Профориентационная игра «Профессионал» (8–11 класс)
Профориентационная игра «Профессионал»
Цель: Повышение профессиональной компетентности обучающихся.
Задачи:
Расширение представлений молодых людей о мире профессий и людях труда;
Активизация познавательного интереса, любознательности, учебной активности;
Развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе;
Содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.
Форма: Конкурс, состязание.
Участники: Обучающиеся с 8 по 11 класс.
Сценарий
Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем Вас на профориентационной игре «Профессионал».
Наша сегодняшняя встреча необычна. Вам, для сегодняшней игры очень понадобятся смекалка, логическое мышление и ваши знания, сообразительность и находчивость.
Нашу игру будет оценивать самое справедливое и беспристрастное жюри. Представляем Вашему вниманию членов жюри:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Для начала давайте по-рассуждаем: Кто такой профессионал? (ответы участников).
Профессионал – мастер своего дела, много умеющий и много знающий. Имеющий большой опыт в каком-то деле.
И это все? На мой взгляд, настоящего профессионала отличает глубокий анализ побед и поражений, готовность и возможность взять ответственность на себя за работу коллектива и свой труд. Настоящий профессионал никогда не будет искать виновников своих неудач. Всегда грамотно расставит приоритеты и сможет подняться после сокрушительного поражения. Человек, который умеет мечтать и мечты свои претворять в жизнь. Который всегда учится, никогда не останавливается на достигнутом. Который уважает мнение окружающих. С активной жизненной позицией. Профессиональной гордостью. Который постоянно работает над повышением качества своего труда и его плодов.
Узнали себя? Значит, вы – профессионал.
Игра «Броуновское движение» (деление на 3 команды). Команды занимают места в зале.
Человек, развиваясь как личность, овладевая той или иной профессией, постепенно становится профессионалом. Кто такой профессионал? Это человек, успешный во многих областях.
1. Конкурс «Представление команд».
В течение 3 минут вы должны выбрать капитана и придумать название вашей команды, которое отражало бы тему нашей игры. Обращаю ваше внимание на то, что жюри в первую очередь будет обращать внимание на сплоченность и оригинальность команды. Я желаю вам доказать, что именно ваша команда — самая сплоченная и оригинальная.
Время закончилось. Слово предоставляется команде №1.
Конкурс оценивается по пятибалльной системе, прошу жюри оценить выступление команд.
Настоящий профессионал всегда в пути, он щедро делится своим опытом, он верный и преданный наставник, у него много учеников. Он сам у этих учеников учится, ибо, передавая знания и опыт, всегда взамен получаешь вектор нового развития, это закономерный энергетический обмен.
2. Интеллектуальная викторина «Тёмная лошадка»
Мы загадали имя и фамилию человека, профессионала в жизни. Эта личность знаменита на всю Россию. Сыгравшая в истории нашей страны, важную роль. Вам надо отгадать кто это. Работаете командами. О каждом человеке есть 7 подсказок. Побеждает та команда, которая быстрее даст правильный ответ (далее на листке).
Он знал 8 языков
Один из первых альпинистов, он покорил Альпы
У него одна из самых скромных могил в мире, при огромных заслугах перед отечеством
Он вёл спартанский образ жизни
Отец у него был денщиком у одного из императоров
Памятник в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в блокаду и не был задет ни одним снарядом
Он не проиграл ни одного сражения и удостоен высшего воинского звания
Ответ: А.В. Суворов
Ещё в детстве он занимался индивидуальной трудовой деятельностью
Был удостоен высших наград Отечества
Президент военной коллегии, адмирал красного флота
Самый богатый человек своего времени
Обласкан двумя императрицами, но окончил жизнь в Сибири
Он вдохновил художника Сурикова на создание знаменитой картины «…в Берёзове»
Соратник и друг Петра 1, только ему разрешалось называть государя Мин Херц.
