9
Аналитический отчёт педагога-дефектолога Игнатьковой Оксаны Владимировны.
Должность: педагог-дефектолог, педагог дополнительного образования
Стаж работы: 7 лет; 0,6 лет
Дата прохождения курсовой подготовки: 3 марта 2018 года
Дата прохождения последней аттестации: ноябрь 2017 г.
Имеющиеся грамоты: грамота от отдела образования 29.08.2013 г.
Цель работы в 2017-2018 учебном году: осуществление образовательной деятельности по дополнительным программам коррекционно-развивающей, профилактической, развивающей направленности.
Анализ результатов работы по направлениям:
Диагностика.
В течение учебного года педагогом-дефектологом было проведено 49 первичных диагностик.
Из них 8 диагностик направлены на определение уровня активного развития и 41 диагностика на выявление речевого развития ребёнка.
По результатам обследования 3 детей были направлены на ПМПК для выявления дальнейшего образовательного маршрута с ребёнком.
14 человек были зачислены на занятия.
9 родителям даны рекомендации, трое детей поставлены на очередь.
В конце года было проведено 14 повторных диагностик, по результатам обследования с 5 детьми завершены занятия, в связи с прохождением программы в полном объёме и присутствия положительной динамики.
Коррекционно-развивающая работа.
Программа «Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития» под ред. М.А. Васильевой, с.г. Шевченко.
Цель: формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннего развития психических процессов.
Данная программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития.
По данной программе занимаются 4 человека. В конце учебного года у всех обучающихся имеется частично положительная динамика. Этим детям рекомендовано продолжить занятия с педагогом-дефектологом по данной программе.
Количество детей, продолжающих занятия по программе -4.
«Индивидуально-ориентированная коррекционная программа для ребёнка дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»
Цель: формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с РАС.
По данной программе занимается 1 ребёнок. В конце учебного года имеется положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия с педагогом-дефектологом по развитию произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций.
Количество детей, продолжающих занятия по программе -1.
«Программа для работы с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями» (на основе программы Царёва А.М. «Специальная индивидуальная программа развития - основа образования обучающихся с умственной отсталостью».)
Цель: обеспечение требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
По данной программе занимается один ребёнок. В конце года наблюдается частично положительная динамика. С ребёнком рекомендовано продолжить занятия по данной программе.
Количество детей, продолжающих занятия по программе -1.
«Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна» (составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «маленькие ступеньки»)
Цель: формирование у детей с тяжёлыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Программа предназначена для использования специалистами, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдром Дауна.
По данной программе занимается 1 человек. В конце года наблюдается частично положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия с педагогом-дефектологом.
Количество детей, продолжающих занятия по программе -1
«Программа логопедической работы с учащимися 1-4 классов по предупреждению дисграфии»
Цель: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 1-4 классов.
Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи.
По данной программе занимается 1 человек. В конце года имеется частично положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия с педагогом-дефектологом по данной программе.
Количество детей, продолжающих занятия по программе -1
«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
Цель: коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся с 1 по 4 класс.
Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
По данной программе занимается 1 человек. В конце года имеется частично положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия с педагогом-дефектологом по данной программе.
Количество детей, продолжающих занятия по программе -1
«Программа преодоления ЗРР у детей раннего возраста» (на основе программы Нищевой Н.В., Архиповой Е.Ф., Филичевой Т.Б.)
Цель: преодоление задержки речевого развития у детей третьего года жизни.
Данная программа предназначена для детей 2-3 лет, имеющих отклонения в речевом развитии.
По данной программе занимается 1 человек. В конце года имеется частично положительная динамика.
Количество детей, завершающих занятия по программе -1.
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с4до7лет) (На основе программы Н.В. Нищевой).
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет.
Программа предназначена для детей с ОНР с 4 до 7 лет).
