Статья «Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми»

1
0
Материал опубликован 11 June 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Григорьева Н.С.

ГБОУ лицей №533

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

На мой взгляд, каждый ребенок-одаренный, и задача педагога состоит в создании условий для развития неповторимых качеств каждой личности. Развитие творческой одаренности, можно осуществлять через проектно- исследовательскую деятельность в виде системы работы по организации исследовательской деятельности для раскрытия творческого потенциала учащегося.

Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, ребята развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов учащиеся развивают абстрактное мышление, способности формировать свое мнение и умение его отстаивать, умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках, формируют чувство ответственности за порученное дело, повышают уверенность в себе, осознают значимость выполненной работы.

Как известно, исследования и проекты имеют большое количество видов и разновидностей. Они классифицируются:

 - по доминирующей деятельности учащихся (исследовательский проект, информационный, творческий, ролевой, практико - ориентированный);

 - по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные проекты; внутриклассные, внутришкольные и др. );

 - по продолжительности (мини - проекты, недельные проекты, краткосрочные проекты, годичные и др.)

С точки зрения организации и реализации (из опыта работы) наиболее эффективными являются исследовательские, информационные, творческие, внутриклассные, краткосрочные и минипроекты.

Мною проектно-исследовательская деятельность организуется как на уроках (минипроекты), так и во внеурочное время.

Возможные темы проектов для учащихся всего класса:

-Химия в быту(8 класс)

-Мой рацион дня(9 класс)

-Металлы и сплавы в моем доме(9 класс)

-Полимеры в моей жизни(10 класс)

В результате такой творческой деятельности выявляются дети, готовые проводить индивидуальные исследования и проекты. Итогом такой деятельности является защита тем проектных и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях, на которых мои ребята занимают призовые места. Это такие проекты, как:

-Измерение кислотности различных напитков, продуктов питания, бытовых моющих

-Исследование загрязненности снежного покрова микрорайона школы; рек Санкт-Петербурга и Ленинградской области

-Изучение кислотности почвы разных районов города

-Содержание в цитрусовых витамина С

-Вред пластика и другие

Результатом моей работы с одаренными детьми является то, что мои ученики:

-обладают умениями находить и самостоятельно применять информацию из различных источников;

-выносить аргументированные суждения с привлечением методов системного анализа;

-в ходе работы над учебным проектом у них вырабатывается собственное аргументированное мнение и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Проектно-исследовательская деятельность мною используется как действенный способ выявления одарённых детей и включения их в процесс приобщения к углубленному изучению химии, развития интереса к предмету, повышения эрудиции, выработке специальных умений и навыков, формирования культуры исследования. Особенностью исследовательской работы является то, что она имеет надпредметный характер, позволяет одаренным детям приобрести не только интеллектуально-теоретическую, но и практическую направленность, возможность непосредственного личного контакта с изучаемым материалом, что имеет важную социальную значимость.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2001.

 2.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся./ А.В.Леонтович-М.:Просвещение,2002,с.17.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.