12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юткина Татьяна Сергеевна118
Россия, Москва, Москва
3

Проектно-исследовательская деятельность с детьми по теме "Изменения живой природы зависят от смены времен года"


Детский сад работает по программе «Международного бакалавариата Primary Years Programme (PYP)» — это интеграция трансдисциплинарной темы и центральной идеи темы через все предметные области, включая изобразительную деятельность.

Трансдисциплинарная тема

«Как устроен мир»


Центральная идея:

Изменение живой природы зависят от смены времен года


Линии исследования:

цикл в природе (Изменение. Как меняется цикл в природе?);

смена времен года влияет на жизнь растений и поведение животных (Причина. Почему это так?);

животные и растения способны приспосабливаться к изменениям окружающей среды (Связь. Как это связано между собой?).





Участники исследования:

Дети старшей группы

Педагоги дошкольного отделения:

Юткина Татьяна Сергеевна,

Дорошкевич Клавдия Владимировна


В данной теме наиболее преобладала познавательно-исследовательская деятельность: «Календарь природы», «Календарь как способ ориентировки во времени», «Времена года», «Животные умеют приспосабливаться к условиям природы», «Север и Юг», «Обитатели водоемов», «Что такое тундра», «Степь и ее обитатели», «По тропинке лесной», «Путешествие в пустыню».

Проблемная ситуация: «Какой сегодня день?», «Какое сейчас время года?», «Почему белый медведь живет не в Африке?», ведение дневник своих наблюдений «Как прошла неделя».

Изобразительная деятельность: рисование «Зимний вечерний город», коллективная работа «Календарь природы», лепка «Своеобразие времен года» (пластилинография), рисование «краски зимнего пейзажа», оригами «Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?», коллективная работа «Пингвины на льдине» (рисование с элементами аппликации), рисование «Африканский пейзаж», рисование «Джунгли», рисование «Животные джунгли», рисование «Степные жители», аппликация «Тундра», лепка «Лиственный лес», лепка «Лесные животные» (создание инсталляции), рисование «Верблюды – корабли пустыни», коллаж «Пейзаж пустыни», рисование декораций для мюзикла по теме исследования.

ФЭМП: Логическая игра «Танграм – животные», «Сложение и вычитание» используя интернет ресурс по теме http://zoogalaktika.ru/for-children , «Столько же, больше, меньше» (сравнение групп животных при помощи составлении пар), «Знаки > и <» интеграция в тему.

Обучение грамоте: «Знакомство с буквой И» используя макет солнечной системы, тренировка чтения слогов используя наглядные карточки (слог «жи» - картинка жирафа), «Твердые и мягкие согласные» (с использованием слов названия животных), дифференциация звука «Г» и «К», «В» и «Ф», «Д» и «Т» при помощи карточек животных.

Развитие речи: рассказ с опорой на дневник своих наблюдений «Как прошла неделя», «Месяца, года, части суток и дни недели», разучивание стихотворения «Дни недели», составление рассказа о животных севера по сюжетной картинке, составление рассказа «Времена года», беседа после прочтения книги Петра Бегии «В лесу», презентация доклада о животном нашей полосы после прочтение книги (задание на дом).

Игры: мемо «Животные», мемо «Птицы», карточки «Среда обитания», круги Луллия «Животные мира».

Исскуство: Мюзикл «The most beautiful animal!»

Итоговое оценивание (занятие):

Круги Луллия «Животные мира»

t1581940283aa.gif

Дидактическая игра «круги Луллия»

В ходе исследования дети узнали какие бывают циклы в природе (время, сутки, дни недели, месяца), узнали последовательность смены времен года, а также наглядно определили дату своего дня рождения. Студенты узнали, как смена времен года влияет на жизнь людей, животных и растений, а также как окружающая среда и условия обитания влияют на их жизнь.

