Проект воспитательной системы пришкольного интерната Проект «Я и здоровый мир»
Проект воспитательной системы пришкольного интерната
Проект «Я и здоровый мир»
Обоснование актуальности
Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делает еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!” Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Формирование культуры здоровья личности – главная проблема современной психолога - педагогической науки и практики. Здоровье - основная ценность человека, без которой он не может быть счастливым. Здоровье - основа благополучия, развития нации, источник счастливой жизни. Здоровье всегда было, есть и будет главным фактором безопасности нации.
Самая важная ценность общества – жизнь и здоровье человека. Обновление общества, а более всего его современная радикальная перемена – противоречивый, сложный и длительный процесс, связанный с поиском новых путей, способов осуществления преобразований во всех сферах жизнедеятельности людей. Все это убеждает нас в том, что необходимо творческое участие в этом процессе всех членов общества, так как недостаточная творческая активность, отсутствие эффективных стимулов ее развития и реализации – основные факторы, которые влияют на уровень воплощения новых идей. Страной сегодня должны руководить вдохновленные, творческие люди. А для этого они должны быть в первую очередь здоровыми.
Тип проекта: творческий, игровой
Краткое содержание проекта
Проект «Я и здоровый мир» направлен на пропаганду ЗОЖ, воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма.
Направления проекта - азбука здоровья, экологическая азбука, азбука спорта
Организация учебного процесса
Воспитательная деятельность:
беседы, игры, конкурсы, экскурсии, походы, прогулки, проекты, посещение местной больницы
Занятие спортом: участие в соревнованиях, дне Здоровья, посещение спортивных секций.
Предметная область: воспитательная деятельность.
Участники: воспитанники пришкольного интерната, их родители, воспитатель, психолог, учитель физкультуры, кл. руководители
Срок реализации: 1 год.
Цель:
формирование у воспитанников компетентности здорового образа жизни.
вовлечение родителей в процесс проектирования ПСВ своего ребенка.
Ожидаемый результат: продуктивное сотрудничество детей, родителей и воспитателя в процессе проектирования персонифицированной системы воспитания ребенка.
Конечный продукт: проект индивидуального развития ребенка на год в одной из форм: план развития, дневник достижений, карта индивидуального роста
.
Этапы реализации проекта
I этап - организационный :
Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
Формирование материально-технической базы реализации проекта.
Приглашение к сотрудничеству родителей, учителя физкультуры.
Проведение родительского собрания (Приложение 1).
Получение согласия родителей на психологическое сопровождение ребенка (Приложение 2).
II этап – практический:
Диагностические исследования психологом и воспитателем интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития детей (Приложение 3).
Заполнение классными руководителями анкеты о процессе развития воспитанников (Приложение 4).
Индивидуальная работа психолога и воспитателя с семьей каждого воспитанника. Знакомство родителей с результатами исследований ребенка, рекомендациями психолога и советами учителя физкультуры по его дальнейшему развитию. Советы и рекомендации классного руководителя и психолога помогут родителям корректно сформулировать пожелания своему ребенку для осуществления деятельности по самосовершенствованию, а воспитаннику - осознать и увидеть пути своего развития. Кроме этого, результаты психолого-педагогического исследования позволят членам семьи проанализировать собственный вклад в воспитание ребенка.
Рабочие встречи творческих групп по подготовке и проведению дня здоровья в интернате. (раз в четверть)
Составление ребенком совместно с родителями презентации его достижений за год (Приложение 5).
Подготовка воспитанниками игровой программы и подарков победителям.
Проведение интеллектуальной игры «Экологическая азбука» (Приложение 6)
Проведение конкурса рисунков «Шаги к здоровью».
Индивидуальные беседы с учителем физкультуры по подготовке воспитанников сдачи норм ГТО.
Выпуск листовок о мерах личной профилактики Covid, ОРВИ и гриппа.
Беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа, мерах личной и общественной профилактики, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и вреде самолечения их детей.
Целевые экскурсии в лес «Здоровье от самой природы»
Оформление стенда «Здоровый образ жизни»
Зарядка по утрам в пришкольном интернате.
Акция "Здоровым быть модно!", игровая программа "В стране здоровья!" (Приложение 7)
Проведение Дня здоровья. Проводятся конкурсы, игры, эстафеты (Приложение 8).
Проектирование ПСВ. После Дня здоровья (I четверть) на основе полученных результатов воспитанник с помощью семьи составляет проект своего развития на год, используя для этого Мастерская самостроительства «Матрешки» (Приложение 9)
Анализ состояния здоровья воспитанников. (Приложение 10)
Заполнение паспорта здоровья воспитанников (Приложение 11)
Сдача норм ГТО.
Спортивный праздник Зарница на свежем воздухе с. Чихачёво.
Онлайн тренировки в рамках проекта «Сиди дома» в период пандемии.
Организация выездных экскурсий за пределы района и области.
III – результативно-аналитический:
Изучение удовлетворенности детей и родителей участием в проекте.
Написание воспитателем анализа воспитательной работы за учебный год на основе результатов проекта.
Отражение в уголке пришкольного интерната процесса реализации и результатов проекта.
Презентация опыта проведения проекта «Я и здоровый мир»
Критерии эффективности проекта:
Удовлетворенность детей и родителей участием в проекте.
Активность родителей в процессе проектирования.
Наличие у детей проектов (программ) саморазвития.
Риски:
Слабая заинтересованность родителей.
Недостаточные ресурсы (физические, психологические и др.) ребенка и его родителей для реализации проекта.
Пути их преодоления:
установление продуктивного сотрудничества с родителями (коллективное решение проблем, групповые и интерактивные формы работы, консультирование);
своевременное оказание родителям и детям педагогической помощи (поддержки);
составление раздела плана воспитательной деятельности воспитателя «Персонально ориентированная работа с детьми» в соответствии с проектом;
создание благоприятной атмосферы в процессе подготовки и проведения дней Здоровья;
четкая регламентация деятельности по реализации проекта.
Приложение 1
Родительское собрание
«Первые шаги навстречу к здоровью»
Цель: познакомить родителей с идеей проекта и вовлечь в разработку замысла проекта.
Участники: родители воспитанников пришкольного интерната, воспитатель.
Подготовительная работа:
Рассылка приглашений;
Изготовление рабочих листов для 4-х групп;
Создание музыкально-зрительной заставки, посвященной временам года.
Оборудование и инвентарь:
мультимедийная установка;
компьютер
Фломастеры, ручки, бумага, рабочие листы.
Ход собрания
Создание эмоционального настроя на совместную работу с помощью музыкально-зрительной заставки, посвященной спорту.
Презентация воспитателем проекта «Первые шаги навстречу к здоровью» для родителей.
Обсуждение целесообразности проекта и роли родителей в его реализации (чем привлекателен проект для родителей, чем полезен для детей, каков может быть вклад каждого в реализацию проекта)
Деление родителей на 4 группы, объяснение смысла их работы по разработке замысла проведения мероприятий по проекту. Каждая группа предлагает идеи:
оформления спортивного зала;
музыкального оформления мероприятий;
художественного оформления места проведения мероприятий;
темы, формы и места проведения мероприятий;
вариантов подарков участникам игр, победителям (сувениры, дипломы и т.д.).
Группы оформляют свои идеи на рабочих листах (А3). Участники распределяют между собой обязанности по подготовке и проведению мероприятий.
Представление рабочими группами своих замыслов в течение 5 минут.
Обсуждение и принятие решения родительского собрания:
Утверждение замысла проведения мероприятий и обязанностей каждого по реализации проекта.
Получение согласия родителей на индивидуальную работу психолога с детьми.
