ПРОЕКТ «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 463
ПРОЕКТ
«Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
(старшая группа общеразвивающей направленности)
Подготовила:
Учитель-логопед
М.Г. Коркина
г. Екатеринбург
2020г.
Вид проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 - апрель 2021г.)
Цель проекта:
Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием разных игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников. Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношений детей старшего дошкольного возраста, через применение артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- Формирование представлений детей об органах артикуляционного аппарата.
- Развитие мышц органов артикуляционного аппарата.
- Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
- Повышение интереса родителей и педагогов к коррекционному процессу.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, учитель-логопед,
Актуальность:
Одной из причин возникновения нарушений звукопроизношения является недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов. Без восстановления нарушенных функций нельзя надеяться на исправление речевого дефекта. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
В настоящее время данная проблема очень актуальна и определяется увеличением количества детей с нарушениями звукопроизношения.
Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Гипотеза:
Если активно использовать в логопедической работе артикуляционную гимнастику в игровых приемах, то это эффективно скажется на речи ребенка.
Ожидаемый результат:
- четкое представление детей об органах речи: их строении, назначении;
- подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей воспитанников;
-развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
Продукт проектной деятельности:
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный этап:
Определение целей и задач проектной деятельности.
Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Подготовка дидактических пособий и картинок.
Подбор и изучение литературы, подготовка методического материала.
II Основной этап:
Работа с воспитателями – беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендациях по ее выполнению и проведению.
Мастер-класс для воспитателей по теме «Артикуляционная гимнастика
как средство формирования правильного звукопроизношения»
https://disk.yandex.ru/d/yitH3Qe2z-ymTQ
Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционные и нетрадиционные средства развития в коррекционно-развивающей деятельности: веселые истории для артикуляционной гимнастики; гимнастика в стихах и картинках; сказки.
Работа с родителями:
– консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;
- выступление на родительском собрании «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
- индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
- папка передвижка для родителей: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика».
Работа с детьми:
- Знакомство с детьми.
- Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.
- Разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций.
- Рисование иллюстраций к артикуляционной гимнастике.
III Заключительный этап:
-Выставка рисунков к артикуляционным упражнениям.
-Открытое интегрированное занятие
Материально-техническое обеспечение, необходимые для выполнения проекта: индивидуальные зеркала, демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики, сборник артикуляционных сказок.
План реализации проекта
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственный |
1-2 недели сентября | Изучение литературы по развитию речи у детей дошкольного возраста | учитель-логопед; воспитатели, | Учитель-логопед |
3-недяля сентября | Мастер-класс для воспитателей по теме «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» https://disk.yandex.ru/d/yitH3Qe2z-ymTQ | Учитель-логопед, воспитатели | Учитель-логопед |
4-недяля сентября | Выступление на родительском собрании «Артикуляционная гимнастика, зачем она нужна?» | Учитель-логопед, воспитатели | Учитель-логопед |
1 неделя октября | Знакомство детей с язычком и его домиком (в стихах + картинки) | Учитель-логопед, дети, воспитатели | Учитель-логопед |
2-4 неделя октября | Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах» | Учитель-логопед, дети, воспитатели | Учитель-логопед, воспитатели |
Ноябрь-январь | Разучивание комплексов артикуляционных упражнений Разучивание стихов к упражнениям Рисование картинок «Весёлый язычок» | Учитель-логопед, дети, воспитатели | Учитель-логопед, воспитатели |
Февраль-апрель | Выполнение различных артикуляционных гимнастик (в т.ч. авторских) Закрепление ранее изученных упражнений | Учитель-логопед, дети, воспитатели, родители | Учитель-логопед, воспитатели |
1 неделя мая | Выставка рисунков. Открытое подгрупповое занятие | Учитель-логопед, дети, воспитатели, родители | Учитель-логопед, воспитатели |
Вывод:
Подводя итоги работы по реализации проекта «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика» можно отметить, что работа по данному направлению необходима и приносит результаты.
В проекте был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, старшего дошкольного возраста. В ходе проекта у детей повысился интерес к артикуляционной гимнастике, повысился уровень развития артикуляционной моторики.
Используемая литература:
- Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.- М.2006г
- Н.А. Волошина Артикуляционная гимнастика для девочек/для мальчиков.
- Н.В. Нищева Веселая артикуляционная гимнастика.- Детсвто-Пресс. 2009
-Н.В. Рыжова Артикуляционная гимнастика для малышей.- М.2006г
-Е.А. Пожиленко Артикуляционная-гимнастика.- С-П 2006г
-О.А. Новиковская Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников.
-Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тра-ля-ля для язычка.-2007г
- Артикуляционная гимнастика: сказка про язычок Е. С. Анищенкова.
- Сборник артикуляционных сказок Матыкина И.А. (сайт:http://logorina.rusedu.net)
Елена Гаврииловна Гончарова