12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Хренова Елена Николаевна33
Россия, Белгородская обл., Алексеевка
3

Моделирование современного урока с учётом психологических особенностей обучающихся

 Моделирование современного урока с учётом психологических особенностей обучающихся.

Детский развивающийся интелект чрезвычайно нуждается в новой информации и впечатлениях, следовательно педагоги должны это учитывать в своей каждодневной педагогической деятельности.

Рассмотрим методы и формы организации учебного занятия, при которых наиболее полно можно учесть индивидуальные особенности.

Наиболее эффективной формой работы на занятии является групповая работа.

Рассмотрим систему планирования и выстраивания работы с малыми группами.

Для начала, чтобы достичь эффективной работы в группах, нужно научить детей работать в парах. Работу в парах рекомендуется вводить на начальном этапе обучения, т.е. с первого класса. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться.

Знакомимся с правилами общения:

1.Как сидеть за партой;

2. При разговоре смотри на собеседника;

3. Тихо говори в паре;

4. Называй товарища по имени;

5. Как соглашаться;

6. Как возражать;

7. Как помогать;

8. Просить о помощи;

9. Внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

В детском опыте такой формы общения еще не было.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так

и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на

любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. Такая работа должна вестись систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.

Группа – уникальное явление, где возможно раскрытие и развитие многих личностных качеств ее членов. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть даже если оно и не верное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Как научить детей сотрудничать?

Сейчас я хочу показать вам несколько психологических игр-упражнений на развитие коммуникативных качеств, навыков взаимодействия и сотрудничества.

1.Первая методика которую мы используем в своей работе - «Рукавичка». Рисование в парах учит детей взаимодействовать с партнёром: договорится о сюжете рисунка, его расположении на листе, очерёдности действий, воспитывает терпимость, доброжелательность.

2.Следующая методика «Корова».

Психолог задаёт задачу быстрее и лучше нарисовать рисунок на заданную тему. Нужно обсудить, договориться, но выходить рисовать по одному.

3.Следующая методика «Истории из мешка». Дети охотно сами выдумывают истории. В этой игре им к тому же помогут предметы, которые они найдут в "волшебном мешке". У детей развивается воображение, ловкость и умение думать в заданном направлении.

Инструкция: Я принесла вам небольшой мешок, в котором множество разных предметов. Каждый из вас может один раз опустить туда руку и достать любой предмет.

Теперь разойдитесь по группам и придумайте историю, в которой были бы задействованы выбранные вами предметы. У вас пять минут времени. После этого каждая группа расскажет нам свою историю.

Это упражнение можно выполнять не только группами, но и парами и не только рассказать, но и показать в стиле импровизационного театра.

После можно проанализировать работу. Анализ упражнения:

§ Нравится ли тебе играть с другими детьми?

§ Интересный ли предмет ты выловил из "волшебного мешка"?

§ Тебе доставило удовольствие придумывание истории?

§ Какая история показалась тебе особенно замечательной?

§ Есть ли кто-нибудь, кто рассказывал тебе подобную историю?

§ Что тебе нравится больше — прочитанная или рассказанная история?

4.Следующее упражнение позволяет создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

(Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), кроме того каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.)

Инструкция: Разбейтесь на групп . Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча и ножницы. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент — пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

Как работала ваша группа?

Кто из участников в вашей группе начал строительство?

Был ли у вас ведущий?

Все ли участники участвовали в игре?

Какое настроение царило в вашей группе?

Как вы чувствовали себя в ходе работы?

Что самое приятное было в вашей работе?

Довольны ли вы своей работой в группе?

Ты был хорошим членом команды?

Какая башня вам нравится больше всего?

Довольны ли вы башней своей команды?

В зависимости от сложности поставленной вами учебной задачи, моделируйте свой урок. Если учебная задача вполне достижима, не требует очень трудоемкой проработки, спланируйте действия групп так, чтобы застенчивый ребенок обязательно попытался выступить или взял на себя функции лидера. Или наоборот, побудите активного «демонстратора» следить за временем, прогнозировать результат или помогать более слабым ребятам.

Рациональная организация урока — важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Традиционно урок проектируется как 45 минут. В исследованиях доказано, что более благоприятным в психофизиологическом и организационном от ношении является 30-минутное занятие.

Гигиенистами и физиологами определены пики утомляемости детей на уроке:

1–2 классы — на 22–25-й минутах;

3–4 классы — на 25–27-й минутах;

5–7 классы — на 27–30-й минутах;

8–9 классы — на 30–35-й минутах;

и только учащиеся 10–11 классов «выдерживают» 45–50 минут.

Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые три — пять минут любого урока занимает «врабатывание», т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность.

Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, а еще больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока еще утомление, но, если не устраивать физкультминуток и оно от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.

Для учеников 1-х классов, урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их понимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 2-м и последующих уроках, примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.

У учащихся, как правило, разные установки и различный жизненный опыт, они по-разному реагируют на стимулы, в виду того, что имеют разную скорость и силу нервных процессов. Преодоление этой проблемы – поиск индивидуальных путей к целому классу различных учащихся. Педагог должен быть не только транслятором нужной и важной учебной информации, а мотиватором, тренером, психологом и диагностом. Разумеется, это не просто, но наградой для вас будут заинтересованные детские лица, высокий образовательный результат, и, как следствие, внутренняя удовлетворенность педагога рабочим процессом.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.