Проект «взгляд в будущее города»
ПРОЕКТ «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ ГОРОДА»
Т.А.Самойлова
МБОУ «СОШ №26» г.Абакан
Актуальность внедрения в образовательный процесс проектов инженерно-технологической направленности объясняется тем, что система образования должна соответствовать технологическим, культурным и социальным изменениям, отвечать на новые потребности семей обучающихся. По мнению экспертов Стратегии-2020 в рамках модернизационного сценария развитие школьного образования должно быть ориентировано на достижение нового качества человеческого капитала России.
Развитие инженерно-технологического образования весьма актуально сегодня, поскольку формирует экономический потенциал страны. На это указывают целый ряд программных документов. Однако, на сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис – нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который затормозит экономический рост страны.
В нашей школе одной из форм реализации инженерно-технологического образования стали курсы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир моделирования и конструирования» и «Основы проектной деятельности», реализуемые в рамках деятельности инновационной площадки «Создание эффективной и устойчивой модели школьного технологического образования на основе учебных инженерно-технологических практик». Среди форм организации деятельности на внеурочных занятиях ведущее место занимает работа над проектом. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Цель проекта: создание мотивирующей интерактивной среды для формирования у младших школьников начальных технических знаний, умений в области моделирования и конструирования, а также получения ими опыта инженерной деятельности через работу над проектом.
Объект: получение младшими школьниками первоначального опыта инженерной деятельности.
Предмет исследования: работа над проектом «Взгляд в будущее города».
Гипотеза: работа над проектом «Взгляд в будущее города» будет способствовать формированию у первоклассников опыта инженерной деятельности, при соблюдении следующих условий:
ознакомление учащихся с организацией и техникой выполнения проекта;
проведение самооценки и оценки результатов проектной деятельности.
Задачи:
Способствовать появлению системного представления у младших школьников о профессии инженер, расширению кругозора о технических профессиях.
Познакомить обучающихся с понятием «проект», с этапами его реализации.
Диагностировать уровень сформированности у первоклассников опыта инженерной деятельности и раскрывать творческий потенциал младших школьников путем приобщения к конструированию и моделированию, выявляя способных (одаренных) обучающихся для дальнейшего построения индивидуальной траектории их образования.
Формировать умения анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов при работе над проектом технической направленности.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе над проектом.
Разработать материалы сопровождения проекта: критерии оценивания продуктов деятельности, алгоритм работы, сценарии встречи с инженером, информ-досье, виртуальной экскурсии.
Планируемые результаты:
Развитие:
- интеллектуальных способностей детей в области проектной деятельности технической направленности;
- мотивации к проектной деятельности в области технического моделирования и конструирования;
- интересов и способностей к профессиональному самоопределению с учетом прогнозируемых представлений о самореализации личности в технологичном мире.
Осознание и формирование потребности в собственном развитии, стремлении к достижению результатов в области технического творчества.
Получение первоначального опыта инженерной деятельности.
Формирование soft-skills у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие сотрудничество и тесный межличностный контакт в деятельности, так как при работе над проектом заложены идеи командной работы.
Создание дизайн-макета жилого комплекса города будущего.
Теоретико-методологическими основаниями являются: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, теоретические положения А.Г. Асмолова о проектировании универсальных учебных действий в начальной школе; теоретические положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), анализ понятий о техническом мышлении (Т.В. Кудрявцев, П.И. Иванов, Ф.А. Зуева и др.), особенности работы над проектом (Е.С.Полат).
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: теоретический анализ литературы.
2. Эмпирические методы:
- включенное наблюдение;
- психолого-педагогическое исследование;
- психодиагностическая методика «Незаконченные предложения» (С. Леви), контент-анализ по методике Б.А. Еремеева.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: разработанным проектом, методическими и сопроводительными материалами могут воспользоваться учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования с целью формирования у детей первоначального опыта инженерной деятельности. Представленный продукт проекта может использоваться как готовая инсталляция для деятельности по созданию мультфильмов.
