"Профилактика детских страхов и тревожности"

1
0
Материал опубликован 8 April

Тема 6: Профилактика детских страхов и тревожности.

Сегодня мы поговорим о страхах и родственных ему чувствах, таких как тревога и беспокойство.

2 Слайд Страх – это эмоциональное отражение в психике конкретной угрозы для жизни и благополучия. А тревога эмоциональное заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога не всегда эмоционально отрицательно заряжена, т.к. возможно переживание и радостного волнения, волнующего ожидания.

Беспокойство может перерасти либо в страх, либо в тревогу. Что может вызвать тревогу у вашего ребенка? Приведите, пожалуйста, пример. Что можно сделать, чтобы снизить уровень тревоги? (Рисунок и игра – два универсальных средства для снижения тревоги и беспокойства)

……………………………………………………………………………………………

3 Слайд

Чтобы предотвратить тревогу, сообщайте ребенку заранее о предстоящих событиях. Так как именно неизвестность создает беспокойство. Серьезные изменения в вашей жизни, такие как переезд, развод, рождение второго ребенка, и даже посещение нового кружка или поездка в санаторий, где ребенок останется один - заслуживают тщательной подготовки. Ребенку нужно объяснить все в деталях, без обма


Профилактика страховPPT / 706.5 Кб

/data/files/s1744117069.ppt (Профилактика страхов)на, но на доступном ребенку уровне. Когда Вы делаете что-то впервые – это всегда волнительно. У Вас еще нет опыта поведения в подобной ситуации. У ребенка маленький жизненный опыт, а многие предстоящие события являются значимыми в его жизни. Как восполнить отсутствие этого опыта? Конечно через игру или через рисование предстоящего события.


Неравномерное развитие ребенка также может стать причиной появления тревожности и страхов. Опережение интеллектуального развития над эмоциональным часто дает ребенку многообразие вариантов разрешения ситуаций, в том числе пугающих. Кроме того, более интеллектуальные дети раньше начинают испытывать экзистенциальные страхи (страхи смерти, самоубийства, одиночества и т.п.).

……………………………………………………….

4 слайд

Виды страхов.

Страхи могут быть возрастными и личностными. Возрастные. Этот вид связан с возрастными изменениями. Совершенно нормальное явление. Человек растет и развивается. Сталкивается с новыми ситуациями. Отрыв от матери (первые шаги). Эмоциональный разрыв (поступление в детский сад). Принятие новой социальной роли (переход в школу). Каждый новый шаг сопровождается переживанием страха. Его преодоление – скачок в развитии.

Кроме того, у человека имеется изобилие личных страхов, нетипичных для указанных переходных периодов. Жуки, пауки, замкнутые пространства и т.д. В дошкольном возрасте страхи имеют свою специфику, т.к. страх естественно возникает из жизненного опыта.

……………………………………………………………………………………………..

5 слайд

Можно выделить два основных источника страхов:

1. Травмирующий опыт ребенка (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.п.)

2. Внушаемые страхи

Источником внушаемых страхов являются сами взрослые. Возникает они благодаря настойчивым подчеркиваниям ситуаций, несущих опасность. И такие предупреждения необходимо делать, т.к. у детей все –таки чаще над инстинктом самосохранения верх берет любопытство.

Любопытный факт, что из фраз «не подходи – упадешь», «не бери – обожжешься», «не гладь – укусит», - ребенок воспринимает только вторую часть фразы, обозначающую опасность. Таким образом, если вы и добиваетесь послушания, то какой ценой. Страх ребенка закрепляется и распространяется на сходные ситуации.

………………………………………………………………………………………….

6 слайд

Более подробное рассмотрение причин детских страхов.

1.Отношение в семье (Физические наказания и эмоциональная холодность родителей) Каждый человек имеет потребность быть принятым, понятым и любимым. Если ребенок не чувствует поддержку и любовь со стороны родителей, то он ощущает враждебность мира по отношению к нему, свою уязвимость. И конечно у такого ребенка высокий уровень тревожности.

2. Ситуативные испуги, психические травмы. (Большая собака, машина, вероятность помещения в больницу). В данном случае у ребенка возникает реактивная тревожность, которая легче поддается лечению. Признак этой природы страха – реальная ситуация, которая воздействовала на ребенка.

3. Наличие потенциально опасных ситуаций: фантазия ребенка останавливается на одном или нескольких вариантах развития событий, которые реально не произошли, но могут произойти. Наиболее часто дети боятся:

Развода родителей

Быть потерянными

Что с родителями что-то случится, мама разлюбит, уйдет, забудет

Получают информацию, которая не может быть адекватно переработана, но глубоко проникает в память (разговоры родителей, случайные реплики, телепрограммы, фильмы-катастрофы и т.п.)