Во время итогового оценивания мы провели игру используя круги Луллия. Данная игра помогла выявить усвоение знаний каждого ребенка на протяжение исследования. Перед игрой детям предложили достать из «чудесного мешочка» карточки с загадками. Тем самым по очереди дети отгадывали загадки о животных. Студенту необходимо было найти отгаданного животного на нижнем кругу. Далее подобрать особенности присущи к этому животному (например, мнемокартинка «млекопитающий») после того, как выявили особенность необходимо найти среду обитания и подобрать карточки времени года и соотнести с картинкой. Круги можно менять так мы попробовали подбирать первую букву в слове загаданного животного, а также выявить цвет кожного покрова или шерсти животного.

t1581940283ab.gif

Дети с увлечением играют после изучение темы исследования

t1581940283ac.gif

Первый вариант игры для итогового оценивания. Достаем из «чудесного мешочка» листок с загадкой. Отгадываем животного. Далее находим его на нижнем кругу дидактической игры. Подбираем соответствующую мнемокартинку и среду обитания. Находим время года и подбираем подходящую картинку для этого года. Направляем взгляд зайца на подборку и рассказываем.

Второй вариант на усложнения с подбором цвета кожного покрова или шерсти. Ребенку необходимо назвать оттенок. Остальное повторяется

t1581940283ad.gif

Третий вариант рассчитан на детей, которые уже знают буквы или умеют читать. Так как буквы можно заменить на названия животных.

Итоговый продукт мюзикл «The most beautiful animal

Мюзикл на английском языке способствовал у детей раскрытию их индивидуального потенциала. Студенты стали чувствовать себя еще более увереннее на сцене так как все приняли участие в постановке. Для каждого ребенка была создана ситуация успеха кто-то проявил себя в танце «Рыбки» для другово важна была роль ведущего (это с мотивировала ее на дальнейшие выступления перед публикой), главной изюминкой праздника являлось участие родителей в постановки. Так мама Вари Б. выступила в роли, черепахи которая необходима помощь, чтобы защитить ее от загрязнения водоемов. Другие родители спели общую финальную песню и это был очень трогательный момент праздника. Остальные приняли участие в оформление костюмов и декораций.

Экскурсия в живой уголок гимназии

t1581940283ae.gif

Дети старшей группы наблюдают за хамелеоном, который замаскировался под цвет листвы.


Завершающее занятие по теме исследования

В завершение темы мы плавно подошли к следующему исследованию по трансдисциплинарной теме «Планета – наш общий дом» и центральной идеи «Используя отходы и перерабатывая мусор, мы помогаем сохранять ресурсы Земли» создав проблемную ситуация. Детям было необходимо создать коллаж на тему «Подводный мир» только из бросового материала.

t1581940283af.gif

Подбираем оттенки для фона коллажа.

Какие оттенки имеет вода? Теплые они или холодные?

t1581940283ag.gif

Выставка на тему «Дай мусору вторую жизнь»

Конспект занятия «Подводный мир»

Цель: создание в технике «коллаж» подводный мир, используя бросовый материал и различные приемы исполнения.

Задачи:

Раскрыть понятие «теплые и холодные оттенки».

Составить гармоничную композицию, используя в работе только бросовый материал холодных оттенков.

Добиться передачи характера, соблюдая пропорции, особенностей рыб, воды, камней и другой живой и неживой природы.

Формировать умение работать по плану.

Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала необходимого оттенка.

Продолжать развивать умение пользоваться ножницами.

Продолжить осваивать различные приемы наклеивания.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Интеграция в различные предметные области: исследовательская деятельность «Используя отходы и перерабатывая мусор, мы помогаем сохранять ресурсы Земли», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование:

Для детей.

Бумага для акварели – фон.

Силуэт рыбок на выбор различных форм.

Бросовый материал: салфетки, цветная фольга, декоративные украшения на выбор.

Краска акварели.

Кисточки № 5-8.

Клей ПВА.

Фломастеры черного цвета.

Для педагога.

Наглядный материал «Цветовой круг».

Карточки холодных и теплых оттенков для сравнения.

Фотографии морских рыб под водой.

5 минутный видео ролик о том сколько по времени разлагается тот или иной вид мусора.

Содержание занятия.

