12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дворецкая Анастасия Петровна168
Россия, Костромская обл.
7

Профориентационная игра «Я и мир профессий»




 

Методическая разработка

профориентацонной игры «Я и мир профессий»

9-11 классов

Цели игры:

Информирование учащихся о мире профессий.

Ознакомление учащихся с житейским выбором профессии.

Помощь в определении своих качеств личности.

Задачи:

Раскрыть понятие “Классификация профессий”.

Изучить житейский метод выбора профессий.

Провести игры, тесты.

Провести тестирование по определению качеств личности.

Оборудование:

Презентация (/data/files/g1524501760.ppt (мир профессий и "Я")), мультимедиа, микрофон, оценочные листы для жюри(/data/files/m1524501841.doc (лист оценок для жюри), карточки с заданиями (/data/files/x1524501927.doc (задание для игроков)), фломастеры, мольберт, цветные клеевые бумажки, тестовые бланки, секундомер, колокольчик для оповещения об окончании отведенного времени, выставка справочного материала.


 

Время

Оборудование

Ход игры

1-2 мин.

Слайд №1-№3

- Добрый день уважаемые члены игры, зрители, члены жюри. Мы начинаем игру “Я и мир профессий” среди учеников старших классов нашей школы.

Помогать вести игру будут наши помощники-курьеры. В их обязанности на игре входит доставка выполненных вами заданий членам жюри.

Эпиграфом к нашей игре будут строки из стихотворения Владимира Маяковского:

У меня растут года,
Будет мне 17.
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?

3-5 мин.

представление команд участников игры.

Жюри уточняет название команд

Прежде чем мы приступим к конкурсным испытаниям, давайте познакомимся.

Итак, разминка.

Команды представляют свое название и капитана. Спасибо всем участникам игры!

5-7 минут

 Слайд №4

А сейчас первое испытание.

Мы узнаем:

- насколько дружна ваша команда,

- как вы понимаете друг друга без слов.

Капитанов команд прошу подойти получить инструктаж по проведению игры “Вавилонская башня” и задания участникам. (Приложение 2)

Во время работы звучит музыка (релаксация)

Участники игры получают инструктаж и задания.

Курьеры забирают готовые работы по звонку таймера и отдают жюри

Слово жюри для подведения итогов “Конкурса приветствий”.

Листочки с количеством баллов – на доску.

 

9–10 мин.

Слайд № 5

Ребята, недалек тот час, когда вы получите свидетельство об окончании школы и вступите в новую пору своей жизни, в “возраст самоопределения”. Прежде для вас главным была учеба и разностороннее развитие – это ваш багаж, который поможет вам в дальнейшей жизни. Сейчас вы стоите на распутье, вам необходимо задуматься о выборе профессии.

Сделать это не просто. Советами вам могут помочь родители, братья, сестры, друзья, педагоги и другие люди, к советам которых вы прислушиваетесь и которым вы доверяете.

 

Мир профессий очень велик. Сейчас в мире насчитывается более 70 000 профессий. Самые первые профессии появились с возникновением трудовой деятельности человека и были: рыболов, охотник… Некоторые профессии “отмирают”, и наоборот возникают новые.

Слайд №6

Все профессии, которые существуют, можно разделить на группы по определенным признакам или говорят, что их можно классифицировать.

По классификации Климова все профессии делятся на группы:

человек – техника

человек – природа

человек – знаковая система

человек – художественный образ

человек – человек

 

Слайд №7

В группе профессий “человек – техника” преобладает профессиональная деятельность, связанная с техникой. Профессии – слесарь, токарь, наладчик и др.

Слайд №8

В группе профессий “человек – природа” доминирующее место занимают профессии, связанные с природой, животным миром. Основные профессии: агроном, животновод, флорист, ландшафтный дизайнер и др.

Слайд №9

В группе профессий типа “человек – знаковая система” преобладает профессиональная деятельность, связанная с числами, буквами, схемами. Основные профессии: ученый, бухгалтер, экономист, чертежник, музыкант, учитель, журналист и др.

Слайд №10

В группу “человек – художественный образ” входят профессии, представители которых заняты искусством – это писатели, музыканты, композиторы, художники, фотографы и др.

Слайд №11

И к последней группе относится деятельность человека, связанная с общением и людьми. Это может быть педагог, врач, продавец, психолог, социолог и др.

Слайд №12

Слайд №13

Давайте попробуем классифицировать предложенные профессии сами. За 5 минут вы должны дать ответ. Каждая правильно распределенная профессия будет оценена в 1 балл. (Приложение №3)

Звонок колокольчика известит о том, что можно начать игру.

Проводится упражнение “распредели по группам”

Курьеры через 5 минут передают выполненное задание жюри

А мы с вами сейчас проверим как вы справились с этим заданием. Смотрим на экран.

Слово жюри для подведения итогов конкурса “Вавилонская башня” (Приложение №3)

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

10-15 мин.

 Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Для вас первым шагом, при выборе профессии, будет необходимость сориентироваться в этом огромном мире профессий. Но иногда мы слышим: - “специальность”, “должность”.

