ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Я и мой мир»
с учащимися 1 А класса
в 2017-2018 учебном году
Автор-составитель:
Мицих А.А.
Классный руководитель
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитать – значить научить жить в гармонии с окружающим миром, с радостью воспринимать его, беречь и творить красоту. Этот процесс двусторонний, основанный на взаимопонимании педагога и воспитанников. Из поколения в поколение передаются этические нормы и нравственные ценности. Но постепенно каждый человек выходит на уровень «самовоспитания». Ребенку с ограниченными возможностями здоровья трудно войти в этот мир и заниматься самовоспитанием. Поэтому роль педагога очень велика.
Обязательным условием успешного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребенка и взрослых. Именно такой подход является главным при отборе методов и содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке коллективных дел. Особое значение имеет взаимодействие, предусматривающее общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики классного руководителя, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других учреждений и институтов общества, реализующееся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Ребенок как личность будет эффективно развиваться при условии учета его возрастных особенностей и интересов. Ребенок стал школьником…. Основная задача данной школы состоит в том, чтобы сформировать личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Известно, что возможно это при совокупности нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор). Сохранность здоровья обеспечивает возможность развития в соответствии с возрастом. Второе условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное учебно-воспитательное пространство. Третье условие – активность самого ребенка. При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому), педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически провоцирующими развитие.
Исходя из общности основных закономерностей развития нормального ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности младшего школьника.
Программа коррекционно-образовательно-воспитательной работы с данными детьми составлена с учетом их специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья; ведущих мотивов и потребностей ученика начальных классов, характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Они испытывают потребность во внешних впечатлениях, участии взрослого, его поддержке и одобрении; потребность в общении. Исходя из этого педагогу, работающему с данными детьми, необходимо формировать мотивы, без которых обучение и воспитание потеряет свой смысл:
стремление быть школьником; учиться приобретать новые знания;
быть причастным к деятельности, имеющей значение не только для него одного, но и для окружающих.
Ведущие виды деятельности для детей данного возраста:
игра, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в основных сферах человеческой деятельности;
учебная деятельность, в которой закладывается система отношений ребенка с окружающим миром.
Исходя из этого, планирование воспитательной работы в начальном звене строится таким образом, чтобы можно было решить проблемы:
личностного развития;
охраны здоровья и физического развития;
трудового воспитания;
социализации и общения;
развития творческого воображения;
досуговой деятельности
основ гражданского и патриотического воспитания.
Цель и задачи воспитательной работы
на 2017-2018 учебный год
ТЕМА: "Воспитание компетенций, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации в социуме».
ЦЕЛЬ:
создание единой коррекционно-развивающей среды для формирования базовой культуры личности учащихся и развития у них компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации и профессиональной адаптации в социуме.
ЗАДАЧИ:
Продолжать создавать максимальные условия для усвоения учащимися и воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре страны, принадлежности к семье, школе, России, сохранение окружающей среды, природы, духовных и материальных ценностей своего народа. Достичь уровня воспитанности учащихся по высокому показателю до 55, среднего до 58 %
Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуального развития.
В области дополнительного образования:
увеличить число конкурсов детского творчества, в которых принимают учащиеся;
увеличить количество призеров и дипломантов (в том числе в вокальных конкурсах);
повысить наполняемость объединений дополнительного образования до 65%.
организовать активную жизнедеятельность обучающихся, вовлекать их в творческую работу через кружки и клубы по интересам, через систему классных и общешкольных дел.
Расширить спектр сферы деятельности детского соуправления, представление обучающимся реальных возможностей участия в управлении в деятельности творческих и общественных объединений образовательной организации; развивать единую систему школьного и классного соуправления.
Расширить границы социального партнерства образовательной организации с другими учреждениями спорта, культуры и дополнительного образования.
Проводить работу по укреплению здоровья учащихся, воспитанников, формированию здорового образа жизни, удовлетворению потребностей, учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
Характеристика класса
На начало учебного года в 1 А класс было зачислено 2 человека: 1 девочка (ХХХ) и 1 мальчик (ХХХ). Четыре ученика (Виктор, Елизавета, Анна, Сумангул) на индивидуальном обучении.
Мотивация к учебной деятельности отсутствует. Ученики не умеют самостоятельно читать, писать, считать. Работают только под контролем и руководством учителя. Во время учебных занятий ученики ведут себя спокойно, по просьбе учителя Эвелина помогает Вите. Во время перемены Эвелина любит играть в куклы, собирать разрезные картинки, Витя складывает конструктор.