Проблемная ситуация: создание коллажа из бросового материала холодных оттенков. Сколько по времени разлагается бумага?

Игровая ситуация: «Четвертый лишний?»

«Четвертый лишний», им было необходимо определить какой цвет лишний, где 3 цвета были связаны общим признаком «холодный цвет», а четвертый «теплый цвет» - лишний. Дети интуитивно выбирали правильные ответы, но объяснить свое логическое решение не могли. Тогда мы задали детям наводящий вопрос: «На какие две группы можно разделить эти цвета?».

После чего детям продемонстрировали видео ролик том сколько по времени разлагается тот или иной вид мусора и предложили дать «вторую жизнь» мусору.

Подготовительный этап

Отсортировать необходимый бросовый материал. Подготовить все необходимые материалы для работы. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.

Повтор пройдённого материала

Вспомнить основные правила безопасности при работе с ножницами, особенности при работе с клеем.

Вопросы для повторения:

Какие цвета есть на цветовом круге? Назовите предметы живой и не живой природы подводного мира, их характерные особенности.

Объяснение нового материала

В цветовом круге есть только цветные цвета. Они разделяются на две группы: теплые и холодные оттенки.

Теплые цвета, которые греют, это – красный, желтый, оранжевый. И все цвета, которые имеют хотя бы частичку этих основных цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, песка.

Холодные цвета – это синий, голубой, зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются с чем-то холодным, например снегом, водой, лунным светом и т.д.

Зеленый цвет бывает и холодным, и теплым, в зависимости от того есть ли в его составе теплые или холодные краски.

Практическая работа

Для создания коллажа в первую очередь необходимо подготовить фон. Сегодня мы вспомним основные приемы по работе с акварелью. Для начало необходимо смочить лист бумаги водой. Можно использовать толстую кисточку или губку. Очень интересно подбирать оттенки воды и смешивать их прям на фоне при помощи наклонов листа в разные стороны. После того как мы изготовили фон откладываем его в сушки и приступаем к изготовлению рыбки. Можно выбрать одну, а можно несколько. В зависимости от усидчивости ребенка. Для изготовления нам понадобиться салфетка холодного оттенка, фольга и основа формы рыбки. При помощи скручивания маленьких кусочков (1 на 1 см) в шарики мы создавали объём чешуи рыбки. Шарики приклеили к тельцу рыбки, а плавники и жабры рыбы оформили фольгой да бы передать эффект блеска плавников под водой.

После чего дети приступили к самостоятельному оформлению коллажа. На морское дно можно уложить камушки, кораллы, водоросли.

Завершение работы

Просмотр-анализ работ, организация выставки, рефлексия «Легко ли использовать в работе только холодных оттенки? Как мы помогаем природе используя бросовый материал?».

Выводы:

В дошкольных учреждениях, в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, средства природы используются на всех занятиях, в режимных процессах, и, конечно же, в играх, т.к. природа окружает нас повсеместно, мы сами являемся частью природы, и для детей дошкольного возраста средства природы являются самыми оптимальными средствами для развития их умственных способностей.

Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.

Нет сомнения, такое обучение становится фактором развития мыслительной деятельности детей, творческого мышления. Наряду с этим мы отобрали наиболее близкие приемы нам, позволившие в процессе исследования обеспечить успешное усвоение детьми программы знаний и навыков. Мы вели специальные календари наблюдений за природными явлениями. Организовали практическое ознакомление со свойствами растений и вели ежедневные наблюдения, фиксировали в таблицу все изменения. Логически выстроили темы занятий по ознакомлению детей с животными и их средой обитания.

В завершение темы мы плавно подошли к следующему исследование по теме «мусор» создав проблемную ситуация создать коллаж на тему «Подводный мир» только из бросового материала.

На наш взгляд исследование прошло воодушевлённо, так как студенты с первого занятия были заинтересованы, формулировали вопросы, искали ответы на них.



Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 18.02.20 в 08:02 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный материал! Отличный опыт работы!
Юткина Татьяна Сергеевна, 18.02.20 в 12:32 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.