Доклад «Внедрение игровых технологий в урок английского языка с учётом требований ФГОС»
муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
«Центр образования № 8 им. Героя Советского Союза Л.П. Тихмянова»
г.Тулы
автор: учительиностранных языков
Будан Анисса Туфиковна
Методические рекомендации по организации урока английского языка
«Внедрение игровых технологий в урок английского языка с учетом требований ФГОС»
Английский язык – международный язык; на этом языке говорят во многих странах, на всех континентах и в разных уголках мира. Популяризация английского обусловлена процессом глобализации, стиранием границ и появлением все новых возможности для профессиональной самореализации удовлетворением познавательных, коммуникативных, социальных и других разнообразных потребностей современного человека.
Во многих странах мира английский является первыминостранным языком для изучения. Освоение английского языка дает наиболее положительные результаты, если его освоение начинается с дошкольного или младшего школьного возраста, когда процесс внедрения в новую языковую среду происходит естественно и неосознанно, что коррелирует с овладением родным языком. Ребенок начинает говорить на родном языке в процессе бытового общения, впитывая речь старших, проникая в сложную систему языка бессознательно, так и освоение иностранного языка не должно быть инородным. Иностранный язык должен составлять естественную часть жизни ребенка, проникая в разнообразные стороны его жизнедеятельности и занятий. Поэтому самым естественным способом овладения любым иностранным языком в младшем детском возрасте является обучение с применением игровых технологий. Общеизвестно, что игровая деятельность является ведущей для ребенка, он испытывает в ней потребность. Использование дидактических игр не только снимает языковой барьер, адаптирует к новой иноязычной среде, но совершенно естественно проникает в жизнь ребенка. В процессе игры ребенок даже может не осознать, что занят освоением нового для себя языка. Погружение в язык должно сопровождаться использованием видео и аудиоматериалов, интерактивных тренажеров, всевозможных онлайн упражнений, которые широко представлены в наши дни. Просмотр мультиков, фильмов, Internet каналов, приобщение к оригинальной музыке на изучаемом языке, начиная с детских песенок и фольклора, создает для ребенка языковую образовательную среду и ведет к формированию первичной социокультурной компетенции.
Федеральный общеобразовательный стандарт ставит прежде всего задачу по развитию иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, что не возможно реализовать в искусственных бессистемных условиях освоения языка. Поэтому для достижения целей ФГОС необходимо создать для ребенка благоприятную языковую образовательную среду, использовать современные инновационные педагогические технологии, соответствующие его потребностям, возрастно-психологическим особенностям и потребности в цифровизации способов познания мира, что характеризует современное поколение.
Игровая деятельность является ведущей для младшего школьного возраста, но использование игровых технологий позволяет сохранить мотивацию и интерес к иностранному языку и на среднем, и на старшем этапе, не смотря на смещение акцентов с возрастом на учебную деятельность и впоследствии переход к коммуникации. Это вызвано появлением нового досуга детей – компьютерные игры, игровые приложение для мобильных телефонов. А также позволяет разнообразить виды деятельности на уроке на более старшем этапе, снять напряжение, создать ситуацию удивления при изучении сложного лексико-грамматического материала.
Необходимо отметить, что игры имеют огромную роль/значение в воспитании, обучении и развитии детей. Она выступает как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игровые моменты на уроке повышают мотивацию, снижают утомляемость и увеличивают темп ведения урока. Немаловажным является то, что игра сближает учеников друг с другом и с учителем, тем самым разрушает традиционный барьер между учеником и учителем.
Игры можно использовать на разных этапах работы над языковым материалом: при знакомстве с новым материалом, при закреплении приобретенных на предыдущих уроках знаний, умений и навыков, а также при повторении и систематизации изученного. Игровые технологии можно применять не только на традиционных, но и на нетрадиционных уроках: на уроке-путешествии, уроке-сказке, уроке-вернисаже, уроке-квесте, на интегрированных уроках и т.п.
Игры выполняют множество различных функций:
1. Обучающая функция. Она является основной функцией обучающих игр, которая, главным образом, направлена на развитие внимания, памяти, мышления, на восприятие информации, развитие умений и навыков, формирование мировоззрения. В игре дети учатся коммуникации, т. е. как правильно вести себя в той или иной ситуации, как следует начинать разговор, как прервать собеседника, как изложить свою точку зрения, как правильно закончить диалог, как выиграть и как достойно проиграть.
2. Воспитательная функция. Данная функция заключается в том, чтобы воспитать такие качества у детей, как гуманизм (это относится как к людям родной страны, так и к людям других стран), любовь к родине, воспитывается дисциплина (соблюдение установленных правил в игре), уважение обычаев и традиций стран изучаемого языка. С помощью уже готовых фраз-клише можно воспитать и такое качество, как вежливость. Это необходимо воспитывать у детей, начиная с младшего школьного возраста.
3. Развлекательная функция. Эта функция заключается в создании психологической положительной атмосферы на уроке, превращении скучного урока в необычное захватывающее занятие, и дети с удовольствием начинают учить иностранный язык, они заинтересовываются им благодаря игровой деятельности.
4. Коммуникативная функция – преодоление языкового барьера и создание иноязычной атмосферы на уроке. Главное, чтобы во время игры дети общались исключительно на иностранном языке, не переходя на родной (только в крайних случаях).
5. Релаксационная функция состоит в снятии эмоционального напряжения, чтобы учащиеся не перенапрягались на уроках, а, наоборот, со свежими силами продолжали обучение.
6. Психологическая функция – перестройка психики для наилучшего усвоения информации; формирование физиологического состояния детей. Для реализации этой функции применяют ролевые игры.