Приложение 2
Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка
Я _____________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)
являясь родителем (законным представителем)______________________________________
(Ф.И.О., дата рождения ребенка)
даю согласие на его (ее) психологическое сопровождение в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Чихачевская средняя школа», находящемся по адресу: 182810 Псковская область Бежаницкий район с. Чихачево ул. Школьная д.2
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя: психологическую диагностику, наблюдение в период адаптации, участие в групповых развивающих занятиях, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей.
Педагог – психолог:
Предоставляет информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей);
Не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
Разрабатывает рекомендации педагогам школы для осуществления индивидуальной работы;
Предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого – медико–педагогическую комиссию (ПМПК).
Настоящее согласие дано мной « » _________ 2022__ и действует на время пребывания моего ребенка в МБОУ «Чихачевская СШ».
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес МБОУ «Чихачевская СШ»» по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю МБОУ «Чихачевская СШ».
Подпись ___________________
Приложение 3
Перечень методик для изучения развитости
интеллектуального, физического, духовно-нравственного потенциала ребенка
Алексеева Н.А., Баранова Е.И., Степанов Е.Н. Методика изучения развития ценностных отношений школьников.
Баранова Е.И., Володина Е.В. и др. Тест-драйв «Мои достижения».
Гаркуша Н.С. Методика определения культуры здоровья школьников.
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для учащихся 3-6 классов Дж. Ванды (переведен и адаптирован М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой и др., 1993).
Методика «Репка» (разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена).
Петрова С.М. Методика «Пословицы» для определения уровня нравственной воспитанности учащихся.
Рожков М.И. и др. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Приложение 4
Анкета классного руководителя
(для советов и рекомендаций по развитию ребенка)
Ф.И.О. классного руководителя _________________________________________________________________
Ф.И. ребенка, класс _____________________________________________________________
Меня в ребенке привлекают такие личностные качества _________________________
На уроках (занятиях) он проявляет способности____________________________
Мне кажется, самой актуальной проблемой школьника является __________________
Для решения этой проблемы я могу посоветовать учащемуся (ся) _________________
Больше всего мне хочется пожелать ученику (це) ________________________________
Приложение 5
Памятка для подготовки самопрезентации
Выбери интересную идею для самопрезентации. Как все начиналось? Твой любимый вид спорта и свои достижения. Можешь совместно с родителями предоставить ваши фото «Шаги моей семьи к здоровью». Подготовь рассказ о своих увлечениях, работе над собой.
Составь план представления своих достижений.
Пригласи поддержать тебя родных и друзей.
Подготовь все необходимое для презентации (мультимедиа, музыку, костюмы, предметы и т.д.).
Приложение 6
Описание методической разработки
Название: Интеллектуальная игра «Экологическая азбука»
Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальных классов школы, преимущественно для 3 класса.
Учебные предметы: окружающий мир, экология.
Уровень образования школьников. Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, экскурсиях, из прочитанной литературы при подготовке к данной тематической неделе.
Форма учебной работы: внеклассная.
Полное описание разработки:
Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция, как участников, так и зрителей.
Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов интеллектуальной игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация - интеллектуальная игра «Экологическая азбука», вопросы игры с ответами для ведущего, призы, дипломы за I, II, III места.
Организация работы
Организация подготовки к игре:
Необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов, вопросы для зрителей.
Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.
Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков
Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, жюри - 4 человека для подсчета баллов игроков (ими могут быть классные руководители 1- 4-х классов), 4 человека задействованы для проведения пауз между турами игры.
Цели игры:
обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии.
Задачи игры:
1)Образовательные:
– сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
2) Воспитательные:
-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем
-воспитание культуры общения;
-воспитание культуры правильного поведения в природе;
3) Развивающие:
-развитие мышления,
-памяти, внимательности;
-развитие познавательного интереса.
Ход игры
1. Начало игры.
Ведущий:
-Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Экологическая азбука».
Цель игры – обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии. Игра проходит среди учащихся 4-х классов. Победители будут награждены дипломами и призами.
Зрители тоже не останутся без внимания. В ходе игры вам будут задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель, набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток экологии среди зрителей.
-Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).
Правила игры.
В ходе игры участник выбирает раздел (это «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает 5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.
Жюри будет считать баллы, подводить промежуточные итоги игры и в конце назовёт победителей интеллектуальной игры «Экологическая азбука».
В ходе отборочных туров в каждом классе были отобраны 2 знатока экологии. Давайте поприветствуем их!
И через некоторое время мы узнаем, кто из них лучший.
Начинаем игру!
Первый вопрос зрителям.
Что такое экология?
Правильный ответ:
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.
Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.
В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.
Вопросы раздела «Экология твоего дома»
Назовите главные источники очищения воздуха в доме.
Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.
Как человек может помочь сохранить окружающую среду, не выходя из дома?
Правильный ответ:
Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов).
Закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую.
Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.
Дайте советы, как сохранить экологически чистую атмосферу в квартире, дома.
Правильный ответ:
делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;
избежать использование паласов и ковров;
не курить в квартире, дома;
определить запретные зоны для домашних животных;
книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах;
проветривать помещение каждый день.
Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как предотвратить этот вред?
Правильный ответ:
Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.
Вопросы раздела «Экология нашего города»
«Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в Псковской области.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
Правильный ответ:
Строительство мусороперерабатывающего предприятия.
Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.
Приобщение населения к сортировке мусора.
Количество выбросов в атмосферу предприятиями области, загрязняющих веществ, превышают нормы.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как можно избежать данную проблему?
Правильный ответ:
установить современные фильтры отчистки воды.
Одним из основных источников загрязнения воздуха в городах области выступает автомобильный транспорт.
Предложите свои пути решения данной проблемы.
Переход на экологический вид топлива.
Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.
Вопросы раздела «Экология леса»
Вопрос для зрителей:
Объясните выражение «Лес- фильтр»
Правильный ответ:
Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы.
Лес — это "кислородный цех", "легкие планеты". Каждый листок, каждая травинка выделяет кислород.
В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить лесную экосистему.
Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?
Правильный ответ:
Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.
Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?
Правильный ответ:
Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.
Почему нельзя топтать мухоморы?
Правильный ответ:
Красный мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов на зиму грибы. Мухоморы считаются у белок лекарством от многих болезней. Мухоморы также лечат и растения.
К чему приведёт разорение муравейников?
Правильный ответ:
Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.
Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.
Вопросы раздела «Птицы - экологи»
Почему птиц можно называть экологами?
Правильный ответ:
Распространяют семена растений.
Ограничивают рост растений.
Уничтожают вредных насекомых.
Санитары леса.
Опылители растений.
Уничтожают вредителей сельского хозяйства.
Угадайте птицу.
Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.
Правильный ответ: Сова
Угадайте птицу.
Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.
Правильный ответ: Дятел
Какую экологическую роль в природе играет воробей?
Правильный ответ:
Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.
Вопросы раздела «Растения - экологи»
Какую роль в экологии играют папоротники?
Правильный ответ:
Папоротники — растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола).
Он благотворно воздействует на нервную систему, легкие, бронхи, а также на кисти рук.
Назовите роль сосны в природе.
Правильный ответ:
Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.
В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?
Водоросли - компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени она станет чистейшей.
Они выделяют в атмосферу кислород.
Являются основной пищей для многих морских животных.
В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту
К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?
Правильный ответ:
Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.
Вопросы раздела «Красная книга»
Что такое Красная книга?
Правильный ответ:
Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов.
Что символизирует красный цвет книги?
Правильный ответ:
Это сигнал опасности, тревоги.
Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,
но их численность очень быстро сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.
Правильный ответ: Морж.
Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Псковской области?
Вопрос для зрителей: Назовите, какие ещё животные и растения, занесены в Красную книгу Псковской области.
Вопросы раздела «Чёрная книга природы»
Что такое Чёрная книга природы?
Правильный ответ:
В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.
Назовите вымершее животное.
Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.
Правильный ответ: Мамонты
Назовите вымершее животное.
Эти последние животные исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и прессинг со стороны человека.
