Применение технологий «Профилактика школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»
Профилактика школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста
Социально-психологическими особенностями и причинами формирования школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста являются: преобладание критики над похвалой, высмеивание недостатков и насмешек сверстников, запугивание, отсутствие общения, разлука с объектом привязанности. В тех случаях, когда важнейшие потребности детей младшего школьного возраста, отражающие их внутреннюю позицию школьника не удовлетворены, они могут переживать страх постоянного ожидания неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Профилактика школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста в настоящее время является глобальной психолого-педагогической проблемой. Профилактика школьных страхов и тревожности важна при подготовке детей к трудным и стрессовым ситуациям (контрольные, проверочные работы, конкурсы, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Учитывая остроту проблемы необходимо разработать эффективную технологию деятельности по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста. В отечественной науке педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании исследовали Г.Н. Александров, Н.И. Иванкова, Н.В. Тимошкина, Г.К. Селевко, Т.Л. Чшиева и др.
Педагогическая технология в работе рассматривается как специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата.
Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает у детей младшего школьного возраста чувство страха и тревоги. Школьные страхи не только лишают детей младшего школьного возраста психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию тревожности и детских неврозов.
Принимая длительный характер, выходя за рамки возрастных проявлений, страх и тревожность вызывает у детей младшего школьного возраста чувство бессилия, закрепляет неспособность конструктивно взаимодействовать с другими, что особенно важно в младшем школьном возрасте в плане социального развития.
Все это мешает успешному освоению учебной деятельности. Поэтому необходима своевременная профилактика школьных страхов и тревожности, которая поможет предупредить у младших школьников расстройства эмоционально-волевой сферы и сохранит психологическое здоровье детей.
Анализ источников и современных реалий позволяет говорить о следующем противоречии: междупотребностью в профилактике школьных страхов и тревожности и отсутствием эффективных технологий по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, несмотря на определенную степень изученности проблемы профилактики школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста все еще недостаточно практических исследований, касающихся технологии деятельности психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Процедура деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает в себя следующую программу: формулировку проблемы, определение объекта и предмета, цели и задач исследования, защищаемых положений, стратегический план исследования, а также план (этапы) и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Методы исследования. В исследовании применяютя следующие диагностические методы: наблюдение, беседа, проективный и тестирование.
Методики, используемые, представлены в таблице 1
Таблица 1
Методики, используемые для выявления страхов и тревожности
№ | Название, автор | Цель | Процедура диагностики | Время проведения |
1 | «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) Дж. Бака | Выявление особенностей личности, тревожности | Обследуемым предлагается нарисовать «дом», «дерево» и «человека» | 35-45 минут |
2 | Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой | Исследование эмоционально-личностной сферы младших школьников | При проведении диагностики испытуемым выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. После завершения рисунка, в качестве дополнения задаются вопросы, ответы, которые помогут уточнить интерпретацию | 35-45 минут |
3 | Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой | Выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) | Испытуемым выдается стимульный материал, в котором перечисленные страхи нужно соотнести с одним из домиков (красным или черным) | 35-45 минут |
4 | Шкала явной тревожности «CMAS», адаптация А.М. Прихожан | Предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет | Испытуемым выдается стимульный материал, на страницах которого были напечатаны утверждения, имеющие два варианта-верно и неверно, в которых описаны события, переживания случаи. Необходимо внимательно прочесть каждое предложение и ответить на вопрос | 40 минут |
5 | Метод незаконченных предложений | Выявить основные компоненты образовательной среды, которые вызывают тревожность у испытуемого; выявить особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды | Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степени навыками письма, методика проводится только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагностики | 15-20 минут |
Содержание технологии деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает четыре взаимосвязанных этапов:
Первый этап. Диагностико-прогностический, включающий исследование школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью методик представленных в таблице 1.
Второй этап. Разработка технологии деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста, которая включает программу профилактики и коррекции школьных страхов и тревожности, описанную ниже. Нами определена конструктивно-позитивная модель профилактикишкольных страхов и тревожности, которая включает ролевые игры, арт-терапевтические методы, психологические тренинги и т.д.
Третий этап. Реализационный этап включал программу коррекции школьных страхов и тревожности, разработанную на основе подобранных программ. Программа включает 12 занятий в форме тренинга. Длительность занятия 45 минут. Программа профилактики и коррекции школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста должна реализовываться 2 раза в неделю в течении 6 недель.
На первом занятии осуществляется знакомство с детьми, выбор правил работы в группе, презентация программы.
На втором и последующих занятиях структура включает вводную, основную и заключительную части. Вводная часть занятия состоит из приветствия, разминочных игр и упражнений, проверки домашнего задания, обозначения цели занятия. Основная часть включает игры и творческие задания, направленные на коррекцию страхов и тревожности. Заключительная часть состоит из домашнего задания, рефлексии и прощания.
На последнем занятии младшие школьники «путешествуют» по прошедшим темам и «собирают чемодан» психологических качеств и свойств, приобретенных на занятиях.
Реализационный этап включает работу с педагогами и родителями. Этот блок профилактической работы осуществляет педагог-психолог.
Четвертый этап. Экспертно-оценочный этап технологии деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает анализ и оценку результата практической деятельности; написание выводов.
Содержание программы профилактики и коррекции школьных страхов и тревожности
Цель: формирование навыков совладающего поведения со своим волнением, тревожным состоянием в ситуациях, вызывающих напряжение, тревогу и страх у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
научить дифференцировать эмоции и эмоциональные ситуации с позиции значимые и незначимые;
сформировать способы поведения и обучить приемам и методам овладения своим волнением в тревожных и вызывающих страх ситуациях;
создать безопасные условия для выражения эмоций, способствующих повышению их самооценки.
Методы воздействия: терапевтические сказки; арттерапевтическиеметодики; игры и задания, направленные на развитие саморегуляции; телесно-ориентированные методики; дыхательные упражнения; релаксационные методы.
Форма работы: групповая.
Структура:
ритуал приветствия. Цель: активизация, настройка на работу;
разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма;
коррекционно-развивающая часть;
релаксация. Цель: снятие напряжения;
рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, закрепление полученного результата.
Тематический план занятий представлен в таблице 2
Таблица 2
Тематический план
№ | Тема | Цели |
Привет, Я….. | Знакомство и установление контакта и установление доверительных отношений с группой | |
Мир эмоций | Создание безопасных условий для выражения эмоций, связанных с тревожащими ситуациям | |
Я в мире эмоций | Обучение дифференциации ситуаций на значимые и незначимые | |
Мои чувства и переживания | Отреагирования вытесненных чувств | |
Страхи и их преодоление | Преодолениестраха совершения ошибки | |
Мое поведение в ситуациях, вызывающих тревогу | Групповое формулирование возможных конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих тревогу | |
Школьные страхи, как их преодолеть | Групповое формулирование возможных конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих школьный страх | |
Как можно выйти из ситуации, вызывающей страх и тревогу | Развитие навыка использования конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих тревогу | |
Как можно выйти из ситуации, вызывающей страх и тревогу | Развитие навыка использования конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих тревогу | |
Самооценка | Адекватизация самооценки | |
Самооценка, как ее сохранить | Работа с самооценкой | |
Я среди людей | Закрепление представлений участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально-окрашенными образами личности |
Содержание технологии деятельности педагога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает четыре взаимосвязанных этапа: диагностико-прогностический, разработку оптимальной технологии, реализационный этап и экспертно-оценочный. Реализация технологии деятельности педагога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает диагностику школьных страхов и тревожности, апробацию разработанной программы и повторной диагностики с целью проверки эффективности разработанной технологии.