Проект «Юный помощник на кухне»
Проект «Юный помощник на кухне».
Приоритетная образовательная область: Познание
Образовательные области в интеграции: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей), групповой, исследовательский-творческий, краткосрочный.
Актуальность проекта: питание – тема очень актуальная. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Рациональная организация питания детей дошкольного возраста является проблемой большой государственной важности.
Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
За последнее 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важную роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание—это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности. Отличного настроения, важнейшее условие нашего здоровья и долголетия. Мы, постоянно, находимся в поиске новых способов позаботится о своем здоровье, и это поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимости обратить внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилось основной причиной создания нашего проекта.
Актуальностью данного проекта заключается в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через формирование представлений о здоровом питании.
Данный проект направлен на повышение знаний педагогов дошкольных учреждений, родителей и детей в области формирования культуры здорового образа жизни.
Цель проекта:
формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, формирование целостного представления о культуре питания, об организации правильного здорового питания.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты.
2.Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.
3.Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.
4.Воспитывать у детей культуру поведения за столом, эстетические чувства через сервировку стола, оформление блюд, внешний вид детей.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители;
Продолжительность проекта: (08.05. 2018 г. - 18.05.2018 г.)
Материалы и оборудование: (компьютер, фотографии и картины, иллюстрации, познавательная литература, изобразительные материалы, модели, оборудование для экспериментирования и игр, шапочки овощей).
Основные формы реализации проекта:
- ННОД;
- познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование);
- работа с познавательной литературой;
- продуктивная деятельность;
- игры дидактические и сюжетно-ролевые.
Этапы реализации проекта
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов, презентация работы над проектом.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Продукты проектной деятельности:
«Весёлая кулинария» картотека пословиц и загадок.
Выставка «Овощная ярмарка».
Презентация проекта:
Лэпбук «Веселая кулинария»
Реализация проекта
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
1 |
Выбор темы проекта, определение актуальности, цели и задач |
8 мая |
Воспитатель |
2 |
Подбор материалов, оборудования, изготовление наглядных пособий |
10 - 11 мая |
Воспитатель, родители |
2.1 |
Подбор детской литературы про овощи - стихи, сказки, рассказы. |
Воспитатель |
|
2.2 |
Подборка загадок об овощах |
||
2.3 |
Подбор дидактических игр на овощную тематику. |
||
2.4 |
Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Юный помощник на кухне». |
||
3.1 |
Анкетирование «Питание и здоровье детей» родителей |
14 – 17 мая |
Чайковская И.Н. |
3.2 |
Беседа с детьми на утреннем сборе: «Что они знают по теме проекта?», «Что хотят узнать?» и «Что для этого нужно сделать?» |
Чайковская И.Н. |
|
3.3 |
Сюжетно-ролевая игра «Угощение гостям» |
Чайковская И.Н. |
|
3.4 |
Тестопластика «Овощная ярмарка» |
Чайковская И.Н. |
|
3.5 |
Математическая игра «Готовим пиццу» |
Чайковская И.Н. |
|
3.6 |
Эксперименты с кока-колой. |
Чайковская И.Н. |
|
3.7 |
Игра «Овощная разминка». |
Чайковская И.Н. |
|
4.1 |
Лэпбук «Веселая кулинария» |
18 мая |
Чайковская И.Н. |
4.2 |
ННОД «Приготовление винегрета» |
Чайковская И.Н., родители |
Литература
Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.
Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
«Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова Волгоград, 2009 г.
«Проектная деятельность старших дошкольников», составитель В.Н.Журавлева, Волгоград, 2009г.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.
Приложение
Конспект ННОД.
Анкета для опроса родителей
Математическая игра «Готовим пиццу»
Эксперименты с кока-колой.
Игра «Овощная разминка».
2.Анкета для опроса родителей
Уважаемые родители!
Мы просим вас принять участие в исследовании, цель которого - оценить эффективность программы обучения детей правильному питанию. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем усовершенствовать ее содержание и формы реализации.