Назовите вымершую птицу.
Огромная (ростом около 1 м, вес - 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба. Вымерла 10-8 тыс. лет назад.
Правильный ответ: Орнимегалоникс
Вопросы раздела «Заповедные зоны»
Вопрос для зрителей:
Для чего создаются заповедники, заказники?
Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы.
Расскажите о животном и растительном мире Полистовского заповедника.
Правильный ответ:
По сравнению с окружающими ландшафтами фауна болотного массива Полистовского заповедника подверглась антропогенному воздействию в значительно меньшей степени, чему способствовали слабая населённость приболотных земель, труднопроходимость болота и его малая привлекательность для людей. Здесь сохранились на гнездовье редкие виды птиц, исчезнувшие из большинства других районов Псковской области: беркут, дербник, чернозобая гагара, белая куропатка, большой кроншнеп, золотистая ржанка, серый сорокопут.
Несмотря на то, что на территории Полистовского заповедника преобладают болотные типы местообитаний, а леса занимают совсем небольшую площадь, в фауне довольно широко представлены лесные виды животных. Кроме того, положение заповедника на границе подзоны южной тайги и зоны хвойно-широколиственных лесов, несомненно, накладывает свой отпечаток.
С елово-мелколиственными лесами своим происхождением связаны животные таёжного комплекса Полистовского заповедника: глухарь, рябчик, длиннохвостая и бородатая неясыть, вяхирь, желна и трёхпалый дятл, кедровка европейская, желтоголовый королёк, лесная завирушка, весничка, дрозд белобровик, пухляк, снегирь и некоторые другие. Из млекопитающих в Полистовском заповеднике обычны заяц-беляк, волк, лисица, бурый медведь, рысь, горностай, лось, обыкновенная и малая бурозубки, белка.
Видов широколиственных лесов у нас так же достаточно много. С югом европейской лесной зоны, со смешанными и широколиственными лесами связаны: поползень, зяблик, пеночка-трещотка, зелёная пересмешка, певчий дрозд, черноголовая и садовая славки, хохлатая синица, щегол. Как и следует ожидать, видов комплекса дальневосточных хвойно-широколиственных лесов у нас совсем немного: это седой дятел, иволга, малая мухоловка и зелёная пеночка. Среди наземных позвоночных обычны лесная мышь, рыжая полёвка, крот, обыкновенный ёж, лесная куница, чёрный хорь, кабан и европейская косуля. Из земноводных обычна и даже многочисленна травяная лягушка.
Вторичные мелколиственные леса, занимающие бόльшую площадь лесных насаждений Полистовского заповедника и охранной зоны, имеют высокую степень мозаичности, чем обеспечивают хорошую кормовую базу хищникам. Они населены волком, лисицей, енотовидной собакой и горностаем. Здесь же встречаются чёрный коршун, канюк, большой подорлик. Из воробьиных в мелколиственных лесах Полистовского заповедника доминируют зяблик, весничка и трещотка, многочисленны также садовая славка, теньковка, черноголовая славка, зарянка, мухоловка пеструшка, большая синица.
Первичные мелколиственные леса – черноольшанники, являются наиболее интересными в фаунистическом, и, прежде всего, в орнитофаунистическом отношении. Здесь отмечены кулик-черныш, белоспинный дятел и черноголовая гаичка, а также водяная полёвка, кутора и американская норка. Зимой встречаются 20 видов птиц, среди которых 6 видов дятлов и 3 вида куриных – рябчик, тетерев, глухарь. Самыми многочисленными обитателями мелколиственных лесов в зимний период являются чечётки. Среди синиц преобладает пухляк. Интерес представляют встречи седого дятла, ястреба-тетеревятника и ястреба-перепелятника.
Еловые леса населены, в основном, представителями бореальной фауны. Так как сплошных ельников на территории заповедника и охранной зоны практически не встречается, то примесь мелколиственных и местами широколиственных пород увеличивает видовое разнообразие этой группы лесов. В ельниках встречаются трёхпалый дятел, желтоголовый королёк, завирушка лесная, снегирь, ястреб-перепелятник, рябчик, вальдшнеп, обыкновенная кукушка и многие другие. Доминантами здесь являются зяблик, зарянка и трещотка. Ельник с примесью широколиственных пород и с подлеском из лещины охотно населяет европейский подвид кедровки – ореховка. В елово-мелколиственных лесах обнаружена синица московка.
Интерес представляет фауна лесных островов Полистовского заповедника. Всего на минеральных островах встречено 43 вида птиц. На островах гнездятся: беркут, чеглок, дербник, вальдшнеп, черныш, бекас, чирок-свистунок, белоспинный и большой пёстрый дятлы, иволга, скворец, рябинник, пеночка-трещотка, лесной конек. Количественные соотношения видов иногда бывают не совсем типичными. Здесь сказывается небольшая площадь массива и мозаичность растительности. Из млекопитающих интерес представляет красная полевка, обитание которой установлено только на некоторых внутриболотных островах, встречается средняя бурозубка.
Фауна озер и рек
В озёрах Полистовского заповедника обитает всего два вида рыб – окунь и щука.
В водоёмах Полистовского заповедника и охранной зоны отмечены тритон обыкновенный, травяная, остромордая и прудовая лягушки. Серая жаба достаточно многочисленна, чесночница встречается редко. Обычными видами териофауны являются европейский речной бобр, речная выдра и американская норка. Из акклиматизированных видов встречается ондатра, в прибрежной полосе часто охотится енотовидная собака.
Вопросы для зрителей:
-Расскажите о фауне болот Полистовского заповедника.
Правильный ответ:
Из регулярно гнездящихся на болоте только 4 вида птиц – белая куропатка, золотистая ржанка, средний кроншнеп и серый сорокопут – гнездятся исключительно на верховых болотах. Ещё четыре вида могут быть отмечены и на других типах болот Полистовского заповедника – переходных и низинных. Это серый журавль, большой улит, фифи и луговой конёк.
В следующую подгруппу птиц, регулярно гнездящихся на верховых болотах, входят виды, свойственные открытым ландшафтам. Таких видов птиц нами было обнаружено семь: чибис, большой кроншнеп, полевой жаворонок, жёлтая и белая трясогузки, луговой чекан и большой веретенник. Более всего из регулярно гнездящихся на верховых болотах птиц оказалось связанными с деревьями, в основном с болотными сосняками и комплексами с угнетённой сосной. В эту подгруппу включены тетерев, большой веретеник, беркут, козодой, чёрный стриж, серая ворона, лесной конёк, сорокопут-жулан и пеночка-весничка.
В группу нерегулярно гнездящихся на верховых болотах входят следующие виды: перевозчик, гаршнеп, бекас, болотная сова, глухарь, чеглок, кобчик, черныш, ушастая сова, иволга, скворец, большая и хохлатая синицы, пухляк и зяблик, лебедь-кликун, белолобый и серый гуси, большой крохаль.
3. Подведение итогов.
Слово жюри.
Вот они – победители! Он проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре.
III место присуждается _________________( Ф.И. учеников). Вручение приза, диплома за III место.
II место занимает_______________________ ( Ф.И. учеников). Вручение приза, диплома за II место.
И I место честно заслужил ________________ (Ф.И. учеников). Вручение приза, диплома за I место.
Поздравляем!
Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям и зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно.
Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой?
Удалось нам её решить?
Что повторили в ходе игры?
Используемая литература:
1.Формы и методы в экологическом образовании, воспитании и просвещении разных возрастных групп.Волокитина О. Ф. Методические рекомендации по проведению праздника «День птиц». Архангельск, 1998г. – 123с.
Зелёный мир: Методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям./ Сост. Рябова М.Г., Пурпурова Л.В., Нагорнова Н.В. – Волгоград: Издательство «Волгоградское ООП», 1994. – 56с.
