Занятие по внеурочной деятельности «Моё имя, моя фамилия, моя семья», (6 класс)

13
0
Материал опубликован 6 August 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Кондопоги

Занятие по внеурочной деятельности в рамках

проекта по русскому языку в 6 классе

 учителя русского языка и литературы Почебыт Татьяны Евгеньевны

  Тема: «Моё имя, моя фамилия, моя семья»

  Дидактические цели проекта: 


- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 
- совершенствование навыков исследовательской деятельности; 
- приобретение навыков самостоятельной работы с разными источниками информации;

- формирование навыков работы в команде.

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Проблемы самостоятельных исследований: 
- Откуда появились мои имя и фамилия? 
- Как выглядит мое родовое древо?

- Каким я вижу герб моей семьи? 

Этапы работы: 

- формирование тем исследования; 
- проведение исследования; 
- творческая работа над заданием;
- подготовка презентации; 
- защита проекта; 
- коллективное обсуждение, результаты оценки. 

Результаты исследований: 

Доклады «Происхождение русских фамилий», «Происхождение русских имён», творческие работы «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Методы и формы обучения: 

- Метод проектов;

- коллективного взаимодействия;

- ИКТ-технологии.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся рассказывать о происхождении фамилии, имени;

получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

научатся интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки.

Метапредметные:

овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

обобщать собственное представление; 

овладеть опытом публичного выступления.

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,

оценивать свои достижения в ходе работы над заданием;

соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные: 

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

формирование нравственных ценностей семьи и сохранения образа образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия, УУД:

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, этимологического, орфографического словарей, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), сравнивают, сопоставляют.

Регулятивные: ориентирование в учебнике, словарях, других источниках информации; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями; творческое выражение своего видения.

Коммуникативные: учатся обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить речевые высказывания устно и письменно.

Форма проведения занятия: устный журнал.

Форма организации: участники рассаживаются по группам.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Ход занятия:

I.Организационный этап.

Учитель:

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствуем вас на презентации нашего устного журнала клуба любителей русского языка «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Выпуск посвящён важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник еще с изучения имён собственных, постепенно привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе исследований вам открыли и семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальниках вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, творческие работы дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

 II.Презентация работ.

1.Итак, открываем первую страницу журнала «Что в имени тебе моём…».

Учитель:

- Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?

(Доклад ученицы на тему «Происхождение русских имён»)

Учитель:

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

(Выступления учащихся о значение своих имён).

Учитель: В нашем классе есть носители редких имён – Любовь, Дана, Ева. Что они знают о своих именах? (выступления девочек).

2. Игра «Откуда пошли имена».

Учитель: Сейчас мы проведем игру по командам. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Представление команд. Завершение игры.

Учитель:

3. Открываем вторую страницу журнала «Откуда мы родом». Традиция на Руси - давать имена в честь предков.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

- Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?

4.Выступление учащейся с презентацией «Откуда произошли фамилии».

Учитель:

- Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий:

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров и др.).

Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ (Бойцов, Белов)

В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы и др.

Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов).

- Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.

5.Выступления учащихся с представлением собственного герба.

Учитель:

- Третья страничка журнала «Моё родословное древо». Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.

6.Выступления учащихся с творческими работами "Моё родословное древо"

7. Музыкальная динамическая пауза.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

8.Четвёртая страница журнала «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».

Учитель:

- В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.

Рассказ учащегося о семейной реликвии – ёлочных игрушках из детства его родителей.

Учитель

- А сейчас рассказ пойдет о человеке, чье увлечение стало смыслом жизни и переросло в профессию. Агата П. расскажет о своей прабабушке Агеенковой Антонине Васильевне и ее увлечении, память о котором она сохранила в альбоме с фотографиями и газетными вырезками о клубной деятельности на селе.

9. Фотографии из семейного альбома.
Учитель: 

- Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.

Семейные фото в альбоме потёртом.
Видавшие виды листы в переплёте.
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.

- Фотографии разных лет, о которых мы узнаем прошлое родных. Расскажите о своих находках.

- Рассказ Поповой Агаты о старинной фотографии 20-30 х годов ХХ века

- Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Евы Л.и Иры Д.).

- Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это? (Рассказ Вити К.).

III.Заключение. 

Учитель:

- Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о гербе своей семьи, на котором вы изобразили характерные особенности своей фамилии, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. О своих оценках мы расскажем друг другу на следующем этапе, подведем итоги проекта. Спасибо за работу, за интересные находки, за уважение к своей семье! Последняя страница журнала – напутствие вам.

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 

Отец и мать, и дети дружно 
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно, 
А интересно впятером. 

Малыш для старших как любимец, 
Родители - во всем мудрей, 
Любимый папа - друг, кормилец, 
А мама ближе всех, родней. 

Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже 
На этой сказочной земле.


 


 

Приложение1
 

Вопросы и задания команде:

1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.

2.Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть, всё.

Любить, мир

Свято, славить

Милая, люди

3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»

Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.

внешность

Место в семье

Черта характера

Род занятий

       

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.