Применение технологий «Профилактика школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»

5
0
Материал опубликован 9 January

Профилактика школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста

Социально-психологическими особенностями и причинами формирования школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста являются: преобладание критики над похвалой, высмеивание недостатков и насмешек сверстников, запугивание, отсутствие общения, разлука с объектом привязанности. В тех случаях, когда важнейшие потребности детей младшего школьного возраста, отражающие их внутреннюю позицию школьника не удовлетворены, они могут переживать страх постоянного ожидания неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Профилактика школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста в настоящее время является глобальной психолого-педагогической проблемой. Профилактика школьных страхов и тревожности важна при подготовке детей к трудным и стрессовым ситуациям (контрольные, проверочные работы, конкурсы, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Учитывая остроту проблемы необходимо разработать эффективную технологию деятельности по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста. В отечественной науке педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании исследовали Г.Н. Александров, Н.И. Иванкова, Н.В. Тимошкина, Г.К. Селевко, Т.Л. Чшиева и др.

Педагогическая технология в работе рассматривается как специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата.

Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает у детей младшего школьного возраста чувство страха и тревоги. Школьные страхи не только лишают детей младшего школьного возраста психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию тревожности и детских неврозов.

Принимая длительный характер, выходя за рамки возрастных проявлений, страх и тревожность вызывает у детей младшего школьного возраста чувство бессилия, закрепляет неспособность конструктивно взаимодействовать с другими, что особенно важно в младшем школьном возрасте в плане социального развития.

Все это мешает успешному освоению учебной деятельности. Поэтому необходима своевременная профилактика школьных страхов и тревожности, которая поможет предупредить у младших школьников расстройства эмоционально-волевой сферы и сохранит психологическое здоровье детей.

Анализ источников и современных реалий позволяет говорить о следующем противоречии: междупотребностью в профилактике школьных страхов и тревожности и отсутствием эффективных технологий по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, несмотря на определенную степень изученности проблемы профилактики школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста все еще недостаточно практических исследований, касающихся технологии деятельности психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Процедура деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает в себя следующую программу: формулировку проблемы, определение объекта и предмета, цели и задач исследования, защищаемых положений, стратегический план исследования, а также план (этапы) и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Методы исследования. В исследовании применяютя следующие диагностические методы: наблюдение, беседа, проективный и тестирование.

Методики, используемые, представлены в таблице 1

Таблица 1

Методики, используемые для выявления страхов и тревожности

Название, автор

Цель

Процедура диагностики

Время проведения

1

«Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) Дж. Бака

Выявление особенностей личности, тревожности

Обследуемым предлагается нарисовать «дом», «дерево» и «человека»

35-45 минут

2

Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой

Исследование эмоционально-личностной сферы младших школьников

При проведении диагностики испытуемым выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. После завершения рисунка, в качестве дополнения задаются вопросы, ответы, которые помогут уточнить интерпретацию

35-45 минут

3

Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой

Выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.)

Испытуемым выдается стимульный материал, в котором перечисленные страхи нужно соотнести с одним из домиков (красным или черным)

35-45 минут

4

Шкала явной тревожности «CMAS», адаптация А.М. Прихожан

Предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет

Испытуемым выдается стимульный материал, на страницах которого были напечатаны утверждения, имеющие два варианта-верно и неверно, в которых описаны события, переживания случаи. Необходимо внимательно прочесть каждое предложение и ответить на вопрос

40 минут

5

Метод незаконченных предложений

Выявить основные компоненты образовательной среды, которые вызывают тревожность у испытуемого;

выявить особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды

Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степени навыками письма, методика проводится только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагностики

15-20 минут

Содержание технологии деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает четыре взаимосвязанных этапов:

Первый этап. Диагностико-прогностический, включающий исследование школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью методик представленных в таблице 1.

Второй этап. Разработка технологии деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста, которая включает программу профилактики и коррекции школьных страхов и тревожности, описанную ниже. Нами определена конструктивно-позитивная модель профилактикишкольных страхов и тревожности, которая включает ролевые игры, арт-терапевтические методы, психологические тренинги и т.д.

Третий этап. Реализационный этап включал программу коррекции школьных страхов и тревожности, разработанную на основе подобранных программ. Программа включает 12 занятий в форме тренинга. Длительность занятия 45 минут. Программа профилактики и коррекции школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста должна реализовываться 2 раза в неделю в течении 6 недель.

На первом занятии осуществляется знакомство с детьми, выбор правил работы в группе, презентация программы.

На втором и последующих занятиях структура включает вводную, основную и заключительную части. Вводная часть занятия состоит из приветствия, разминочных игр и упражнений, проверки домашнего задания, обозначения цели занятия. Основная часть включает игры и творческие задания, направленные на коррекцию страхов и тревожности. Заключительная часть состоит из домашнего задания, рефлексии и прощания.

На последнем занятии младшие школьники «путешествуют» по прошедшим темам и «собирают чемодан» психологических качеств и свойств, приобретенных на занятиях.

Реализационный этап включает работу с педагогами и родителями. Этот блок профилактической работы осуществляет педагог-психолог.

Четвертый этап. Экспертно-оценочный этап технологии деятельности педагога - психолога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает анализ и оценку результата практической деятельности; написание выводов.

Содержание программы профилактики и коррекции школьных страхов и тревожности

Цель: формирование навыков совладающего поведения со своим волнением, тревожным состоянием в ситуациях, вызывающих напряжение, тревогу и страх у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

научить дифференцировать эмоции и эмоциональные ситуации с позиции значимые и незначимые;

сформировать способы поведения и обучить приемам и методам овладения своим волнением в тревожных и вызывающих страх ситуациях;

создать безопасные условия для выражения эмоций, способствующих повышению их самооценки.

Методы воздействия: терапевтические сказки; арттерапевтическиеметодики; игры и задания, направленные на развитие саморегуляции; телесно-ориентированные методики; дыхательные упражнения; релаксационные методы.

Форма работы: групповая.

Структура:

ритуал приветствия. Цель: активизация, настройка на работу;

разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма;

коррекционно-развивающая часть;

релаксация. Цель: снятие напряжения;

рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, закрепление полученного результата.

Тематический план занятий представлен в таблице 2

Таблица 2

Тематический план

Тема

Цели


Привет, Я…..

Знакомство и установление контакта и установление доверительных отношений с группой


Мир эмоций

Создание безопасных условий для выражения эмоций, связанных с тревожащими ситуациям


Я в мире эмоций

Обучение дифференциации ситуаций на значимые и незначимые


Мои чувства и переживания

Отреагирования вытесненных чувств


Страхи и их преодоление

Преодолениестраха совершения ошибки


Мое поведение в ситуациях, вызывающих тревогу

Групповое формулирование возможных конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих тревогу


Школьные страхи, как их преодолеть

Групповое формулирование возможных конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих школьный страх


Как можно выйти из ситуации, вызывающей страх и тревогу

Развитие навыка использования конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих тревогу


Как можно выйти из ситуации, вызывающей страх и тревогу

Развитие навыка использования конструктивных альтернатив поведения в ситуациях, вызывающих тревогу


Самооценка

Адекватизация самооценки


Самооценка, как ее сохранить

Работа с самооценкой


Я среди людей

Закрепление представлений участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально-окрашенными образами личности

Содержание технологии деятельности педагога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает четыре взаимосвязанных этапа: диагностико-прогностический, разработку оптимальной технологии, реализационный этап и экспертно-оценочный. Реализация технологии деятельности педагога по профилактике школьных страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста включает диагностику школьных страхов и тревожности, апробацию разработанной программы и повторной диагностики с целью проверки эффективности разработанной технологии.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации