Занятие по внеурочной деятельности «Моё имя, моя фамилия, моя семья», (6 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Кондопоги
Занятие по внеурочной деятельности в рамках
проекта по русскому языку в 6 классе
учителя русского языка и литературы Почебыт Татьяны Евгеньевны
Тема: «Моё имя, моя фамилия, моя семья»
Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- приобретение навыков самостоятельной работы с разными источниками информации;
- формирование навыков работы в команде.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Проблемы самостоятельных исследований:
- Откуда появились мои имя и фамилия?
- Как выглядит мое родовое древо?
- Каким я вижу герб моей семьи?
Этапы работы:
- формирование тем исследования;
- проведение исследования;
- творческая работа над заданием;
- подготовка презентации;
- защита проекта;
- коллективное обсуждение, результаты оценки.
Результаты исследований:
Доклады «Происхождение русских фамилий», «Происхождение русских имён», творческие работы «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.
Методы и формы обучения:
- Метод проектов;
- коллективного взаимодействия;
- ИКТ-технологии.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся рассказывать о происхождении фамилии, имени;
получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;
научатся интервьюировать членов семьи;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
составлять экспозицию выставки.
Метапредметные:
овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
обобщать собственное представление;
овладеть опытом публичного выступления.
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
оценивать свои достижения в ходе работы над заданием;
соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
формирование нравственных ценностей семьи и сохранения образа образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия, УУД:
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, этимологического, орфографического словарей, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), сравнивают, сопоставляют.
Регулятивные: ориентирование в учебнике, словарях, других источниках информации; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями; творческое выражение своего видения.
Коммуникативные: учатся обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить речевые высказывания устно и письменно.
Форма проведения занятия: устный журнал.
Форма организации: участники рассаживаются по группам.
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.
Ход занятия:
I.Организационный этап.
Учитель:
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствуем вас на презентации нашего устного журнала клуба любителей русского языка «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Выпуск посвящён важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник еще с изучения имён собственных, постепенно привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе исследований вам открыли и семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальниках вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, творческие работы дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.
II.Презентация работ.
1.Итак, открываем первую страницу журнала «Что в имени тебе моём…».
Учитель:
- Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?
(Доклад ученицы на тему «Происхождение русских имён»)
Учитель:
Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.
(Выступления учащихся о значение своих имён).
Учитель: В нашем классе есть носители редких имён – Любовь, Дана, Ева. Что они знают о своих именах? (выступления девочек).
2. Игра «Откуда пошли имена».
Учитель: Сейчас мы проведем игру по командам. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.
Представление команд. Завершение игры.
Учитель:
3. Открываем вторую страницу журнала «Откуда мы родом». Традиция на Руси - давать имена в честь предков.
Кто был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
(Г. Граубин)
- Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?
4.Выступление учащейся с презентацией «Откуда произошли фамилии».
Учитель:
- Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий:
Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров и др.).
Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ (Бойцов, Белов)
В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы и др.
Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов).
- Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.
5.Выступления учащихся с представлением собственного герба.
Учитель:
- Третья страничка журнала «Моё родословное древо». Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.
6.Выступления учащихся с творческими работами "Моё родословное древо"
7. Музыкальная динамическая пауза.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
8.Четвёртая страница журнала «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».
Учитель:
- В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.
Рассказ учащегося о семейной реликвии – ёлочных игрушках из детства его родителей.
Учитель:
- А сейчас рассказ пойдет о человеке, чье увлечение стало смыслом жизни и переросло в профессию. Агата П. расскажет о своей прабабушке Агеенковой Антонине Васильевне и ее увлечении, память о котором она сохранила в альбоме с фотографиями и газетными вырезками о клубной деятельности на селе.
9. Фотографии из семейного альбома.
Учитель:
- Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.
Семейные фото в альбоме потёртом.
Видавшие виды листы в переплёте.
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.
- Фотографии разных лет, о которых мы узнаем прошлое родных. Расскажите о своих находках.
- Рассказ Поповой Агаты о старинной фотографии 20-30 х годов ХХ века
- Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Евы Л.и Иры Д.).
- Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это? (Рассказ Вити К.).
III.Заключение.
Учитель:
- Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о гербе своей семьи, на котором вы изобразили характерные особенности своей фамилии, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. О своих оценках мы расскажем друг другу на следующем этапе, подведем итоги проекта. Спасибо за работу, за интересные находки, за уважение к своей семье! Последняя страница журнала – напутствие вам.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Приложение1
Вопросы и задания команде:
1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.
2.Образуйте имена от сочетаний слов:
Владеть, всё.
Любить, мир
Свято, славить
Милая, люди
3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»
Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.
внешность |
Место в семье |
Черта характера |
Род занятий |