Профориентационная игра для старшеклассников «Я и мир профессий»

7
0
Материал опубликован 23 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации


 

Методическая разработка

профориентацонной игры «Я и мир профессий»

9-11 классов

Цели игры:

Информирование учащихся о мире профессий.

Ознакомление учащихся с житейским выбором профессии.

Помощь в определении своих качеств личности.

Задачи:

Раскрыть понятие “Классификация профессий”.

Изучить житейский метод выбора профессий.

Провести игры, тесты.

Провести тестирование по определению качеств личности.

Оборудование:

Презентация (/data/files/g1524501760.ppt (мир профессий и "Я")), мультимедиа, микрофон, оценочные листы для жюри(/data/files/m1524501841.doc (лист оценок для жюри), карточки с заданиями (/data/files/x1524501927.doc (задание для игроков)), фломастеры, мольберт, цветные клеевые бумажки, тестовые бланки, секундомер, колокольчик для оповещения об окончании отведенного времени, выставка справочного материала.


 

Время

Оборудование

Ход игры

1-2 мин.

Слайд №1-№3

- Добрый день уважаемые члены игры, зрители, члены жюри. Мы начинаем игру “Я и мир профессий” среди учеников старших классов нашей школы.

Помогать вести игру будут наши помощники-курьеры. В их обязанности на игре входит доставка выполненных вами заданий членам жюри.

Эпиграфом к нашей игре будут строки из стихотворения Владимира Маяковского:

У меня растут года,
Будет мне 17.
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?

3-5 мин.

представление команд участников игры.

Жюри уточняет название команд

Прежде чем мы приступим к конкурсным испытаниям, давайте познакомимся.

Итак, разминка.

Команды представляют свое название и капитана. Спасибо всем участникам игры!

5-7 минут

 Слайд №4

А сейчас первое испытание.

Мы узнаем:

- насколько дружна ваша команда,

- как вы понимаете друг друга без слов.

Капитанов команд прошу подойти получить инструктаж по проведению игры “Вавилонская башня” и задания участникам. (Приложение 2)

Во время работы звучит музыка (релаксация)

Участники игры получают инструктаж и задания.

Курьеры забирают готовые работы по звонку таймера и отдают жюри

Слово жюри для подведения итогов “Конкурса приветствий”.

Листочки с количеством баллов – на доску.

 

9–10 мин.

Слайд № 5

Ребята, недалек тот час, когда вы получите свидетельство об окончании школы и вступите в новую пору своей жизни, в “возраст самоопределения”. Прежде для вас главным была учеба и разностороннее развитие – это ваш багаж, который поможет вам в дальнейшей жизни. Сейчас вы стоите на распутье, вам необходимо задуматься о выборе профессии.

Сделать это не просто. Советами вам могут помочь родители, братья, сестры, друзья, педагоги и другие люди, к советам которых вы прислушиваетесь и которым вы доверяете.

 

Мир профессий очень велик. Сейчас в мире насчитывается более 70 000 профессий. Самые первые профессии появились с возникновением трудовой деятельности человека и были: рыболов, охотник… Некоторые профессии “отмирают”, и наоборот возникают новые.

Слайд №6

Все профессии, которые существуют, можно разделить на группы по определенным признакам или говорят, что их можно классифицировать.

По классификации Климова все профессии делятся на группы:

человек – техника

человек – природа

человек – знаковая система

человек – художественный образ

человек – человек

 

Слайд №7

В группе профессий “человек – техника” преобладает профессиональная деятельность, связанная с техникой. Профессии – слесарь, токарь, наладчик и др.

Слайд №8

В группе профессий “человек – природа” доминирующее место занимают профессии, связанные с природой, животным миром. Основные профессии: агроном, животновод, флорист, ландшафтный дизайнер и др.

Слайд №9

В группе профессий типа “человек – знаковая система” преобладает профессиональная деятельность, связанная с числами, буквами, схемами. Основные профессии: ученый, бухгалтер, экономист, чертежник, музыкант, учитель, журналист и др.

