Проектная работа по технологии АО семикаракорский фаянсовый завод

3
0
Материал опубликован 14 May 2023 в группе

Проектная работа по технологии АО семикаракорский фаянсовый завод Работа ученицы 10 класса Зиминой Ирины Ивановны Руководитель проекта учитель технологии: Фомченко Елена Сергеевна 2023г. Красносулинский район, хутор Михайловка МБОУ Михайловская СОШ

Содержание Тип проекта. Цель. Задачи. Актуальность. История Зарождения фарфора на донской земле. Достижения предприятия. Создание фарфоровых изделий. Печи, используемые для обжига фарфоровых и фаянсовых изделий. Подглазурное декорирование изделий. Отличительные особенности донского фаянса. Выдающийся художник семикаракорской керамики. Работы В. Ткача. Отличительные особенности семикаракорской керамики. Вакансии в компании «АО "СЕМИКАРАКОРСКАЯ КЕРАМИКА"». Наборы посуды, произведенные на заводе. Вывод. Список интернет ресурсов.

Тип проекта: информационно-исследовательский. Цель: Рассмотреть как и для чего осуществляется производство фарфора на Семикаракорском фаянсовом заводе. Задачи: Изучить историю зарождения Донского фарфора и основания Семикаракорского завода; Узнать как создаются и расписываются фарфоровые изделия; Выявить какая особенность отличает Семикаракорские изделия от керамики других художественных промыслов; Рассмотреть этапы технологического процесса изготовления изделий; Рассмотреть актуальность фарфоровой продукций на Российском и международном рынке.

Актуальность: Актуальность: Предприятие по производству керамики появилось в Семикаракорске полвека назад, почти сразу его изделия признают имеющими художественную ценность, они становятся объектом коллекционирования, а чуть позже само предприятие получает статус народного художественного промысла. Семикаракорский фаянс, как и древнюю керамику творят руки мастера из первородной земли (глины) и животворящей воды. Завершает дело преображающий огонь. Семикаракорское письмо рождалось в творческих спорах и кропотливой работе: в месяц предприятие выпускало до 700 новых изделий. Зато когда стилистика была найдена, народ принял её как глубинно исконную свою: попала в самое сердце, отразила и широкую вольную казачью душу, и тонкую красоту степных просторов. Ценители фаянса сегодня легко узнают Семикаракорский промысел не только по белизне черепка и фирменному колору, изделия предприятия уникальны способом декорирования - яркими подглазурными красками, ажурной резьбой по фаянсу. Как истинно народное, предприятие открыто для всех желающих: сюда можно приехать на экскурсию, узнать тайны производства, этапы рождения ваших любимых изделий, а также попробовать себя в качестве мастера народного промысла.

История Зарождения фарфора на донской земле В 3-5 в.в. до н.э. археологические исследования экспедиции Ленинградского университета выявили в 19км. к западу от положения г. Семикаракорска древние культуры с характерной и традиционной керамикой многослойного населения Ракушечного Яра, датируемое временем среднего неолита (новый каменный век). Эта керамика с раковинной примесью в тесте и местной глиной из обрывов р. Дон именовалась Цимлянской, позже переименованная в ракушечно-ярскую. В 4-5 в.в. до н.э. недалеко от древнего поселения Ракушечный Яр, только на другом, правом берегу Дона было обнаружено аналогичное и даже родственное поселение – Красный Яр. Образцы найденной керамики этого населения аналогичны ракушечно-ярским. В 8-начале 9 в.в. н.э. в пяти километрах от нынешнего города Семикаракорска на р.Сал была найдена грубая керамика укрепленного поселения хазарского каганата. Археологическая экспедиция Таганрогского краеведческого музея при раскопке этого городища обнаружила панцирь из обоженных кирпичей, скрепленных известью, а в строительных развалах обилие обломков плоской и овальной черепицы. Внутри крепости найдены фрагменты кухонных горшков, лощеных сосудов и тонкостенных рифленых амфор. Попадались кирпичи с изображением коня. Керамика изготавливалась на гончарном круге и вылепливалась вручную преимущественно болгарским населением, подчиненным хазарскому качанату. В средние 9 в. начале 10 в. н.э. производством керамики занимается казачье население. Сырьем для керамических изделий служила местная глина, отмоченная и обогащенная ручным способом, что позволяло получать черепок большой плотности и высокого качества. Обжиг производился в одноярусных и двухъярусных горнах. Часто изготавливалась поливная (глазурованная) керамика. В качестве поливной глазури служила смесь окисленного свинца с нефтью или смолой, наносимая на сырой черепок и затем обжигаемая в горне. Получали цвет от желтого до коричневого. Добавлением окиси меди получали зеленую глазурь, характерную для нижнего

