12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бердникова Т.В.57

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку классного часа по профориентации

 

ГБОУ РМЭ «Школа – интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»

 

Круглый стол с обучающимися 9 класса

«Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя»

 

Разработала и провела:

Бердникова Татьяна Вячеславовна, учитель истории

 

Цель занятия: стимулирование самопознания и профессионального самоопределения обучающихся

Задачи занятия:

Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору: сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование, наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессии.

Повышение практической готовности: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Развитие коммуникативных навыков старшеклассников, способности к самоопределению.

Формирование социально-самостоятельной, культурной личности, патриотов своей Родины.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор; мобильный класс – планшеты

Тип занятия: Интегрированное занятие кружка «В мире профессий»

Методы и приемы:

информационно - коммуникативный, интерактивный, репродуктивный, словесный, личностно-ориентированный, объяснительно-иллюстративный, наглядно – практический, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи:

Информатика, музыка, изо, внеклассная деятельность

Используемые технологии:

проектно-исследовательская, здоровьесберегающая, сотрудничества, информационно-коммуникативная.

Слайд №1 Занятие кружка «В мире профессий»

Учитель: Добрый день, ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на очередное занятие кружка «В мире профессий». А пройдет оно в форме круглого стола.

Цель занятия: в ходе нашего занятия мы должны выяснить, какие личные особенности нужно учитывать, а также какие внешние факторы нужно знать, чтобы сделать правильный профессиональный выбор.

Перед вами на экранах три картинки. Отправьте, пожалуйста, по очереди картинку под №1, те из Вас кто уже выбрал профессию, под №2, те, кто сомневаются, и картинку под №3, те, кто еще не выбрали профессию.

(на слайде появляется круговая диаграмма)

Слайд №2 Полученная диаграмма говорит нам, что не все еще определились с выбором, значит, занятие будет для вас полезным.

Слайд №3 Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя

Учитель: занятие мы назвали «Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя». В нашей жизни не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу.

По большому счёту их два:

1. Выбор любимого человека, с которым предстоит жить,

2. Выбор профессии.

С первым выбором можно особенно не спешить, время терпит.

А вот со вторым выбором вы уже столкнулись. Работа и всё, что с ней связано, занимает по времени почти половину жизни человека. Найти себя в мире профессий – значит получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почёт и уважение. Существует прямая зависимость между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией и тем, насколько счастливой они воспринимают жизнь.

В чём же специфика выбора профессии?

Ответы детей

1. Это всегда взгляд в будущее

2. Взгляд внутрь себя: каковы мои сильные и слабые стороны, каковы мои способности, интересы? Что такое для меня успех?

Учитель: Ребята, давайте попробуем взглянуть на себя в будущем.

У вас было задание сделать коллажи «Я через 10 лет». Предоставляем вам слово.

(презентация коллажей 2 – 3 человека)

Вопросы по ходу презентаций:

Кем мечтали стать, когда вырастете?

Как с возрастом менялись мечты о будущем?

Что думаете о своих теперешних мечтах, связанных с будущим?

Учитель: Ребята, а что поможет вам добиться такого успеха в жизни?

(ответы детей – хорошая работа, правильно выбранная профессия и т.д.)

Учитель: Ребята, а что такое профессия? (учащиеся предлагают варианты ответов)

Слайд

Катя: В современном мире под профессией понимают такое занятие человека, которое:

Слайд №4

1. Требует специальной подготовки, обучения. (Расклейщик объявлений – не профессия).

2. Практикуется человеком регулярно. (Если человек преподаёт в Вузе и время от времени пишет научные труды, то его профессия преподаватель, а не автор статей).

3. Служит источником средств к существованию.

Профессию нужно отличать от специальности и должности.

Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека той или иной профессии.

Например, в профессию врач входит множество специальностей: терапевт, хирург, окулист, педиатр и т. д.

Итак, вам предстоит сделать небольшие презентации, в которых вы к профессиям подберете специальности. Каждая группа работает с определенной профессией.

