Профилактическая работа педагога-дефектолога Игнатьковой О.В.
Профилактическая работа педагога-дефектолога Игнатьковой О.В.
Профилактическая работа педагога-дефектолога предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Целью данной работы является выявление детей с ОВЗ и профилактика нарушений в развитии.
На основании результатов заседания ПМПК по отбору детей в МБУ «Центр ППМСП» Суземского района, было зачислено 15 человек. Выявление уровня актуального речевого и познавательного развития детей, зачисленных на занятия и обработка данных обследования для объективного заключения, позволяют обобщить следующие данные о дефектах в речевом и умственном развитии детей:
Нарушения звукопроизношения - 4 человека;
Общее недоразвитие речи – 2 человека;
ЗРР-1 человек;
Дисграфия – 1 человек;
ЗПР- 2 человека;
У.о.- 2 человека;
Смешанное парциальное недоразвитие грубой формы – 1 человек;
Расстройство психологического развития с аутистическими нарушениями – 1 человек;
Грубое расстройство психологического развития на фоне с. Дауна -1 человек.
После изучения в процессе диагностической работы определились основные направления коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками с трудностями в обучении. Работа строилась с учётом возрастных особенностей и индивидуальных особенностей познавательного и речевого развития.
В период с 1 октября по запросам родителей было всего обследовано 19 человек. Трое детей были отправлены на ПМПК в г. Брянск для подтверждения заключения педагога-дефектолога. Сотрудничество со специалистами: психиатром, педиатром, неврологом, логопедом, психологом позволило найти нужную тактику в работе.
Мной постоянно разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
В течение учебного года еженедельно проводятся индивидуальные консультации для родителей. Часто встречавшиеся темы, которые интересовали родителей это: «Автоматизация поставленных звуков», «Речевое развитие ребенка 6-7 лет», «Взаимосвязь семьи и педагога-дефектолога в коррекционной работе», «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» «Игры и упражнения для детей со сложными нарушениями в развитии», «Использование мнемотехники в коррекции ОНР у дошкольников», «Развитие познавательных процессов». Всего было проведено 40 консультаций.
В газету «Рассвет» мной было выпущено две статьи по профилактике устной и письменной речи и познавательных нарушений дошкольного и младшего школьного возраста.
В области здоровьясбережения я использовала методики сказкотерапии, игровые приёмы, песочной терапии, физкультминуток во время занятий, что способствовало соблюдению режима двигательной активности, снятию напряжения, повышению мотивации в занятиях, настрою на позитивное сотрудничество с педагогом.
Методы и приёмы обучения, выбранные мной, помогают умственно-
отсталым детям преодолевать трудности в усвоении, закреплении знаний, умений и навыков по программе развития детей с ограниченными возможностями здоровья.