Красная книга Псковской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных
Федотова А.М. Экологическое воспитание школьников.- Пермь, 1992.- 82с.
ФГБУ "Полистовский государственный заповедник https://polistovsky.ru/sites/default/files/styles/large/public/page-gallery/IMG_3857_1_0.jpg?itok=4lUdxlq_
Приложение 7
Сценарий игровой программы
« В стране здоровья!»
Форма мероприятия: игровая программа.
Место проведения: МБОУ «Чихачевская СШ» спортивный зал
Целевая аудитория: подростки 9 -10 лет.
Оборудование и технические средства: 2 микрофона, аудио-система, колонки, усилители, видео-проектор, ноутбук, CD диски, DVD диски.
Декорации: воздушные шарики, плакаты.
Реквизиты: свисток, фломастеры, цветной картон, корзины с фруктами, рюкзаки с набором для предполагаемого отдыха, скакалки, стульчики, корзины с овощами и фруктами, финишные флажки, демонстрационный стенд с магнитами.
Звуковые эффекты: звук хронометра отсчитывающего секунды, звук финальной сирены.
Музыкальное сопровождение: минусовки песен, видео клип с песней.
Действующие лица: Ведущая, Аскорбинка (театрализованный образ «Девчонки – помощницы здоровья»), три игровых команды подростков.
Сценарный ход программы
Зал украшен шариками и агитационными плакатами.
Пока гости рассаживаются, играет минусовка №1[1,c.15]
Звучит минусовка №2 [2, c.15] На сцену выходит Ведущая, обращается к зрителям.
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть Вас сегодня на нашем празднике с ярким. говорящим названием "В стране здоровья!". В век научно-технического прогресса и нано-технологий, как вы думаете, что надо беречь в первую очередь? Конечно же здоровье! Не зря говорят – «Здоровье иметь – до ста летнее не стареть!».[3,с.15] Ну а как иначе? Ведь будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, радоваться жизни и добиваться успеха в намеченных целях Именно поэтому всегда и во все времена здоровье считалось огромной ценностью, залогом нормальной, полноценной жизни человека. Но как же го сохранить ?
Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня хотим предложить вашему вниманию увлекательную игровую программу[4,с.15] и вспомнить, а из чего же собственно говоря оно состоит это самое здоровье, и что нужно чтобы его сохранить и приумножить? От каких плохих привычек лучше избавиться, а какие полезные –приобрести.
Ну а поможет мне провести нашу сегодняшнюю игру моя очень хорошая знакомая – девчонка, по имени Аскорбинка. Она желанный гость в Стране здоровья и всегда готова прийти на помощь ему когда оно в этом нуждается. А вот, кстати, и она!
Звучит минусовка №2.На сцену выходит Аскорбинка.
Аскорбинка
Здравствуйте ребята! Здравствуйте дорогие друзья! Меня зовут Аскорбинка! Спасибо что пригласили меня на праздник.
Ведущая
Спасибо что пришла!
Аскорбинка
А как я могла не прийти? Ведь я такой же друг здоровья, как; солнце свежий воздух, вода зарядка и правильный режим! [5,с.15]К тому же, я всегда за то, чтобы весело и с пользой для дела провести время!
Ведущая
Ну раз так, то давай знакомиться с участниками нашей игры?
Аскорбинка
Давай!
Ведущая
А вы уважаемые зрители поддержите их своими аплодисментами! Команду прошу на сцену!
Ирает минусовка №2
Зрители аплодируют. На сцене появляются три команды участницы.
Ведущая обращается к первой команде .
Кто вы? Представьтесь пожалуйста!
1 команда
Мы команда –«Свежий ветер» – мы сильнее всех на свете!
Ведущая
Скажите а почему вы так назвали свою команду???
1 команда
Потому-что свежий воздух полезен для здоровья!
Ведущая
Браво!
Ведущая подходит ко второй команде.
Пожалуйста, представьтесь, кто вы такие?
2 команда
Мы команда «Ручеек» – наш девиз всегда вперед!
Ведущая
А почему вы назвали свою команду – «Ручеек»?
2 команда
Потому-что купаться в воде и закаливаться тоже полезно!
Ведущая
Похвально!
Аскорбинка подходит к 3-й команде и спрашивает у них.
А вы как называетесь?
3 команда
Мы команда «Апельсин» – друг за дружка как один!
Аскорбинка
Мне нравиться это название! В апельсине очень много полезного для здоровья витамина С!...[6,с.15]
Однако почему вы решили так себя назвать?
3 команда
Потому-что фрукты тоже очень полезны для здоровья!
Аскорбинка
Что ж, вы молодцы, ибо это абсолютно так!
Ведущая
Ну что ж, теперь, когда мы познакомились с нашими командами, давайте начнем нашу игру! Ребята вы готовы?
Команды хором
Да!
Аскорбинка
Тогда поехали!
Звучит минусока №2 ( 3-4 секунды)
Ведущая
Сегодня ребята мы совершим увлекательно путешествие в «Страну здоровья»! Вас ждет много сложных и не очень сложных, а иногда где-то даже шуточных заданий! Та команда, которая лучше всех справиться с тем или иным заданием, будет получать в свою копилку «Здоровья» вот по такому мандарину! В конце программы мы подсчитаем их количество у каждой команды и таким образом определим победителя!
Кстати, коль уж мы заговорили о полезности в самом начале нашей программы, то наш первый разминочный конкурс так и будет назваться - «Друзья здоровья» !
Сейчас я объясню его условия, а Аскорбинка пока раздаст командам необходимые материалы…
Аскорбинка раздает командам необходимы атрибуты дл я конкурса, пока Ведущая объясняет его суть.
Звучит минусовка № 3 для сопровождении конкурса.[7.с,15]
Конкурс «Друзья здоровья».
Командам даются чистые листы бумаги на которых они маркерами, на время, пишут то, что по их мнению полезно для здоровья.
Примерные ответы
Заниматься спортом;
Не пить, не курить, не принимать наркотики, т.д.;
Вести здоровый образ жизни;
Больше бывать на свежем воздухе;
Избегать неприятностей и конфликтов;
Соблюдать режим
Радоваться каждому дню;
Закаляться.
В конце конкурса подсчитывается, кто больше написал, и ребята объясняют, почему они написали именно это.
Ведущая
Ну что, раз вы такие молодцы, то смело можно переходить к нашему следующему конкурсу, который мы назвали « Во-саду ли, в огороде…»
Ребята вот вы правильно написали что фрукты и овощи полезны для здоровья!
(Пока она говорит Аскорбинка и кто-нибудь из Кл. руководителей, раскладывают атрибуты для конкурса).
А они, как всем известно, растут на огороде..и собрать их надо потрудиться. Давайте представим, что мы с вами находимся на даче, где посажено много овощей и фруктов. Но чтобы добраться до них и не затоптать молодые саженцы вам придется очень аккуратно ступать! В конце огорода каждую команду будет ждать корзина с вкусными фруктами. Ваша задача добраться до них осторожно прыгая по «кочкам», вот так как это делает сейчас Аскорбинка…Забрать корзину с фруктами и вернуться обратно! Та команда, которая быстрее перенесет все фрукты будет победителем из корзины. Готовы?
Команды хором
Да!
Ведущая
Тогда вперед!
Звучит минусовка № 3 для конкурса.
Конкурс «Во-саду ли, в огороде».[8.с,15]
На сцене выкладывается три извилистых «тропинки» из листов цветного картона. В конце каждой «тропинки» на стульчиках стоят корзины с овощами и фруктами для каждой команды. Каждый из членов команды перепрыгивает с одного листочка картона, из которого выложена «тропинка», на следующий и так далее, пока не доберется до корзины с фруктами. Каждый участник берет по одному фрукту или овощу и таким же образом возвращается к своей команде. Затем идет следующий игрок, и так далее, пока команда не перенесет все фрукты и овощи из корзины на свою половину.
