12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пермякова Мария57

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №19 «Аленький цветочек» г. Сарапул





















Проект «Зимующие птицы»

для старшей коррекционной группы







Воспитатели: Пермякова М.Н., Вараксина Т.Р.

Логопед: Абалтусова С.А.













2022 год, г.Сарапул

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Цель проекта: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

Организационно-методические:

Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

Обучающие:

Расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).

Вызывать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему непрерывной образовательной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы,

Воспитывать желание оказывать помощь живым существам,

Побуждать к сохранению природных объектов ближайшего окружения,

проявлять ответственность за свои поступки.

Развивающие:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, логопед, родители воспитанников.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 12 декабря –19 декабря (краткосрочный).

Предполагаемый результат:

-Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

- Повысить уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

- Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

- Сформировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

- Развить интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

- Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой

- Обогащать словарный запас детей.

- Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

- Приобщать к совместной деятельности родителей: повысить уровень экологической воспитанности родителей; проводить с детьми наблюдения в природе и пресекать попытки жестокого обращения с объектами природы;

привлекать детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Этапы проекта:

1 этап. Разработка проекта.

Виды работ:

Сбор информации.

Отбор художественной и познавательной литературы.

Подбор иллюстративного материала.

Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

Оформление презентации «Зимующие птицы» с голосами птиц.

Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;

Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла "Живая природа".

Определение целей, задач проекта.

Подбор литературы по данной теме.



2 этап: Основной (практический).

Беседы с детьми

«Пришла зима».

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Кто заботится о птицах зимой».

«Зимующие птицы».

Художественная литература

Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости»,Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.



Организованная деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность

* Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;

«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Развитие речи:        

- составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;

- дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

 - чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

 -  отгадывание загадок про зимующих птиц;

 - чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин, В. Бианки «Синичкин календарь.Январь».



Художественно – продуктивнаядеятельность

Аппликация на тему: «Снегирь на ветке рябины», «Синица», «Обрывная аппликация воробей»

Рисование на тему: «Синичка на ветке», «Снегири на ветке рябины», «Зимующие птицы».

Конструирование из бумаги на тему: «Синица»

Игровая деятельность

*Игра – драматизация «Птичий двор»

*Игра –инсценировка «Узнай птицу»

*П/и : «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц» «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки»,«Парк птиц», «Птичий двор».

Музыкально деятельность

* Слушание песни «Птички», муз. и сл.Т. Ломовой, «Воробей»,муз. и сл. А. Ветлина.

* Слушание записи с голосами птиц.

Трудовая деятельность

* Изготовление кормушек из бросового материала».

*Труд в природе – кормление птиц.

Работа с родителями

* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.

* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»

* Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

3 этап. Заключительный

-Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

-выставка совместного творчества родителей и детей;

- оформление презентации проекта.

- развешивание кормушек на территории детского сада.

Итог работы:

1.Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

2.Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

3.У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

4.Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях































Приложение№1.



Чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь. Январь»

Цель: Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки.

Задачи:

1. Расширить представления о жизни зимующих птиц.

2. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому.

3. Прививать любовь к родной природе.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня вас познакомить с рассказами и сказками замечательного писателя Виталия Бианки.

(Рассматривание портрета писателя)

Мы с вами уже много читали рассказов В. Бианки, например: рассказы про лес, животных. В первое свое лесное путешествие В. Бианки, отправился, когда ему было лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.

2. Чтение сказки «Синичкин календарь. Январь»

Воспитатель: сегодня я вам предлагаю послушать сказку, которая называется: «Синичкин календарь». В году, как вы знаете, 12 месяцев, сегодня мы начнем с января, первого месяца года, и каждый месяц мы будем продолжать читать его.

Чтение воспитателя детям.

3. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю ответить на вопросы.

- Кто был главным героем этой истории?

-Как получилось, что Зинька ничего не знала о празднике Новом годе? (фрагмент пересказа событий одним желающим из детей)

-Кого встретила синичка?

-Расскажите, какой разговор у них получился. (фрагмент пересказа)

-Какой дом был у синички?

-Что интересного мы узнали из этого рассказа?

Воспитатель: Вы правильно сказали, ребята. Но я вижу, вы немного устали? Тогда сыграем в игру.

2. Подвижная игра «Шустрая синица"

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

3. А сейчас вас ждет не мнее интересная игра. Вам нужно будет узнать, какая зимующая птица перед вами, глядя только на ее тень!

Дидактическая игра «Чья тень?»

Воспитатель: Вы очень хорошо справились с таким трудным заданием! Давайте теперь вспомним, что мы делали сегодня? Что нового узнали? Что понравилось больше всего?















Приложение№2.

Игра-инсценировка «Узнай птицу»

Цель: развитие диалогической речи, поддержание психологического комфорта в коллективе.

