Эссе «Профессия - учитель»

3
0
Материал опубликован 8 October 2017 в группе
Точка, точка, запятая…

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик-

Получился человечек.

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе,

Мы его нарисовали -

Только и всего…

(Из детской песенки.)

Только и всего? Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог- тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение – сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью.

XXI век представляет для нас новый исторический рубеж. И, конечно же, мы вкладываем в это понятие нечто больше, чем просто временные рамки. Мы не можем не задумываться о том, какими будут выпускники школ ХХI века, так как многого ждем от них, может быть больше, чем ждали от нас наши учителя. А какими же мы хотим их увидеть, наших учеников? Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлением эту смешную детскую песенку. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, добрым… Только и всего? Но ведь достаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, чересчур прагматично время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?

И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребенка, останется с ним на всю жизнь, поможет ему достойно жить в ХХI веке. Прекрасно сказал об этом В. Гюго: “Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его ”.

Учитывая эту особенность, я ввела на уроках технологии метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, кроме этого, он позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет общение детей и совместную деятельность с родителями.

За 10 лет работы в школе я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе.

С 2007 года я стала целенаправленно вносить в свою работу рекомендации учителей – новаторов, собственные методы и приёмы создания положительного эмоционального фона учения и развития креативности детей.

В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения. В основе её лежат идеи, убеждения и принципы, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии – моё убеждение, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный, кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких усилий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он – мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Мои ученики не дают мне стоять на месте. Мы всё время с ними что-то проектируем, воплощаем на практике. Мне приходится постоянно продолжать своё самообразование, а знания и умения, которые я получаю в ходе исследования, стремлюсь по мере возможности использовать в своей работе.

На мой взгляд, независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характер, способностей, он, как сказано в Библии, “запёртый сад, заключённый источник”.

И мы должны суметь найти ключ к этому “саду”.

Голова успеет поседеть, пока учитель реальные плоды своего нелёгкого благородного труда в дне завтрашнем. Но учитель учит, пока живёт, и живёт, пока учит. Наверное, поэтому учителю очень трудно расстаться со школой, с детьми, которых учил.

Сегодня, в период перестройки школы, мы вновь и вновь обращаемся к трудам А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. В их педагогике, выросшей из живого опыта, находим ответы на важнейшие проблемы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Оба педагога видели в ребёнке личность и строили процесс воспитания на основе личностно-деятельностного подхода. Они понимали, что воспитывать человека надо не по частям, а целостно. Внимание к ребёнку, его внутреннему миру и создание условий для максимального развития дарований и возможностей каждого, для его самосовершенствования и духовного возвышения - вот путь к демократизации жизни школы, к созданию творческой, инициативной, самостоятельной личности, завещанный нам великими педагогами.

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них даже своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считала необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

И если бы меня попросили обратиться со словами напутствия к молодым педагогом, я бы пожелала им – посвятить всю жизнь детям, так как они – главная ценность школы. И мы должны помнить об этом, находиться в постоянном творческом искании, чтобы детям было интересно приходить в храм науки.

 

Казакбаева Айгуль Зарифовна

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП№»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.