Ведущая
Ну что ж молодцы, все отлично справились с заданием! Ой, Аскорбинка, а что это ты сейчас делаешь?...
В это время Аскорбинка делает вид, что пытается надуть воздушный шарик.
Аскорбинка
Как что? Надуваю шарик! Хочу взять его на память о нашей игре с собой в «В страну здоровья»!
Ведущая
Ну тогда бери уже не один а несколько!
Аскорбинка
Я бы с радостью, да боюсь, не успею надуть все…
Вед.
Ты знаешь, а у меня есть идея! Давай попросим помощи у наших ребят! А ребята?.. Если у человека здоровые и чистые легкие для него надуть несколько воздушных шариков – пара пустяков!..а наши ребята такие молодцы сегодня, что я уверенна, без труда справятся с таким простым заданием, и у тебя будет много шариков самых разных цветов! Ребята, ведь вы поможите нашей Аскорбинке?..
Команды хором.
Да!
Ведущая
Вот и чудесно!
А чтобы вам не скучно это делать я предлагаю устроить состязание между командами. Мы раздадим им равное количество воздушных шариков и та команда, которая надует все предложенные шарики быстрее всего и выиграет этот конкурс
Звучит минусовка № 3 для конкурса.
Конкурс «Кто быстрее?» ![9.с,15]
Командам раздают одинаковое число воздушных шариков, и они за 2 минуты должны успеть надуть как можно больше шаров. Выигрывает та команда, у которой окажется больше надутых шариков.
Аскорбинка
Молодцы команды! Все успешно справились с заданием.
Ведущая
Да, но у нас впереди еще много испытаний! И чтобы дать возможность нашим командам немного отдохнуть и приготовить все для нашей следующей эстафеты, я предлагаю провести конкурс «Капитанов»! Мы вызовем сюда к микрофону капитанов каждой из команд ,и Аскорбинка будет по очереди, каждому из них задавать вопросы. Капитанам же надо будет быстро и не раздумывая ответить на них и сделать это до того, как прозвучит финальная сирена!
Аскорбинка
Ну что, капитаны вы, готовы? Тогда подходите ко мне!
Звучит минусовка №2. На середину сцены выходят капитаны команд.
Конкурс «Капитанов».
Каждому участнику по очереди быстро задаются вопросы. Каждый должен быстро и не задумываясь правильно ответить на тот вопрос, который ему зададут. В случае ошибки или неправильного ответа очередь переходит к следующему участнику. Побеждает тот игрок, который правильно и быстро дал наибольшее число правильных ответов.
В конкурсе используется «Звук тикающего хронометра».
Вопросы для конкурса
1. Утренняя физическая процедура?( зарядка)
2. Необходимое качество характера человека?( доброта)
3. Вредная привычка, от которой страдает наша дыхательная система?( курение)
4. Чтобы экономить своё время, надо соблюдать ….(режим)
5. Неосознанное повторение одного и того же действия? (привычка)
6. Как называется сила, которая помогает нам бороться с вредными привычками? (воля)
7. Какая привычка не даёт нам хорошо учиться? (лень)
8.Чтобы вовремя вставать, надо во время что делать? (ложиться спать)
9.Почему вредно долго сидеть за компьютером?(страдает нервная система, портиться зрение)
Ведущая
Скажи, Аскорбинка, а вот как ты думаешь, в лесу гулять полезно?..
Аскорбинка
Конечно! И не только в лесу, но и в парках и везде где есть зелень и деревья! Ведь там – свежий воздух, а в свежем воздухе непременно содержится - чистый кислород, а недостаток его, как известно, пагубно сказывается на здоровье.
К тому же на природе можно организовать так много веселых и интересных игр! А это значит что будет новый повод встретиться со своими друзьями и хорошо и весело отдохнуть!
Ну а еще, согласитесь, как здорово собраться всей компанией и сходить, например в поход, или на экскурсию в какой-нибудь парк, там сейчас так красиво!….
Ведущая подсказывает Аскорбинке.
А зимой можно играть в снежки, кататься на ватрушках, строить из снега городки, устраивать шуточные «снежные бои», или кататься на лыжах любуясь красивым зимним пейзажем…..
Аскорбинка( хлопает в ладоши).
Ах! Как было бы здорово прямо сейчас отправиться на прогулку в лес..
Играет минусовка №1 (3-5 секунд).
Ведущая
Ну это можно легко устроить, потому что в следующем конкурсе, который мы подготовили для наших ребят, наши команды отправятся в воображаемый поход!
Играет минусовка №1
…Итак давай представим, мы собираемся идти на прогулку в лес!.....
Конкурс « Нужные вещи !»[10.с,15]
Участникам предлагается собраться в воображаемый поход, для этого нужно собрать в рюкзак нужные вещи. Каждой команде дают по рюкзаку, на другом конце сцены выставлен стол на котором лежат самые разнообразные, нужные и ненужные в походе предметы; компас, фен, утюг, панама, средство от комаров, коробок спичек, кастрюля, зубная щетка, расческа, сотовый телефон, салфетки, книга, канцелярские принадлежности, гантели, медицинский бинт, детская лопатка, папка для бумаг, ножницы и т.д….
Каждая команда по сигналу должна подбежать к столу. и в течении 1-й минуты собрать в рюкзак, те вещи, которые, как они считают должны пригодиться в походе. Время заканчивается и сравниваются результаты. Ребята должны показать вещи в своем рюкзаке зрителям и ведущим и объяснить, почему они выбрать именно этот предмет из тех что лежали на столе.
Побеждает та команда, которая собрала рюкзак правильно и не положила в него лишних вещей. Спорные моменты обсуждаются со зрителями, после чего, путем голосования выбирается «лучший рюкзак».
Играет минусовка №1
Аскорбинка
Ну вот теперь я точно знаю, что мне пригодиться в лесу и какие вещи брать туда не стоит.
Ведущая
Я рада, Аскорбинка, что этот урок был для тебя полезным. Однако у нас остался еще один, последний на сегодня конкурс и прежде чем приступить к нему, я бы кое-что спросить у наших ребят.
(обращается к командам)
Скажите ребята, а вы любите спорт? А какие виды спорта вы знаете? Поднимите пожалуйста руку те из вас, кто занимается каким-либо видом спорта! А как вы считаете заниматься спортом полезно для здоровья? Это увлекательно и интересно? Почему?..
Проводиться небольшой опрос среди участниц-команд. Ребята рассказывают кто, каким спортом занимается, делятся впечатлениями. Если таковых немного, то просто вспоминают о том, какие интересные виды спорта существуют, перечисляют их.
Ведущая
Все правильно, ребята! Вы молодцы! Конечно же, люди занимающиеся каким-либо видом спорта лучше выглядят, реже болеют, потому, как любой вид спорта будь то; ходьба, плавание или бег укрепляют иммунную систему. И вообще навряд ли кто-то возразит, если я скажу, что занятия спортом что не только укрепляют веру в собственные силы и самооценку, но и позволяют выделиться человеку из серой массы.
Аскорбинка
И не просто выделиться! Ребята, вспомните, сколько наших знаменитых спортсменов стали известны всему миру благодаря своим достижениям? А ведь они тоже, как и вы, когда были подростками, так же учились в школе, ходили на тренировки и на занятия. А возможно даже участвовали в игровых программах!
Ведуща
Да, Аскорбинка, ты абсолютно права! Ну если никто не возражает, то я объявляю начало нашего следующего заключительного конкурса, который кстати имеет, самое что ни на есть, прямое отношение к спорту! Ребята вы готовы?
Команды хором
Да!
Конкурс «Немая олимпиада».[11.с,15]
От каждой команды вызываются по два участника и им дают листочки бумаги на которых написаны различные виды спорта; бальные танцы, футбол, метание ядра, парусный спорт, фехтование, велоспорт, альпинизм, спортивная ходьба, автогонки и.т.д..