Боятся подвергнуться насилию со стороны чужих (воров, бандитов)

………………………………………………

7 слайд

4. Наличие родительских проблем, если они переносятся на детей. Это приводит к развитию тревожности.

5. Неадекватность требований, предъявляемых к ребенку, его возрасту и уровню развития. Ребенок начинает бояться ошибок, каких-либо действий вообще, чувствует себя постоянно не способным «соответствовать». (Пример дидактических игр. Если правила игры сложны для ребенка, и на протяжении всей игры взрослый постоянно одергивает ребенка, напоминает ему о правилах, то в такой игре ребенок получает больше вреда, чем пользы. Он не получает удовольствия от игры, чувствует свою несостоятельность. Подобные ситуации при частом повторении приводят к росту тревожности.)

6.Искажение личности ребенка стилем воспитания (гиперопека или равнодушие). Это дети, которые внешне благополучны, но у них возникает внеситуативная тревожность, причина которой кроется в неподготовленности ребенка решать адекватные возрасту задачи. Такая тревожность принимает форму лени, неорганизованности, равнодушия.

7. Определенные психические свойства ребенка (повышенная чувствительность) или наличие определенных способностей. Например, высокоинтеллектуальные дети видят большое разнообразие вариантов разрешения ситуаций, в том числе пугающих. Эмоционально они бывают не готовы к какому-либо опыту. А также такие дети раньше возраста начинают испытывать экзистенциальные страхи: страх смерти, самоубийства).

8. Нарушение соматического здоровья. Ребенок становится тревожным из-за постоянного ожидания приступа (например, эпилепсии, астматического приступа), а также дети впитывают волнения родителей по поводу своего здоровья.

…………………………………………………………………………..

8 слайд

На что нужно обращать внимание, чтобы распознать наличие страхов и тревожности у детей?

Кроме тех очевидных ситуаций, в которых ребенок говорит напрямую о своих страхах, есть некоторые косвенные признаки, на которые можно и нужно обратить внимание.

Диагностика страхов

Детские игры, направленные на борьбу со страхами

Уход от деятельности

Нарушение сна

Мышечное напряжение

Раздражительность

Рисунки с преобладанием черного и серого цвета, частая штриховка, шипы, колючки и т.п.


Рисунки:, 9, 10 и 11 слайды

…………………………………………………………………………………..

12 Слайд

1. Первый шаг в борьбе со страхами - признание его существования.

В повседневной воспитательной практике ребенка начинают убеждать в том, что бояться нечего. Все детские фантазии разоблачаются как иллюзии, ребенку объясняется объективный порядок вещей, в соответствии с которым его страх выглядит нелепым. Однако ребенок понимает, что в объяснениях взрослого очевидная неправда, ведь источник страха вполне реален в его жизненном мире. Страдая от такого воспитания, ребенок учится не доверять очевидностям и попадает в плен чужого мировосприятия.

Что же делать? Как правильно реагировать на детские страхи?

Взрослый должен показать ребенку, что он его понимает. Акцент должен быть сделан на том чувстве, которое испытывает ребенок. Т. е. родитель или др. взрослый признают, что какой – либо факт вызывает у ребенка страх. Это отнюдь не значит, что взрослый должен бояться вместе с ребенком и разыгрывать, что ему тоже страшно. Напротив, ребенок должен увидеть, что взрослый уверен и может предложить разрешение ситуации.


Итак, давайте подумаем, как предостеречь ребенка от опасности, не внушив детям страха? И как бороться с уже образовавшимися страхами (реальными и нереальными)?

Если вы принимаете страх ребенка, т.е. признаете, что ребенку на самом деле страшно и учите бороться с тем конкретным страхом, который испытывает ребенок, то ребенок справляется с этой проблемой не путем вытеснения и вашего разубеждения, а он использует для этого собственные психические силы.

2. Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов.

Проигрывание устрашающих ситуаций («игра со счастливым концом»)


Дети, как правило, очень охотно соглашаются поиграть со своими страхами. Предложите ребенку ту ситуацию, которая ему доставляет дискомфорт. Предложение должно выглядеть заманчиво и нестрашно. Начать можно приблизительно так: « Я знаю, такую игру, где волшебный (или сильный) герой побеждает (в соответствии со страхом) монстра, бабу Ягу и т.п.» Если речь идет о реальных страхах совсем не обязательно называть ребенку конкретного персонажа. Так как в игре с выдуманными персонажами ребенок бессознательно будет переносить неприятные качества на негативного героя. Тем более, что у ребенка уже есть зачатки морали и ему сложнее будет «наказать» реального человека или животное. А вот мир сказочных персонажей ему это позволяет сделать. Так как здесь меньше запретов. Все как будто не по настоящему. Но самое главное, что чувства ребенка являются при этом самыми, что не наесть настоящими.

