Проект для детей старшего дошкольного возраста «По странам и континентам»
Проект «По странам и континентам»
Развитие творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством
народов мира с использованием
нетрадиционных техник и приемов рисования
Каждый ребенок – художник. Трудность в том,
чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
На протяжении последних лет в детских садах существовала классно-урочная система. Основная задача подготовки детей к школе заключалась в приобретении набора определенных навыков и знаний. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает возвращение к прежним программам, где особое внимание уделяется детскому творчеству, играм и прочим развивающим методикам, а не обучению письму, грамотности и счету. Т.е. поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала, формирование творческой личности становится одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – в необходимости занятий специальными видами изобразительного творчества, в том числе и декоративным рисованием с использованием нетрадиционных техник.
Проектом предусмотрен объект исследования - развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник и приемов, предметом исследования являются нетрадиционные техники и приемы рисования.
Актуальность данного педагогического проекта.
Практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Именно поэтому актуальным становится разработка проекта «Страны и континенты», направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов мира с использованием нетрадиционных техник и приемов рисования.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития творческих способностей старших дошкольников в ДОУ посредством использования нетрадиционных техник и приемов изобразительной деятельности на занятиях художественным творчеством.
Тактические цели
1. Создать предметно-развивающую среду в образовательной области «художественное творчество» по декоративно-прикладному искусству, животному и растительному миру.
2. Сформировать у дошкольников практические навыки работы с разным материалом и в разных техниках.
Задачи
· Проанализировать специальную и научную литературу по проблеме изучения нетрадиционных техник и приемов рисования в декоративно-прикладном искусстве.
· Разработать критерии оценки знаний о декоративно-прикладном искусстве у старших дошкольников.
· Выявить уровень знаний декоративно-прикладного искусства у старших дошкольников на занятиях художественным творчеством.
· Вызвать у дошкольников интерес к декоративно-прикладному искусству, животному и растительному миру.
· Систематически внедрять новые техники выполнения работ, способствующие развитию детского творчества на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
· Развивать чувство композиции, цвета, ритма, фантазию и воображение у дошкольников.
· Поощрять и поддерживать инициативу и самостоятельность у детей при выборе замысла, материалов и техники изображения.
· Создавать условия для ощущения у дошкольников радости творчества.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
· Желание и умение дошкольников самостоятельно творить, переживая радость творчества.
· Умение детей использовать в продуктивной художественной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
· Развитие у дошкольников мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
· Сформированность представлений о декоративно-прикладном искусстве народов мира.
Для педагогов:
· Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
· Поиск, развитие педагогического сотрудничества с родителями дошкольников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
Продукт
1. Создание системы работы с дошкольниками по художественному творчеству с использованием разнообразного художественного материала.
4. Аннотация проекта
Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение дошкольников в исследовательские проекты, творческие занятия, выставки, конкурсы. Дошкольники будут учиться принимать решения, помогать друг другу, развивать свои способности и понимать свои потребности. Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческого мышления, способности анализировать и делать выводы.
Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и охватывает всех детей группы.
Новизна проекта заключается во внедрении и использовании в работе нетрадиционных техник и приемов рисования, в определении путей развития творческих способностей детей для раскрытия их индивидуальности, в интеграции предметов художественное творчество и окружающий мир.
Творческие способности не являются врожденными. Они продукт развития. Проблемой развития творческих способностей занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
Согласно позиции ученых можно выделить такие творческие способности дошкольников, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.
Рисование является одним из видов продуктивной деятельности в художественном творчестве. Оно очень полезно детям.
«Одной из значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование разнообразных изобразительных техник. Под изобразительной техникой, мы, вслед за А.М. Вербенец, Н.Н. Гусаровой, Г.Н. Давыдовой, Н.В. Дубровской, И.А. Лыковой и другими, понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения».
В современном дошкольном образовании широко используются нетрадиционные изобразительные техники. Термин «нетрадиционные изобразительные техники» подчеркивает их отличие и противопоставление традиционно применяемым в дошкольном возрасте способам создания изображения и материалам. Так как предполагает использование различных, в том числе не только изобразительных, материалов и средств (например, рисование декоративной косметикой, воском, соком растений и ягод), вариативное их сочетание, а также использование «необычных» приемов работы с ними (выдувание из трубочки, прокатывание окрашенного предмета, набрызг из пульверизатора и другое). Результаты исследования И.Л. Головановой, кандидата педагогических наук, показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельностью приводят к активизации их творческих способностей. Однако развивающий потенциал художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе нетрадиционных техник рисования специально не изучался.
Наблюдение педагогической практики в старших группах показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.
Следовательно, проблема развития творческих способностей до сих пор актуальна.