Дона. Особое внимание заслуживают курительные трубки, изготавливаемые на Дону, они отличаются от турецких, широко бытующих здесь же: они менее украшены орнаментом и поливами, но более функциональны, имеют тонкий черепок. В 1867 г. В окрестностях станицы Семикаракорской вырабатывали кирпичи и черепицу. В этом же году близ села Себрово была обнаружена огнеупорная глина и горшечная мастерская у крестьянина Якова Черняева. В 1914 г. Керамическое производство приобретает устойчивые структуры и организуется в промышленную отрасль на Дону. В «Памятной книжке Области Войска Донского на 1914г.» излагается, что в станице Сиротинской обнаружена глина довольно высокого качества, вполне годная для более изящных керамических изделий. Областным правлением Войска Донского были выделены средства для керамической мастерской, а так же курсов при ней по этому производству. По окончании курсов сдавали экзамены, на которых обнаруживалась вполне достаточная подготовка к ведению самостоятельной работы. В 1946 г. в станице Семикаракорской продолжает работать еще с довоенных лет кирпичный завод на местном сырье. Рядом с кирпичным заводом тоже на местном сырье работает гончарная мастерская, которая с давних времен выпускала здесь гончарные посудные изделия. Это одно из подразделений Семикаракорского райпромкомбината. Здесь пять гончаров-мастеров, пользуясь помощью подсобных рабочих по изготовлению глиняной массы, вытягивают на гончарных кругах с ножным приводом гончарные изделия, пользующиеся большим спросом. Это горшки для цветов, «макитры» для сметаны и молока, огромные горшки до 15-20 л. В технологии изготовления этих изделий используется только ручной труд: глину мульгируют, растирают пальцами, не допуская мельчайших комочков. Потом месят на столах глиняное тесто до плотной массы. На сырой черепок наносили глазурь, потом обжигали. Обжиг велся в горнах. Температура

в них создавалась за счет сгорания колючки перекати-поле, которую собирали на полях и привозили на быках. Ниже к Дону от гончарной мастерской рабочие райпромкомбината занимались другими видами промысловых работ: выращивали лозу, вязали корзины от маленьких до огромных объемов. Они были очень красивые с ажурными рисунками-переплетами, с изящными ручками. Из камыша, который произрастал на реке Сал, вязали камышитовые маты для строительства жилья, теплиц. Выращивали просо, молотили и вязали веники. В райпромкомбинате работали участники по переработке сельхозпродукции: мельница, маслобойка на собственном сырье, т.к. подсолнечник выращивали на отведенных землях. С 1947г. по 1998г. на Семикаракорском райпромкомбинате работает Антонина Константиновна Ноярникова. Начала свою работу с ученицы по лазоплетению, став лучшим мастером по этому промыслу. За все годы работы выполняла все виды промысловых работ, в том числе и гончарные. За многолетний добросовестный труд занесена в почетную книгу Райпромкомбината. С 12.11.1957г. по 13.10.1972г. на Семикаракорском райпромкомбинате работает гончаром Илларион Антонович Рыльщиков.

Идея создания фаянсового производства, имеющего художественную ценность, свое узнаваемое лицо, зародилась у директора Николая Сергеевича Арабского. Именно он довел эту идею до ее полного воплощения. Родился 26 июля 1921 года. В сорок лет Н.С. Арабский, за плечами которого осталась война, годы работы в геологоразведочных партиях, возглавил Семикаракорский Промкомбинат. На календаре был 1960 год. За новое дело он взялся с большим энтузиазмом. Кроме камышовых матов, тарных ящиков и глиняных горшков, предприятие начало выпуск трикотажных изделий, ковров, корзинок. Со временем на Промкомбинате появился обувной цех, пилорама, столярный участок, работники освоили технологию нанесения рисунка на ткань. Большим спросом у населения пользовались скатерти, платки, головные уборы с красивым рисунком. Идея создания фаянсового производства, имеющего художественную ценность, свое узнаваемое лицо, зародилась у директора Николая Сергеевича Арабского. Именно он довел эту идею до ее полного воплощения. Родился 26 июля 1921 года. В сорок лет Н.С. Арабский, за плечами которого осталась война, годы работы в геологоразведочных партиях, возглавил Семикаракорский Промкомбинат. На календаре был 1960 год. За новое дело он взялся с большим энтузиазмом. Кроме камышовых матов, тарных ящиков и глиняных горшков, предприятие начало выпуск трикотажных изделий, ковров, корзинок. Со временем на Промкомбинате появился обувной цех, пилорама, столярный участок, работники освоили технологию нанесения рисунка на ткань. Большим спросом у населения пользовались скатерти, платки, головные уборы с красивым рисунком. Новый этап у руководимого Н.С. Арабским предприятия начался в 1974 году, когда там был построен цех керамики. Сколько сил и энергии пришлось приложить ему и его коллективу для того, чтобы наладить новое для этих мест производство! Результатом их неутомимой деятельности стал феномен под названием «Семикаракорский фаянс», который сегодня известен далеко за пределами Ростовской области и является визитной карточкой нашего района.