По данной программе занимается 1 человек. В конце года имеется положительная динамика. Ребёнок полностью освоил программу в полном объёме, на основании этого рекомендовано завершить занятия с педагогом-дефектологом.
«Логопедическая программа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста «Учимся говорить правильно» (на основе программы Т.Б. Филичевой).
Цель: преодоление речевых нарушений, формирование произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Программа предназначена для детей 4-6 лет, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения и стёртую дизартрию.
По данной программе, занятия проводились с 4 детьми. В конце учебного года у всех детей имеется положительная динамика, в связи с прохождением программы в полном объёме, рекомендовано завершить занятия.
Количество обучающихся успешно освоивших программу и завершающих занятия -4.
Просветительская работа.
В течение 2017-2018 учебного года педагогом-дефектологом было проведено 54 консультации. Часто, проводимые консультации на тему:
Дисграфия, дислексия – что это такое? Пути коррекции.
Постановка и автоматизация трудных звуков в речи дошкольника.
Особенности развития ребёнка с аутизмом.
Развитие мелкой моторики у детей со сложными нарушениями в развитии.
ОНР у детей дошкольного возраста. Пути коррекции.
Особенности развития познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна.
Как вызвать речь у ребёнка с ЗРР.
Особенности познавательного развития у детей с ЗПР. Игры в домашних условиях.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика для постановки звуков.
Подготовка детей к школе с лёгкой степенью умственной отсталости.
Игры и упражнения для развития познавательных процессов у дошкольников.
Было проведено 3 беседы с воспитателями детских садов по результатам обследования речевой готовности детей к школе.
В газету «Рассвет» была опубликована статья на тему: «Проблемы нарушений речи у детей» и давалось интервью корреспонденту на тему: «От родителей жду сотрудничества».
В течение 2017-2018 года размещались статьи на разных сайтах:
http://safedomains.pro/kopilkaurokov.ru
http://safedomains.pro/kopilkaurokov.ru
https://multiurok.ru/myltiurok
http://kladraz.ru
В информационном уголке МБУ «Центр ППМСП» Суземского района готовились буклеты и памятки для родителей на тему:
Что должны родители делать, для того чтобы не было проблем с речью.
Правила речевого поведения у родителей.
Игры для развития речи детей третьего года жизни (сайт урок РФ).
Особенные дети. Аутизм.
Как разговорить молчуна?
Если ребёнок в 5 лет не выговаривает звуки.
Развиваем мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста с ЗПР с помощью бельевых прищепок.
«профилактика и коррекция зеркального письма у детей подготовительной к школе группе.
Упражнения для развития внимания, мышления, памяти.
Если ребёнок заикается.
Профилактическая работа
В течение учебного 2017-2018 года проводилась профилактическая работа:
- по вопросам воспитания детей – инвалидов – 4 человека;
- по вопросам речевого развития детей в приёмной семье -1 человек и в неполной семье – 1 человек;
- по вопросам определения актуального развития ребёнка в социально неблагополучной семье -1 человек.
Методическая работа.
В течение учебного 2017-2018 года было принято участие:
- в конференциях:
Международная научно-практическая конференция на тему: «Тенденции и приоритеты современного образования».
Научно-методическая конференция «развитие коррекционного образования в ракурсе современности».
Онлайн - конференция: «Цифра: инвестиции в педагога.
Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда ДОУ – главное условие».
- в онлайн-вебинарах:
1. Игровые приёмы развития высших психических функций у детей с ОВЗ.
2. Как решаются проблемы детской неусидчивости с помощью методики «Академия Монсиков».
3. Рисование на вертикальных поверхностях – мультицелевой эффективный метод работы логопеда и психолога.
4. Экспресс – диагностика речевого статуса дошкольников и младших школьников с нарушение речи различного генеза.
5. Развитие речи у дошкольников младшего возраста с ОВЗ с применением интерактивных игр.
6. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
7. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками.
