Технологическая карта урока на тему «Поход Александра Македонского на Восток»
Цели:
Дать представление о восточном походе греко-македонских войск.
Формировать умения работать с исторической картой.
На основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий.
Давать оценку деятельности участников исторических событий.
Планируемые результаты:
Предметные:
рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
работать с исторической картой;
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории.
Метапредметные:
формулировать собственную точку зрения;
слушать и слышать друг друга;
полно и точно выражать свои мысли;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
давать определения понятиям;
объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные:
обрести мотивацию к изучению нового материала;
оценивать личность Александра Македонского.
Оборудование: карта «Образование и распад империи Александра Македонского», презентация, учебник «История древнего мира» под ред. Вигасина А.А. и Годера Г.И., раздаточный материал.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
Словесное приветствие. |
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. |
||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Решение тестовых заданий |
Тестовые задания |
Взаимопроверка |
||||||||||||||||||||||
Мотивационно - целевой этап |
Определение темы урока. |
Одно из распространенных современных имен – Александр. Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого? Каких великих людей с таким именем вы знаете? Ребята, обратите внимание на слайд, Однажды Филиппу предложили купить коня, но конь оказался совершенно диким, вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Александр смело направился к коню. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. Кто изображен на слайде? "Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала". - Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность мальчика? - Как вы считаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Тема нашего урока: Поход Александра Македонского на Восток |
Мужественный защитник. А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие.
Александр, укрощающий Буцефала. Ответы обучающихся. Об Александре Македонском. |
||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи |
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. |
Давайте с вами посмотрим на карту с.204 учебника и на слайд что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония? + государство Македония небольшое Значит, какую армию может иметь такое государство? + армия македонцев небольшая что на карте обозначено черными стрелками? и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов? + Александр завоевал огромную территорию Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов? Итак, главный вопрос нашего урока? |
Она очень маленькая. Тоже не большую. Походы А. Македонского Завоевал огромную территорию ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА? |
||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания |
Самостоятельная работа с учебником, дополнительным материалом. |
Характеристика личности Александра на основе источников. (Приложение 1) Какие качества положительные и отрицательные вы можете назвать? Определите причины походов Александра на основе сведений, приводимых Плутархом. Работа с источником: Напутствие Филиппа юному Александру: «… Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала». из Плутарха. Слова Александра, когда пришла весть о военных успехах Филиппа: «Отец успеет захватить все, так что мне не удастся совершить ничего великого» С помощью § 42 и карты определите основные события похода Александра Македонского на Восток и выпишите в тетрадь. |
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.)
Причины походов Александра: Продолжить завоевательную политику Филиппа Македонского. Создание мировой державы.
|
||||||||||||||||||||||
Решение учебной задачи |
Вернемся к главному вопросу нашего урока: Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира? |
Личным качествам Хорошо подготовленному войску Население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру Желание продолжить дело отца (Филиппа) |
|||||||||||||||||||||||
Закрепление |
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях |
Выполните задание №44 в рабочих тетрадях |
Выполняют задание. |
||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Чему мы с вами научились на уроке? Как нам эти знания смогут пригодиться? Как вы оцениваете деятельность Александра Македонского? |
Оценивают свою работу на уроке |
|||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
§42, р.т. № 44,45 |
Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил: "Охотно, если мне придется соревноваться с царями".
Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Его отцом Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам: "Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит мне ни одного славного подвига"
Однажды Филиппу предложили купить коня, прозванного за сходство с головой быка Буцефалом. Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отказался от покупки, но Александр крикнул: "Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!". Он смело направился к коню (Александру тогда было 10 лет), схватил его за узду, погладил, успокаивая. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. "Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".
Александр получил прекрасное образование. Его учителем был великий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не только интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естественными науками. С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера "Илиада" македонский завоеватель не расставался никогда"
В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.
Перед решающей битвой у Гавгамел, где решалась судьба Персидской державы, военачальники посоветовали Александру напасть на персов ночью. "Я не краду победу", - ответил Александр. И сражение началось при свете дня.
В дни побед Александра при Иссе, разгрома Тира,царь персов Дарий присылает Александру письмо, в котором предлагает половину своей державы и дочь в жены Александру. "Будь я Александром,- сказал опытный седой полководец Парменион, - я бы принял эти условия!" . На что Александр ответил: "Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!"