12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Плотникова Анна Евгеньевна490
Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский

 Воспитатель высшей квалификационной категории:

Плотникова Анна Евгеньевна

МКДОУ комбинированного вида Д/с №2 «Берёзка

г. Катайск Курганская область

Интегрированная образовательная деятельность

«Времена года»

с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: обобщение и закрепление знаний о временах года, признаках природы, природных явлениях.

Задачи:

- Формировать у детей представления о целостном восприятии понятия «Времена года», о зимних, весенних, осенних и летних месяцах.

- Учить наблюдать за погодными явлениями, выделять особенности, характерные признаки и явления каждого времени года.

- Развивать умения к анализу, умению давать точную характеристику каждого времени года, способность делать собственные умозаключения.

Предварительная работа:

- Создание пространственно-развивающей среды в группе («Уголок природы»), рассматривание иллюстраций, чтение стихов, заучивание песен о временах года, отгадывание загадок.

- Практические наблюдения за изменениями в природе на прогулке, экспериментальная деятельность с детьми.

- Посредством художественно-эстетического развития закреплять наблюдения детей на бумаге в рисунках и аппликации или в лепке.

Образовательная область: Познание.

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: Презентация о временах года, аудиозапись «Звуки природы», кисти, краски, черно-белая картина, кормушка для птиц, осенние листья.

Ход образовательной деятельности:

Старик Годовик: Здравствуйте ребята. Я Старик Годовик. Я очень рад видеть вас в хорошем настроении!

Старик Годовик: А какое сейчас время года? (зима)

Старик Годовик: Как вы догадались? (на улице идет снег, холодно; люди одеты в тёплую одежду и обувь; дни короткие, а ночи длинные; мы подкармливаем зимующих птиц).

Старик Годовик: А сколько времён года в году? Какие, назовите мне их? (4 времени года: зима, весна, лето, осень).

Старик Годовик: И сегодня мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся со всеми временами года. Согласны? Ну, тогда в путь!

Старик Годовик: Чтобы побывать в гостях у первого времени года, нам с вами нужно обязательно кое-что сделать!

Игра малой подвижности:

Мы наденем варежки (дети показывают, как они надевают варежки),

Мы наденем шапки (показывают, как надевают шапку).

Мы наденем валенки (дети показывают, как они надевают обувь),

И возьмём салазки (дети становятся парами (салазки и ребёнок)).

Песня «Саночки» (детская)

Дети становятся парами (один (саночки) – впереди, второй держит «саночки» за талию), и бегут по кругу под песню «Саночки» (детская)

Встреча с Зимой

Старик Годовик: Дети, посмотрите везде снег, снегири на ветках, иней на окнах (слайд 1). Ой, куда это нас занесло?

1:

Звуки природы «Метель»

Выходит зима.

Зима:

Я зима – царица снега

Из снежинок мой наряд.

Чуть-чуть капризна и непостоянна

Собой зачарую всех ребят.

Ведь мне служить готова вьюга,

Что ни скажу, всё заметёт.

Метель послушная моя подруга,

Скажу я петь, она поёт.

Играю ловко я снежками,

Сковать умею реки льдом.

Я Зимушка - зима, прекрасна,

Мои владенья за окном!

Старик Годовик: Здравствуй, зимушка – зима, здравствуй, белоснежная красавица!

Зима: Здравствуйте – здравствуйте! Ох, и ждала я вас к себе в гости, поджидала, терем зимний украшала. Хочу я вам сказочку рассказать, а вы садитесь-ка рядком, поговорим с вами ладком.

Зима идёт, укрывает ёлочки снегом, снежинки считает, машет одним рукавом, начинается вьюга (звуки природы «Вьюга»), машет другим рукавом – вьюга затихает.

Зима: Перед самым Новым годом решила я свои владенья обойти, снежком всё укутать, метель – подружку мою проведать, да снежинки в своём Снежном царстве пересчитать. Целый день я трудилась, летала над лесами заснеженными, полями бескрайними, реками заледенелыми.

Зима: Елочки и кустики снежком запорошила (слайд 2), зайчатам и белочкам шубку обновила (слайд 3).

2. 3.

Зима: Ох и притомилась, устала я (садиться на стульчик, вздыхает).

Зима: Тяжело мне одной, без помощников, совсем не справляюсь. И приснился мне чудесный сон, что есть де у меня сильные да удалые помощники, братья месяцы неписанной красоты, работы никакой не боящиеся, сильные да весёлые, удалые да прыткие!

Зима: Отгадайте-ка, ребятки, моего первого помощника вот в этой загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш к концу подходит,

Елку дружно наряжаем, старый год мы провожаем. (Декабрь)

Появляется Декабрь.