Задачи:

Учить слушать сказку, участвовать в инсценировках, выполнять движения в соответствии с текстом.

Формировать у детей умение входить в образ животных, птиц, изображая повадки мимикой, движениями, подражать голосам животных-персонажей.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, навыки общения.

Развитие творческих способностей, психических функций, воображения, фантазии, активизация словаря.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Воспитатель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Очень правильно изобразили птиц. Вашим домашним заданием было изготовление кормушки для птиц для нашего участка. А возле дома вы подкармливаете птиц? Я предлагаю вам сегодня выучить стихотворение, которое вы можете рассказать своим друзьям, родителям, знакомым, чтобы призвать их помочь зимой птицам!





















Приложение№3.

Беседа «Пришла зима».

Цель: дать элементарные представления о времени года - зима.

Образовательные задачи:

- Закрепить знания детей о характерных признаках зимних месяцев;

- Учить устанавливать связи и закономерности в природе; -Формировать представление о жизни животных и птиц в лесу их приспособленности к зимнему периоду; -Расширение, уточнение и активизация словаря по теме; -Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., изменение сущ. по падежам),слоговой структуры слов, связной речи.

Развивающие задачи:

- Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи:

- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

- Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия:

Воспитатель выставляет 3-4 картины «Времена года» и читает стихотворение:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Воспитатель спрашивает:

-Дети, к какой картине подходит это стихотворение? Почему вы так думаете? Как бы вы назвали эту картину? Что вы представляете, услышав слово зима? (снег, вьюга, мороз, Снегурочка, Новый год и т. д.

I. Рассказ воспитателя: Самое холодное время года в нашем полушарии – зима. Зимние дни короткие, а ночи длинные. На улице хозяйничает мороз. С неба падает пушистый белый снег, он покрывает землю, деревья, крыши домов. Реки, озёра и лужи на дорогах сковывает прозрачный лёд.

Лиственные деревья стоят голые, покрытые лишь шубой из снега. Только ели и сосны сохраняют свой зелёный наряд. Некоторые животные – медведи, ежи, барсуки – уютно устроились в норах и заснули до весны. Другие звери по-своему приспособились к долгой зиме: зайцы и белки сменили шубки на менее заметные на снегу, а шубы волков и лис стали более пушистыми и тёплыми.

II. Давайте с вами поиграем в игру «Зимние дела»

Подбирать определения, описывающие характерные для зимы признаки.

Зима какая? (Морозная, холодная, вьюжная, метельная, белая, седая, крепкая, веселая, бодрая, мокрая, слякотная, колючая.)

Как ведет себя солнце? Как изменились день и ночь? (Светит ярко, но не греет; день короткий, а ночь длинная.)

Небо какое? Какие выпадают осадки? (Ясное, лазурное, иногда хмурое, серое, облачное; осадки в виде снега, снега с дождем.)

Земля какая? (Покрыта снегом, на дорогах гололед, оттепель.) (Дать объяснение словам «гололед» и «оттепель».)

Снег какой? (Белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый.)

Лед какой? (Твердый, толстый, прозрачный, гладкий, холодный, хрупкий, тонкий, тающий, острый.)

Деревья какие? (Без листьев, голые, обнаженные, «отдыхающие», покрытые снегом, инеем, обледеневшие.)

Ветер какой? (Холодный, промозглый, порывистый, метель, буря, снегопад.)

Люди как одеты? Чем занимаются? (Одеты тепло, закутаны, мерзнут; скользят, падают, чистят дороги от снега, посыпают снег песком и солью, спешат домой, катаются на лыжах, санках, коньках.)

Как чувствуют себя животные? Что делают? (Им холодно, голодно, некоторые животные находятся в поисках пищи, спасаются от сильных морозов.)

Как ведут себя птицы? Чем люди могут помочь им зимой? (Улетели в теплые края (перелетные, остались (зимующие); помогать пернатым друзьям, строить кормушки, подкармливать птиц в лесах и парках.)

-А вы помните название зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль)

Объясните, почему в народе так говорят?

Декабрь-студень (приходит стужа, становится студено, холодно, зимняя стужа).

Февраль- ветродуй, вьюговей. бокогрей.

-Дети, хотите поиграть в игру «Исправь предложение»

Выбрать «правильное» предложение, объяснить свой выбор.

1. Наступила зима, потому что медведь спит в берлоге.

Медведь спит в берлоге, потому что пришла зима.

2. Стало холодно, потому что люди надели шубы и шапки.

Люди надели шубы и шапки, потому что стало холодно.

3. Пешеход упал, потому что на дороге образовался гололед.

На дороге образовался гололед, потому что пешеход вдруг упал.

4. Ваня взял коньки, потому что открылся каток.

