Внеклассное мероприятие «Я и мое имя»
Государственная организация образования
«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической. медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №104»
г. Кемерово
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию обучающихся
«Я и мое имя»
авторы: Соснова Елена Николаевна,
педагог-организатор Отделения
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
ГОО «Кузбасский РЦППМС»
Пахомова Светлана Александровна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Общеобразовательная школа
психолого-педагогической поддержки № 104»
г. Кемерово
г. Кемерово, 2018г.
Введение
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Скорее всего, с малых лет.
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна.
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Правовое воспитание школьников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
С самого рождения ребенок обладает рядом прав, которые перечислены в Конвенции ООН о правах ребенка. На основе этого, а так же других Российских документов (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ), где ясно описаны все права детей, строится работа школьных учреждений. Правовое воспитание в школе предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Известно, что ребенок, права которого не нарушаются, осознающий свои права и обязанности – это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.
Вспомогательная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Среди различных видов социальных норм (право, мораль, политические, эстетические, религиозные) наибольшее значение для регуляции общественно адекватного поведения личности имеют мораль и право.
Полноценная социальная адаптация умственно отсталых невозможна без формирования системы их нраственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся вспомогательной школы.
Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задач обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Приучение к соблюдению норм поведения начинается с младших классов вспомогательной школы. Неоднократное повторение необходимо сочетать с положительными подкреплениями, доставляющими удовлетворение ребенку.
Во вспомогательной школе важно разработать единую систему мер индивидуальных и коллективных поощрении и наказаний в целях обеспечения общности воспитательных воздействий на учащихся.
Особо следует сказать о вовлечении детей в работу по самовоспитанию. При этом ставятся максимально конкретные и реально достижимые цели, и обеспечивается постоянный контроль над этим процессом.
Предпосылкой к такой работе является активизация, развитие и коррекция у учащихся самосознания на основе обучения их контролю и самоконтролю поведения, а также сравнению, оценке, причинному обоснованию поведенческих актов.
Важнейшими требованиями к нравственно-правовому просвещению умственно отсталых школьников, осуществляемому при помощи бесед, разъяснений, рассказов, обсуждения прочитанных текстов и т. п., являются следующие:
1) доступность содержания предлагаемых сведений. Это обеспечивается конкретностью материала, его связью с жизненным опытом детей, использованием примеров, наглядных средств;
2) увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности;
3) обеспечение интеллектуальной активности учащихся. Это условие истинного понимания различных компонентов информации. Сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивание, установление причинно-следственных связей - все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка;
4) четкость выводов, содержащих рекомендации к социально-нормативному поведению школьников;
5) систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения, в частности следует предлагать учащимся передать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл младшим школьникам, использовать ее для контроля и самоконтроля, оценки и самооценки поведения в различных ситуациях и т. п.
Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности учащихся, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных учащихся.
Цель занятия: получение знаний о праве на имя, закрепленное законом, формирование позитивного отношения к имени, оказание помощи детям в самосознании и самопринятии.
Задачи:
- познакомить ребят с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом;
- формировать у детей элементарные представления о правах, познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни;
- познакомить детей с историей возникновения имен;
- обогащать, активизировать, расширять словарь, знакомство с происхождением имен;
- упражнять в образовании имен с уменьшительно-ласкательными суффиксами, способствовать воспитанию доброго отношения к себе и уважения к другим;
Предварительная работа: учащимся было дано домашнее задание узнать:
- что означает твое имя.
Ход мероприятия
«Имя – самый сладостный звук для человека на любом языке»
Д.Карнеги
Добрый день дети. Вы прекрасней всех на свете. Вы у нас такие хорошие, красивые, умные, пригожие.
И начнем мы с вами мероприятие с того, что у каждого из вас есть имя, отчество и фамилия.
- Как вы думаете, почему вас зовут именно так, а не иначе?
Эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении, где вы родились и кто ваши родители. Это первый ваш документ. Он выдается каждому ребенку в соответствии со ст.7 Конвенции о правах ребенка и ст.58 Семейного кодекса РФ.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.
- А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имена.
- Я предлагаю вам поиграть в игру – аукцион «Кто больше?». Нужно назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы «А». А также назвать, как можно больше женских имен, начинающихся с буквы «О».
У каждого имени есть своя история и родина!
Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа. Как и все на земле имена имеют свою историю. С развитием у древнего человека способности общаться с помощью речи, люди ограничивались набором: «Эй ты!», «А ну-ка!». Затем люди стали употреблять прозвища. Некоторые из них перешли в имена и фамилии.