Декабрь (ребёнок):

Я над реки льдом все заковал,

Поля укрыл в белила,

Я принёс вам много снега,

Горок, счастья и чудес.

Я привел вам Дед Мороза,

И Снегурочку привёз.

Старик Годовик: Декабрь – это первый месяц зимы, последний месяц…. (года). О декабре люди любят говорить: «Год кончает - зиму начинает». Солнце рано прячется, дни становятся короче, а вот ночи длиннее и темнее. В старину месяц Декабрь называли по особому: студень и лютень. Это за то, что в этом месяце стоят лютые морозы и сильный холод. Очень много выпадает пушистого белого снега на радость детворе. В каждом дворе строят снеговиков, снежных баб и ледяные горки. Ну, и конечное, самой яркой, самой отличительной чертой Декабря – является прощание со старым годом, подготовка к празднованию Нового года. Самый любимый праздник в России. Какие его характерные особенности, без чего не бывает Новый год? (ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, мандарины, песни, пляски, хороводы, подарки и т.д.)

Зима: Отгадайте, как зовут моего второго помощника?

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Наступает Новый год. (Январь)

Появляется Январь.

Январь (ребёнок):

Здравствуйте, я - молодец-январь,

Первый месяц зимний, года государь!

Вас на санках покатаю,

Затрещат морозы.

Старик Годовик: Январь – второй зимний месяц, середина зиме, а году начало. Именно 1 января мы традиционно отмечаем Новый год. В январе пока ещё незаметно, но ночи становятся короче, дни становятся чуточку длиннее. Солнышко уже радует нас дольше, потому что раньше всходит. А снега становиться видимо-невидимо, сугробы всё выше, лёд, сковавший реки все крепче и толще. Январь считается месяцем самых ярких звёзд и белоснежных равнин. Снег искрится и сверкает, скрипит и рассыпается. Наступает вершина зимы. Старорусское название этого месяца – просинец – за синеву и лазурь неба в ясные морозные дни; сечень – за что, что некоторые деревья от холода замерзли, их надо подрубать, сечь.

Зима: Мой третий помощник:

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели на наш город налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?  (Февраль.)

Появляется Февраль.

Февраль:

Я – февраль, я младший сын,

Я метелей господин.

Всех вас ветром застужу,

В снежном вихре закружу,

Лица снегом залеплю

И в сугробах утоплю,

Снег насыплю без разбору

И в карманы, и за ворот!

Не боится детвора!

Не уходит со двора!

Бабу снежную катает

И вовсю в снежки играет!

Старик Годовик: Февраль - самый короткий месяц в году, зимы завершение. Стоят самые сильные холода, самые сковывающие морозы. В спокойную погоду, когда нет ветра, все усыпано инеем. Раньше его не зря называли Лютень и Бокогрей, двуликим месяцем. Это потому, что суровые холода обычно наступают только в ночное время суток, а днём начинает теплеть, пригревает первое солнышко. Светлое время суток увеличивается почти на два часа!

Месяцы: Чем тебе помочь, Зимушка – зима?!

Зима: А что ребята можно и нужно делать зимой? (играть в снежки, кататься с горки, лепить снежную бабу, подкармливать зимующих птиц).

Зима: Ты, месяц Декабрь, пойди, изготовь-ка нам кормушку для наших зимующих птичек, да покрасивее, понадёжнее! Ты, месяц Январь, загадку детям загадай. Ну, а ты, месяц Февраль с нашими ребятами поиграй!

Январь: А какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, 23 Февраля)

Февраль: А давайте поиграем в мою любимую рождественскую забаву: «Золотые ворота». Для этого мы выберем пару, которая будет изображать вход (ворота), держась за руки, поднятыми вверх в виде арки. Остальные беритесь за руки, будем петь и проходить цепочкой под нашими «Золотыми воротами». Когда мы закончим нашу песню, «ворота» закроются – опустят руки вниз. Они должны поймать тех, кто окажется в это время под ними. Пойманные расскажут нам сих или споют песенку, или станцуют!

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз –

Не пропустим вас!

Старик Годовик: Ох и весело тут у вас! Но нам пора прощаться и отправляться дальше.

Зима: А вот и наш подарок вам: кормушка. Повесьте её на своём участке детского сада и не забывайте подкармливать зимующих птиц. До свидания, ребята! До встречи в следующем году!

Старик Годовик: До свидания Зимушка-зима, до свидания зимние месяцы: Декабрь, Январь и Февраль!

Встреча с Весной.

Песня «Песенка – капель» (минус).

Старик Годовик: Ребята, посмотрите, природа просыпается, птички поют, солнышко теплее светит! (слайд 4)

4.
                                            Звуки природы «Пение птиц».