- Что же такое “профессия”, “специальность”, “должность”, “квалификация”?

Профессия” – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки (обучения, практики) или опыта работы.

Пример: учитель, врач, слесарь, инженер…

Очень часто мы слышим слово “специальность”. Какая же разница между двумя понятиями?

Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности”.

Пример: учитель – учитель математики, музыки.

Врач-окулист, терапевт, хирург.

Слесарь – автослесарь, слесарь-сантехник.

Инженер – инженер-конструктор, инженер-электронщик…

Следующее, интересующее нас слово, “должность” - это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.

Например: директор школы, начальник отдела, главный бухгалтер и т.д.

И последнее – это “квалификация”. Квалификация – это степень мастерства в конкретной специальности.

Например: учитель 1 категории, слесарь инструментальщик 2 разряда и т.д.

Слайд №19

Слайд №20

Давайте посмотрим, как вы поняли эту терминологию и поиграем. Как и в предыдущей игре за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время игры 5 минут. О начале игры вас известит колокольчик. (Приложение №3)

Курьеры раздают задания.

Проводится игра “Я это знаю!”.

Через 5 минут листы ответов сдаются жюри.

А у нас самопроверка. Внимание на экран!

Слово жюри для подведения итогов выполнения упражнения “Распредели по группам”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

10 мин.

Слайд №21

Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, непристижными, несовременными. И это правильно. Так как же выбрать, ту единственную, которая будет только твоя?

Существует много подходов к выбору профессии. Давайте рассмотрим несколько.

Слайд №22

Психологи советуют: при выборе профессии необходимо учитывать три фактора “хочу”, “могу” и “надо”.

Слайд №23

Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности.

Слайд №24

Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности…

Слайд №25

Фактор “надо” - это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.

 

Слайд №26

Рациональное соотношение этих образов “хочу”, “могу”, “надо” - является формулой выбора профессии.

Пример: Хочу быть космонавтом, имею необходимые знания, отличное состояние здоровья, но… сколько стране нужно космонавтов? Где работать (а если еще я живу в сельской местности)? И получается, что даже если я приобрету профессию космонавта, то работать мне будет негде, нет запроса на эту профессию.

Слово жюри для подведения итогов игры “Я это знаю”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

3 мин.

 

Люди, умудренные жизненным опытом, предлагают нам самый простой способ выбора профессии – жизненный. Что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

Востребованность на рынке труда (смогу ли я устроиться на работу по профессии, есть ли вакансии)

Доходность будущей профессии (достойной ли будет оплата, есть ли перспектива роста заработной платы?)

Требования к способностям личности (умственным и физическим), состоянию здоровья

Учитывать нервно-эмоциональную напряженность выбираемой профессии

Положительное влияние на семейную жизнь (каков режим работы, вахтовый метод, длительные командировки ит.д.)

Общение в труде (индивидуальная или коллективная работа)

Возможность карьерного роста (важно это для меня или нет).

Мы сейчас вам предложили советы по способу выбора профессии. Выбрав профессию сейчас, ее потом можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, и при этом обладать нужными качествам и способностями.

 

Слайд №27

Итак, профессия выбрана! Где же можно ее приобрести?

Слайд №28

Курсы

Производство

Колледж

Техникум – полное профессиональное образование (среднее специальное)

 5-7 мин

   

Слайд №29

Сейчас мы попробуем узнать, насколько у команды развито логическое мышление и попробуем разгадать анаграммы “Расшифруй профессию”. Время для ответа – 5 минут. Начало игры по звонку колокольчика. (Приложение № 3)

Звучит музыка.

Слайд №30

Курьеры раздают задание.

Проводится игра – разгадай анаграммы

Пока жюри проверяют ваши работы, вы оцените ее сами. Внимание на экран!

Слово жюри для подведения итогов теста “Ориентирование в мире современных профессий”

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

4 мин.

 Слайд №31

Вы сегодня очень дружно и азартно играли и сейчас мы проведем тест и узнаем, какие черты личности преобладают у членов команды.

Работа над тестом индивидуальная.

Время для выполнения – 4 минуты. Звонок – начали. (Приложение №4)

Звучит музыка.

Слайд №32

Курьеры раздают бланки

Игра “Нарисуй яблоко”

А теперь посмотрите на экран. И расшифруйте свой рисунок.

Слово жюри для подведения итогов разгадывания анаграммы “Расшифруй профессию”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску.

5 мин.

 Слайд №33

Слайд №34

Пока жюри подводит итоги, мы с вами ответим на вопросы «Что нового вы узнали?», «Почему это для вас важно или нет?» и «Еще о чем бы вы хотели узнать?»

Жюри подводит итоги. (Приложение №5) (Приложение №6)

Награждение грамотами и призами (1, 2, 3 места)

Награждение лучших в номинациях.

Спасибо всем участникам игры.

И мы вам говорим: “До новых встреч”

/data/files/x1524501927.doc (задание для игроков)

/data/files/m1524501841.doc (лист оценок для жюри)

/data/files/g1524501760.ppt (мир профессий и "Я")

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.