8. Разработка индивидуального образовательного маршрута для аттестации специалиста коррекционного профиля.
9. Приёмы постановки и автоматизации «трудных» звуков с помощью интерактивных и настольных игр.
10. Особенности коррекционной работы над развитием фонематического слуха у детей с ОВЗ.
11. Развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР с применением интерактивных и настольных игр.
11. Речевое экспресс-обследование дошкольников с ОВЗ с помощью интерактивных пособий.
12. Приёмы речевой диагностики «неговорящего» малыша с нарушением поведения
- в конкурсах и олимпиадах:
1. Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования «Лучшая настольная развивающая игра своими руками».
2. Всероссийский конкурс для педагогов на лучший мастер-класс «Опыты и эксперименты для детей».
3. Всероссийский конкурс для учителей коррекционных классов «Лучшая авторская презентация к уроку».
4. Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучшую методическую разработку занятия-игры.
5. Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую образовательную настольную игру «Учусь, играя».
6. Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей «Образование детей с особыми образовательными потребностями».
7. Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей «Современная образовательная среда».
8. Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей «Учитель, который знает и умеет всё».
- создание методических разработок на тему:
1. Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: «Речевое развитие детей третьего года жизни». 2. Презентация к занятию по окружающему миру с детьми ЗПР подготовительной группы на тему: «Дикие животные» 3. Представление педагога-дефектолога 4. Развивающий стенд - бизиборд своими руками для любимой доченьки( для детей от 6 месяцев до 4 лет). 5. Представление учителя-логопеда на ребёнка младшего школьного возраста 6. Карта обследования педагога-дефектолога 7. Конспект занятия для детей 6-8 лет с использованием коллажа на тему: «Знакомство со звуком «Н»» 8. Конспект занятия деля детей 6-8 лет с использованием коллажа на тему: «Роль ударения в нашей речи» 9. Конспект занятия по развитию речи детей 6 -8 лет с использованием коллажа на тему: «Птицы» 10. Конспект занятия по развитию речи с детьми 6-8 лет с использование коллажа на тему: «Рецепторы» 11. Индивидуальное занятие по развитию речи с использование коллажа для детей 6-8 лет на тему: «Горыныч-осень» 12. Конспект логопедического индивидуального занятия-игры с ребёнком с задержкой речевого развития на тему: «Весёлые зверушки» 13. Авторская презентация педагога-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему: «Домашние животные и птицы» 14. Настольная логопедическая игра для детей дошкольного возраста «Весёлые звуки» 15. Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Весёлая наука для детей»Анализ достижений:
Педагогом-дефектологом были разработаны новые методы работы для развития речи и познавательных процессов детей, которые в процессе работы давали положительные результаты:
- развитие речи детей с использованием коллажа;
- крупотерапия;
- использование мнемотехники для развития речи детей с ОНР;
- использование прищепкотерапии;
- создание авторских дидактических материалов в виде компьютерных презентаций на тему:
1. «Дикие животные» (для детей подготовительной группы с ЗПР);
2. «Домашние животные и птицы» (для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР).
- создание авторских настольных игр своими руками для коррекции звукопроизношения на тему: «Весёлые звуки».
В течение 2017-2018 учебного года с обучающиеся принимали участие в конкурсах, олимпиадах и викторинах:
Коваленко Екатерина Владимировна – 1 место во всероссийском конкурсе талантов «Очумелые ручки»;
Крысин Егор-1место в международной дистанционной олимпиаде «Зима-2018»;
Беликов Ярослав Сергеевич-диплом 1 степени в международной викторине для младших школьников с ОВЗ «Знайка».
Крысин Егор, Коваленко Екатерина -1 место в конкурсе творческих работ «Подарки для родителей» (МБУ «Центр ППМСП» Суземского района);
Игнатькова Дарина-1 место в конкурсе зимних поделок «Весёлый снеговик» (МАДОУ «Детский сад №4 «Ручеёк»» пгт Суземка).