Появляется Весна.

Весна: Я весна – красна, в гости я вас позвала, чтоб поздравить вас с теплом, угостить всех вас чайком! Садитесь гости дорогие за мой весенний стол! Познакомьтесь с весенними месяцами.

Весна: Мой первый весенний месяц:

Дует теплый ветерок, солнышко ярче светит,

Снег тихонько тает, грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Март (ребёнок):

Отшумели все метели, и морозы не трещат.

С крыш закапали капели и сосульки - крыш наряд.

Веселее и теплее стали мартовские дни

В вашем садике, в аллеях уж проталины видны.

Старик Годовик: Март – это первый весенний месяц. Уже чувствуется скорый приход весны. Хотя бывают и морозные дни, не хочет зима уходить.

Распускается верба. Слышны радостные трели птиц. Весна.. Тает, расползается под ногами мокрый снег, темнеют сугробы. А месяц этот: ПРОТАЛЬНИК (название получил от того что появились первые проталины), а еще БЕРЕЗОЛ.

Весна: Мой второй месяц:

Яростно река весну зовёт и разламывает тонкий хрупкий лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Апрель:

Я - Апрель, я - апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

С. Маршак

Старик Годовик: Апрель, апрель – такой непостоянный месяц. Погода очень обманчива, ведь настроение Апреля так изменчиво. То солнце, то ветер, то я ясно, то пасмурно, то снег, то дождь. Снега почти не осталось. Кругом вода, лужи, слякоть, куда ни поглядишь, куда не ступишь. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.

Первая улыбка весны - мать-и-мачеха. На вырубках сморчки появились. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле. А месяц этот имеет тоже своё название - Березень, да Снегогон.

Весна: А вот и мой третий месяц:

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (Май)

Май:

Я пройдусь по лесам, много птичек есть там.

Все порхают, поют, гнезда теплые вьют.

Побываю в лесу, там я пчелок найду,

И шумят, и жужжат, и работать спешат.

Я пройдусь по лугам, мотылечки есть там,

Как красивы они в эти майские дни!

С. Маршак

Старик Годовик: Май - Травень, Цветень, Песенник. Зеленеет трава, зацветают сады, оживает и радуется природа. Говорят: «Май леса одевает, лето в гости ожидает». А ещё: «Соловей запел - весна пошла на убыль, лето на прибавку». Возвращаются из дальних стран перелётные птицы, обустраивают своё жильё, вьют гнезда, готовятся к выводку птенцов.

Весна: Посмотрите, на моём столе весенняя картина, она почти окончена, но чего-то не хватает. Как вы думаете чего (красок)?

Весна: Да и то верно! Конечно, не хватает весенних ярких красок! Давайте вместе с вами её раскрасим!

Дети раскрашивают картину.

Весна: Посмотрите, наша картина ожила (Слайд 5: видео - зарисовка «Весна»). Расцвели нежные подснежники, полетели голосистые птицы, потекли веселые ручейки!

Старик Годовик: А нам пора спешить дальше. Давайте попрощаемся с Весной, с весенними месяцами. Прощайте Март, Апрель и Май!

Весна (кланяется и уходит): До встречи в следующем году!

Встреча с Летом.

Старик Годовик: Что же нас дальше ждёт? (предположения детей)

Появляется Лето (слайд 6).

 

Лето:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купайтесь - приглашаю.

И любите за это Вы все меня, я... (лето).

Детская песня – танец «Лето, лето»

(дети танцуют вместе с воспитателем, выполняя движения по тексту).

Лето: Не одно я к вам пришло, своих братьев привело.

Выходят Июнь, июль, август.

Июнь (ребёнок):

Пришел июнь, июнь, июнь.

В саду щебечут птицы,

Тепло и солнышко,

Всё в мире веселиться!

Старик Годовик: Раньше этот месяц называли Хлеборостом и Червенем. Ведь все запасы уже съедены, а новый урожай ещё не скоро. А ещё - разноцвет. Каких красочных цветов природа в июне!

Лето: Следующий месяц встречает, лето продолжаем.

Жаркий, душный, знойный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (Июль)

Июль (ребёнок):

Я - середина лета,

И солнышком земля

Обласкана, согрета.

Я на зелёном троне

В цветастой весь короне,

Навроде короля.

Купаюсь, загораю

И маме помогаю:

Все грядки прополю -

Лениться не люблю.

Старик Годовик: В природе разлилось настоящее тепло. Жара. Люди собирают грибы, ягоды, поспела земляника.

Все кругом наливается соком, зреет под лучами июльского солнца. Старинное название: Липец, а в быту – Прибериха. Люди собирали первый урожай грибов и ягод, душистых трав, ухаживали за грядками, трудились не жалея сил, чтобы урожай был на славу.

