Научно-исследовательская работа «Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ с учетом требований ФГОС ДОУ»
Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №347 комбинированного вида «Ладушки»
«Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ
с учетом требований ФГОС ДОУ»
Выполнил: Попова Юлия Сергеевна
Новосибирск 2020 г.
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ
с учетом требований ФГОС ДО
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 утвержден ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО), который предусматривает наряду с основным общеобразовательным компонентом также и реализацию адаптированной программы для детей с особыми образовательными потребностями(ОВЗ) – п. 1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Для детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях организованы группы компенсирующей направленности, которые решают задачи по коррекции нарушений физического и /или психического состояния детей. Так в Новосибирске действуют группы для детей, имеющих:
ТНР;
РАС;
ЗПР;
нарушения слуха;
нарушения зрения;
ОДА;
Дети с ДЦП.
В настоящее время на сайте http://cdk.admsurgut.ru/pedagogam/ao/aoop-dou-suvag/размещены адаптированные программы, которые определяют пути реализации как коррекционных задач по профилю нарушения, так и задач общего образования, но с учетом имеющихся у ребенка нарушений.
Содержание каждой из представленных Программ в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Более подробно рассмотрим представленный проект ПрАООП ФГОС ДО для детей с ТНР:
Целевой раздел Программы содержит пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие;
- формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу).
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
-- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в общество.
Коррекционная программа:
- является неотъемлемой частью примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;
- обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала;
- учитывает особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа (ПрАООП) обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
В Организационном разделе программы представлено, в каких условиях реализуется программа и представляющий материально-техническое обеспечение реализации программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно- пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию данной категории детей.
Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.
Наличие примерной программы, адаптированной позволяет педагогам более качественно составить адаптированную программу конкретного учреждения с учетом его особенностей и особенностей детей, находящихся в ДОУ.
Список литературы:
1. Боброва, Л.В. Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные нормативные акты. ФГОС (+ CD-ROM) / Л.В. Боброва. - М.: Учитель, 2018. - 581 c.
2. Головачева, Галина Первые шаги. Дидактическое пособие программы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ / Галина Головачева. - М.: Издательские решения, 2019. - 479 c.
3. Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные нормативные акты (+ CD) / Л.В. Боброва и др. - М.: Учитель, 2016. - 128 c.
4. Докутович, В.В. Дневник учителя-логопеда ДОУ: планирование деятельности, отчетность / В.В. Докутович. - М.: Учитель, 2014. - 855 c.
5. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2017. - 525 c.
6. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе / В.В. Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 128 c.
7. Морозова, С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова. - М.: Владос, 2015. - 176 c.
8. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, 2014. - 186 c.
9. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. - Москва: Высшая школа, 2018. - 512 c.
10. CD-ROM. Справочник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчетность. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 638 c.
11. Афонькина, Ю. А. Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ДОО. Журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением (+ CD) / Ю.А. Афонькина. - М.: Учитель, 2016. - 309 c.