1.Как вы оцениваете значение питания для здоровья вашего ребенка:
- Очень высокое (здоровье ребенка очень сильно зависит от его питания)
- Высокое (здоровье ребенка зависит от его питания)
- Среднее (здоровье ребенка скорее зависит от питания)
- Ниже среднего (здоровье ребенка скорее не зависит от питания ребенка)
- Низкое (здоровье ребенка не зависит от его питания)
2.Насколько, по вашему мнению, важны следующие факторы для организации правильного питания ребенка? Расположите данные факторы в определенном порядке - от самого важного до наименее важного. Наиболее важный фактор будет иметь номер 1, второй по значимости – номер 2, и так далее, наименее важный фактор – номер 8:
- Наличие времени для организации правильного питания в семье
- Наличие достаточных средств для организации правильного питания
- Наличие знаний у родителей об основах правильного питания в семье
- Сформированность традиций правильного питания в семье
- Кулинарные умения и желание готовить у родителей
- Наличие знаний о правильном питании у самого ребенка
- Сформированность привычек в области питания у ребенка
- Понимание взрослыми важности и значимости правильного питания для здоровья ребенка
3.Какие проблемы, связанные с питанием ребенка, у Вас возникают?
- Нехватка времени для приготовления пищи дома
- Недостаток знаний о том, каким должно быть питание ребенка
- Нет условий для того, чтобы контролировать питание ребенка в течение дня
- Недостаточно средств для того, чтобы обеспечить рациональное питание ребенка
- Невозможность организовать регулярное питание ребенка в течение дня
- Отсутствие единого понимания у всех членов семьи, – каким должно быть правильное питание у ребенка (кто-то из взрослых разрешает есть сладости, кто- то запрещает и т.д.)
- Ребенок не соблюдает режим питания – ест тогда, когда захочет, ест менее 3 раз в день, заменяет основные приемы пищи перекусами
- Ребенок не умеет вести себя за столом
- Ребенок «увлекается» сладкими, острыми, жирными продуктами с высоким содержанием калорий: сладости, чипсы, сэндвичи или бутерброды, газированные напитки, сухарики и др.
- Ребенок отказывается от полезных продуктов и блюд
4.Какие привычки и правила поведения за столом сформированы у Вашего ребенка и как часто они проявляются?
- Ест в одно и то же время – не нужно заставлять вовремя позавтракать, пообедать и т.д.
- Моет руки перед едой без напоминаний
- Ест небольшими кусочками, не торопясь
- Использует салфетку во время еды
- Моет ягоды, фрукты, овощи перед тем, как их съесть
- Читает книгу во время еды
- Смотрит телевизор во время еды
- Ест быстро, глотает большие куски
5.Как часто Ваш ребенок употребляет следующие продукты, блюда и напитки:
Каждый или почти каждый день |
Несколько раз в неделю |
Реже 1 раза в неделю |
Не ест совсем |
||
ПРОДУКТЫ |
|||||
1 |
Каши (любые каши, в том числе овсяная, гречневая, рисовая и др.) |
||||
2 |
Супы (любые) |
||||
3 |
Кисломолочные продукты (ряженка, кефир, йогурт и т.д.) |
||||
4 |
Творог/ творожки, блюда из творога |
||||
5 |
Свежие фрукты |
||||
6 |
Свежие овощи и салаты из свежих овощей |
||||
7 |
Хлеб, булка |
||||
8 |
Мясные блюда |
||||
9 |
Рыбные блюда |
||||
10 |
Яйца и блюда из яиц |
||||
11 |
Колбаса /сосиски |
||||
12 |
Чипсы |
||||
13 |
Сухарики в пакетиках |
||||
14 |
Чизбургеры / бутерброды |
||||
15 |
Леденцы |
||||
16 |
Шоколад, конфеты |
||||
17 |
Пирожные / торты |
||||
НАПИТКИ |
|||||
18 |
Молоко |
||||
19 |
Какао |
||||
20 |
Сок / морс |
||||
21 |
Компот / кисель |
||||
22 |
Сладкая газированная вода (пепси- кола и т.п.) |
||||
23 |
Минеральная вода |
6.Какие основные приемы пищи присутствуют в режиме дня Вашего ребенка, в том числе считая приемы пищи в школе?
- Завтрак
- Второй завтрак
- Обед
- Полдник
- Ужин
7.Можно ли сказать, что Ваш ребенок обычно питается в одно и то же время в будние дни?
-Да, ребенок питается в одно и то же время всегда
-Да, почти всегда питается в одно и то же время
-Нет, ребенок питается в разное время
8.Как Вы оцениваете необходимость обучения Вашего ребенка правильному питанию в школе?