База исследования: МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Абакана, обучающиеся 1 «Г» класса (30 чел.)
Этапы реализации проекта, краткое их описание
Организация системы поиска и обеспечения раскрытия способностей талантливых обучающихся к инженерному творчеству (в первую очередь, по техническим направлениям) осуществлялась через работу над проектом «Взгляд в будущее города». По доминирующей деятельности это был творческий проект, по предметно-содержательной области – межпредметный, с открытой координацией, групповой и коллективный, по продолжительности - среднесрочный.
Подготовительный этап
Цель: определение методологических характеристик исследования и выявление первоначального уровня представлений обучающихся о профессии инженер (проведение диагностических методик).
Теоретический (сбор информации)
Цель: познакомить обучающихся с понятием «проект», с этапами его реализации, а также способствовать появлению системного представления о профессии инженер, расширению кругозора о технических профессиях.
Формы работы:
Вводное занятие, включающее в себя знакомство с понятием «проект», его особенностями, видами, примерами и пр.
Информ-досье «Профессия инженер». На этом занятии дети узнали, что в переводе с греческого языка слово «инженер» обозначает «думающий, мыслящий человек, изобретатель». Чтобы стать инженером, надо много знать и хорошо учиться. Инженеры разрабатывают, придумывают новые машины, приборы, инструменты, оборудование. Инженеры во все времена пользовались уважением и были востребованными. Россия издревле славилась своими инженерами-мыслителями: строителями, литейщиками, пушечными мастерами, «парохододелателями», технологами, механиками и представителями других отраслей.
Встреча с инженером-строителем, на которой дети открывали для себя строительные специальности, узнавали о плюсах и минусах профессии, возможных рисках и, главное, важности работы строителя. Таким гостем у нас был папа Севы, из беседы с которым мы узнали, что «Комсомольский парк» нашего города – это его дипломный проект, и что он являлся строителем Богучанской ГЭС.
На одном из занятий дети познакомились с историей развития строительства домов от древнего мира до современности. На этом же занятии при организации «мозгового штурма» была определена тема проекта «Взгляд в будущее города». Дети решили, что будут создавать макет города будущего, но так как инфраструктура города масштабная, то решили ограничиться частью города – жилым сектором.
Виртуальная экскурсия дала возможность детям увидеть проекты городов будущего.
Создание эскизов дома будущего. На одном из занятий каждый ребенок пробовал себя в роли проектировщика. У нас были и летающие дома, и дома-фрукты и овощи, и дома в форме карандашей, но выбор остановился на проекте дома Ульяны, который представлял собой цилиндр.
На этом же этапе дети определились с теми профессиями, которые в большей степени принимают участие при строительстве домов жилого сектора (строители, электромонтажники, дизайнеры детской площадки, озеленители). Группы по этим направлениям формировались в зависимости от желания детей, каждый сам определял, кем он хочет быть. Безусловно, учитель (на основании полученных данных от проведенных диагностик) старался сформировать группы, примерно, равные по уровню готовности для проведения проектной деятельности.
Практический этап
Цель: разработка (проектирование) и создание «инженерных» решений для конкретных технических задач, а именно создание дизайн-макета жилого сектора города будущего.
На этом этапе была организована работа конструкторского бюро (разработка, проектирование «инженерных» решений для конкретных технических задач создания объекта технотворчества).
Основополагающим стал вопрос «Какие будут дома и дворы через 100 лет?». Для поиска ответа на этот вопрос и организации работы конструкторского бюро все дети класса были поделены на 4 группы, каждая из которых отвечала за свой объект строительства.
1 группа – «Строители», их работа заключалась в подготовке схемы (чертежа) расположения жилого сектора, а затем и «строительство» жилых домов.
2 группа – «Электромонтажники», дети отвечали за идею оснащения домов электроэнергией.
3 группа – «Дизайнеры детской площадки», в их деятельность входило проектирование и создание детской площадки в жилом секторе.
4 группа – «Сити-фермеры», они отвечали за озеленение жилого сектора.