Слайд №10

В группу “человек – художественный образ” входят профессии, представители которых заняты искусством – это писатели, музыканты, композиторы, художники, фотографы и др.

Слайд №11

И к последней группе относится деятельность человека, связанная с общением и людьми. Это может быть педагог, врач, продавец, психолог, социолог и др.

Слайд №12

Слайд №13

Давайте попробуем классифицировать предложенные профессии сами. За 5 минут вы должны дать ответ. Каждая правильно распределенная профессия будет оценена в 1 балл. (Приложение №3)

Звонок колокольчика известит о том, что можно начать игру.

Проводится упражнение “распредели по группам”

Курьеры через 5 минут передают выполненное задание жюри

А мы с вами сейчас проверим как вы справились с этим заданием. Смотрим на экран.

Слово жюри для подведения итогов конкурса “Вавилонская башня” (Приложение №3)

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

10-15 мин.

 Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Для вас первым шагом, при выборе профессии, будет необходимость сориентироваться в этом огромном мире профессий. Но иногда мы слышим: - “специальность”, “должность”.

- Что же такое “профессия”, “специальность”, “должность”, “квалификация”?

Профессия” – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки (обучения, практики) или опыта работы.

Пример: учитель, врач, слесарь, инженер…

Очень часто мы слышим слово “специальность”. Какая же разница между двумя понятиями?

Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности”.

Пример: учитель – учитель математики, музыки.

Врач-окулист, терапевт, хирург.

Слесарь – автослесарь, слесарь-сантехник.

Инженер – инженер-конструктор, инженер-электронщик…

Следующее, интересующее нас слово, “должность” - это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.

Например: директор школы, начальник отдела, главный бухгалтер и т.д.

И последнее – это “квалификация”. Квалификация – это степень мастерства в конкретной специальности.

Например: учитель 1 категории, слесарь инструментальщик 2 разряда и т.д.

Слайд №19

Слайд №20

Давайте посмотрим, как вы поняли эту терминологию и поиграем. Как и в предыдущей игре за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время игры 5 минут. О начале игры вас известит колокольчик. (Приложение №3)

Курьеры раздают задания.

Проводится игра “Я это знаю!”.

Через 5 минут листы ответов сдаются жюри.

А у нас самопроверка. Внимание на экран!

Слово жюри для подведения итогов выполнения упражнения “Распредели по группам”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

10 мин.

Слайд №21

Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, непристижными, несовременными. И это правильно. Так как же выбрать, ту единственную, которая будет только твоя?

Существует много подходов к выбору профессии. Давайте рассмотрим несколько.

Слайд №22

Психологи советуют: при выборе профессии необходимо учитывать три фактора “хочу”, “могу” и “надо”.

Слайд №23

Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности.

Слайд №24

Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности…

Слайд №25

Фактор “надо” - это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.

 

Слайд №26

Рациональное соотношение этих образов “хочу”, “могу”, “надо” - является формулой выбора профессии.

Пример: Хочу быть космонавтом, имею необходимые знания, отличное состояние здоровья, но… сколько стране нужно космонавтов? Где работать (а если еще я живу в сельской местности)? И получается, что даже если я приобрету профессию космонавта, то работать мне будет негде, нет запроса на эту профессию.

Слово жюри для подведения итогов игры “Я это знаю”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

3 мин.

 

Люди, умудренные жизненным опытом, предлагают нам самый простой способ выбора профессии – жизненный. Что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

Востребованность на рынке труда (смогу ли я устроиться на работу по профессии, есть ли вакансии)

Доходность будущей профессии (достойной ли будет оплата, есть ли перспектива роста заработной платы?)

Требования к способностям личности (умственным и физическим), состоянию здоровья

Учитывать нервно-эмоциональную напряженность выбираемой профессии

Положительное влияние на семейную жизнь (каков режим работы, вахтовый метод, длительные командировки ит.д.)

Общение в труде (индивидуальная или коллективная работа)

Возможность карьерного роста (важно это для меня или нет).