Ребята не должны показывать остальным членам команды что именно написано на листе у каждого, и должны по команде ведущего, как только заиграет музыка , изобразить пантомиму на тот вид спорта, который написан у каждого на листе. Аскорбинка покажет ребятам пример того как это делается.
Остальные члены команды пытаются отгадать, какой именно вид спорта изображает их товарищ. Выигрывает та команда, которая все отгадает правильно.
Примечание: в музыкальном сопровождении конкурса будут скрыты подсказки для команд.[12.с,15]
Ведущая
Ну вот настало время подводить итоги нашей сегодняшней игры!
Играет минусовка №1.
Аскорбинка и Ведущая подсчитываю сколько каждая команда собрала «мандаринов» и объявляют победителя. Всем вручаются памятные подарки: наборы ручек, блокноты. Победителю вручается почетная грамота «За участие в игровой программе и за 1-е призовое место».
Аскорбинка
Ну что? Я надеюсь, что всем сегодня было интересно и весело на нашей игре с нами, и я предлагаю всем нашим участниками вместе со мной станцевать напоследок веселый и озорной танец под одну всем знакомую и очень любимую песню. Присоединяйтесь!
Звучит песня группы «А-Студио» на стихи В.Высоцкого «Утренняя гимнастика». Аскорбинка и Ведущая становятся на середину сцены, лицом к зрителям. Приглашают ребят последовать их примеру и танцуют под песню. Движения в танце – это элементы ежедневной утренней зарядки.
Танец заканчивается. Все расходятся. Пока зрители и команды покидают зал на проекторе играет ролик с песней «О здоровом образе жизни»[13, с.15]
Конец.
Список используемых источников:
Лебедев Василий-Кумачев. Минусовка «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
Вокальный ансамбль «Эталон». Минусовка « Песня о здоровом образе жизни».
Борков В.Н. Пословицы народов мира// АСТ. 2005. № 2. С. 14
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г.№1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлен образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Жуковская А.А. Витамин на блюде// Космос.1987.№1.С.67
Смородина В.С.Друзья солнца//Азбука.1999.№ 3.С.285
Минусовка для детского конкурса сайт: http://muzofon.com/search
Богачева А.Е. Конкурсы для праздников//Сапфир.2012.№1.С. 78
Богачева А.Е. Конкурсы для праздников//Сапфир.2012.№1.С. 1
Богачева А.Е. Конкурсы для праздников//Сапфир.2012.№11.С. 55
Богачева А.Е. Конкурсы для праздников//Сапфир.2012.№11.С. 132
Минусовки песен для конкурса «Немая Олимпиала»:
«Если друг оказался вдруг..» В.Высоцкий; « Футбол» О.Газманов; группа Тату « Нас не догонят»; «Кто на новенького?.» А.Миронов; песенка из м/ф кота Леопольда «Кручу педали»; «Футбольный марш», музыка из к/ф Титаник;« Трус не играет в хоккей» Эдуард Хиль, «Аргентинское танго», «Богатырская наша сила..» Стас Намин.
Клип с песней «О здоровом образе жизни» сайт: http://www.youtube.com/watch?v=M8A00I7edMQ#action=share
14. Акция "Здоровым быть модно!", игровая программа "В стране здоровья!"
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/aktsiya-zdorovym-byt-modno-igrovaya-programma-v-strane-zdorovya--6256/
Приложение 8
День здоровья с родителями «Веселые старты»
Цель: формирование у детей и взрослых мотивации на здоровый образ жизни, удовлетворение потребностей в движении, развитие пространственной ориентации, воспитание чувств взаимопонимания, создание эмоционального комфорта.
Оборудование: 2 больших мяча, 2 гири, обручи, 2 воздушных шара, 2 сумки, продукты, скакалки, теннисные шарики и ракетки.
Ход праздника:
Ведущий: Здравствуйте, любители спорта! Мы собрались здесь на нашей спортивной площадке, чтобы провести веселые старты:
Посмотри, друзья вокруг
Ребятишек целый круг
Рядом с ними папы, мамы.
Папы бросили диваны
Мамы бросили кастрюли.
Все хотят соревноваться,
Пошутить и посмеяться,
Силу, ловкость показать.
Этой встрече все мы рады.
Собрались не для награды.
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно.
Ведущий: В наших соревнованиях принимают участие ловкие, смелые, находчивые, умелые ребята и их родители. Приветствуем наших участников.
Ведущий: Все команды вышли дружно,
Чтобы праздник наш начать
И поэтому всем нужно
В нем участие принять.
Каждый должен свои силы
Свою ловкость показать
Быть здоровым и веселым
И конечно не скучать.
Ведущий: На нашем празднике присутствует жюри, которое будет учитывать выполнение заданий и справедливо их оценивать (представление):
1.
2.
3.
Ведущий: Начнем наши соревнования с представления команд.
Ведущий: Представление окончено приступаем к разминке. Все спортсмены, как вы знаете, перед соревнованием разминают мышцы. Мы проведем веселую, шуточную разминку.
Скачет лягушонок-ква-ква-ква, Прыжки на двух ногах.
Плавает утенок-кря-кря-кря Наклоны вперед, имитация плавания.
Все вокруг стараются,
Спортом занимаются( 2р) Ходьба на месте.
Быстрая синица-трю-лю-лю Махи руками.
В воздухе кружится-трю-лю-лю Повороты вокруг себя.
Все вокруг стараются,
Спортом занимаются( 2р) Ходьба на месте.
Вот мы на зарядке-123 Наклоны вперед.
Утром на площадке-123 Повороты вправо-влево.
Видите, стараемся
спортом занимаемся (2р) ходьба на месте.
Ведущий: Дорогие друзья! Позвольте открыть наш чемпионат по семейному троеборью « Мама, папа, я – спортивная семья».
Конкурс 1: Первыми, как и принято в каждой семье, в бой выходит сильная половина, наши папы. Они сейчас вспомнят свою юность и любовь к массовой игре – футболу. Задача пап – пробежать до отметки, ведя баскетбольный мяч. Да, трудно нашим папам, надо обойти все кегли и при этом не упустить мяч.
Конкурс 2: Следом за папами выходят мамы. Конкурс для мам – бег с подкидыванием ракеткой для бадминтона воздушного шарика. Он очень легок, наивен и не понимает, что в руках хозяек, которые не упустят свой шанс. Поддержим их аплодисментами.
Конкурс 3: На старт вызываются наши капитаны. Дети – это наша гордость, это наша слава! На переменах происходят постоянные тренировки на ловкость, отвагу, смелость, силу. Посмотрим, упорно ли тренировались наши дети. Наши капитаны продемонстрируют бег, ведя мяч руками по земле. Да поможет нам ежедневная зарядка, которую мы делаем перед уроками, да помогут нам наши прыжки, наклоны, приседания.
Конкурс 4: А теперь посмотрим, как наша семья работает сообща.
Эстафета «Заботливые родители»: каждой команде выдается зонт, папа несет за спиной ребёнка, переступая через лужи (наступить в обруч), а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. Добежать до отметки и обратно через лужи.
Конкурс 5 (по 1 из каждой команды): И вновь на старте наши папы. Перед вами гири. Кто самый сильный – поднимет большее количество раз гирю. Вы думаете, это простое задание? Нет! Это очень трудно! Но наших участников трудности не страшат.
Остальные папы отдыхали, теперь для вас задание: Они должны пробежать с гимнастической палкой, перешагивая ее. Им придется делать невероятное. При резком наклоне, изогнувшись, перешагнуть и вновь бежать. Это бег с препятствиями. Все как в жизни! У нас идет упорная борьба! Все участники показывают просто профессионализм в этом виде состязаний.
Конкурс 6: А сейчас мы вызываем на старт наших мам. Они должны пробежать дистанцию, прыгая через скакалку.
