Проектная задача по русскому языку «Создание толкового словаря» (2 класс)
Проектная задача
Составитель Гаврина Надежда Ильинична учитель начальных классов
«МКОУ СОШ №4 р.п. Линёво»
Название проектной задачи |
Создание толкового словаря |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
2 класс (одновозрастная) |
Тип задачи |
Предметная, рефлексивная, в педагогическом плане обучающая. |
Цели и педагогические задачи |
Обучение учащихся совместному решению задач, более глубокому освоению детьми умения пользоваться словарями. Познакомить с лексическим значением слов «учёный», «симпозиум», «лексика», «архаизмы», «неологизмы», «омонимы», научить их различать и использовать в своей речи. Подготовка к предъявлению результатов. Формирование коммуникативных компетентностей. |
Планируемые результаты |
Дети получат возможность правильно пользоваться словарями. Узнают значение незнакомых слов. Расширят свой словарный запас. Научатся работать в группах, договариваясь. Умению высказывать и отстаивать своё мнение. Научатся представлять и защищать полученный результат (продукт). |
Оценивание результатов работы |
Результаты работы оцениваются в баллах |
Материалы |
Толковые словари В.И. Даля, конверты с заданиями, заготовки для словарей, цветные карандаши, ручки. |
Ход проектной задачи
Организационный момент.
Слова приветствия.
Рассаживаем детей по группам, ранее сформированным.
Актуализация знаний. Цель проектной задачи.
Урок русского языка проектная деятельность.
Я предлагаю вам сегодня побывать в роли учёных. А кто такие учёные? (ответы детей, гипотеза).
Чтобы найти ответ на какой-либо вопрос, учёные собираются на совещание, которое называется симпозиумом. Главный вопрос нашего симпозиума – мир слов. Этим заведует «лексика»
Чтобы утвердиться в своих предположениях или их опровергнуть, какой источник нам поможет? (толковый словарь). Заглянем в толковые словарь, которые лежат у вас на столах. Каковы ваши действия? (вспомним алфавит и на нужную букву найдем слово «лексика», «симпозиум», «ученые»)
Сегодня мы с вами будем исследовать нашу речь, русский язык, совершать маленькие открытия.
Тема нашей проектной задачи сегодня «Архаизмы, неологизмы, омонимы» и сразу какая проблема встаёт перед нами? (ответы детей). (Экран)
Определяем учебную задачу. (Ответы детей. Выяснить, какое лексическое значение имеют данные слова). (Экран)
Автором словарей, которые лежат у вас на столах является Владимир Иванович Даль (Экран)
Чего только не собирают люди! Марки, книги, картины, открытки, цветы.
А вот создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал слова. Ради них он объездил почти всю Россию, посвятил этому делу 50 лет жизни. Всё началось случайно.
Морозным мартовским днём1819 года ехал он из Петербурга в Москву.
Ехали двое Даль и ямщик, который сказал: «Замолаживает». Молодой моряк вынул записную книжку и записал: «Замолаживать» - иначе пасмурнеть – значит заволакиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью».
С этого слова и начался его толковый словарь.
Теперь труды Даля помогают тем, кто хочет глубоко изучить русский язык и понять русскую культуру.
Мы предлагаем создать свой толковый словарь, который поможет вам лучше понять родной язык, расширить свой словарный запас.
(Каждая группа выбирает (жребий) табличку с названием команды «Знайки», «Умейки», «Грамотейки»; получают заготовку для словаря.) (Предлагаем взять из конверта №1 понятия слов «лексика», «симпозиум», «учёные» и наклеить их в свой словарик.)
человек, который много знает, что – то исследует, делает открытия. |
раздел науки о языке, изучающей значения слов; совокупность слов того или иного языка – это его словарный запас. Слова, которые знает какой – либо человек, - это его словарный запас. |
научная конференция, совещание по какому – нибудь специальному вопросу. |
Все правильные ответы будут оцениваться баллами, а в конце симпозиума посчитаем, кто сделал больше открытий.
Работа групп.
Как вы думаете, что означают слова «архаизмы», «неологизмы», «омонимы»?
Ваши гипотезы? (ответы детей)
А теперь проверти себя по словарю.
(Дети получают конверт№2 с ответами и наклеивают их в словарики)
слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления. |
слова, значения слов или словосочетаний, недавно появившиеся в языке (новообразованные). |
разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка (слова, морфемы). Термин введён Аристотелем. |
Обсудите в своих группах как рождаются слова и стареют?
Возьмите конверт №3 распределите слова в 2 группы и наклейте их в словарь. (уста, перст, лобзание, вежды, аниматор, бизнесмен, ди-джей, вежды, ланиты, интернет, кастинг, выя, толмач, онлайн.)
Добавьте своих 2 слова в каждую группу.
Прочитайте забавную историю, объясните смысл похожих слов.
Дайте им определение, нарисуйте.
Шуточный рассказ.
Девушка на шпильках стояла перед зеркалом и думала: «Зачем мне шпильки, ведь я и так высокая! И потом зачем мне шпильки - лучше ходить с распущенными волосами. Все говорят, что мне так лучше идёт. Что же делать? Оставить шпильки или нет? А вдруг шпильки уже вышли из моды?
Добавьте свои омонимы (за каждое слово 1 балл) 3мин.
Интеллектуальный тренинг
1.Переведите на современный язык архаизмы, которые находятся в конверте №4.
Чело |
лоб |
Длань |
ладонь |
Ведать |
знать |
Сребро |
серебро |
Перст |
палец |
Чуждый |
чужой |
Живот |
жизнь |
Младой |
молодой |
осьмой |
восьмой |
2.Если бы появилась такая возможность, вы бы захотели объяснить смысл современных слов Владимиру Ивановичу Далю?
Предлагаем вам выбрать 3 слова, которые, по вашему мнению, характеризовали наше время.
Я думаю ему было бы интересно. Как называется группа слов? (неологизмы)
Итог. Представление своих словарей, подсчёт баллов. Награждение.
Самооценка.
Экспертный лист
задания |
«Знайки» |
«Умейки» |
«Грамотейки» |
|
1 |
правильно ли найдены понятия (6 б.) |
|||
2 |
правильно ли разделены слова на 2 группы (арх.- 5 б. неол.-7 б.) |
|||
3 |
правильно ли подобраны слова (арх.-2 б, неол.-2 б) |
|||
4 |
правильно ли объяснили смысл похожих слов, наличие рисунка (омонимы) (3 б) |
|||
5 |
подобрать омонимы (за каждое слово 1 б.) |
|||
6 |
перевели архаизмы на современный язык (9 б) |
|||
7 |
3 неологизма (3 б) |
|||
Всего баллов |
Лист самооценки
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
Почти все сделали без меня.
Литература:
А.Б.Воронцова «Сборник проектных задач» Выпуск 1 Москва «Просвещение» 2011г.
М.В.Дубова «Организация проектной деятельности младших школьников»
Москва «Баласс» 2011г.
О.В.Олейник «Проектная деятельность» 2-4классы «Вако» Москва 2015г.
Словари:
- С.И.Ожегов «60 000 слов и выражений» «Оникс» 2008г.
- С.И.Ожегов «Толковый словарь русого языка» Москва 2006г.
- В.И.Даль «Толковый словарь» в четырёх томах «Терра» 1994г.