Мы сейчас вам предложили советы по способу выбора профессии. Выбрав профессию сейчас, ее потом можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, и при этом обладать нужными качествам и способностями.

 

Слайд №27

Итак, профессия выбрана! Где же можно ее приобрести?

Слайд №28

Курсы

Производство

Колледж

Техникум – полное профессиональное образование (среднее специальное)

 5-7 мин

   

Слайд №29

Сейчас мы попробуем узнать, насколько у команды развито логическое мышление и попробуем разгадать анаграммы “Расшифруй профессию”. Время для ответа – 5 минут. Начало игры по звонку колокольчика. (Приложение № 3)

Звучит музыка.

Слайд №30

Курьеры раздают задание.

Проводится игра – разгадай анаграммы

Пока жюри проверяют ваши работы, вы оцените ее сами. Внимание на экран!

Слово жюри для подведения итогов теста “Ориентирование в мире современных профессий”

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

4 мин.

 Слайд №31

Вы сегодня очень дружно и азартно играли и сейчас мы проведем тест и узнаем, какие черты личности преобладают у членов команды.

Работа над тестом индивидуальная.

Время для выполнения – 4 минуты. Звонок – начали. (Приложение №4)

Звучит музыка.

Слайд №32

Курьеры раздают бланки

Игра “Нарисуй яблоко”

А теперь посмотрите на экран. И расшифруйте свой рисунок.

Слово жюри для подведения итогов разгадывания анаграммы “Расшифруй профессию”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску.

5 мин.

 Слайд №33

Слайд №34

Пока жюри подводит итоги, мы с вами ответим на вопросы «Что нового вы узнали?», «Почему это для вас важно или нет?» и «Еще о чем бы вы хотели узнать?»

Жюри подводит итоги. (Приложение №5) (Приложение №6)

Награждение грамотами и призами (1, 2, 3 места)

Награждение лучших в номинациях.

Спасибо всем участникам игры.

И мы вам говорим: “До новых встреч”

/data/files/x1524501927.doc (задание для игроков)

/data/files/m1524501841.doc (лист оценок для жюри)

/data/files/g1524501760.ppt (мир профессий и "Я")

Предварительный просмотр презентации

МИР ПРОФЕССИЙ И «Я» ?

ЦЕЛИ ИГРЫ: 1. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ. 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИТЕЙСКИМ МЕТОДОМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. 3.ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ.   Задачи: 1. Раскрыть понятие «Классификация профессий». 2. Изучить житейский метод выбора профессий. 3. Провести игры, тесты, упражнения. 4. Провести тестирование по определению качеств личности.

Представление команд

ИГРА «ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ» Условия (инструктаж): 1. Нельзя разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос! 2. Каждый член команды выполняет только свое задание. 3. Нельзя показывать членам команды свое задание, оно является строго конфиденциальным. 4. Можно использовать только жесты (не касаясь друг друга). 5. Время выполнения задания 5 минут.

МИР ПРОФЕССИЙ ДЕЛИТСЯ НА ГРУППЫ Человек- ПРИРОДА Человек- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Человек- ТЕХНИКА Человек- ЧЕЛОВЕК Человек- ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

Человек – ТЕХНИКА Профессиональная деятельность, связанная с техникой. ПРОФЕССИИ: слесарь, токарь, наладчик, техник; ремонтник, водитель.

Человек – ПРИРОДА Профессиональная деятельность, связанная с растениями, животными. ПРОФЕССИИ: ветеринар; агроном; флорист и т. д.

Человек – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Профессиональная деятельность, связанная со знаками (буквами, цифрами, нотами). ПРОФЕССИИ: ученый, секретарь; учитель; музыкант, конструктор; журналист; искусствовед.

Человек – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Профессиональная деятельность, связанная с ИСКУССТВОМ. ПРОФЕССИИ: дизайнер; художник; фотограф; композитор.

Человек – ЧЕЛОВЕК Профессиональная деятельность, связанная с общением и с людьми. ПРОФЕССИИ: педагог; психолог; социолог; продавец; врач и т. д.

