Профориентации в начальной школе

3
0
Материал опубликован 30 November

Профориентации в начальной школе


Одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.


Необходимость профориентации в начальной школе


База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий ещё задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Учёба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.

Одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.

Среди множества форм внеклассных мероприятий для неё лучше всего подходят: классный час; экскурсия; беседа; проект; конкурс; игра.


Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников


В процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.

Основная задача профориентационной работы в начальных классах –  расширение кругозора и осведомлённости ребёнка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.


Профориентация через учебные предметы


        В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математике, технологии, окружающего мира.

  На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.

Наш учёный с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам!  (Библиотекарь)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварёшками в руках. (Повар)

        При изучении тем по окружающему миру младшие школьники усваивают, что получение продуктов -  это результат работы людей разных профессий (хлеборобов, садоводов, пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.).  А также в разделах, связанных с историей или биологией, интересуются, а люди каких профессий помогают расширить область этих знаний.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).

На уроках технологии, при изучении тем и изготовлении поделок, можно сделать вывод о своих творческих способностях. Может ли ученик аккуратно и красиво выполнить ту или иную поделку. Поделки, из какого материала у него получаются лучше. Интересна ли ему такая работа. Может ли он сам закончить изготовление поделки, или ему требуется помощь.

В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной.

        Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное время предлагаю школьникам профориентационные игры.  Например, «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

        Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придётся ещё не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:

- собирать информацию о профессиях,

- наблюдать за трудом взрослых в жизни,

- посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,

- пробовать себя в разных видах деятельности, чтобы понять, что тебе больше всего нравится делать

- и, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.

На классных часах, тематика которых связана с профориентацией. Уже во втором классе многие учащиеся назвали те профессии, которые хотят выбрать. А на вопрос почему выбрана именно эта профессия, отвечают, чтобы приносить пользу людям, помогать в трудной ситуации. Именно такие ответы, мне как учителю, наиболее импонируют.


Профориентационная работа с родителями обучающихся


В зависимости от особенностей характера ребёнка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определённым профессиям.

Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

        Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребёнка и с их желаниями.

         На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции.       

Чем больше профессий будет знакомо ребёнку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.









Страница 4 из 4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.