Проектирование современного урока с учетом требований ФГОС
СТАТЬЯ ОРДЯН
DOCX / 19.72 Кб
/data/files/r1667158423.docx (СТАТЬЯ ОРДЯН)ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
А.Н. Ордян
МБОУ СОШ №15 им В. П. Михалько, anjela.ordyan@yandex.ru
Аннотация. Важнейшим условием эффективного образования, способствующим развитию способностей школьников, является способ обогащения образовательной среды; дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, прежде всего, использование системно-деятельностного подхода в образовании, проблемного урока, учитывающего развитие универсальных учебных действий. Ключевые слова: ФГОС, принципы построения, проектирование современного урока
DESIGNING A MODERN LESSON TO MEET THE REQUIREMENTS FSES
A .N. Ordian
School No. 15 named after V.P. Mikhalko,
Abstract: The most important condition for effective education, contributing to the development of students' abilities, is a way to enrich the educational environment; the didactic approach to enriching the educational environment includes, first of all, the use of a system-activity approach in education, a problematic lesson that takes into account the development of universal educational activities.
Keywords: FSES, principles of construction, design of a modern lesson.
Нынешняя концепция образования располагается в поиске новейших моделей преподавания, направленные на формирование личности, учитывая личные психо-физиологические, а также умственные способности детей. Существенный интерес в государственных по модернизации образования уделяется личности преподавателя, его мастерству, умениям функционировать в нынешних обстоятельствах. Компетентность преподавателя- это итог индивидуальной и целенаправленной работы надо собой, непрерывное повышение собственного учено-методического потенциала. Непосредственно по этой причине на первый план выходит способность правильно спланировать спроектировать занятие, внеклассное развивающее занятие в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В документах по модернизации российской общеобразовательной школы уделяется значительное интерес проблемам развития потенциальных возможностей учеников, связывая их с формированием мышления ученика, выявлением и развитием склонностей и способностей, учитывая их умственных предпочтений к предметам определённой области знаний. Вследствие этого новые федеральные государственные образовательные стандарты указывают на изучение определённых предметных областей. При составлении учебного плана общеобразовательные учреждения в соответствии с требованиями ФГОС, в отличие от традиционного учебного плана, необходимо ориентироваться на общественный заказ всех участников образовательного процесса и определять изучаемые предметы и количество часов исходя из предметных областей, которые включают в себя комплект учебных предметов.
То есть, в учебном плане образовательного учреждения формируется не только базовая (неотъемлемая) часть, но и та часть, которая определяется абсолютно всеми участниками образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты формируют, таким образом, персональную образовательную траекторию каждого ученика, учитывая его индивидуальные способности и возможности.
Важным условием продуктивного образования в настоящее время, содействующим развитию способностей учащихся, является метод обогащения образовательной среды. Дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, в первую очередь, внедрение системно-деятельностного подхода в образовании.
Системно-деятельностный подход предполагает в обучении:
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
• воспитание и развитие качеств личности обучающихся;
• признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательного процесса;
• обеспечение преемственности в образовании школьников;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
В основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход образования. То есть, современное образование учитывает качественные перемены в воспитании и обучении учащихся, переход от знаниевого подхода в образовании (традиционные ЗУНы) к содержательно-процессуальному. Именно такой подход позволяет принимать во внимание личные особенности ребёнка, изменение содержания изучаемых предметных областей с учётом уровня умственного развития ребёнка и его предметной направленности ума, перевод учебной деятельности ребёнка в учебно-исследовательскую и проектную. Важным отличием уроков в соответствии с требованиями ФГОС от традиционных уроков общеобразовательной школы является перенесение акцента с результативной стороны учения на процессуальную, которая содействует развитию качественно-специфичных форм мышления каждого ученика.
Главный упор при проектировании уроков в современной школе нужно уделять умственным особенностям учащихся. Таким образом, формированию качественной специфики умственных действий на уроках будут содействовать мыслительная активность самого учащегося по изучению состава и признаков понятий, выявлению их существенных свойств, усвоению логической структуры, связей изучаемого понятия с другими и т.д. Оперирование логическими схемами делает наглядной и понятной не только суть трудного вопроса, но и показывает ученикам на дальнейшее изучение, исследование предметного материала, формирует процессуальные механизмы переработки предметной информации. Незавершённые логические схемы учебных задач активизируют механизмы усвоения информации и тем самым не только улучшают результат усвоения материала, но и одновременно стимулируют учащихся к разработке подобных логических схем, которые способствуют формированию предметно-релевантных мыслительных действий. Развитию мышления школьников будут способствовать: перестройка направленности мыслительных процессов, переключение с прямого на обратный ход мысли, т.е. решение и самостоятельное составление учащимися взаимообратных задач; варьирующий вид и форма представления учебного материала через образ, практическую модель, структурную блок-схему, график, логическую цепочку и т.д. Профессионализм учителя, работающего по новым федеральным стандартам, проявляется в грамотном построении проблемного урока, учитывающего развитие универсальных учебных действий. Основные этапы построения проблемного урока в свете требований ФГОС: актуализация опорных знаний; анализ проблемного задания; вычленение проблемы; выдвижение всевозможных предположений; сужение поля поиск; доказательство рабочих гипотез; проверка правильности решения. Развитие УУД: развивается способность к объяснению, анализ собственных действий, поступков убеждённость, самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, организовывать исследования с целью проверки гипотезы, делать умозаключения (индуктивное, по аналогии и т.д.) и выводы на основе аргументации.
Л. Фейербах писал: «Где нет простора для проявления способности, там нет и самой способности». Степень успешности в образовательной деятельности напрямую зависит от профессионализма, интеллектуального и творческого потенциала людей, её осуществляющих. Таким образом, необходимым условием повышения качества образования считается непрерывное повышение профессионализма учителя и наличие у педагогов личностных смыслов осуществления их деятельности.
Литература 1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М.: Дело, 1994. 216 с. 2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2011.
4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Учебник. Под редакцией проф. Р Г. Чураковой.- М.: Академкнига, 2011.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт / под ред. Л. П. Кезина, А. М. Кондакова.- М., 2010.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.