Слайд №5 (менеджер, дизайнер, инженер, историк, художник)

Группа №1 создает презентацию о профессии менеджера

Менеджер - организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала, изучает спрос и предложения на рынке, дает предложения по обновлению продукции, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией, регулирует процессы приема, подбора и профессионального роста работников.

Менеджер по продажам - основная его задача - сделать все возможное и невозможное, чтобы прибыль компании постоянно росла.

Менеджер по туризму - такой специалист предлагает туристические поездки, привлекая как можно больше клиентов в свое агентство.

Менеджер по персоналу - этому руководителю требуется обладать знаниями не только в сфере делопроизводства и трудового кодекса, но и социально-психологическими навыками.

Офис-менеджер - в должностные обязанности этого руководителя входит эффективная организация управленческой деятельности и ведение необходимой документации.

Контент-менеджер – это специалист, который занимается наполнением сайта текстовой и графической информацией (статьи, рисунки, фотографии, новости, видеоклипы и т.д.).

Группа №2 создает презентацию о профессии дизайнера

Дизайнер - художник-конструктор, который в промышленных изделиях, мебели, интерьерах квартир, офисов и других объектах творчески и гармонически совмещает пользу, удобство и красоту.

Дизайнер рекламной продукции – главная задача - продвижение товара.

Дизайнер костюма - специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Дизайнер – верстальщик - результаты их деятельности определяют внешний вид газет, журналов и рекламной продукции.

Дизайнер – график – это специалист по оформлению окружающей среды средствами графики.

Дизайнер окружающей среды - специалист по художественной организации садов, парков, приусадебных участков.

Дизайнер интерьера – это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.

Группа №3 создает презентацию о профессии инженера

Инженер - руководит проектированием, строительством, эксплуатацией различных систем (в зависимости от вида работы), обеспечивает рабочих производственными заданиями и контролирует их выполнение.

Инженер по охране труда - специалист, который следит за соблюдением правил и норм охраны труда.

Инженер по пожарной безопасности - разрабатывает и претворяет в жизнь комплексные мероприятия по противопожарной защите учреждения работодателя или подведомственных учреждений, взаимодействует с надзорными органами МЧС, оформляет и составляет тематическую документацию.

Инженер по телекоммуникациям - специалист, отвечающий за работу средств радиотехнического обеспечения и связи.

Инженер по эксплуатации бытовых машин - это специалист, который может модернизировать старую технику, проектировать новую, уверенно производить ремонт и сервисное обслуживание бытовой техники любой сложности, обеспечивать её проверку на надёжность и безопасность.

Группа №4 создает презентацию о профессии историка

Историк - изучает прошлое человечества во всем его многообразии. Используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.

Историк - архивистработник архива, в обязанности которого входит комплектование, развитие, организация архива.

Музеевед- исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности, занимается организацией музейной деятельности.

Музеологспециалист по музеям

Группа №5 создает презентацию о профессии художника

Худо́жник — человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством, графикой

Художник – проектировщик – художественное проектирование интерьера

Художник – педагог – должен уметь донести до учеников свое видение, понимание, передать навыки. Он развивает в детях образное и техническое мышление, пространственное видение.

Художник – реставратор - специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия


Представители групп рассказывают о выполненном задании

Спасибо, ребята, вы отлично справились с этим заданием.

Учитель: Как вы думаете, сколько существует профессий? (ответы учащихся)

Саша нашла информацию по этому вопросу

Слайд №6

Российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включает в себя более 7000 профессий. Многие из них очень редкие.

На самом деле молодой человек, живущий в малом городе, выбирает примерно из 700 профессий, а житель Москвы или Санкт-Петербурга из 2000 – 3000 профессий.

Учитель: можно считать успешным выбор профессии, если в нём совпадают две В:

Возможность, востребованность

Как вы понимаете слово возможность? (ответы учащихся)

Слайд № 7

Возможность – наличие способностей и склонностей именно к этой профессии, а также отсутствие медицинских и психологических противопоказаний.