Ответ: А. Менщиков
Он рано научился читать, страстно хотел учиться
Годы упорного труда на пути к знаниям – и он становится крупнейшим учёным
Он много сделала для науки, при чём в самых разных областях знаний. Даже один французский историк считал, что в России есть 2 человека с таким именем и фамилией – поэт и химик
Он родился в семье архангельского рыбака
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за дворянина
Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и планет
Он приложил немало сил для того, чтобы в Москве был открыт первый в России университет. Ныне московский университет носит его имя.
Ответ: М.В. Ломоносов
На своей личной печати он вырезал следующее: «Я ученик и нуждаюсь в учителях»
Он учился сам и заставлял учится своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращению частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от родины бил баклуши, бегал по балам, вместо того, чтобы учится
Он работал в голландском городке Заандаме на верфи, простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна
Во время его царствования нелегко жилось народу, ведь в это время строилось много городов, фабрик, требовалось много денег, рабочей силы.
При нём Россия сделала большой шаг вперёд
Он «прорубил окно в Европу»
Им была построена новая столица России Санкт-Петербург
Ответ: Пётр 1
Жюри оценивает выступление команд.
Профессионализм ценился во все времена – такому человеку больше платят, к его мнению прислушиваются, его ставят во главе специалистов, ему поручают самые сложные и ответственные проекты.
3. Конкурс «Мы команда»
Как вы думаете, чем отличается группа от команды? (ответы участников) Правильно, команда – это когда «один за всех и все за одного», в команде все действуют вместе. Сейчас мы проверим сплоченность вашей команды.
Вам нужно построиться по определенному признаку всей командой, на время, а мы посмотрим, чья команда быстрее и слаженней действует.
Задание:
Построиться по росту.
По волосам (от самых темных)
По дате рождения
Максимальная оценка — 5 баллов.
Жюри оценивает выступление команд.
Каждый сам может ответить, профессионал ли он. Но лишь ценность и востребованость человека, как высококлассного специалиста, его результатов труда говорит о том, что определенный профессионализм уже достигнут. Но невозможно стать профессионалом раз и навсегда, это процесс динамический и нужно всегда держать планку, а в идеале – стремится к росту, развитию и совершенствованию. Этот титул следует подтверждать, убеждая в этом себя (в первую очередь), а потом всех остальных.
4. Конкурс «Анаграммы-профессионалы».
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
Вам необходимо записать ответы и передать их жюри. Команда, которая выполнит задание первой, получит наибольшее количество баллов.
рвач - (медицинский работник)
сопло- (дипломат)
терка - (театральная и кино-профессия)
кулон - (веселая цирковая профессия)
марля - (разноцветный рабочий)
авдотка - (юридическая профессия)
томат + голос - (зубной врач)
кредитор - (руководитель предприятия)
5. Профи – викторина.
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
Профессионал - человек, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетенции.
6. Конкурс « Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
Она - балерина, он - (ответ: танцовщик)
Она - стюардесса, он - (стюард)
Она - медсестра, он - (медбрат)
Он - доктор, она - (доктор)
Он - водолаз, она - (водолаз)
Он - гимнаст, она - (гимнастка)
Он - поэт, она - (поэтесса)
Он - штукатур, она - (штукатур)
Он - повар, она - (повар)
Он - портной, она - (портниха)
7. Конкурс капитанов.
Следующий конкурс капитанов. Просим капитанов выйти сюда. Ваша задача, используя только мимику, жесты, и позу, изобразить вашей команде профессию, которую мы вам загадаем, победит тот капитан, чья команда быстрее отгадает. У команды есть только две попытки, если команда не отгадывает, то право ответа предоставляется другой команде, первой поднявшей руку.
Настоящий профессионал и творческая личность – это тот, кто умеет предвидеть будущее. И выстроить свои планы в соответствии со своим видением будущего.
8. Творческий конкурс.
Наше завершающее конкурсное задание. Придумать несуществующую профессию, которая будет востребована в 2035 году, сделать из газет спец. одежду, а так же написать резюме на данную должность. Подготовить презентацию спец. одежды на суд жюри. Время выполнения – 15 минут.
Жюри объявляет общий итог игры, делится своими впечатлениями и вручает призы командам.
