Проект «Мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта:
- По числу участников -групповой
- По времени проведения - среднесрочный;
- По характеру контактов- осуществляется внутри дошкольного учреждения
Актуальность
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, с основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Цель: знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к проблеме будущего выбора профессии.
- Помочь в познании себя, своих интересов и склонностей.
- Расширить представления о профессиях.
- Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
Адресная направленность.
Данный проект рассчитан на воспитанников детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений
Принципы реализации проекта:
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
- "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- Наглядность;
Ожидаемые результаты
- У участников проекта появится представление о востребованных в обществе профессиях.
- Дети будут мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.
- Родители будут активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей.
Условия реализации.
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
- Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметно-развивающей среды.
Содержание проекта
Этап |
Содержание |
Участники |
Подготовительный |
Анкетирование детей |
Воспитатель Дети Родители |
Изучение и подбор необходимой литературы |
Воспитатель
|
|
Основной |
Цикл бесед «Профессии» |
Воспитатель Дети
|
Составление фотоальбомов по профессиям «Профессии моей семьи» |
Родители дети |
|
Экскурсии в пожарную часть, библиотеку, школу, столовую, магазин, парикмахерскую. |
Воспитатель Дети Родители |
|
Встречи с интересными людьми «Азбука профессий» (Презентация своих профессий родителями) |
Воспитатель Дети Родители |
|
Выставка творческих работ на тему «Кем хочу я стать». |
Дети родители |
|
Чтение художественной литературы |
Воспитатель Дети Родители |
|
|
Оформление сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «От фотографа до фотокоренспондента», «Салон красоты», «МЧС», «Поликлиника», «Библиотека» |
Воспитатель Родители |
Заключительный |
Творческая гостиная «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Воспитатель Дети Родители |
Презентация «Мир профессий» |
Воспитатель |
Приложение 1.
Рекомендуемая литература
1. Артёмова О.Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова // Здоровье детей: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 6.
2. Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!" / Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.
3. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 1.
4. Жаренкова Н., Муртазина О. Знакомимся с профессиями. Долгосрочный проект для старших дошкольников. - М., 2014
5. Завельнюк Л О профессиях.-М.,2006г.
6. Игнатьева, Ю. Мой папа - шахтёр: [опыт работы по ознакомлению дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в подготовительной к школе логопедической группе] /Ю. Игнатьева, Г. Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 113-116.
7. Пенкина, Е. М. Есть такая профессия - Отчизну защищать!: развлечение / Е. М. Пенкина, Н. В. Селева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2009.- № 12.
8. Попова Т.В Беседа с дошкольниками о профессиях.- М., 2005г.
9. Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.
10. Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 9
11. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3
12. Шапаева Г. Большая книга профессий для самых маленьких.- М.,, 2005
13. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?- М., 2007г.
14. Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 3,6,8, 9.
15. Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005.- № 3-6.
16. Юшко, А.Судьба моя - археология: 5-11 классы / А. Юшко // История: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 19
Литература для детей
1. Алдонина, Р. Удивительные люди / Р. Алдонина // Миша.- 2010.- № 11.(стихи о профессиях)
2. Артюх, Е. Держись, геолог! / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7 (О профессии геолог)
3. Артюх, Е. Дядя Стёпа XXI века / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 8.
4. Артюх, Е. Есть такая профессия - Родину защищать / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.-№ 3.
5. Артюх, Е. Крепче за баранку держись, шофер? / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 9.(Об изобретении автомобиля и о профессии шофер)
6. Артюх, Е. От каменной иглы до миникомпьютера / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.-№ 11 (О профессии портного и швеи)
7. Артюх, Е. Профессия для настоящих мужчин / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 6
8. Артюх, Е. Самая вкусная профессия / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 10.
9. Артюх, Е. Я бы в лётчики пошёл... / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 12 (О профессии лётчик.)
10. Архитектор // Весёлые уроки.- 2009.- № 1.(О профессии архитектор)
11. Бурачевская, Д. Зубной / Д. Бурачевская // Колокольчик.- 2009.- № 5. (Стихотворение о профессии стоматолога).
12. Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7.
13. Зачем оркестру дирижёр // Отчего и почему.- 2010.- № 8. (История возникновения профессии дирижёра.)
14. Инженер - значит творец! // Клепа.- 2011.- № 2.- С. 12-13: ил. (О профессии инженер).
15. Кем ты хочешь стать в будущем? // Клепа.- 2006.- № 6.
16. Лугарев, А. Спорный вопрос: будешь учителем? / А. Лугарев; худож. Е. Резниченко // Клепа.- 2007.-№ 9.
17. Лугарев, А. Я в ученые пойду, пусть меня научат"/ А. Лугарев; худож. В. Уборевич-Боровский // Миша .- 2010.- № 8.
18. Меркулова, Е. Кто чем занимается при создании компьютерной игры/ Е. Меркулова // Клепа.- 2007.- № 9.
19. Павлова, Е. С Днем парикмахера!/ Е. Павлова // А почему?.- 2010.- № 9, 10. Игротека посвящена профессии парикмахера.
20. Пекарь // Весёлые уроки.- 2009. - № 2.(О профессии пекаря)
21. Профессии XXI века // Клёпа.- 2009.- № 10.(Новые технологии и профессии 21 века)
22. Профессия – робот // Клёпа.- 2010.- № 9.
23. Савельева, Е. Папины профессии / Е. Савельева // Колокольчик.- 2009.- № 2.
24. Собакин, Т. Напрасные мечты / Тим Собакин // Простоквашино.- 2009.- № 6. (Как заманчиво стать астрономом...")
25. Усачёв, А. Миша о профессиях / А. Усачёв; худож. О. Демидова // Миша.- 2010.- № 8.