7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности.
8. Эстетическая функция заключается в наслаждении, которое дети получают в процессе и в результате игровой деятельности.
9. Функция самореализации состоит в проявлении скрытых способностей и возможностей учащихся.
10. Игротерапевтическая функция заключается в преодолении детьми различных трудностей, которые могут возникнуть в любой жизненной ситуации.
Игры могут быть направлены на формирование языковых компетенций (на освоение фонетики, грамматики, лексики), на формирование речевых компетенций (продуктивных: говорение и письмо; перцептивных: аудирование и чтение) либо быть комбинированными. Игры могут быть как специально разработаны в зависимости от учебных целей, так и адаптированы из друг областей, например, кроссворды, филворды, ребусы, «найди отличие», настольные игры –ходилки, домино, лото, ролевые игры, пантомимы, веселые старты, игры с мячом и т.д. Хорошо подготовленные ролевые игры способны сделать учебную ситуацию живой и заставить учеников ее прожить, таким, образом, учебный диалог превратится в настоящую продуктивную диалогическую речь. Овладение навыками монологической и диалогической речи, аудирования, чтения и письма происходит быстрее при использовании моделирования, ролевых игр, а также аудио - и видеосредств. Любой диалог становится имитацией жизненной ситуации, которая действительно может произойти, например, звонок в аэропорт с целью брони билета.
Безграничные возможности для применения игр и геймификации дарят Современные ИКТ технологии. Специальные конструкторы в таких приложениях, как Learnis, LearningApp позволяют в короткое время подготовить по нужной теме online игру, дающую возможность моментальной проверки уровня освоения учебного материала.
Популярная в детской среде игра «Крокодил» может по-новому помочь организовать изучение лексики, грамматики, развить говорение, аудитивные навыки, стимулирует к овладению языковыми компетенциями. Например, при изучении в пятом классе темы «Мой день» ведущему загадывается одно из выражений, отображающее какое-то из его ежедневных дел (вставать по утрам, завтракать, идти на пробежку и т.д.), которое он должен показать в виде пантомимы. Остальные должны в вопросительной форме предположить, чем он занят. При угадывании ведущий использует положительную форму глагола, при неверном предположении - отрицательную. Таким образом, используется лексика, отрабатываются вопросительная, утвердительная и отрицательная формы глаголов, а учащиеся активно участвуют в говорении, стремясь победить. Другой вариант этой же игры - это, например, при изучении в третьем классе темы «Продукты» ведущему дается карточка с изображением блюда-продукта. Класс должен догадаться что это, задавая вопросы Do you like___? (любишь ли ты____?), используя выученные слова. При положительном ответе, ведущий использует краткую утвердительную форму – Yes, I do, при отрицательном – No, I don't. Так можно достичь целей по освоению лексико-грамматического материала и развития диалогической речи.
Для автоматизации спряжения глаголов в разных временах можно использовать игру по командам, проходящую в три раунда: положительная, отрицательная и вопросительная формы. При этом достигается высокий результат освоения грамматического явления, и благодаря желанию победить в игре, более сильные ученики объясняют слабым грамматические правила, стимулируют их к пониманию, воздействуя на другом, нежели учитель, уровне.
С учениками разных возрастов эффективно использовать и настольные игры. С учениками начальной школы положительные результаты в освоении лексики и грамматики, иногда и речевых компетенций, показывает использование «игр-ходилок». У более старших настольные игры тоже результативны. К примеру, в седьмом классе по программе вводится впервые время Present Perfect, употребление которого успешно автоматизируется игрой –лото Have you ever been to…? (А ты был когда-то в…?) При этом расширяется кругозор, учащиеся знакомятся с достопримечательностями всего мира, в том числе Великобритании и России.
С целью развития навыков говорения и умения вести полемику,например, в восьмом классе можно организовать игру-дебаты «Стенку на стенку» по теме «Внешность», целью одной команды является доказать необходимость тщательного ухода за внешностью, а второй – принятия своей внешности без всяких изменений, выводы дебатов и общие решения станут итогом самостоятельной рефлексии учащихся.
Увлекательным и эффективным является адаптация телевизионных передач, различных шоу и конкурсов для решения образовательных и воспитательных задач. Можно стилизовать урок на подобие программ «Форт Боярд», «Умницы и умники», «Сто к одному», «Кто хочет стать миллионером», «Голос», «Что?Где?Когда?» и т.д. Конечно, подготовка подобного урока занимает больше времени учителя, но такие игровые формы можно проводить с привлечением детей, применить их для контроля усвоения знаний. Таким образом, итоговая контрольная работа может стать долгожданным праздником знаний, а не стрессовой ситуацией.
Популярной формой организации игрового урока является квест. К примеру, в начальной школе можно освоить и закрепить знания детей по теме «Предлоги места», а с пятого класса при изучении темы «Движение в городе» будет эффективным организация квеста с использованием карт внутри классной комнаты или по территории школы. Можно развить фонематические и аудитивные способности, учащихся освоить лексику и грамматику, научить по-настоящему ориентироваться в пространстве. Активизировать повелительное наклонение: «Поверни налево, направо, иди прямо до…,спустись по…» Так как на практике учащиеся часто путаю направления право-лево и на родном языке.
В заключение, следует отметить, что игровая деятельность на занятиях иностранного языка вызывает интерес к изучению языка, повышает мотивацию, снижает утомляемость, способствует преодолению языкового барьера, создаёт благоприятную атмосферу на уроке. Рекомендуется применять на уроках игровую деятельность, тем самым процесс обучения иностранному языку окажется для школьников увлекательным и эффективным.