Конкурс 7: И вновь на старте наши капитаны. Они должны пройти дистанцию с мешочком на голове и не уронить его.
Конкурс 8: называется «Бег на трех ногах « (Правая нога папы и левая нога мамы связаны). Да, жизнь нас научила бегать не только на двух ногах, но и, когда нужно, на трех.
Конкурс 9: Да как хорошо видеть семью в сборе, только вот мамы сейчас вспомнили, что семью же надо накормить после соревнований. А дома в холодильнике пусто, утром не успела сбегать в магазин. Поэтому следующий конкурс называется «За продуктами». Участвуют все члены команды.
На противоположной стороне на стуле лежат продукты (чай, соль, макароны, семечки, лимонад, лавровый лист, “Ролтон”, шпроты). Взяв хозяйственную сумку, участник отправляется “за продуктами”. Перепрыгнув через 2 барьера, добегает до стула, кладёт в сумку 1 продукт, возвращается обратно и передаёт сумку следующему игроку.
Ну вот теперь семья будет накормлена.
Конкурс 10: Вот мы и подошли к последнему конкурсу «Собери девиз» нашего праздника: Добежать до стула, взять 1 лист с буквой и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда выстроилась, держа перед собой составленные слова: «Здоровая семья – здоровая нация».
Участвуют наши капитаны, а родители собирают слова.
Команды награждаются грамотами и сладкими призами.
Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Ещё раз поздравляем всех с праздником! Занимайтесь спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте силу и выносливость! До новых встреч!
Приложение 9
Из опыта работы педагогов Псковской области
Мастерская самостроительства «Матрешки»
Цель: составление учащимися программы саморазвития на год (календарный или учебный).
Замысел проведения. Классный руководитель в начале дела рассказывает учащимся о важности работы по самосовершенствованию в течение всей жизни. Он объясняет, что для начала необходимо оценить свои возможности, определить цель саморазвития, продумать шаги по ее достижению, взять на себя обязательства. Педагог предлагает детям составить программу саморазвития. Каждый получает лист для работы, на котором поэтапно выполняет предлагаемые задания:
Определение личностно значимой цели. Дети формулируют цель и записывают ее на самой большой матрешке, заканчивая одно-два из помещенных на доске предложений:
В учебе я буду стремиться…
Хочу воспитать в себе качества …
Для физического развития мне нужно…
Для общения с другими мне необходимо…
Чтобы стать культурным человеком, я должен…
Определение своей позиции по отношению к цели. Матрешки выстроены в шеренгу по росту и символизируют процесс развития. Ребенок выбирает соответствующую матрешку и отмечает ее буквой Я.
Определение возможностей и трудностей в достижении цели. Школьник заполняет таблицу, отвечая на вопросы:
Какие способности и возможности у меня есть?
Какие трудности ждут меня на пути?
Где и у кого я могу найти помощь?
Составление плана действий по достижению цели. Победитель конкурса «Ученик года» рассказывает детям о том, как он достиг своей цели. После этого ученики записывают в рабочий лист самообязательства на день, неделю, месяц. Работа по планированию действий возобновляется каждый триместр (четверть).
Презентация программы саморазвития (по желанию). Желающие рассказывают о проделанной работе по составлению программы. Другие участники мастерской могут предложить свои советы по достижению того или иного целевого ориентира. Впоследствии ребенок может поставить и другие цели, проделав подобную работу самостоятельно.
Программа саморазвития
ученика(цы) ___________________________________________________
___________________________________________________на_________ год
Определи цель самосовершенствования и напиши её на самой большой матрешке.
Определи своё место на пути к цели и отметь эту позицию в шеренге матрешек буквой Я.
Выбери путь к достижению цели (заполни разделы таблицы):
Моя цель? | |
Какие трудности ждут меня на пути? | |
Какие способности и возможности у меня есть? | |
Где и у кого я могу найти помощь? | |
4. Самообязательства на день, неделю, месяц.
Уже завтра я буду________________________________________________________
Каждую неделю мне нужно_________________________________________________
Месяц | Обязательства |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
…. | |
Моя цель__________________________________________________________ достигнута!
Приложение 10
Анализ состояния здоровья воспитанников
№ | Ф.И.О. учащегося | Год рождения | Перенесенные в детстве заболевания | Д-учет | Физ. группа | Средний балл успеваемости | Наблюдения |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Приложение 11
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Фамилия, имя, отчество
_____________________________________________________________________
Дата рождения
_____________________________________________________________________
Состав семьи (полная, неполная. Формально неполная, конкретно перечислить
членов семьи)
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Семейный микроклимат (гармоничный , проблемный, конфликтный, аморальный, антипедагогический)
______________________________________________________________________
Основные увлечения учащегося (какими видами деятельности занимается по собственной инициативе)
_______________________________________________________________________
Какие кружки посещает учащийся?
_______________________________________________________________________
Физическое здоровье учащегося
_______________________________________________________________________
Участие в творческих конкурсах и соревнованиях
_______________________________________________________________________
Участие в системе ученического самоспасения
_______________________________________________________________________
Клад добрых, социально важных дел
_______________________________________________________________________
Коэффициент учебных достижений по предметам
_______________________________________________________________________
Коэффициент самочувствия
_______________________________________________________________________
Диагностика работоспособности
_______________________________________________________________
Ф.И.О. …………………………………….………………………
Школа ………………………………………….…………………
…………………………………………………………………..
«Я расту и учусь быть здоровым!»
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся.
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся.
В школу смело отправляйся!
Главное условие сохранения здоровья –
правильный ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Современные ученые подсчитали, что здоровье зависит от:
- 20 % условий жизни человека (от экологии);
- 20% его наследственности;
- 10 % помощи медицины;
- 50 % образа жизни человека.
Правила здоровья:
1 правило. Необходимо трудиться.
Труд для человека является биологической необходимостью: без него немыслима сама его жизнь. Творческий, интенсивный труд дает человеку глубочайшее духовное удовлетворение, повышает его настроение и улучшает самочувствие.
2 правило. Необходимо спать.
Ночной сон должен быть 7-8 часов
3 правило. Больше двигаться.
Любые движения способствуют улучшению кровообращения в организме: они облегчают отток крови из вен к сердцу и помогают его работе. Поэтому полезны ходьба, бег, аэробика, шейпинг, теннис.
4 правило. Необходимо полноценно питаться.
Пища дает человеку белки, жиры, углеводы, макроэлементы, микроэлементы и витамины. В рацион питания входит и вода (в день надо выпивать 1,5-2 литра воды). Принимать пищу 3-4 раза в день.
Правила здорового питания:
Употреблять в пищу злаковые продукты, овощи и фрукты;
Употреблять свежие продукты
Употреблять в пищу продукты, содержащие витамины и минералы, например, витамин А, витамин С, железо (мяса, рыба, яйца) и йод
Малое потребление сахара, жиров и соли
5 правило. Тело держать в чистоте.
Залежавшиеся на коже пот, грязь и кожное сало не дают коже дышать, портят ее. Впитываясь обратно в кровь, они вредят всему организму. Здоровый человек - всегда чистый человек. Также нужно мыть руки перед едой.
6 правило. Полезно закаливание.
Закаляться надо постепенно и лучше начинать это делать летом (купание в реках, озерах, морях, хождение по земле босиком, прием воздушных ванн).
7 правило. Не иметь вредных привычек.
Нельзя курить, пить спиртные напитки и употреблять наркотики.
8 правило. Будь весёлым, добрым человеком и болезнь обойдет стороной!!!
«Дневник здоровья» предназначен для учащихся, позволяет контролировать состояние здоровья и повышает интерес к здоровому образу жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ученика и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения.