-Это нужно
-Это скорее нужно
-Это скорее не нужно, чем нужно
-Это не нужно
9.Как Вы оцениваете возможные результаты обучения ребенка правильному питанию в школе?
-Это поможет мне в организации правильного питания моего ребенка
-Это скорее поможет мне организовать правильное питание для моего ребенка
-Это вряд ли поможет мне организовать правильное питание моего ребенка
-Это не поможет мне в организации правильного питания моего ребенка
3.Математическая игра «Готовим пиццу»
Цель игры: закрепить умения работать со схемой (рецептом);
закрепить счет и отсчет предметов, соотношение числа и количества;
закрепить умение делить на части, ориентироваться на плоскости, закрепить умение сравнивать количество предметов. Активизировать словарь: половина, целое, одна шестая, поровну, больше, меньше. Развивать фантазию и творчество.
Оборудование: Пицца и ингредиенты изготовлены из фетра. Прилагаются рецепты для приготовления.
Задание: приготовить целую пиццу по рецепту.
Варианты игры: приготовить половину пиццы по рецепту. Приготовить 1/6 часть пиццы по рецепту. В более старшем возрасте закреплять деление.
Усложнения: заменить один ингредиент по рецепту, придумать и зарисовать свой рецепт, расположить продукты симметрично.
4.Эксперименты с кока-колой.
Кто из вас помнит, сколько воды содержится в организме человека?
Как вода попадает к нам в организм?
Напитки могут быть как полезными, так и вредными, например Кока- кола. Мы с ребятами провели эксперименты с этим напитком и хотим представить результаты.
Кока-кола и яйцо.
Цель: определить влияние кока-колы на зубную эмаль.
1. Кладем в баночку яйцо.
2. Наливаем кока-колу, закрываем.
3. Оставляем на 6 часов.
4. Вынимаем яйцо
5. Вытираем салфеткой.
Что мы видим? Яйцо стало коричневым.
Вывод: употребление кока-колы приводит к потемнению зубной эмали.
Кока-кола и гвоздь.
Цель: определить влияние кока-колы на стенки желудка.
1. Наливаем кока-колу в баночку.
2. Опускаем в банку ржавый гвоздь, закрываем.
3. Оставляем на 6 часов.
4. Вынимаем гвоздь.
5. Вытираем салфеткой.
6. Сравниваем.
Что мы видим? Ржавчина с гвоздя удалилась.
Вывод: употребление кока-колы влияет на стенки желудка
Кока-кола и молоко.
Цель: определить взаимодействие кока-колы на другие продукты.
1. Наливаем кока-колу в баночку.
2. Добавляем молоко, закрываем.
3. Оставляем на 6 часов.
Что мы видим? На дне банки появился черный осадок.
Вывод: употребление кока-колы влияет на другие продукты, в результате чего появляется осадок.
Итак, мы выяснили, что Кока-кола очень вредный напиток. А вот какие напитки приносят человеку пользу, нам расскажут ребята.
Вода- источник жизни.
Источник светлых дней
Взгляните вы, пожалуйста, в стремительный ручей
Напиться хочет каждый-
Ты реки береги.
Озёра, океаны и малые пруды.
Сок - не суп и не вода,
Пить его хочу всегда
Разных вкусов ассорти,
Вкуснее сока не найти.
Лейся в кружки и бокалы,
Квас - напиток от всех бед.
Он заслуживает славы,
Ну и пьётся тыщу лет.
Чай душистый, чай отличный
Будем листиком брусничным
Этот чай заваривать,
Пить и разговаривать.
Даст мне мама молочка даст иммунитета
Подрасту- скажу «спасибо» мамочке за это.
Молочный коктейль вспоминаю
Рецепт его очень не сложный
Где вижу, его покупаю,
Забыть его вкус невозможно.
И светит нам жизнь краской радужной
Не страшен нам зной и мороз
Когда мы пьём солнечный яблочный
Вишнёвый и клюквенный морс.
5. Игра «Овощная разминка»
Сейчас каждый из участников выберет себе шапочку с изображением овоща. Задание следующее я сейчас буду читать стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», как только вы услышите название своего овоща нужно встать с места и подпрыгнуть. Приготовились? Будьте внимательны!
ОВОЩИ
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!...
И суп овощной оказался не плох!