Каток открылся, потому что Ваня взял коньки.

5. Мы отмечаем новогодний праздник, потому что закончился декабрь.

Декабрь закончился, потому что мы начали отмечать новогодние праздники.

6. Дети решили лепить снеговика, потому что выпал мягкий снег. Выпал мягкий снег, потому что дети решили слепить снеговика.

7. Люди вывезли снегоуборочные машины, потому что всю ночь падал снег.

Всю ночь шел снег потому, что люди вывезли снегоуборочные машины.

8. Дворник посыпает дорогу песком, потому что образовался гололед.

Образовался гололед потому, что дворник посыпает дорогу песком.

Пальчиковая гимнастика

Снег сегодня шел с утра,

Рады снегу детвора

Снег на крыше, на ладошках, на носах и на сапожках…

А потом, а потом, мы из снега слепим ком.

-Дети, а кто из вас любит зиму? А почему вы ее любите?

Физ. минутка «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах (ходьба на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет, а потом на коньках (бег на коньках)

Но упали мы. Ах! (падают)

А потом снежки лепили (лепят ладонями снежки)

А потом снежки катали (катят ком снега)

А потом без сил упали (падают)

И домой мы побежали (бег по кругу)

-Дети, я совсем забыла вам рассказать: «Сегодня, когда я шла на работу, встретила снеговика. Он передал для вас подарок (достаю конверт). Как вы думаете, что в конверте? Достаю и читаю письмо.

«Дорогие ребята, помогите моему младшему братишке составить родственные слова. У слова «снег» много родственных слов. Постарайтесь их вспомнить и составьте с ними предложения.»

Снежок, снежный, снегурочка, снежинки, снегопад, снегирь.

Я начну предложение в стихотворении И. Лопуновой, а вы закончите подходящим родственным словом.

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… (снежинки,

Кружатся над головою

Каруселью (снеговою).

На поселки, на лужок

Все снижается (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью (снежной).

Итог занятия. «Оценка работы детей»



Приложение№4.

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой»

   Цель: Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

   Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, к нам прилете попугай, его зову Кеша Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку?

                                   Какой это мастер на стекла нанес

                                    И листья, и травы, и заросли роз?

                                                                               (Мороз)

     Воспитатель: В какое время года бывает мороз?

      (Кеша не знает. Помогают дети: зима -  чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.)

Воспитатель: А как зимуют наши младшие друзья – птицы?   Чем мы можем помочь им в это трудное время?

     (Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки.)

       Воспитатель: К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

      (Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).

       Воспитатель: Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц.  Почему убрали других птиц ?  

Что это за птицы?  (Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка).

      Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные птицы – снегири и свиристели.

       (Вывешивается картина – городской пейзаж с зимующими птицами.)      

Воспитатель: В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе  с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи с городскими и больше летают около жилья.

      (Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.) Каких  птиц вы знаете? Познакомьте с ними Кешу.

        (На полях между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пестрые дятлы).

Воспитатель: В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их.

       (Ответы детей: клест, свиристель, чиж.)

 Воспитатель:     Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (Выставляется модель.) Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными.  Кто может найти насекомоядных птиц?

        (Дети выбирают и называют: поползень, синица, дятел, пищуха.)

         Воспитатель: Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый - модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

         Проводится игра «Узнай по клюву». У каждого ребенка изображение без клювика.

Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.

(За столами.)

Задания:

     «Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след;

     «Зимующие – перелетные» -  отделить зимующих птиц от перелетных;

      «Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;

      «Кто на кормушку прилетел?» - найти зимующих птиц;

      «Узнай какое время года?»  - по действию птиц узнай, когда это бывает. (Птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т.д.);

       «Дикие – домашние птицы» - отделить домашний от диких.

       Дети рассказывают, что они сделали, Кеша оценивает их ответы.

 Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Кеша отгадывает, что это за птица.

(Дети работают на панно.) Под надписью «Насекомоядные» дети выкладывают соответствующих птиц. Затем подбирают модельки с едой – что едят эти птицы. Под названием «Растительноядные» также подбирают птиц и модели питания (ягоды рябины, шишки можжевельника и ели).

Воспитатель: Поведение птиц на протяжении зимы различно.

      В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются «воздушные игры». До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они падают вниз, то поднимаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь.

         Каких кочующих птиц вы знаете? (Снегирь.)

         (Выставляется на панно картинка.)

         Кто сможет рассказать о снегире?

         (Ответы детей: они кормятся семенами березы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.)

       Воспитатель: Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.

                                 К нам с ветрами прилетели

                                 Стаи ярких свиристелей.

                                 Прилетели свиристели

                                 Песню севера запели (А. Барто)

          Шумные стайки чечеток с серовато – буром оперении и малиново- красных шапочках прыгают с ветки на ветку. Выщипывают семена ольхи и березы. По проселочным дорогам на полях собираются стайки миловидных пуночек. Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далеких мест – тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зерна, оставшиеся в поле.

