12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чулкова Надежда Алексеевна796
Россия, Ленинградская обл., Волхов
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»

Проект: «В гостях у сказки»                                              

Актуальность проекта

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору.  В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним. Жанр сказки  помогает наилучшим способом реализовать воспитательные задачи проекта. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств обучающихся, развития их внутренней жизни, творчества. Наш проект «В гостях у сказки» очень актуален, так как русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению

Общая цель :  Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка, раскрытие ценности совместного творчества педагогов, детей и их родителей.

Цель проекта:  Дать детям возможность приобщиться к народному творчеству. Проявить и развить свои способности в области разных видов деятельности (литература, изо, музыка, физкультура)

Задачи  проекта:

Образовательные:

1. Приобщать детей к народным сказкам, увлечь народными сюжетами.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную, речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

Воспитательные:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2.  Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

 Развивающие:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря детей

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3.  Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

4. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок

Описание проекта

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга, исчезает красота и образность русского языка. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. И народный русский фольклор – это сегодня один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка , дать им возможность понять друг друга. Русская народная сказка – прекрасный речевой материал , на основе которого у старшего дошкольника формируется его мировоззрение, обогащаются его чувства и речь, открываются  такие духовные ценности, как любовь и милосердие, добро и красота, храбрость и благородство, а также закладывается фундамент познавательной активности.

Целевая  группа: дети студии «Малыш», родители, педагоги.

 Формы организации детей по ознакомлению со сказкой:

•         использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников,   любой совместной с педагогом деятельности;

•         организация  игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

      •         использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на  занятиях;

•         включение сказочного материала в занятия по изобразительной , музыкальной, физкультурной деятельности детей в качестве художественного слова;

•         использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

•         включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, музыкальная и физкультурная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 1год

Результат: презентация проекта в форме досуга на тему «Путешествие по сказкам».

 Роли и обязанности участников

Проект «в гостях у сказки» рассматривается как дополнение к программе студии «Малыш». Содержание проекта в той или иной степени отражает материал всех блоков программы. Поэтому в его реализации принимают участие все педагоги студии «Малыш», дети и их родители. Дети слушают и сочиняют сказки, рисуют, лепят, слушают музыку, играют в игры..

Роли в проекте распределены следующим образом:

Содержание деятельности

                                Ответственные

Знакомство с проектом «В гостях у сказки»

Руководитель проекта

Внесение предложений по реализации проекта

Родители, педагоги студии

Работа по всем разделам программы: подбор материала и оборудования для занятий, как по развитию речи, так и по изо. Подбор песен, музыкальных и подвижных  игр.

Педагоги студии

Консультация для родителей на тему: « Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям», оформление папок-передвижек по теме проекта

Педагоги студии

Провести занятие на тему: «Добро пожаловать в сказку»

педагог по развитию речи

Организовать мастерскую проекта: (вязание крючком сказочных героев, изготовление книжек-ширмочек по любимой сказке и т.д.)

Родители, педагоги

Подготовить проведение итогового занятия

Все участники проекта

Проведение итогового занятия «Путешествие в страну сказок»

Педагоги и дети

 

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

1.     Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей , педагогов к теме проекта.

Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами студии. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

2.Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор  литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок, подвижных и музыкальных игр.  Обработка информационного материала.

2. Основной этап

1.Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

2. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность педагога, детей, их родителей Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», книг «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», викторина «Ах, уж эти сказки! ».

3.Мастерская проекта: родители принимают участие в изготовлении пальчикового театра (вязание крючком сказочных героев)

При реализации данного проекта использовать принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых, исполнителей проекта оказывать  ребятам практическую помощь, а также направлять и контролировать осуществление данного проекта. В ходе реализации проекта у  детей  должно происходить формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

3. Заключительный этап

Проводится анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе  творческой деятельности. Оформляется книжный уголок. Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей. Презентация проекта.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тематика занятий

Содержание деятельности

1.

Русская народная сказка «лисичка сестричка и серый волк» - рассказывание

Слушание, беседа , пересказ, инсценирование, рисование с помощью трафарета

2.

Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

Чтение  сказки, рисование героев сказки,  инсценирование

3.

Безопасность в природе (ОБЖ),Чтение сказки «Маша и медведь»

Чтение ,рассматривание иллюстраций, к сказке «Маша и медведь», лепка героев сказки, инсценировка

4.