Дети часто боятся темноты, ведь в ней много неизвестного, а значит тревожащего. Детское воображение очень быстро рождает фантастические образы. Нужно опередить события и помочь ребенку создать положительного героя. В играх с темнотой обычно лучше использовать контрасты: темное и светлое, ночь и день. В зависимости от степени страха выбираются разные игры. Если ребенок только первый раз столкнулся со страхом, например, отключили во всем доме свет, то можно просто поиграть в комнате с приглушенным светом, используя самые разные светящиеся предметы, обычные фонарики, поиграть с тенью, сделать театр теней (образы лучше выбирать дружелюбные, чтобы не создать дополнительные страхи).

Если же ребенок вообще не переносит темноты. Боится заходить один в комнату, то его вряд ли привлекут игры в темноте. Тогда начинать нужно издалека. Игры с макетами комнаты, где ребенку не обязательно заходить в комнату самому, а это делают игрушки –очень подходят в этом случае. В качестве таких комнат подойдет пространство, например под столом, накрытое темной тканью. В таких играх не стоит торопить ребенка. Он сам выбирает подходящий момент, когда его герой решается зайти в темноту. В момент вхождения нужно оставить положительные эмоции у ребенка от покорения темноты. Для этого подойдут вдруг появившиеся добрые персонажи, за которых играет взрослый. Это могут быть светлячки в виде маленьких горящих лампочек, а может быть добрая сова, с которой знакомятся герои. Сова может рассказать о прелестях ночи.

Рисование страха и его уничтожение, волшебные превращения

Что касается других страхов. После того, как нарисован страх, предложите ребенку сделать рисунок смешным. Объясните, что то, что нас смешит, не может нас пугать. Ребенку предлагается нарисовать своему страху красный нос, смешные башмаки, шарик в руки. Рядом предложите нарисовать друга для страха, который теперь, увидев такое смешное чудище, хочет с ним подружится.

Есть и другие способы борьбы со страхами. Это уничтожение страха путем закрашивания, разрезания рисунка, сжигания, размывания с помощью воды. Эти способы ни чуть не хуже дружелюбного раскрашивания страха. Со временем ребенок выплеснет негативные эмоции и сможет разговаривать со страхом по- другому. Средство ребенок выбирает сам. Только он знает, что доставит ему наслаждение и сможет высвободить страх наружу.

Сказочные методы с выходом в игру или рисунок

В примере со страхом темноты для рисования очень хорошо подходит техника «граттаж». Для его подготовки необходимо закрасить половину листа яркими светлыми цветами, после высыхания нанести сплошной слой парафиновой свечки, а затем покрыть парафин черной тушью. Вот и готова ночь. Вторая половина листа – белая загибается, что символизирует дверь. Объясните ребенку, что сейчас начнется удивительная игра под названием: «Путешествие в загадочную страну ночи». Можно использовать исписанную шариковую ручку для рисования по черному листу. Начинать изображать сказочных героев можно с точки или линии. Ребенок видит, как из темноты появляются светлые герои, темнота перестает быть такой загадочной и страшной. Можно сделать акцент, на то, что все, что было в темноте, при появлении света остается таким же, на то, что в темноте, если присмотреться можно найти много удивительного, красивого и светлого.



Придуманные ритуалы, заклинания, обереги


С монстрами можно и нужно бороться сказочными мерами. Например, папа может сказать, что лучшее средство от монстров – волшебная палочка из ветки березы. И если папа с ребенком сходят в лес, добудут березовую веточку, выстругают палочку и раскрасят ее, а потом малыш положит ее под подушку, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Еще одно средство – завести домашнего питомца и убедить ребенка, что монстры не водятся там, где есть звери, и что его пушистый или пернатый друг его охраняет. Это придаст малышу уверенности. На детей очень хорошо воздействуют придуманные вместе со взрослым заклинания для изгнания страхов, амулеты и обереги, сделанные своими руками. Призовите на помощь добрые фантазии и вместе вы победите!


………………………………………………………………………………………………………….


Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях.

Стих-заклинание для борьбы со страхом темноты

Злые духи и кощей

Не живут среди вещей

Но бывает из-за страха

Я в прихожей вижу Аха!

Нужно громко крикнуть «Ах»

И тот час исчезнет страх!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.