           А где же ночуют птицы? Синицы – гаички, хохлатые, поползни, пищухи, корольки ночуют в дуплах по нескольку птиц, и  даже в сильные морозы не вылетают оттуда. Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это лесные куры (глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки.)

           Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они и спят в тепле и прячутся от хищников. (лиса, рысь). При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом вылетают. Питаются они березовыми почками и сережками.

            Зима тяжелое время года. Но тем не менее любители – рыболовы и среди птиц. Кто расскажет о таких птицах?

           (Ответы детей.)

           (Ставится картинка – серая ворона.)

Воспитатель: Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждет, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение – и жертва в клюве.

            Удивительный рыболов иоляпка (водной воробей). Маленькая буровато – серая, с белым пятном на груди птичка. Она поднимается в воздух, делает круг и бросается в холодную воду. Проходит 15 – 20 секунд, птичка показывается из воды, держа в клюве   водяного жука. Усевшись на камень, она съедает его. Оляпка может плавать и бегать под водой даже против течения, цепляясь за неровности дна. Оляпка хорошо видит под водой. Мороз ей не страшен. Правда, когда он скует льдом речку, ей приходится искать прорубь. Зимой оляпка ночует на берегу, в углублении между корнями растений. Оперение у нее густое, плотное, смазывается жиром из копчиковой железы. Ушное отверстие закрывается под водой кожистой складкой.

         Воспитатель:  Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот еще одна удивительная птица. (Вывешивается картинка – клест.)

            В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вью теплые гнезда. Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекает подружку, сидящую  в гнезде, и кормит ее и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семены выпадут и птицам будет трудно добывать  корм.

             Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи.  А наша с вам задача – помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.» Давайте, ребята, придумаем знаки - правила охраны птиц зимой.

             (Дети предлагают и объясняют свои знаки)  















































Приложение № 5.

Беседа:

«Как заботиться о птицах зимой»

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать  интерес и  любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть  «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Ход беседы:

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно  птицам, насекомые  в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »





















Приложение № 6.

Беседа:«Зимующие птицы»

Цель: Расширять представление о зимующих птицах.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о зимующих птицах.

2. Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.

3. Добиваться полных ответов от детей.

4. Способствовать развитию слухового восприятия, логического мышления

5. Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.

Ход беседы:

Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Нашу встречу предлагаю начать с загадки:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Дети: Осень

- Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите их.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Соловьи, скворцы, грачи, ласточки, журавли, жаворонки и т. д.

- Какие птицы остаются зимовать с нами?

Дети: ворона, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния выставляю иллюстрации зимующих птиц).

- Хорошо, а теперь поиграем в игру «Раздели птиц на зимующих и перелетных». Задание: нужно посадить зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего.

- Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку:

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

Дети: Воробей

- Как воробьи клюют корм?

Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево.

- А ещё? Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.

- Где живут воробьи?

Дети: Они занимают пустые гнёзда

- А сам могут строить гнёзда?

Дети: Да, могут.

- Я приготовила для вас загадку, попробуйте ее отгадать:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется …

Дети: Синица

- Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы?

Дети: Они любят несолёное тесто, сало.

- Где живут синицы?

Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека.

- Ребята, а какую пользу приносят синицы?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

- Каких?

Дети: Жучков, мошек.

- А где синицы их находят?

Дети: В щелях, в коре деревьев.

- Молодцы, а теперь приглашаю вас на ковер поиграть.

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Возвращаемся на свои места. А сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать: Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

Дети: Дятел

- Ребята, как ещё называют дятла?

Дети: «Лесной доктор»

- Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?

Дети: Он спасает деревья.

- Каким образом?

Дети :Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.

- А чем ещё питается дятел?

Дети: Семенами шишек.

- А какую пользу ещё приносит дятел лесу?

Дети: Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.

- Верно, а какие стихи вы знаете о птицах? (дети читают стихи)

- Молодцы, а теперь мы вновь поиграем в игру “Собери картинку”.

Раздаю детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, даю зрительную опору в виде целостной картинки.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

Дети: Это дятел, воробей, синица.

- Правильно. Сравните свое изображение с целой картинкой. Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты.

Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?

Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки.

- Молодцы, ребята. На этом наше занятие подходит к концу. Надеюсь, вы сможете рассказать мамам и папам о зимующих птицах. Также будете помогать им зимой. Мне понравилось, как вы вели себя на занятии, были очень активными, особенно…. До новых встреч!































t1694434475aa.jpg

t1694434475ab.jpg

t1694434475ac.jpg



t1694434475ad.jpg

t1694434475ae.jpg

t1694434475af.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.