Русская народная сказка «Колобок»,» Кот, петух и лиса» Беседа «Чему нас учат сказки»

Слушание, беседа о поведении героев в разных ситуациях

5.

Викторина по сказкам  «Курочка ряба»,»Лисичка сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят»

Чтение сказкок частичное, Выборочный пересказ. Игры «Узнай сказку по загадке», «Узнай сказку по картинке» ,»Узнай сказку по героям»

6.

Русская народная сказка « Заяц-хваста»

Чтение, пересказ, рассматривание иллюстраций

7.

Русская народная сказка «Три медведя»

Рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций

8.

Дидактические игры

«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?» «Помнишь ли ты эти стихи» Кубики и пазлы по разным сказкам.

9.

Час загадок

Загадки о сказках, героях сказок

10.

Беседа по пословицам и поговоркам

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

11.

 

Самостоятельное составление сказок

 

Русская народная сказка « Лиса, заяц и петух»

Чтение. Характеристика героев сказки

12

Русская народная сказка «Теремок»

Чтение, беседа о прочитанном

13

Рисование

Мой любимый сказочный герой»

14

Лепка

Лепка сказочных героев

15

Аппликация

По знакомым сказкам

16.

 Сказки «Гуси-лебеди». «Два жадных медвежонка»

Формировать навыки безопасного поведения в разных ситуациях

    Содержание работы с педагогами

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
  3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
  4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Ожидаемый результат:

Педагоги должны быть удовлетворены проделанной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

 

  Содержание работы с детьми : 

5.      Чтение разных сказок;

  1. Рисование детьми героев сказок.  
  2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  3. Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.
  4. Самостоятельное составление сказок.
  5. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  6. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
  7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  8. Загадки о сказках, героях сказок.
  9. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
  10. Инсценировка  сказки по выбору педагога

Ожидаемый результат:

- Дети должны знать большое количество сказочных персонажей (отрицательных и положительных героев)

- Знать и отгадывать загадки о животных (сказочные персонажи)

- Дети должны быть активны, самостоятельны, раскрепощены, в свободной деятельности применять пение песенок, инсценировать сказки, используя  для этого маски, атрибуты..

     Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

Ожидаемый результат:

- У родителей должен повыситься интерес к развитию творчества, знаний и умений у детей.

- Желание общаться с педагогами.

-Участвовать в жизни студии

Планируемый результат:

- Расширить знания детей о сказочном мире, о его положительных и отрицательных героях

- Пополнить  словарный запас

- Сформировать активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей

В результате совместной деятельности(педагоги, родители, дети) дети должны  получить возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научиться  сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

Оценка рисков

Риски проекта

Меры для их минимизации

1.Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей

- проведение бесед педагогами. Показ открытых мероприятий

- совместные коллективные дела детей и родителей

- участие родителей в реализации проекта

2. Отсутствие необходимого материала. информации

- Использование ресурсов сети Интернет, детской библиотеки

Литература

Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб.: Алетея,1996,с.99.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 310 с.

Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в Росси. – 1997. – № 4.

Психолог в детском саду 2004 № 2.

Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993. – 63с.

«Долго ли до беды?» – педагогическая профилактика детского наркотизма. Автор А.Т.Макеева, И.А.Лысенко. (Линка-пресс. Москва.2000.)

«Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» №  6 – 2005 год.

«Улыбка судьбы» Н.К.Медведева.

«Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997 –  №6.

 «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко.

 «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» О.А. Куревина.

 Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная пресса, 2006. – 128с.

 Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.

 Детский сад от А. до Я, №6 2005г. Терникова Л.И. По мотивам народных сказок // «Начальная школа» №3 2001
 

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (4)

ТабаковаЛ, 24.03.18 в 15:48 0Ответить Пожаловаться
Замечательный проект - образец, как правильно делать проект.
Чулкова Надежда Алексеевна, 24.03.18 в 20:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам огромное за комментарий.
Мишина Наталья Викторовна, 31.03.18 в 18:16 0Ответить Пожаловаться
Отличный проект, грамотно составлен и описан.
Чулкова Надежда Алексеевна, 01.04.18 в 19:59 0Ответить Пожаловаться
Я очень Вам признательна. Огромное спасибо, что оценили.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.