12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павленко Венера1122
Уже более 25 лет я работаю с "особенными" детьми. Но каждый новый ребенок воспринимается мной, как первый. Как огромная и сложнейшая загадка. Разгадывать которую нужно практически на ощупь. Опираясь на знания интуицию и опыт.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Буклеты и советы»


 

Павленко Венера

Учитель – дефектолог

Кто такой дефектолог?

Зачем нужны занятия с дефектологом?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом, умственном, эмоциональном или психическом развитии.

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Учитель должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Дефектологические направления :

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;

тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;

логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Цели, которые ставит перед собой учитель -дефектолог, подразделяются на коррекционные, обучающие и воспитательные. В первую очередь, это:

- Коррекция дефектов развития ребенка;

- Формирование желания учиться посредством мотивации.

- Компенсация дефицита общих знаний, компенсация нарушений развития речевого аппарата, обучение грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

- Осуществляет диагностику детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.

- Объединяет детей с идентичным психофизическим состоянием в группы.

- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

- Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов.

- Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

- Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.


 

Функции педагога-дефектолога

- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.

- Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

- Развивает коммуникативные способности детей.

- Проводит коррекцию эмоционально – поведенческого состояния ребенка.

- Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Для каждого отдельно взятого ребенка с особенностями в развитии составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.


 

Мифы о работе дефектолога:

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Задача дефектолога определить оптимальные пути коррекции обучения и воспитания особенного ребенка. Мотивировать его на движение в этом направлении. Обучить и мотивировать родителей соблюдению рекомендаций и созданию условий, определенных педагогом.

Миф 3. Дефектолог, каким то образом вдруг и сразу разрешит все проблемы в развитии ребенка. Нужно понимать, что педагог даже при максимальной плотности занятий, проводит с ребенком не более 6% времени суток. Дефектолог не снимает с родителей проблемы с особенным ребенком. Он значительно облегчает решение этих проблем.

Опубликовано в группе «Буклеты и советы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.