Упражнение «Распредели по группам»

Ответ на упражнение «РАСПРЕДЕЛИ ПО ГРУППАМ» Ч - Ч Ч - П Ч - Т Ч - ЗС Ч - ХО Врач Лесник Слесарь Бухгалтер Композитор Официант Садовод Электрик Программист Фотограф Милиционер Животновод Строитель Библиотекарь Журналист Пекарь Переводчик Гончар Машинист Скульптор Пилот

Терминология мира профессий Профессия Специальность Должность Квалификация

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности , требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки (обучения, практики) или опыта работы. ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности , требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки (обучения, практики) или опыта работы. Учитель, врач, слесарь, инженер

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ограниченная область профессиональной деятельности. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ограниченная область профессиональной деятельности. Учитель математики, врач – окулист, слесарь - инструментальщик

ДОЛЖНОСТЬ – это служебное положение работника, в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности. ДОЛЖНОСТЬ – это служебное положение работника, в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности. Директор школы, начальник участка, главный бухгалтер

КВАЛИФИКАЦИЯ – это степень мастерства в конкретной специальности. КВАЛИФИКАЦИЯ – это степень мастерства в конкретной специальности. Учитель первой категории, слесарь –инструментальщик второго разряда

Игра «Я это знаю»

Ответ на игру «Я ЭТО ЗНАЮ» Профессия Специальность Должность Токарь Секретарь – референт Начальник цеха Швея Пианист Главный инженер Водитель Слесарь -сантехник Министр Повар Бульдозерист Заведующий библиотекой Закройщик Портретист Прораб Экономист Маляр

? Что надо учитывать при выборе профессии?

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

Фактор ХОЧУ: желания личности; интересы; склонности.

Фактор МОГУ: познание себя; возможности личности; способности; уровень знаний; психологические особенности личности; состояние здоровья.

Фактор НАДО: знание профессиональной сферы; определение необходимых путей и средств достижения цели; потребности рынка труда в кадрах.

Результат: Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» и есть формула выбора профессии.

Где же можно приобрести профессию? ? ? ?

На курсах, в специализированных На курсах, в специализированных учебных центрах можно пройти профессиональное обучение и приобрести различные профессии (бухгалтер, водитель и т.п.). Специалистов рабочих профессий обучают и образовывают в колледжах или профессиональных лицеях.

Игра «Расшифруй профессию»

ОТВЕТЫ НА АНАГРАММЫ «РАСШИФРУЙ ПРОФЕССИЮ» 1. МОЛОКОВАР КОНДИТЕР МОДЕЛЬЕР 2. ЗАКРОЙЩИК ЭКОЛОГ ТЕХНОЛОГ 3. ТЕСТОМЕС КОНДИТЕР ДИЗАЙНЕР

Тест «ПОЗНАЙ СЕБЯ» Задание: нарисуй яблоко, какое угодно и как угодно.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА Яблоко круглое, как мячик – самопогруженность, невнимательность к окружающим; Яблоко, сплющенное по полюсам – общительность, хороший характер, уступчивость; Яблоко вытянутое - склонность к анализу, некоторая тормозность мышления; Яблоко похожее на ягодицу – лень; Яблоко лежит на боку – склонность к сомнению, нерешительность; Яблоко ровное, симметричное – прямолинейность; Яблоко в разрезе. Видны косточки – любите докопаться до сути, найти причины, первоистоки; Яблоко большое – уверенность в себе; Яблоко маленькое – низкая самооценка; Яблоко «приклеилось» к низу листа, с подставкой – практичность, деловитость; Яблоко с плодоножкой – веселый характер, чувство юмора; Яблоко с выделенными волосками с другого полюса от плодоножки – чувственность; Яблоко с листиком, червячком – изобретательность, при этом возможна вспыльчивость характера

РЕФЛЕКСИЯ ??? !!! ??? ПОЧЕМУ ЧТО? ЕЩЕ!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.