Начался этот этап со знакомства с критериями оценки своей деятельности в группе. Каждому ребенку был выдан лист оценки своей деятельности, который заполнялся на каждом занятии на этапе рефлексии и был индикатором работы ребенка, его настроения, его интереса и мотивации.
Учитель выдал каждой группе алгоритм работы, в котором были описаны этапы работы над технообъектом, а затем познакомил с критериями оценки каждого объекта.
Алгоритм выполнения технической модели
1. Обсуждение проблемы.
2. Обсуждение замысла создания модели.
3. Анализ аналогов.
4. Выполнение эскиза.
5. Презентация эскиза, обсуждение полезности данной модели.
6. Определить материал для объекта, детали, необходимые для выполнения модели.
7. Определить основные этапы сборки модели.
8. Сборка модели.
Критерии оценки технического объекта
При оценивании технического объекта учитываются:
Целостность, завершенность, содержательность сюжетного замысла.
Разнообразие примененных материалов и конструкций.
Качество сборки.
Оригинальность.
Далее дети работали в группах (составляли эскизы своих объектов, обосновывали свою идею, выбирали оптимальный вариант из предложенных). После этого шел выбор материалов для своего объекта технотворчества, определение количества деталей, способов сборки и крепления.
Описание этапа сборки
«Строители» решили, что для цилиндрических домов подойдут втулки от бумажных полотенец и туалетной бумаги. Втулки они покрасили в синий цвет и белой гуашью выделили окна. Элементом декора явились белые резинки для волос. Крыши домов ребята сделали из цветной бумаги.
«Электромонтажники» на крышах установили бумажные вертушки – это ветрогенераторы, которые необходимы для получения электричества в жилом комплексе. На левую часть домов установили солнечные батареи, которые сделали из фольги и бумаги путем частичного обёртывания, и укрепили на зубочистках.
«Дизайнеры детской площадки» остановились на спортивном комплексе, который сделали в виде полусферы из проволоки, обвязали тонким шпагатом, сделали бревно из кусочка дерева. Дети придумали спортивный круг из картона, обмотали нитью, а для украшения использовали цветную изоленту. Поставили круг на обычные гвоздики разного размера, чтобы он был под наклоном. Конечно, были качели! Для их изготовления ребята использовали деревянные палочки и металлическое ситечко. Дизайнеры придумали и беседку, которую сделали из зубочисток (скрепляли при помощи клея-пистолета), внутрь наклеили черную цветную бумагу – это место для рисования. На внутренних стенах такой беседки можно рисовать мелом. На площадку дети поставили готовую фигурку медвежонка и фонарь.
«Сити-фермеры» продумывали озеленение двора. Они решили сделать во дворе зеленую стену. Ящички сделали из обычной бумаги для печатания, склеили коробочку и наполнили крашенным мхом. Подставку для растений сделали из деревянных шпажек и картона.
Все детали дети установили на картон, который покрыли фоамираном, основу для спортивных объектов вырезали из фетра и закрепили двухсторонним скотчем. Жилой комплекс города будущего готов!
IV. Аналитический этап
Цель: подведение итогов практической работы.
На этом этапе проходила оценка технического объекта (критерии представлены выше). В комиссию вошли представители каждой команды, учитель технологии и классный руководитель.
С целью выявления изменения в уровнях представлений о профессии инженер учителем вновь были проведены диагностические методики. Если обратиться к содержанию корреляционной плеяды, построенной в результате диагностики контрольного среза, то можно видеть качественное изменение образа профессии инженера в сознании первоклассника: обучающиеся из слова-интерпретатора переходят в естественную категорию, добавляются слова техника, логика, требовательный организатор, аккуратность, математика знает, находчивый, проект, специалист, профессионал, конструирование и др. Наиболее важным моментом, который стоит отметить, что в плеяде в качестве слова-интерпретатора появляется «математика», чего не наблюдалось в начале проекта.
Презентационный этап
Цель: презентация результатов.
На итоговом занятии дети представляли свой объект технотворчества, рассказывая о материалах и способах изготовления. Проводилась видеозапись такой презентации, а потом был создан видеоролик.