В далёком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные черты называемого или что-либо из окружающего мира, так же закреплялись слова, отражающие трудности и даже отношение родителей к ребёнку. Эти имена первичные и возникать они могли каждый раз из любых слов. Мы с вами можем придумать первичных имён очень много. Однако с течением времени к таким именам возвращались, повторяли в честь предков или уважаемых людей, и они переходили в разряд собственных имён. Так появились имена у большинства народов.
- И так, ребята, давайте начнем открывать тайны наших имен.
Игра «Волшебный стул»
Я сейчас назову по имени каждого из вас, и того кого я назову, тот человек должен сесть на трон и надеть корону. Игра называется «Волшебный стул». Кто сел на трон будет рассказывать про свое имя. Потому что это великая честь и гордость – называться именем.
«Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит»?
(Дети по очереди рассказывают про свое имя).
Анна – благодать Виктор – победитель Илья – сила Божья
Обсуждение
- Понравилась ли вам игра?
- Понравился ли рассказ о себе? Что вы можете к нему добавить?
- Следующая наша игра называется «Кто это».
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека уже нет живых, а имя его живет. Так до нас дошли имена знаменитых людей.
Перед вами на доске портреты знаменитых людей. Ваша задача быстрее угадать, кто это, рассказать, почему этот человек стал знаменитым, узнаваемым.
(Юрий Гагарин – космонавт, А.С.Пушкин- писатель, Чайковский- композитор, Петр I – правитель, царь).
- А сейчас, я предлагаю немножечко отдохнуть. (проводиться физ. минутка)
Физкультминутка.
Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)
Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите, ( дети называют свои имена,)
И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)
В этом доме мы живем! (руки вверху)
- Следующее наше задание, я буду называть сокращенную форму вашего имени, а вы назовите полное имя. Например: Сережа – Сергей.
Костя - Саша – Оля -
Вова - Лена - Света –
Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.
Саша, как зовут твоего папу? (Максим). Значит, твое отчество Максимович – Александр Максимович.
- Ребята, слово отчество появилось приблизительно в XI веке и обозначало величание по имени отца. Обращаясь к человеку по имени-отчеству, мы высказываем ему особое уважение и почтение.
Интересно отметить, что на Руси отчество указывало на происхождение и родственные связи человека.
- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество).
- Ребята, а теперь мы с вами поговорим о фамилии.
Такое привычное для нас слово фамилия попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья», фамилии в современном понимании этого слова на Руси появились довольно поздно, лишь в XVI веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения ещё сто лет назад не имела фамилий.
Жил, например, в селе человек, имевший кузницу. Односельчане наделили его прозвищем Кузнец. Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая уже передаётся по наследству. Становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий, но фамилия остаётся.
Источником происхождения фамилий могла быть местность, которой владел данный род: Тверской, Рязанский.
Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых.
- А теперь давайте с вами представимся полным именем, отчеством и фамилией. (Ребята по очереди называют свое имя, отчество и фамилию).
- Молодцы!
- Ребята, чтобы не значило ваше имя, из какого бы языка оно не пришло, всегда помните пословицу: «Не им красит человека, а человек имя». Как вы понимаете эту пословицу? (ответ учащихся).
- Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чье-то ваше имя прославится за добрые дела и проступки.
- Давайте и мы с вами совершим доброе дело. Чтобы к нам всегда обращались по имени и не забывали, как нас зовут, мы сделаем эмблему своего имени. Мы его украсим.
Проводится рисунок «Укрась свое имя».
- Какие у вас получились яркие, красочные имена.
РЕФЛЕКСИЯ: Дети становятся в круг, взявшись за руки.
- Как настроение, ребята?
- О каком вашем праве мы сегодня говорили?
- В каком документе записаны ваши имя, отчество, фамилия?
- Вам понравилось украшать свое имя?
-Что расскажите родителям о нашем занятии?
- Что вам запомнилось?
Заключение
Целью работы было ознакомление детей с их правами, а именно с правом на имя и гражданство, закрепленное законом, научить применять это право в жизни.
В результате проведенного мероприятия школьники узнали:
- ребенок при рождении имеет право на собственное имя, которое отличает его от других людей;
- каждое имя имеет свое значение;
- при рождении ребенка ему выдают документ «Свидетельство о рождении»;
- у всех есть обязанность, связанная с этим правом – называть друг друга по имени;
- ребенок при рождении имеет право на гражданство.
Все участники занятия испытали удовольствие от проделанной работы, от общения друг с другом.
Список литературы
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Рылеева А.А. Как помочь школьнику найти свое место в мире. М.;» Ангстрем», 1993
3. Соловьева Е.В., Данилина Т.А. Практическое пособие для работников ОУ – знакомим школьников с конвенцией о правах ребенка.
4. Шабельник Е.С., КаширцеваЕ.Г. Ваши права! –М.: «Вита-Пресс», 1997
5. ШорыгинаТ.А. Беседы о правах ребенка. М.:ТЦ Сфера, 2009