За нашим круглым столом мы посадили вас, учитывая ваши интересы и склонности, выявленные в результате тестирования. Расскажите немножечко о себе.

Учащиеся проводят самопрезентацию.

Нам нравится ухаживать за растениями, животными. Мы хотели бы этим заниматься в будущем – тип профессии, который нам подходит «Человек – Природа».

Слайд№8

Комментарий учителя: Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество - любовь к природе.

Мы хотим работать с людьми - тип профессии «Человек – Человек».

Слайд№9

Комментарий: Существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Перечислите личные качества, которые очень важны при работе по профессии этого типа.

Хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Мы просто не можем без компьютера, любим составлять схемы, таблицы тип профессии «Человек – Знаковая система».

Слайд№10

Комментарий: Тип «Человек – Знаковая система» предполагает способность концентрировать внимание в условных знаках, цифрах, формулах.

Ну, а мы любим творить. «Человек – Художественный образ».

Слайд №11

Комментарий: Важнейшие требования, которые предъявляют такие профессии, - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие. Надо помнить, что за эффектным результатом труда таких профессий стоит многочасовая ежедневная работа.

Специфика нашей школы такова, что многие ребята связывают себя с творческими профессиями.

А нас интересуют машины, механизмы – тип профессии «Человек – Техника».

Слайд№12

Комментарий учителя: Техника как предмет труда предоставляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества.Можно изобретать и необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Учитель: А сейчас мы с вами проведем упражнение, которое называется «Кто есть кто?» Вы учитесь вместе уже 9  лет и хорошо друг друга знаете.

На слайде представлены профессии, которые представляют для вас определенный интерес. Я буду называть их одну за другой. Каждый в течение нескольких минут должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Когда я хлопну в ладоши, вы должны одновременно показать на своего одноклассника, которому подошла бы эта профессия.

Надеюсь, вам это упражнение помогло взглянуть на себя глазами других людей.

Слайд№13

Вторая В– это востребованность – потребность общества в работниках именно этого профиля, определяется спросом на рынке труда.

Миша провел небольшое исследование, предоставим ему слово.

М.Я. Выбирая профессии, нужно учитывать, будут ли они востребованы через несколько лет, например, на момент окончания нами высших учебных заведений. Вот прогноз востребованности специальностей к 2020 году.

Первые места рейтинга к 2020 в России будут занимать:

Специалисты в области нанотехнологий

IT-специалисты

Профессии врача и педагога

Переводчики и лингвисты

Специалисты в области защиты окружающей среды и экологии.

Комментарии учащегося:

Нанотехнологии —Изучение работы молекул и атомов развивается в нескольких направлениях. Будет потребность в ученых в сферах машино- и авиастроения, космических исследований, пищевой промышленности и медицине, инженерии и IT-программирования.

Область IT компьютерного обеспечения удерживает лидирующие позиции на рынке труда на ближайшие годы. Продвижение продукта компании в сети Интернет — приоритетная рекламная кампания для многих фирм. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей в сфере IT— web-дизайнер.

Увеличение рождаемости среди населения удерживает статус докторов на высоких позициях. Наблюдается нехватка узкопрофильных специалистов (офтальмологи, отоларингологи, логопеды и дефектологи, эндокринологи, диетологи, аллергологи и т. д.), а также хороших хирургов различных направлений.

За отличных специалистов медицинские центры борются очень активно,

предлагая им помимо высоких зарплат оплачиваемые квартиры и постоянный

обмен опытом с иностранными коллегами.

Наряду с европейскими языками, востребованы специалисты со знанием восточных языков. Обратите внимание - умение общаться на английском, немецком или японском языке повышает конкурентоспособность специалистов практически во всех отраслях.

В последнее время специалисты-экологи становятся все более востребованы в связи с тем, что экологическая обстановка во всем мире оставляет желать лучшего и с каждым годом все более ухудшается. От экологии зависит качество жизни каждого человека и его здоровье.

Учитель: Ребята, а как вы относитесь к народной мудрости: «Где родился – там и пригодился?» (ответы учащихся). Выбирая профессию, задумываетесь ли вы о возможности жить и работать здесь, развивать свою малую родину?

