкальный работник: Никурадзе Л.А. (по согласованию). |
Октябрь 2019г. |
||
6. |
6.1. Акции «Доброе сердце». Цель: оказание помощи нуждающимся детям, формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста. (Мероприятие на базе д/с «Буратино» совместо с ГБУСО "КЦСОН» в Светлинском районе). 6.2. Всемирный день приветствия. Цель: Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание. (Мероприятие на базе МДОБУ д/с «Светлячок»). 6.3. Подготовка к празднику «День матери» Цель: формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме.( На базе д/с «Буратино»). |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. Шубина К.В. (по согласованию) |
Ноябрь 2019г. |
||
7. |
7.1 «День волонтера». Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. 7.2. Акция « Игрушка на новогоднюю красавицу». Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям. 7.3.
|
Воспитатель: Нуриева Ю.И. |
Декабрь 2019г. |
||
8. |
8.1Выпуск видеофильма «Спешите делать добрые дела». Цель: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает. 8.2. Акция «Подари книгу детскому саду». Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности. 8.3. Акция «Построй дом для птиц!» Цель: Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. 8.4. Акция «Покормите птиц зимой». Цель: Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране. |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. Шубина К.В. (по согласованию). |
Январь 2020г. |
||
9. |
9.1 «День доброты». Акция «Твори добро». Цель: Оказание помощи нуждающимся детям. 9.2. Участие в спортивном развлечение посвященному 23 февраля. Цель: Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни; создание благоприятной эмоциональной атмосферы. 9.3. Подготовка подарка для папы. Цель: Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику, изготовлению сувениров – подарков папам, дедушкам, братьям. |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. Шубина К.В. Физ.инструктор Полякова М.Д. (по согласованию). |
Февраль 2020г. |
||
10. |
10.1Акция «». Цель: Сбор игрушек для воспитанников ДОУ; создание радостного настроения у малышей. 10.2. Беседа «Легко ли быть добрым?» Цель: Создать условия для воспитания доброты, милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях. 10.3. «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы). Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям - мамам, бабушкам. 10.4. «Международный день счастья». Цель: Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье»; развивать эстетические чувства; воспитывать толерантность. |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. Шубина К.В. (по согласованию). |
Март 2020г. |
||
11. |
11.1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем». Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. 11.2.Флешмоб «Мы выбираем спорт!». Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни; 11.3.Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. Шубина К.В. Физ.инструктор: Полякова М.Д. (по согласованию). |
Апрель 2020г. |
||
12. |
12.1. Проведение акций «Георгиевская ленточка». Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. 12.2.Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…». Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим; 12.3.Участие в «Бессмертном полке». Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России. 12.4.Итоговое собрание волонтеров и родителей. Цель: Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел». Награждение. |
Воспитатель: Нуриева Ю.И. Шубина К.В. (по согласованию). |
Май 2020г. |
||
|
Корректировка: |
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
План работы волонтерского движения детского сада с педагогами:
Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
Помощь пожилым людям, детским домам, птицам.
Пропаганда здорового образа жизни.
План работы волонтерского движения детского сада с педагогами:
Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
Участие в акциях «Дари добро», «Безопасные дороги», «День Победы», «День защиты детей», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Ромашковое счастье», «Всемирный день приветствия».
Фото материал:
Используемая литература.
1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.
6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.
Кияйкина Наталья Федоровна