Отсюда вытекает необходимость занятий специальными видами изобразительного творчества, в том числе и декоративным рисованием с использованием нетрадиционных техник.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы построения проекта:
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по декоративно-прикладному искусству в свободной деятельности и в НОД
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов техник, инструментов, материалов в единый комплекс, направленный на решение строго определенного круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано со всеми образовательными областями.
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребенком как результата активного, занимательного и игрового взаимодействия взрослого с ребенком.
Условия реализации проекта «Страны и континенты»:
· Заинтересованность педагога и родителей.
· Соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе должен быть уголок художественного творчества. Должны организовываться активно действующие выставки как индивидуальных, так и коллективных работ детей. Среда должна обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание рассказать о своей работе, сделать что-то дома или самостоятельно в свободное время.
· Взаимодействие воспитателя, осуществляющего проектную работу по данной рабочей программе, со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, психологом.
Пути решения проекта:
· обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
· разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
Модель реализации проекта
Направления работы |
Содержание деятельности |
Срок исполнения |
Работа с детьми |
Занимательная деятельность по художественному творчеству |
В течение учебного года |
|
Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы по художественному творчеству |
2 раза в год (сентябрь, май) |
|
Участие в районных выставках детского творчества и периодических выставках внутри ДОУ |
В течение учебного года |
Сотрудничество с родителями |
Помощь в оборудовании и оснащении материалом занимательной деятельности по художественному творчеству |
В течение учебного года |
|
Анкетирование родителей |
1 раз в год |
|
Участие в творческих конкурсах ДОУ |
В течение учебного года |
|
Консультации по новому проекту |
В течение учебного года |
Методическое сопровождение |
Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей |
В течение учебного года |
|
Картотека нетрадиционных способов рисования |
В течение учебного года |
|
Наглядный и демонстрационный материал по занимательной деятельности по проекту |
В течение учебного года |
|
Конспекты занятий |
В течение учебного года |
|
Консультационный материал для педагогов и родителей |
В течение учебного года |
|
Обобщение и распространение наработанного материала |
В течение учебного года |
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 3 года
Этапы работы над проектом:
I этап - подготовительный:
· выявление и оценивание условий для реализации проекта;
· анализ материально-технических, информационных ресурсов для реализации проекта;
· первичная диагностика участников проекта.
II этап – проектировочный:
· определить влияние приемов организации творческой деятельности дошкольников на результативность образовательной деятельности;
· мониторинг НОД и самостоятельной деятельности дошкольников.
III – аналитический:
· обработка и анализ полученных результатов;
· оценка использованных диагностик;
· выявление приемов организации творческой деятельности на результативность обучения;
· выявление целесообразности данной модели в ДОУ;
· распространение опыта;
· дальнейшее развитие проекта.
Участники проекта:
дошкольники;
родители;
педагоги дополнительного образования;
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-правовые ресурсы
Закон РФ «Об образовании»
УСТАВ ДОУ
СанПиНы 2.4.1.2660-10
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Уголки художественного творчества в группах
Методический инструментарий (конспекты занятий, картотека нетрадиционных техник)
Интернет-библиотека
игротека;
аудиотека;
фонотека.
1 год обучения, 4-5 лет
Месяц. |
Тема. |
Кол-во занятий |
Формы работы |
Материалы |
сентябрь |
АФРИКА Портрет бегемота |
2 |
Смешанная техника |
Восковые мелки, акварель |
октябрь |
ЮЖНАЯ АМЕРИКА Портрет голубоногой олуши |
2 |
Смешанная техника |
Гуашь, аппликация |
ноябрь |
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Портрет какомицли |
2 |
Техника по- сырому |
Акварель |
декабрь |
РОССИЯ Портрет мандаринки и зеленого голубя |
2 |
Плапластилинография |
Картонные силуэты птиц |
январь |
УРАЛ Портрет ежа |
2 |
Пластилинография |
Картон, пластилин |
февраль |
АНТАРКТИДА Портрет пингвина |
2 |
Конструирование, рисование, аппликация |
Одноразовая тарелка, гуашь, цветная бумага |
март |
ЕВРОПА Бабочка аполлон |
2 |
Пластилинография |
Картонный силуэт бабочки, пластилин |
апрель |
АЗИЯ Птица носорог |
2 |
Смешанная техника |
Восковые мелки, акварель |
май |