ответы учащихся

1.Если в селах будет развиваться сельскохозяйственное производство, социальная сфера, нам будет предоставлена работа с достойной оплатой и жилье, то многие из нас будут рады жить и работать в родных местах.

2. Конечно, многим из нас хочется уехать из сел, чтобы расширить свой кругозор, попутешествовать по миру, возможно, получить специальности, не связанные с работой в селе. Но тогда мы все равно будем стремиться чем-нибудь помочь своей малой родине, чтобы она развивалась, и мы могли бы приезжать сюда, а может быть в будущем и жить здесь.

3. Мы сможем помогать ей различными видами благотворительной, финансовой, интеллектуальной, волонтерской помощи, заботясь о ее процветании.

Девочки изучили рынок труда в нашей республике и выяснили, в каких специалистах нуждается республика.

Слайд № 14

Менеджер

Врач

Учитель

Воспитатель

Судебный пристав

Инженер

Животновод

Ветеринарный врач

Инженер – конструктор

Программист

Юрисконсульт

Служба занятости населения РеспубликиМарийЭл

Учитель: Часто бывает, что выпускники вузов меняют и свои профессии, и место работы избирают совсем не по той специальности, которой отдали пять лет своей жизни.

Опрошенные выпускники сожалеют, что не получили именно той специальности, по которой работают в настоящее время. Поэтому, чтобы уберечься от неприятностей в будущем, обдумайте сейчас, кем и где именно Вы планируете работать по окончании учебного заведения, соответствует ли эта специальность полностью Вашим вкусам и интересам, или, возможно, у Вас есть другие увлечения.

Для вас звучит песня в исполнении Алены Паздеевой «Мой выбор»

А сейчас составьте синквейн–нерифмованное стихотворение, ключевым словом которого будет слово Профессия.

 

1 строка -одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово

3 строка – 3 глагола, показывающие действия понятия

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию

5 строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием

Пример:

Профессия

Востребованная, нужная

Выбрать, выучиться, работать

Профессий в жизни много, а мне нужна одна

Задумались.

Я тоже составила синквейн

Занятие

Деловое, продуктивное

Обсуждали, анализировали, творили

Творческий подъем, руководство к действию

Успех.

Рефлексия

Я предлагаю всем встать в круг и сказать пожелания друг другу, связав их с профессией.

Учитель: Ребята, спасибо за активное участие на занятии, до следующей встречи.

Использованная литература


 

Толстова Н.А. Личностное и профессиональное самоопределение: Методическое пособие. – Йошкар – Ола: «Издательство «Педагогическая инициатива», 2008. – 156с.http://www.moeobrazovanie.ru/proforientacionnoe_zanjatie_vyberi_svoju_professiju.html

Острова профессий Людмила Мохноваhttp://www.moeobrazovanie.ru/ostrova_professiy.html

«Навстречу собственной судьбе» Ольга Михайлова Русскинаhttp://www.moeobrazovanie.ru/navstrechu_sobstvennoi_sudbe.html

«Одна профессия из тысячи…» Наталья Симдяноваhttp://www.moeobrazovanie.ru/odna_professija_iz_tysjachi.html

Людмила Головинская «МИР ПРОФЕССИЙ» http://www.moeobrazovanie.ru/klassniy_chas_krugliy_stol.html

«Профессии, факторы выбора профессий» Мария Голышева http://www.moeobrazovanie.ru/proforientacionnaiy_urok_ekskurs_v_mir_professiy.html

«Выбирая профессию, выбираем образ жизни» Ирина Коломейцеваhttp://www.moeobrazovanie.ru/vybiraya_professiu_vybiraem_obraz_zhizni.html

Петросян Е.Н. http://festival.1september.ru/articles/516885/

Фото http://abc.kursksu.ru/index.php/catalog/profession/item/133-инженер-по-эксплуатации-бытовых-машинhttp://abc.kursksu.ru/index.php/catalog/profession/item/49-художник-педагог


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.