Мое фото
Фото
ребенка
в 7 лет
Фото
ребенка
в 12 лет
Фото
ребенка
в 17 лет
Дата рождения Адрес проживания
______________________________ ________________________________
______________________________ ________________________________
________________________________
________________________________
Мои родные
Родные | Ф.И.О. | Год рождения | Образование | Прочее |
Мама | | | | |
Папа | | | | |
Бабушка | | | | |
| | | | |
Дедушка | | | | |
| | | | |
Сестра | | | | |
| | | | |
| | | | |
Брат | | | | |
| | | | |
| | | | |
Другие | | | | |
| | | | |
| | | |
Показатели | Класс | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Рост, см | | | | | | | | | | | |
Масса тела, кг | | | | | | | | | | | |
Окружность грудной клетки, см | | | | | | | | | | | |
в покое | | | | | | | | | | | |
при вдохе | | | | | | | | | | | |
при выдохе | | | | | | | | | | | |
Окружность, см: | | | | | | | | | | | |
шеи | | | | | | | | | | | |
талии | | | | | | | | | | | |
плеча (бицепс) | | | | | | | | | | | |
бедра | | | | | | | | | | | |
ЧСС (пульс) в покое уд./мин: | | | | | | | | | | | |
После нагрузки (20 приседаний) | | | | | | | | | | | |
Оценка осанки.
Задумайся, говорят ли тебе «Не сутулься, выпрямься!»
Отметь на рисунке свою осанку
нормальная круглая плоская спина плоско-вогнутая вогнуто-круглая
осанка спина спина спина
Научись сидеть правильно
Поиграем в игру “Полезно – вредно”.
1. Читать лежа полезно
2. Смотреть близко телевизор ВРЕДНО
3. Употреблять в пищу морковь ____________
4. Заниматься физкультурой ___________
5. Чесать глаза грязными руками _____________
6. Закаляться ____________
7. Гулять на свежем воздухе __________
8. Кушать много конфет ____________
9. Пить молоко ____________
10. Сосать сосульку ___________
11. Зимой ходить без шапки _ _ _ _ _ _ _ _ _
12. Употреблять в пищу рыбу _ _ _ _ _ _ _ _ _
13. Плавать _ _ _ _ _ _ _
14. Садиться за стол с грязными руками _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
15. Долго спать _ _ _ _ _ _ _ _ _
Вредные привычки.
К вредным привычкам относятся: грызть ногти, сутулиться, шаркать ногами, употреблять алкоголь и наркотики, курить, сквернословить (говорить плохие слова), ковырять в носу, много играть, постоянно смотреть телевизор, переедать и т.д.
Напиши свои вредные привычки.
Мои вредные привычки ________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Бывшие мои вредные привычки _________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Уровень физической подготовленности.
Отметь в таблице свой спортивный результат
Показатели | Класс | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | |
Бег на 30м., сек | | | | | | | | | | | |
Бег на 1000м., сек | | | | | | | | | | | |
Подтягивание на перекладине (мальчики) | | | | | | | | | | | |
Прыжок в длину с места, см. | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Заключение учителя физической культуры
о моём уровне физической подготовленности.
| Уровень физической подготовленности | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
1 класс | | | | | |
2 класс | | | | | |
3 класс | | | | | |
4 класс | | | | | |
5 класс | | | | | |
6 класс | | | | | |
7 класс | | | | | |
8 класс | | | | | |
9 класс | | | | | |
10 класс | | | | | |
Учитель по физической культуре _______________________________________________
Ф.И.О.
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Поделись впечатлениями о своих лучших выходных днях.
1. Напиши _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Нарисуй
|
2.Напиши ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Нарисуй
|
Режим дня.
Укажи, сколько времени ежедневно ты тратишь на различные виды деятельности
(час, минуты)
Класс | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Выполнение домашнего задания | ||||||||||
| | | | | | | | | | |
Просмотр ТВ, видео и компьютерные игры | ||||||||||
| | | | | | | | | | |
Чтение, занятие музыкой, рисование | ||||||||||
| | | | | | | | | | |
Изучите предложенный режим дня.
Внесите в него дополнения или изменения, определите для себя лучший вариант режима дня
Режим дня | Класс | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Время | |||||||||||
Подъём | | | | | | | | | | | |
Зарядка | | | | | | | | | | | |
Утренний туалет | | | | | | | | | | | |
Завтрак | | | | | | | | | | | |
Занятия в школе | | | | | | | | | | | |
Обед | | | | | | | | | | | |
Прогулка | | | | | | | | | | | |
Полдник №1 | | | | | | | | | | | |
Занятия спортом | | | | | | | | | | | |
Отдых | | | | | | | | | | | |
Полдник №2 | | | | | | | | | | | |
Подготовка уроков | | | | | | | | | | | |
Ужин | | | | | | | | | | | |
Отдых | | | | | | | | | | | |
Сон | | | | | | | | | | | |
Мои интересы.
Впиши, что тебя интересует: чтение, просмотр ТВ, игры, рисование, решение кроссвордов, компьютерные игры, вязание, танцы, лепка и т.д.
Класс | Что мне интересно? |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Круг моего общения.
Создай свое дерево общения, напиши имена своих друзей.
Реши КРОССВОРД
| | | | | | 1 | З | | | | | | | |
| | | | 2 | | | Д | | | | | | | |
| | | | | 3 | О | | | | | | | | |
| | | 4 | | | | Р | | | | | | | |
| | | | 5 | | | О | | | | | | | |
| | | | | | 6 | В | | | | | | | |
7 | | | | | | | Ь | | | | | | | |
| | | | | 8 | | Е | | | | | | | |
1. Рано утром, спозаранку, дети делают ….
2. Живительная влага
3. Продукты, богатые витаминами.
4. Продукт питания, богатый кальцием, который необходим нашим костям.
5. Футбол, теннис, фигурное катание – это виды ….
6. Что изображено на картине. Чем богаты овощи и фрукты?
7. Сидит девица в темнице, а коса на улице?
8. Распорядок дел в течение дня
Сведения о посещении дополнительных занятий
Впиши названия, посещаемых тобой занятий во внеурочное время
Класс | Кружок | Другие занятия (факультатив и т.д.) |
| 1. | 1. |
2. | 2. | |
3. | 3. |
Сведения о личных достижениях.
Впиши свои достижения (лучший результат года по предмету, призовое место в соревнованиях и т.д.)
Класс | Достижения | ||
По учебным предметам | В спорте | Другие | |
1 | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |
??? Ответь на вопросы ???
1. Что значит быть здоровым? ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Что влияет на твое здоровье?__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Как лечить простуду? _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Во сколько нужно ложиться спать? ______________________
5. Во сколько ты ложишься спать?_________________________
6. Какие правила гигиены нужно соблюдать перед сном? ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прочитай и подумай!
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»
Узнай, что ответил мудрец...
______________________________________________________
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоров будешь - всё добудешь.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Напиши сам пословицы о здоровье.
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Работа с родителями
На 1 четверть
Члены родительского комитета: Любовь Орлова, Светлана Семенова
Дата | Содержание работы |
01.09 | Организация воспитательного процесса в интернате: основные требования в новом учебном году, режим интерната, выбор родительского комитета. |
08.09 | Родительско-детское собрание «Первые шаги навстречу к здоровью» |
15.09 | Проведение анкетирования родителей |
14.10 | Встреча с психологом |
10.11 | Проведение анкетирования «Здоровье моего ребенка» |
25.11 | Родительское собрание «Физическое воспитание подростков в семье» |
08.12 | |
22.12 | Родительское собрание «Подведение итогов 1 семестра» |
1. Психолого-педагогическое: изучение индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, родительские собрания, семинары, лекции, круглые столы.
2. Медицинское: методическое обследование, просветительско- профилактическая работа, диагностическая и аналитическая работа.
3. Спортивное: Спортивно-массовая работа (спортивные праздники, игры, соревнования, ведение «Дневника здоровья», «паспорта здоровья», туристическо-экологическая работа.
39