АВСТРАЛИЯ портрет морского конька |
2 |
Смешанная техника |
Восковые мелки, акварель |
2 год обучения, 5-6 лет
Месяц |
Тема |
Кол-во занятий |
Формы работы |
Материалы |
сентябрь |
АФРИКА Хамелеоны |
2 |
Монотипия, аппликация, тиснение |
Бархатная бумага, цветные карандаши, пленка с пузырьками, гуашь |
октябрь |
ЮЖНАЯ АМЕРИКА Пираньи в реке Амазонка |
2 |
Смешанная техника, техника по-сырому |
Акварель, цветные карандаши |
ноябрь |
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА «глаз чудища» в Йеллоустоне |
2 |
Смешанная техника |
Акварель, тушь, палочки для рисования |
декабрь |
РОССИЯ Зимние деревья |
2 |
Смешанная техника |
Бумажный скотч, акварель, соль, черный маркер |
январь |
УРАЛ Одеяло для ящерок |
2 |
Смешанная техника |
Гуашь, обрывная аппликация, трафареты пластмассовые |
февраль |
АНТАРКТИДА Пингвин на льдине |
2 |
Монотипия, аппликация |
Гуашь, цветная бумага |
март |
ЕВРОПА Крокусы |
1 |
Пластилинография |
Картон, пластилин |
апрель |
АЗИЯ Цветущая сакура |
2 |
Смешанная техника |
Восковые мелки, бумажные салфетки |
май |
АВСТРАЛИЯ Птица эму |
2 |
Смешанная техника |
Восковые мелки, акварель, пластилин, перышки |
Тематический план 3 год обучения, 6-7 лет
Месяц. |
Тема |
Кол-во занятий |
Формы работы |
Материалы |
сентябрь |
Южная Америка, Перу. Перуанские колокольчики. Занятие «Манта, пончо и яркие шапочки из Перу» по мотивам перуанского народного промысла ткачество. |
2 |
графика рисование на наждачной бумаге |
Гелиевая ручка Восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, бархатная бумага |
октябрь |
Египет Ювелирное искусство Древнего Египта. Рисование комикса-схемы. Занятие " Криптограммы Египта" |
2 |
смешанная техника, графика, рисование кофе |
Фломастеры, маркеры, чай |
ноябрь |
Урал. Каслинское литье. Монотипия смешанная. Занятие «Ажурные литые чугунные ворота и ограды столицы Урала» по мотивам Каслинского литья Урало-сибирская роспись. Занятие «Роскошные цветы». По мотивам урало-сибирской росписи. Настенная живопись |
2
2 |
графика, монотипия смешанная
ладошкография |
Гелиевая ручка
Гуашь |
декабрь |
Россия. Нижегородский гипюр. Народный костюм. Гжель. Занятие «Декоративные цветы, листья, травы гжели» по мотивам гжельской росписи |
2 2 |
графика
рисование поролоном |
Гуашь, гелиевая ручка Гуашь, поролон |
январь |
Антарктида. Ледяные горы в Антарктиде. |
2 |
Живопись |
Гуашь |
февраль |
Северная Америка. Мексика Зашифрованные символы и знаки богов Солнца, Огня и Воды в примитивных узорах Мексики. Символы и знаки Солнца, Огня и Воды в узорах Мексики.Занятие «Символы Мексики» |
2 2 |
пластилинография с выкладыванием бисера |
Бисер, силуэты зверей, кактусов |
март |
Европа. Франция. Сюжетные витражи в романских храмах. Занятие "Сказочный мир витража" |
2 |
витраж, клеевые рисунки |
"черный клей", фломастеры |
апрель |
Азия. Япония. Сказочный японский веер - волшебная палочка. Занятие "Роспись этнической ткани " по мотивам текстильных орнаментов Индии. Яркие фейерверки (круглые узоры) |
2 2 |
оттиск штампа из пластилина |
Акварель, фломастеры, восковые мелки, спирт |
май |
Австралия. Вануату - Песчаные рисунки. Рисунки одной линией. Точечный рисунок. Занятие "Украшение инструмента аборигенов " по мотивам точечных рисунков Школы Папуньи. |
2 2 |
графика
пуантилизм |
Фломастеры Гуашь, ватные палочки |
Библиография:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Аверьянова А. Изобразительная деятельность в детском саду, Москва,, 2004
3. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста/ А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2010.
4. Давыдова Г. Детский дизайн, пластилинография, Москва, 2006
5. Дрезнина М. Игры на листе бумаги, Москва, 1998
6. Есафьева Г. Учимся рисовать, Ярославль, 2006
7. Коротеева Е. Азбука аппликации, Москва, 2006
8. Коротеева Е. Школа творчества. Графика, первые шаги, Москва, 2008
9. Лебедева Е. Простые поделки из бумаги и пластилина, Москва, 2006
10. Нагибина М. Из простой бумаги мастерим как маги, Ярославль, 1998
11. Обухова, С.Н. Развитие художественной одаренности средствами приобщения дошкольников к искусству скульптуры Урала: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. – 100 с.
12. Обухова, С.Н. Декоративно прикладное искусство Урала: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск, 2009. – 200 с.
13. Рум Е. Аппликация, простые поделки, Москва, 2008
14. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5 - 7 лет. Москва, 2006
15. Утробина К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет, Москва,, 2007
16. Хабибова А.С. Нарисуй букашку и слона, 2012
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Педагогическая поддержка выступает как процесс:
· взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации;
· формирующий эмоционально - волевую сферу;
· стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.
В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.
Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.