Каждый этап работы детей освещался в родительском чате социальной сети Veber. Родители могли видеть результаты деятельности детей, интересовались продвижением работы, давали советы.
На родительском собрании учитель представила результаты данного проекта, это был не только созданный детьми продукт, но и результаты диагностики, листы самооценки.
VI. Рефлексивный этап
Цель: осознание важности инженерно-технологического образования (основ) на ступени начального общего образования как со стороны учеников, так и со стороны учителя, а также со стороны родителей.
Итак, работа над проектом показала, что в условиях проектирования обновленного содержания начального общего образования, должно найтись место профориентационно значимым элементам. Проект позволил осмыслить не только будущее города, но и будущее младших школьников.
Используемые ресурсы
Абрамян М.К. Контент-анализ методики «Незаконченные предложения»: представление и обработка оценок нескольких экспертов [Текст] / М. К. Абрамян, Т. В. Тулупьева // Труды СПИИРАН, 2006. –Вып. 3. –C. 244-256.
2. Аржаник, А.Р. Формирование инженерного мышления школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время [Текст] / А. Р. Аржаник // В сб. «Формирование инженерного мышления в процессе обучения»: Мат-лы междунар. науч.- практ. конф. (7 – 8 апреля 2015г.). – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2015. – 284 c.
Безукладников, К.Э. Формирование метапредметной компетентности младших школьников на основе технологии организации учебноисследовательской деятельности [Текст] / К.Э. Безукладников, Е.В. Еремеева // Мир науки. – 2017. - № 1. – С. 20 – 21.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст] – М.: Просвещение, 2010. – 189 с.
Приложение 1
Глоссарий
Деятельность – активность человека, направленная на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Инженер – это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность.
Инженерное образование – специально организованный процесс обучения и воспитания на всех уровнях общего образования и профессионального образования, при котором формы, методы, содержание образовательной деятельности направлены на развитие у обучающихся желания и возможностей получить профессию инженера, а также развитие инженерного мышления.
Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий.
Компетенция – способность специалиста решать определенный класс задач.
Метод - основной способ взаимодействия учителя и обучающегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Методика педагогического мониторинга – совокупность методов, способов педагогических действий, направленных на отслеживание хода и результатов педагогического процесса и образующая их единство.
Образовательное пространство – набор условий, которые могут оказывать влияние на образование человека.
Обучающиеся, проявляющие выдающиеся способности – дети, превосходящие уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Педагогическая диагностика – процесс определения уровня воспитанности, развития и образования обучающегося.
Педагогическая технология – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса.
Проект – план, замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать. С другой стороны, и в педагогике, и в современном менеджменте, проект понимается не только как замысел чего-либо, но и как процесс воплощения этого замысла на практике, и как результат воплощения замысла.
Приложение 2
Лист оценивания технического объекта
Группа | Критерии / баллы | ||||
Целостность, завершенность, содержательность сюжетного замысла 1-3 балла | Разнообразие примененных материалов конструкций 1-3 балла | Качество сборки 1-3 балла | Оригинальность 1-3 балла | Всего | |
«Строители» | |||||
«Электромонтажники» | |||||
«Дизайнеры дет.площадки» | |||||
«Сити-фермеры» |
Лист самооценки обучающегося
Фамилия, имя ученика Лера Н. | Задание | Что выполнено | Какие возникли проблемы | Оценка выполнения задания |
Дата | ||||
14.01.2021 | Нарисовать эскиз дома будущего | Нарисован | Долго не могла придумать новое и интересное. | Хорошо |
16.01.2021 | ||||
Материал:
картонные втулки – 16 шт.
цв. бумага – 1л., белая – 3 л.
деревянные палочки – 11шт. (большие),
80 шт. (маленькие)
фольга – 1 л.
фетр – круг, диаметр – 10 см – 6шт.
фоамиран – 60/50 см
резинки для волос (ткань)- 50 шт.
проволока – 20 см.
(клей, пластилин, шпагат, изолента, гвозди, мох)