Итак, мы уверены теперь что вы получили полное представление о том, кто такой профессионал и как им стать. Именно профессионалы нужны работодателю.
То есть те люди, которые могут что-то сделать, постоянно развивают себя и свой потенциал, не говорят лишних слов и не суетятся, пытаясь быть тем, кем они не является.
Поэтому и мы желаем вам встать на путь профессионализма. Это самый короткий путь к работе своей мечты и к той ситуации, когда работа сама будет искать вас.
Закончить нашу встречу мы хотели бы притчей:
Старый дедушка объясняет маленькому внуку что такое жизнь.
СТАРИК: Видишь ли, жизнь - это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость.
ВНУК: А какой же волк в конце концов побеждает?
СТАРИК: Тот, которого ты кормишь...
Пусть среди нас будет больше настоящих профи! Во всем!
Список литературы
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. -СПб.:Речь, 2007.
Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М., 2005.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр «Академия», 1997.
Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. №-е изд., стер. – М., Генезис, 1999.
Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. – М., 2006.
Рюкле Хорст Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение: Сокр. пер. с нем. / Хорст Рюкле. - М.: АО «Интерэксперт»: АО «ИНФРА-М», 1996.
Приложения
Ответы
Интеллектуальная викторина «Тёмная лошадка»
Он знал 8 языков
Один из первых альпинистов, он покорил Альпы
У него одна из самых скромных могил в мире, при огромных заслугах перед отечеством
Он вёл спартанский образ жизни
Отец у него был денщиком у одного из императоров
Памятник в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в блокаду и не был задет ни одним снарядом
Он не проиграл ни одного сражения и удостоен высшего воинского звания
Ответ: А.В. Суворов
Ещё в детстве он занимался индивидуальной трудовой деятельностью
Был удостоен высших наград Отечества
Президент военной коллегии, адмирал красного флота
Самый богатый человек своего времени
Обласкан двумя императрицами, но окончил жизнь в Сибири
Он вдохновил художника Сурикова на создание знаменитой картины «…в Берёзове»
Соратник и друг Петра 1, только ему разрешалось называть государя Мин Херц.
Ответ: А. Менщиков
Он рано научился читать, страстно хотел учиться
Годы упорного труда на пути к знаниям – и он становится крупнейшим учёным
Он много сделала для науки, при чём в самых разных областях знаний. Даже один французский историк считал, что в России есть 2 человека с таким именем и фамилией – поэт и химик
Он родился в семье архангельского рыбака
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за дворянина
Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и планет
Он приложил немало сил для того, чтобы в Москве был открыт первый в России университет. Ныне московский университет носит его имя.
Ответ: М.В. Ломоносов
На своей личной печати он вырезал следующее: «Я ученик и нуждаюсь в учителях»
Он учился сам и заставлял учится своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращению частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от родины бил баклуши, бегал по балам, вместо того, чтобы учится
Он работал в голландском городке Заандаме на верфи, простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна
Во время его царствования нелегко жилось народу, ведь в это время строилось много городов, фабрик, требовалось много денег, рабочей силы.
При нём Россия сделала большой шаг вперёд
Он «прорубил окно в Европу»
Им была построена новая столица России Санкт-Петербург
Ответ: Пётр 1
Конкурс «Анаграммы-профессионалы».
рвач - (медицинский работник)
сопло- (дипломат)
терка - (театральная и кино-профессия)
кулон - (веселая цирковая профессия)
марля - (разноцветный рабочий)
авдотка - (юридическая профессия)
томат + голос - (зубной врач)
кредитор - (руководитель предприятия)
5. Профи – викторина.
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
6. Конкурс « Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
Она - балерина, он - (ответ: танцовщик)
Она - стюардесса, он - (стюард)
Она - медсестра, он - (медбрат)
Он - доктор, она - (доктор)
Он - водолаз, она - (водолаз)
Он - гимнаст, она - (гимнастка)
Он - поэт, она - (поэтесса)
Он - штукатур, она - (штукатур)
Он - повар, она - (повар)
Он - портной, она - (портниха)