Статья «Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Григорьева Н.С.
ГБОУ лицей №533
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
На мой взгляд, каждый ребенок-одаренный, и задача педагога состоит в создании условий для развития неповторимых качеств каждой личности. Развитие творческой одаренности, можно осуществлять через проектно- исследовательскую деятельность в виде системы работы по организации исследовательской деятельности для раскрытия творческого потенциала учащегося.
Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, ребята развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов учащиеся развивают абстрактное мышление, способности формировать свое мнение и умение его отстаивать, умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках, формируют чувство ответственности за порученное дело, повышают уверенность в себе, осознают значимость выполненной работы.
Как известно, исследования и проекты имеют большое количество видов и разновидностей. Они классифицируются:
- по доминирующей деятельности учащихся (исследовательский проект, информационный, творческий, ролевой, практико - ориентированный);
- по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные проекты; внутриклассные, внутришкольные и др. );
- по продолжительности (мини - проекты, недельные проекты, краткосрочные проекты, годичные и др.)
С точки зрения организации и реализации (из опыта работы) наиболее эффективными являются исследовательские, информационные, творческие, внутриклассные, краткосрочные и минипроекты.
Мною проектно-исследовательская деятельность организуется как на уроках (минипроекты), так и во внеурочное время.
Возможные темы проектов для учащихся всего класса:
-Химия в быту(8 класс)
-Мой рацион дня(9 класс)
-Металлы и сплавы в моем доме(9 класс)
-Полимеры в моей жизни(10 класс)
В результате такой творческой деятельности выявляются дети, готовые проводить индивидуальные исследования и проекты. Итогом такой деятельности является защита тем проектных и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях, на которых мои ребята занимают призовые места. Это такие проекты, как:
-Измерение кислотности различных напитков, продуктов питания, бытовых моющих
-Исследование загрязненности снежного покрова микрорайона школы; рек Санкт-Петербурга и Ленинградской области
-Изучение кислотности почвы разных районов города
-Содержание в цитрусовых витамина С
-Вред пластика и другие
Результатом моей работы с одаренными детьми является то, что мои ученики:
-обладают умениями находить и самостоятельно применять информацию из различных источников;
-выносить аргументированные суждения с привлечением методов системного анализа;
-в ходе работы над учебным проектом у них вырабатывается собственное аргументированное мнение и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Проектно-исследовательская деятельность мною используется как действенный способ выявления одарённых детей и включения их в процесс приобщения к углубленному изучению химии, развития интереса к предмету, повышения эрудиции, выработке специальных умений и навыков, формирования культуры исследования. Особенностью исследовательской работы является то, что она имеет надпредметный характер, позволяет одаренным детям приобрести не только интеллектуально-теоретическую, но и практическую направленность, возможность непосредственного личного контакта с изучаемым материалом, что имеет важную социальную значимость.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2001.
2.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся./ А.В.Леонтович-М.:Просвещение,2002,с.17.