Аристова Эвелина – подвижна, может разговаривать с помощью жестов, используя активно мимику, и произносить некоторые слова, за год обучения в дополнительном классе значительно увеличился словарный запас. Эвелина не бросает слабых учеников, помогает в трудную минуту (одеться, дойти до столовой, актового зала). Виктор – менее активный, инициативу не проявляет, выполняет задания только рука – в руке.
Эвелина, Елизавета посещают Центр Адаптивного спорта и реабилитационный центр «Лучик», Виктор посещают Центр адаптивного спорта.
Список учащихся 1 А классас адресами и телефонами
№ п /п |
Фамилия, имя |
Фамилия, Имя, Отчество родителей |
Домашний адрес, телефон |
1. |
|
||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
Занятость учащихся в кружках и секциях 2017-2018 учебный год
№ |
Фамилия, имя обучающегося |
Название кружка, секции |
|
Эвелина |
Центр Адаптивного спорта, Реабилитационный центр «Лучик», «Вокал» |
|
Виктор |
- |
|
Виктор |
Центр Адаптивного спорта |
|
Елизавета |
Реабилитационный центр Центр Адаптивного спорта |
|
Сумангул |
- |
|
Анна |
- |
Учет общественных поручений, участие в мероприятиях
№ |
Фамилия, имя |
В чём участвовал(а) |
Сроки |
1. |
Эвелина
|
|
|
2. |
Виктор |
||
3. |
Виктор
|
||
4. |
Елизавета
|
||
5. |
Сумангул
|
||
6. |
Анна
|
Тема: «Освоение новой социальной роли школьника как условие развития личности ребенка с ОВЗ».
Цель воспитательной работы на 2017-2018 учебный год
Создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий. Помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические и духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности, сформировать убежденность в полной ответственности за свое здоровье; преодолеть комплекс невостребованности и зарядить воспитанников необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности.
Задачи на 2017-2018 учебный год
- создание дружного коллектива детей и родителей, созданием положительной репутации класса;
- развитие всесторонне развитой личности;
- развитие сознательного отношения к своему здоровью. Укрепление здоровья воспитанников и закрепление навыков личной гигиены;
- формирование полезных привычек;
- воспитание чувство коллективизма.
Недельная циклограмма деятельности
Дни недели |
Деятельность |
Понедельник |
1.Встреча учащихся класса 2.Школьная линейка. 3.Организация дежурства в классе 4.Контроль за питанием 5.Проводы учащихся домой |
Вторник |
1. Встреча учащихся класса 2. Организация дежурства в классе 3. Контроль за питанием 4. Индивидуальная работа с учащимися в течении дня 5.Проводы учащихся домой 9.Работа с родителями |
Среда |
1. Встреча учащихся класса 2. Организация дежурства в классе 3. Контроль за питанием 4.Индивидуальная работа с учащимися в течении дня 5.Проводы учащихся домой 6.Подготовка к общешкольным мероприятиям |
Четверг |
1. Встреча учащихся класса 2. Организация дежурства в классе 3. Контроль за питанием 4. Классный час 5. Проводы учащихся домой |
Пятница |
1. Встреча учащихся класса 2. Организация дежурства в классе 3. Контроль за питанием 4. Проводы учащихся домой 5. Индивидуальная работа с учащимися (по ситуации-с трудными, опаздывающими, неуспевающими) |
План воспитательной работы на 2017 - 2018 учебный год
1 А класс
№ |
Направление |
Тема |
Сроки |
I полугодие |
|||
Сентябрь Нравственно-эстетический месячник "Королевство хороших манер" |
|||
1. |
Патриотическое воспитание. |
День знаний |
01.09.2017 |
2. |
ОБЖ. |
Мультипликационный фильм «На улицах и дорогах» |
08.09.2017 |
3. |
Социальная компетенция.
