Проект «Я и моё имя»
ПРОЕКТ
«Я И МОЕ ИМЯ»
Автор проекта: Гвоздик Юлия Васильевна, воспитатель высшей категории МДОУ д/с №37 «Ёлочка» г.Волжского
Возраст участников проекта – 6-7 лет
Краткое содержание проекта:
Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова история происхождения моего имени? Кто из знаменитых людей носит такое же имя. Именно об этом наш проект.
Цель проекта - создать условия для реализации потребности дошкольника в самопознании, формировать чувство самоценности, способствовать гармонизации образа «Я».
В ходе проекта дети познакомятся с историей появления и значением своих имен, узнают, как может меняться и «расти» их имя, чем прославились их знаменитые тезки, научатся бережно и с гордостью относиться к своему имени. Кроме того, дети получат необходимые навыки поиска и отбора информации, оформления полученных результатов и их представления. Участвуя в проекте, дети будут активно сотрудничать с родителями, педагогами и сверстниками.
Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Формы реализации проекта:
философские рассуждения;
чтение и обсуждение литературных произведений;
сюжетно-ролевые и дидактические игры;
решение и обыгрывание проблемных ситуаций;
составление рассказов;
различные виды продуктивной деятельности.
Результатом проекта должны стать оформление и презентация альбома «Это – Я!», выставка творческих семейных работ «Наши имена».
Приблизительная продолжительность проекта – 1 месяц
Основа проекта – ФГОС ДО
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
формирование позитивных установок к различным видам творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий,
становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях;
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Образовательная область «Речевое развитие»:
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта дети приобретут следующие умения и качества:
1. Личностные:
- развитие интереса к самопознанию;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
- повышение уровня коммуникативной компетентности;
2. Метапредметные:
- умение выявить проблему, ставить цель, планировать работу;
- умение определять способы поиска информации с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, умение продуктивно использовать эти способы;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
3. Предметные:
- обогащение представлений детей о собственном имени, о его значении и происхождении;
- закрепление представления о зависимости имени от пола, возраста человека;
- получение представлений об «истории» и «географии» имен;
- развитие всех компонентов устной речи;
- развитие изобразительных умений и навыков.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Что я знаю о себе?
Проблемные вопросы
Что такое имя? Зачем человеку имя? Можно ли жить без имени?
Учебные вопросы
Как появляется имя у человека? Почему тебя так назвали? Что означает твое имя? Что можно узнать о человеке по имени? Всегда ли тебя одинаково называют? Как звучит твое имя на других языках? Как «растет» твое имя? Люди с одинаковыми именами одинаковые? Кто из знаменитых людей носит такое же имя? Чем запомнился твой знаменитый тезка? Почему так говорят: "Не имя красит человека, а человек имя»? Как ты бережешь свое доброе имя?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом | Дети работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Формирующее оценивание
Вводное анкетирование родителей
Вводная презентация для детей
Карта ЗИУ | Промежуточное оценивание
Лист продвижения по проекту
Самооценка успешности ребенка | Итоговое оценивание
Итоговое анкетирование родителей
Карта ЗИУ
Презентация детских альбомов |
Методы оценивания
На вводном этапе проекта проводится анкетирование родителей с целью выявления их знаний о проектной деятельности детей, заинтересованности и готовности оказать помощь детям в работе над проектом.
Формирующее оценивание проводит педагог. Для выявления интересов и представлений детей им предлагается стартовая презентация, далее на каждого ребенка в ходе индивидуального опроса заполняется карта ЗИУ. По результатам исследования корректируется план проекта.
С целью формирования самостоятельности, ответственности, самоконтроля дошкольникам предлагается на протяжении всего проекта вести «Карту продвижения по проекту». Оценивание проводит каждый ребенок индивидуально, под контролем педагога.
Для того чтобы помочь детям научиться самостоятельно оценивать свою деятельность, свои успехи и неудачи с помощью педагога заполняется «Лист самооценки» (приложение 6) на каждого ребенка. Педагог проводит самооценивание в форме беседы, с каждым ребенком индивидуально. Дошкольнику задается вопрос, он отвечает с помощью схематичных изображений.
На заключительном этапе проекта педагогом проводится мониторинг развития, с целью выявления уровня знаний, приобретенных в ходе проекта. Обследование проводится в соответствии с учебными вопросами в форме беседы. Ответы заносятся в последнюю колонку карты ЗИУ. В конце проекта каждый ребенок представляет свою итоговую работу – альбом «Это – Я!». Оценивание итоговой работы проходит по трем параметрам: содержание, оформление и презентация. Оценку дают дети с помощью специальных символов. Также для выявления удовлетворенностью ходом и результатами проекта и готовности участия в будущих проектах родителям предлагается итоговая анкета.