Достижения предприятия В 1990 году цех художественного фаянса Семикаракорского райпромкомбината вошел в ассоциацию «Народные художественные промыслы России». Семикаракорский фаянс своей красотой и высококлассным мастерством исполнения сумел завоевать почёт и уважение во многих городах страны, а также за её пределами. Продукция промысла свидетельствует о сохранении уникальных традиций Донского края. Изделия составляют гордость отечественной культуры, представляют собой объект национального престижа России, являются визитной карточкой Ростовской области. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайницы, салатницы, статуэтки. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом – во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше. На предприятии работают лучшие творческие силы донской земли – художники-керамисты: главный художник промысла, член Союза художников России Л. Алдошина, член Союза художников России С. Мартеньянова, художники О. Кунаховец, П. Кунаховец, Н. Рогочая, Н. Верченко, В. Овчинникова, Т. Токаренко, Л. Золотых, Т. Белова, В. Гурова, А. Мартеньянов.

СОЗДАНИЕ ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ Все материалы, используемые для производства Семикаракорского фаянса, природные. Семикаракорский фаянс состоит из трёх компонентов: глины, песка и каолина. Глина обеспечивает пластические свойства фаянсовой массы, благодаря ей он сминается, изгибается, принимает разные формы под воздействием усилия, лепится. В производстве Семикаракорской керамики используется огнеупорная беложгущаяся глина. Песок — это вспомогательный элемент, благодаря его крупнозернистой структуре глина не прилипает к рукам, а сырой полуфабрикат не оседает под собственным весом. Таким образом песок становится скелетом, вокруг которого формируется масса. Каолин — это тоже глина. Лепится она довольно плохо, но после обжига становится белой, примерно, как вата. Именно каолин обеспечивает белизну фаянса. А уровень белизны – показатель ценности керамики. АО «Семикаракорская керамика» использует в своей работе каолин из месторождения с романтичным названием Журавлиный лог (Челябинская область).

ПЕЧИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБЖИГА ФАРФОРОВЫХ И ФАЯНСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ Важным этапом производства изделий из керамики является обжиг. Причём его проводят дважды. Первый - утельный обжиг, который проходит в газовой печи в центральной зоне при температуре 1220 градусов. Он обеспечивает создание плотного черепка для рукотворного декорирования изделий, придаёт изделию «прочность камня». При обжиге изделия помещаются на вагонетки, созданные из огнеупорных материалов. Вагонетки закатываются в печь и начинается процесс обжига, который длится около 12 часов. Происходит плавный подъем температуры, выдержка в течение часа и охлаждение. Далее обожжённые полуфабрикаты поступают на участок сортировки утельного полуфабриката. Схема газовой печи Изделия, прошедшие обжиг

подглазурное декорирование изделий По способу декорирования изделия, выпускаемые Семикаракорской керамикой делятся на исполнительские и тиражные. Тиражные изделия декорируются подглазурными красками и иногда солями металлов в качестве отводок. Исполнительские изделия декорируются как солями металлов, подглазурными красками, так и ангобом. Живописец с помощью кальки карандашом снимает контуры росписи с образца изделия, прокалывает их иглой и переносит с помощью «припороха» (древесный уголь) на изделия, в результате чего на поверхности остаётся ясный точечный узор. Таким образом переводится контур будущей росписи. Затем подготавливается подглазурная краска для нанесения росписи. Краска просеивается через сито и растирается на палитре шпателем. Используются кисти из беличьих хвостиков и кисти из колонка. В растертую краску добавляется небольшое количество воды и капля глицерина. Затем краска наносится на кисть - с одной стороны в большем количестве, с другой в меньшем. Так при нанесении мазок будет полутеневой, что создаст эффект глубины и объема. Это отличительная особенность росписи Семикаракорской керамики. После нанесения мазков, завершающим этапом является пестрение — это нанесение тонких линий темными красками. Каждое изделие подписывается на донышке, где указывается автор изделия, формы и росписи, и исполнитель- человек, который повторил данное изделие в тираже.