Коммуникация. |
«Относись к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе» |
15.09.2017 |
4. |
Праздник осени. Выставка рисунков «Золотая осень» |
22.09.2017 |
|
5 |
Гражданско-правовое |
«Что такое драка? Причины ее возникновения (профилактика агрессивности)» |
29.09.2017 |
Октябрь Месячник правового воспитания "Законы надо не только знать, но и выполнять" |
|||
6. |
Профориентация |
Праздник «День учителя» |
06.10.2017 |
7. |
Патриотическое воспитание |
Символика государства |
13.10.2017 |
8 |
Гражданско-правовое |
«Что такое драка? Причины ее возникновения (профилактика агрессивности)» |
20.10.2017 |
9. |
Освоение программы. |
Кто много читает, тот много знает. Итоги I четверти |
27.10.2017 |
Ноябрь Семейные традиции "Дерево держится корнями, а человек - семьей" |
|||
10. |
Коммуникация |
«Учимся строить отношения» |
10.11.2017 |
11. |
ОБЖ. |
Правила поведения с незнакомыми людьми. |
17.11.2017 |
12. |
Социальная компетенция |
День матери |
24.11.2017 |
Декабрь Краеведение "Всякому мила своя сторона" |
|||
13. |
Патриотическое воспитание. |
День Неизвестного солдата |
01.12.2017 |
14. |
Социальная компетенция. |
День инвалидов. Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» |
08.12.2017 |
15. |
ОБЖ. |
Пешеходные переходы в городе |
15.12.2017 |
16. |
Освоение программы. |
Новогодняя мастерская. Подведение итогов IIчетверти. |
22.12.2017 |
II полугодие Январь Здоровья "Югре – здоровое поколение" |
|||
17. |
Социальная компетенция. |
Веселые старты. |
12.01.2018 |
18. |
Профилактика правонарушений |
Права и обязанности школьника. Правила поведения в школе. |
19.01.2018 |
19. |
Профориентация |
Чистый класс |
26.01.2018 |
Февраль Военно-патриотический "Я - патриот" |
|||
20. |
ОБЖ. |
Взятие снежной крепости. Инструктаж по технике безопасности во время прогулки. |
02.02.2018 |
21. |
Коммуникация. |
«Как вести себя в общественных местах» |
09.02.2018 |
22. |
Патриотическое воспитание. |
День защитников Отечества. |
22.02.2018 |
Март Трудового и профессионального воспитания "Была б охота – наладится каждая работа" |
|||
23. |
Коммуникация. |
Международный женский день |
02.03.2018 |
24. |
Социальная компетенция |
Когда «можно» и «нельзя». Поведение в школе |
09.03.2018 |
25. |
Как работать с книгой. Экскурсия в библиотеку |
16.03.2018 |
|
26. |
Освоение программы. |
Подведение итогов III четверти. |
23.03.2018 |
Апрель Нравственно-экологический "Люби природу – она добром ответит» |
|||
27. |
Социальная компетенция |
Зачем говорить добрые слова? |
06.04.2018 |
28 |
Профориентация |
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» |
12.04.2018 |
29 |
Профилактика правонарушений |
Как избежать опасных ситуаций? |
13.04.2018 |
30. |
Профилактика правонарушений |
День пожарной охраны |
30.04.2018 |
Май Патриотический месячник "Память" «Памяти павших достойны будем» |
|||
31. |
Коммуникация |
Что такое «Мир»? День Победы |
04.05.2018 |
32. |
Профилактика правонарушений |
Мы в ответе за свои поступки |
11.05.2018 |
33. |
Коммуникация. |
Культура общения |
18.05.2018 |
34. |
Освоение программы. |
Подведение итогов года. |
25.05.2017 |
План работы с детьми, требующими особого педагогического внимания
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Контроль за посещаемостью |
Ежедневно |
Классный руководитель |
2. |
Контроль за текущей успеваемостью |
В течение года |
Классный руководитель |
3. |
Вовлечение в кружки и секции |
Сентябрь |
Классный руководитель, учитель физкультуры |
4. |
Проведение профилактических бесед |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог |
5. |
Посещение уроков, мероприятий с целью наблюдения |
Октябрь Апрель |
Классный руководитель, родители |
6. |
Проведение диагностики |
В течение года |
Классный руководитель, психолог |
7. |
Разбор конфликтных ситуаций |
Ноябрь |
Классный руководитель, психолог |
8. |
Посещение семьи |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог |
Эвелина
№п\п |
Дата |
Какая работа проведена |
Виктор
№п\п |
Дата |
Какая работа проведена |
Виктор
№п\п |
Дата |
Какая работа проведена |
Елизавета
№п\п |
Дата |
Какая работа проведена |
Сумангул
№п\п |
Дата |
Какая работа проведена |
Анна
№ П/П |
Дата |
Какая работа проведена |
Планирование работы с родителями
на 2017 – 2018 учебный год
Дата |
Мероприятия |
Сентябрь |
Посещение детей на дому. Беседа с родителями «Правила дорожного движения». Памятки |
Октябрь |
Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия в семье» |
Ноябрь |
Рекомендации по профилактике вирусных заболеваний Концерт «День матери» |
Декабрь |
Родительское собрание: «Проблемы воспитания детей в современных условиях» Концерт «Новый год» |
Январь |
Беседа: «Карточки Домана» |
Февраль |
Индивидуальная работа с родителями. Лекция: «Особенности, достижения Вашего ребенка в школе и дома» |
Март |
Родительское собрание: «Роль родителей в профилактике вредных привычек у детей» Концерт «8 марта» |
Апрель |
Индивидуальная работа с родителями. |
Май |
Родительское собрание на тему: «Ответственность родителей за детей в летний период». |
Тематика родительских собраний
на 2017-2018 учебный год.