Лето: И мой последний месяц:

Листья клена пожелтели.

И стрижы все улетели.

Убегает наше лето. (Август)

Август (ребёнок):

Август пахнет яблоком да хлебом,

У него богатые столы.

И растут, растут грибы под небом,

И течет зерно во все углы.

Август неторопко, грузновато,

Как хозяин, шествует везде.

И свистят, свистят перепелята

У него в овсяной бороде.

И янтарной зрелостью светлея,

Он упрячет лето в закрома,

Ребятишки с августом взрослеют,

Щедро набираются ума.

М. Сухорукова

Старик Годовик: Незаметно, потихоньку лето подходит к своему завершению. Тускнут краски в природе. Но не надо грустить, ведь каждому времени свой черёд. А мы отдохнули, загорели и набрались сил. Первыми опадают листья берёзы, как бы напоминая о неминуемой смене в природе. Утренняя прохладная дымка, утренние туманы. Август - хлебосол: созревает урожай, всего вдоволь в полях, садах и огородах. В лесу – настоящий пир. Ягод, грибов, и целебных кореньев видимо-невидимо. Не только люди, но и животные заготавливают припасы на зиму. И поговорка есть: «Как потопаешь, так и полопаешь!» Августь - венец лета - Хлебосол.

Лето: Ребята, а чтобы отпустить вас в гости к следующему времени года, вы должны выполнить моё задание. Посмотрите на картинки, я думаю везде изображено лето! Вы со мной согласны (нет)? А какая из них лишняя?

Игра «Четвертый лишний» (времена года)

Детям предлагается отгадать, какое изображение не подходит к понятию «Лето».

Лето: А почему? Какое время года изображено на лишней картинке? Как вы догадались?

Старик Годовик: Ну, что ребята, прощаемся и в путь?! Прощай, лето! До встречи, Июнь, июль и август!

Лето: Доброго вам пути!

Встреча с Осенью.

Старик Годовик: Ребята посмотрите-ка, у нас на пути зонтики кто-то оставил…(предположения детей)

Звуки природы «Дождь».

Песня – танец Осень наступила».

Дети танцуют с зонтиками под песенку «Осень наступила».

Входит Осень (слайд 7).

 

Осень: Здравствуйте, ребята! Я Осень – золотая королева!

Старик Годовик: Здравствуй осень! А мы догадались, что сейчас тебя встретим!

Ребёнок:

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Автор: И. Винокуров

Осень: А я хожу, грущу, слёзы дождиком лью. Грустно одной, одна я, одинёшенька!

Старик Годовик: Осень, знаешь в каждом времени года есть по 3 месяца – помощника. Мы и тебе помощников привели, будут тебя развлекать, по хозяйству помогать, урожай собирать.

Осень: Да видано ли такое? Да слыхано ли?

Старик Годовик: Ну, встречай, привечай, осенние месяцы не обижай!

Выходят осенние месяцы.

Старик Годовик: Опустел осенний сад,

Птицы вдаль от нас летят,

И на юг потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Сентябрь:

Вот красная рябина,

Вот желтые опята,

И в сентябре корзина

Полным-полна, ребята!

В. Берестов

Осень: Сентябрь – самый яркий, самый красивы осенний месяц. Деревья одеваются в золото, краснеют рябинки, желтеют осинки, шуршат под ногами Разноцветные листочки. Сентябрь называли: Жовтенем - за желтый цвет листвы, Хмурень - за непогоду, хмурое настроение.

Есть в сентябре необычное время «Бабье лето», снова становиться тепло, как летом. Люди собирают последний урожай, убирают хлеба с полей, делают заготовки (соленья и варенья) на зиму.

Старик Годовик: Здравствуй, Сентябрь. Здравствуйте, Октябрь и Ноябрь (месяцы кланяются).

Октябрь:

Я, Октябрь, осенний месяц,

Про себя не расскажу.

Ну а завтра на занятие

К вам тихонечко зайду.

Ноябрь:

Я, Ноябрь, согласен с братом.

И наказ я вам даю,

Вы про нас узнайте сами,

Расскажите поутру.

Старик Годовик:

Ребята, поняли заданье?

Завтра в гости к нам зайдут.

И вы меня не подведите,

Про месяцы уж расскажите.

Осень: На прощанье я хочу подарить вам осенний букет!

Игра «Осенний букет».

Дети под музыку собирают осенние листья и составляют букет, дарят волшебнице.

Входят Зима, Весна, Лето, Осень, все месяцы.

Дети поют песню «Времена года». Музыка и слова А.Ермолова.

 

Использованные интернет - источники:

1. www.materinstvo.ru/art/1186

                
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.