Декорирование исполнительских изделий - более сложный процесс. Его отличает разнообразие методов декорирования. Во-первых, это нанесение ангоба - шликер, состоящий из сырьевых компонентов, который наносится на изделие в жидком состоянии. После обжига шликер создает рельеф, необходимый для декора. Декорирование солями металлов осуществляется по необожженному корпусу изделия, то есть до первого обжига по сырцу. После обжига соль каждого металла приобретает свой цвет. Последним этапом декорирования является нанесение подглазурной краски и пестрение. После обжига изделие приобретает более насыщенную палитру цветов. Соли металлов дают тени, глубину изображения пейзажа, портрета и цветочной росписи. Декорированные изделия поступают на участок глазуровки. Глазурь- суспензия, в состав которой входит стекло определенного химического состава (фритта). Фритта и другие компоненты глазури измельчаются в шаровой мельнице с добавлением воды. В результате получается суспензия, которая называется «глазурь». Глазури наносятся на изделия с помощью распыления пульфоном или прямым «окунанием». Ножка изделия протирается, для того чтобы избежать приклеивания к вагонетке, огнеупору. Затем производится последний политой обжиг. Толщина глазурного слоя строго регламентируется лабораторией, чтобы не было наплывов, расслаивания, трещин на глазури. За этим следят контролеры. Политой обжиг так же осуществляется в газовой печи. Политой обжиг проводится при температуре 1140-1180 градусов. При этой температуре глазурь плавится и соединяется с корпусом изделия. Тонкий слой глазури защищает декор, делая его вечным.

Отличительные особенности донского фаянса Промысел имеет живописные традиции, нисходящие в историю, пропитанные символизмом донского казачества — духом свободы, веселья, звонкости жизни и героике защитников русских границ. Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-голубовато-зеленоватой гамме. Каждое изделие, расписанное вручную - это живые краски донской природы. У нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной.  Сюжеты семикаракорской керамики схожи с Гжельскими — это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, но и не только. Здесь и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.

Большое влияние в формировании оригинального Семикаракорского стиля оказали работы Валентина Васильевича Ткача, способного вылепить сложную форму будущего изделия с причудливой монтировкой, и украсить его росписью. Наибольшие успехи мастера отмечены в узоре цветной глиной с использованием резиновой груши и окрашивании предметов водными растворами солей различных металлов (солевая роспись). За годы работы на Семикаракорском РПК он изобрёл целый ряд художественных и технических приёмов, которые использовал для выставочных образцов, удивляя экспертов. Такими стали непрозрачная глазурь с шероховатой поверхностью и покрытие, отличающееся трещинами и пузырями. На РПК Ткач воспитал два поколения талантливых специалистов. ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК СЕМИКАРАКОРСКОЙ КЕРАМИКИ

Работы в. ткача Фото 1 Фото 2 На первом фото представлены: Чайник «Юность», 1986г. Чайник «Всадник», 1985г. На втором фото представлены: Скульптура в ангробной росписи, 1986г. Скульптура «Казачка» в ангробной росписи, 1982г.

Отличительные особенности семикаракорской керамики В основе Семикаракорской росписи лежат узоры, которые были подсказаны степными растениями Донского края с некрупными соцветиями, поэтому характерными чертами написания являются дробные, мелкие мазки. По сравнению с Семикаракорской росписью Гжельская роспись относится к одной из разновидностей русской народной росписи, которая получила свою известность далеко за пределами России. Гжельская роспись содержит только синий и белый цвета (все оттенки синего и голубого по белому фону), отличие её от семикаракорской состоит в отсутствии всех прочих цветов и оттенков, которые присутствуют в росписи керамики из Семикаракор. Семикаракорский фаянс Гжельский фаянс

Вакансии в компании «АО "СЕМИКАРАКОРСКАЯ КЕРАМИКА"» Оправщик; Слесарь-ремонтник; Литейщик; Живописец; Учетчик; Технолог керамического прозводства.

Наборы посуды, произведенные на заводе

По моему исследованию, АО «Семикаракорская керамика» не стоит на месте. Они стараются идти в ногу со временем, растут и развиваются. А от этого мы с вами только выигрываем. Кроме классики готовы выполнять индивидуальные заказы. Итак, Семикаракорский фаянс состоит из трёх компонентов: глины, песка и каолина (это такая глина белого цвета), ну и, конечно же, той любви, которую вложили работники предприятия в каждое изделие. Вывод:

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.