Дата |
Тема собраний |
1 Родительское собрание «Воспитание трудолюбия в семье» |
|
1. Родительское собрание «Проблемы воспитания детей в современных условиях» |
|
1. Родительское собрание «Роль родителей в профилактике вредных привычек у детей» |
|
1. Родительское собрание «Ответственность родителей за детей в летний период» |
Обязанности в классе
№ |
Должность |
Фамилия |
Обязанность |
1 |
Староста класса |
1. Оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения. 2. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. 3. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. |
|
2 |
Прораб (трудовик) |
1. Следит за гигиеническим состоянием класса. 2. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе. |
|
3 |
Физорг |
1. Организует ежедневную утреннюю зарядку. 2. Помогает учителям в проведении физкультминуток во время уроков. 3. Отвечает за сохранность спортинвентаря. |
|
4 |
Цветовод |
Два раза в неделюполивает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений. Организует пересадку цветов и смену грунта. |
|
5 |
Библиотекарь |
Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета, наличие закладки. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и помогает обеспечить передачу их в библиотеку. |
Дежурство в классе
№ |
Ф.И. учащихся |
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
1 |
Эвелина |
***** |
|
**** |
|
*** |
2 |
Виктор |
|
**** |
|
*****
|
|
Расписание уроков в 1 А классе
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
МП ОПМ Музыка и движение Корр.-раз. занятия |
Речь Человек Изо Ад. Физ-ра |
Речь ОПМ Человек Корр.-раз. Занятия |
Речь Человек Музыка и движение Изо |
МП ОСМ Ад. Физ-ра Изо |
Протокол родительского собрания № ___1__
от «___» _____________ 2_____г.
Присутствовали: _____ человек |
|
Приглашены: |
|
Отсутствовали: |
|
По теме собрания выступили: |
|
Решение собрание |
|
Классный |
Председатель |
руководитель |
родительского комитета |
Листок учета посещений родительских собраний
№ |
ФИО родителей |
Даты проведения родительских собраний |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
7 |
||||||||
8 |
Протокол родительского собрания № ___2__
от «___» _____________ 2_____г.
Присутствовали: _____ человек |
|
Приглашены: |
|
Отсутствовали: |
|
По теме собрания выступили: |
|
Решение собрание |
|
Классный |
Председатель |
руководитель |
родительского комитета |
Листок учета посещений родительских собраний
№ |
ФИО родителей |
Даты проведения родительских собраний |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
7 |
||||||||
8 |
Протокол родительского собрания № ___3__
от «___» _____________ 2_____г.
Присутствовали: _____ человек |
|
Приглашены: |
|
Отсутствовали: |
|
По теме собрания выступили: |
|
Решение собрание |
|
Классный |
Председатель |
руководитель |
родительского комитета |
Листок учета посещений родительских собраний
№ |
ФИО родителей |
Даты проведения родительских собраний |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
7 |
||||||||
8 |
Протокол родительского собрания № ___4__
от «___» _____________ 2_____г.
Присутствовали: _____ человек |
|
Приглашены: |
|
Отсутствовали: |
|
По теме собрания выступили: |
|
Решение собрание |
|
Классный |
Председатель |
руководитель |
родительского комитета |
Листок учета посещений родительских собраний
№ |
ФИО родителей |
Даты проведения родительских собраний |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
7 |
||||||||
8 |
Рябухина З.А.