Необходимые начальные знания и умения
Знания:
- иметь некоторые представления о своей семье, своем имени;
- о возможных способах поиска информации;
Умения:
- умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- владеть умениями и навыками изобразительной деятельности.
Мероприятия проекта
Вводный этап
- стартовая презентация для детей (знакомство с темой и планом проекта, поиск источников информации, ознакомление с критериями оценки результатов проекта).
- проблемная ситуация: Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?
- консультация для родителей «Я-концепция: представления ребенка о мире и себе».
- формирующее оценивание
Основной этап
1 неделя. «Наши имена»
- игра «Знакомство»;
- философские рассуждения «Зачем нужно имя?», «Что можно узнать о человеке по имени?»;
- игры «Лишнее слово», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)»;
- ММШ «Прозвище – это хорошо или плохо?»;
- чтение и обсуждение Б. Житков «Как меня называли»;
- домашнее задание: узнать, почему меня так назвали, что значит мое имя, происхождение моего имени.
2 неделя «Как меняется мое имя»
- игры «Подарки», «Ласковое имечко», «Как растет мое имя»;
- чтение и обсуждение А. Барто «Имя и фамилия»;
- обыгрывание ситуаций: как можно обращаться к друзьям, знакомым, к знакомым взрослым, незнакомым людям;
- домашнее задание: заполнить странички в альбоме «Ласковые ладошки» и «Как растет мое имя», выучить стихи, песенки, поговорки о своем имени.
3 неделя «Мое имя на глобусе»
- рассказ педагога о том, как на Руси давали имена, что они означали, о новых именах XXI века;
- игры «Поездка за границу», «Путешествие по миру»;
- разгадывание ребусов, загадок об именах;
- домашнее задание: узнать, как бы звучало мое имя на других языках.
4 неделя «Моя знаменитый тезка»
- философские рассуждения «Люди с одинаковыми именами – одинаковые?»;
- домашнее задание: узнать, как называют людей с одинаковыми именами, заполнить страничку в альбоме «Мой знаменитый тезка»;
- чтение и обсуждение Р. Сеф «Имя у тебя одно»;
- беседа о знаменитых тезках: кто они? Какие добрые дела, великие открытия и т.д. они совершали? Хотели бы вы быть похожи на них и чем? Что значит гордиться своим именем?;
- составление рассказов «Как я берегу свое доброе имя»;
- игра «Поменяемся именами»;
- промежуточное оценивание;
- подготовка итоговых работ.
Заключительный этап
Презентация альбомов «Это – Я!»
Проведение итогового оценивания
Выставка семейных творческих работ «Наши имена»
Материалы для дифференцированного обучения
Ребенок с проблемами усвоения учебного материала:
выполнение задания при непосредственной помощи педагога и родителей, возможно привлечение специалистов ДОУ.
организация индивидуальной работы с семьей, консультирование родителей.
дополнительные индивидуальные занятия с ребенком.
Ребенок, для которого язык преподавания не родной:
адаптация материала к родному языку.
подбор наглядного материала и компьютерных технологий.
построение партнерских отношений с родителями.
Одаренный ребенок:
подбор заданий более сложного уровня
дополнительные задания (например, составить кроссворд, ребус).
продемонстрировать свои достижения (музыкальные, спортивные и т.д.) при презентации альбома.
привлечение одаренных детей к оказанию помощи в работе над проектом другим детям.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Технологии — оборудование
Фотоаппарат, компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система
Технологии — программное обеспечение
Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы
Участие родителей в проекте
Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим вопросам:
- ознакомление родителей с методом проекта в ДОУ;
- помощь детям в подборе материала при работе над проектом;
- выполнение творческих заданий;
- подведение итогов и ознакомление с результатами проекта.
Пути и средства привлечения родителей к участию в проекте:
- буклет для родителей;
- анкеты для родителей;
- выполнение домашних заданий вместе с детьми;
- приглашение к участию в творческом конкурсе;
- консультация для родителей «Я-концепция: представления ребенка о мире и о себе»;
- консультации и беседы для родителей в ходе проекта по интересующим их вопросам.
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Автор - составитель: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, - М.: Аркти,2003.
3 Меремьянина О.Р. Что я знаю о себе: методическое пособие. - Барнаул: АКИПРО, 2008.
4. Меремьянина О.Р. Играя, я познаю себя и других. - Барнаул: АКИПРО, 2004.
5. Воскобойников В.М. Великие люди России. Жизнь замечательных детей. — М.: Оникс-Лит, 2013.
6. Мороз И.В. Тайна имени. — Харьков: Книжный клуб, 2006.
Интернет-ресурсы
http://33myname33.blogspot.ru/
http://www.forumchata.ru/names-poems.html
http://www.prozagadki.ru/101-zagadki-pro-imena-s-otvetami.html
Дармина Елена Николаевна
Ефимова Алла Ивановна