Внеклассная игра «Я и мир профессий»
Сценарий
внеклассной интеллектуальной игры "Я и мир профессии"
Цель игры: более глубокое знакомство подростков с классификацией профессий, развитие представлений о средствах и условиях труда, развитие навыков анализа профессии.
Целевая аудитория – подростки 14-16 лет (количество 20-25 человек)
Необходимое оборудование: класс для проведения игры, проектор, магнитная доска, цветные маркеры, чистые листы, бланки с заданиями.
Ход мероприятия
Мини-лекция «Формула профессии»
Кл.рук.: Человек рождается дважды, говорят в народе, считая вторым рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный индивидуальный. От правильного выбора профессии зависит многое в нашей жизни: наши успехи и неудачи, карьера, материальное и социальное положение, наше внутреннее состояние и даже здоровье. Что для этого нужно? Наверное, сделать правильный выбор.
Великая наука жить состоит в том, чтобы жить в будущем. (Пифагор). А как его сделать?
Необходимо сочетание трех компонентов:
«ХОЧУ» — личные устремления
«МОГУ» — свои возможности (состояние здоровья)
«НАДО» - потребность общества в это профессии именно в данный момент
Кл.рук.: Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Начнем нашу игру. А компетентное жюри будет вести строгий подсчет баллов.
1игра «Назови профессии». На бланке написаны буквы. Профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Кто это сделает лучше? Максимальный балл за это задание 5 баллов.
А | |
Р | |
С | |
П | |
2 игра «Крокодил»
Одному участнику команды дается листочек с названиями профессий (20 – 25 профессий). За 1 минуту представитель команды должен невербально изобразить профессию, а остальные должны ее угадать. За каждую угаданную профессию начисляется 1 балл. Если участник «проговориться», то команда получает штрафное очко.
Названия профессий для игры «Крокодил»
1. Врач.
2. Плотник.
3. Водитель автомобиля.
4. Учитель.
5. Воспитатель.
6. Инженер.
7. Архитектор.
8. Парикмахер.
9. Маникюрша.
10. Электрик.
11. Дирижер.
12. Программист.
13. Бурильщик.
14. Маляр.
15. Следователь.
16. Бухгалтер.
17. Продавец.
18. Официант.
19. Машинист крана.
20. Швея.
21. Уборщик помещений.
22. Кондуктор.
23. Пожарный.
24. Массажист.
25. Гардеробщик.
26. Почтальон.
27. Плотник.
28. Строитель.
29. Сварщик.
30. Слесарь-сантехник.
31. Медицинская сестра.
32. Юрист.
33. Библиотекарь.
34. Грузчик.
35. Тренер.
36. Охранник.
37. Тракторист.
38. Бармен.
39. Кинолог.
40. Учитель физкультуры.
41. Летчик.
42. Директор.
43. Диспетчер-телефонист.
44. Переводчик.
45. Телеведущий
3. Игра «Характеризуем профессию»
Каждая команда получает карточку с профессией.
Необходимо написать 2 прилагательных, 3 глагола и фразу, которые характеризуют профессию. Максимальный балл за это задание 5 баллов. ЭКОНОМИСТ, ОЗЕЛЕНИТЕЛЬ
Например,
Бдительный, бесстрашный
Контактирует, организовывает, приказывает
Награждают, присваивая звание (полицейский)
4. Игра. Упражнение «Реклама»
Кл. рук.: Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Я предлагаю вам заняться маркетингом, а товаром станет та или иная профессия.
Командам дается определенная профессия. Их задание – прорекламировать профессию, показать, почему эта профессия востребована, в чем ее плюсы, почему нужно работать по этой профессии.
Профессии: Продавец, крановщик, кондитер, психолог.
Оценка:
10 баллов – работают все, команда убедительна, приводится много четких, аргументированных доводов в пользу профессии;
5 баллов – в работе участвуют не все, приводится много доводов в пользу профессии, часть доводов мало аргументирована;
3 баллов – в работе участвуют не все, приводится недостаточно аргументированных доводов в пользу профессии;
0 баллов – в работе участвуют не все, аргументированных доводов в пользу профессии не называется.
5. Тестирование
Кл.рук.: Члены жюри подводят промежуточный итог. А мы с вами попробуем немного разобраться в себе. А поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Кл.рук.: В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нем судят прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Оказывается, что в мире есть необычные профессии, такие как:
- гид по канализационной системе в Париже;
- охотники, которые ловят убежавших у пассажиров птиц и зверей в Швейцарии;
- кокосовый инженер по технике безопасности – следит, чтобы падающие кокосы не нарушали покой постояльцев отеля на Виргинских островах;
- должность обезьянщика, который отгоняет приматов от кушающих туристов в Индии;
- тренер уток, который организует церемониальные шествия своих подопечных по отелю – от крыши до фонтана в США.
ИТОГИ ЖЮРИ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ)
6. Игра «Отгадай профессию по описанию»
За каждую угаданную профессию начисляется 1 балл.
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтёр).
Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)
) В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтажник)
В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)
6. Игра «Самые нужные профессии»
Кл. рук.: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого мы разделились на группы.
Самые модные профессии | Самые забытые профессии | Профессии, которые всегда нужны | Самые отважные профессии |
| | | |
| | | |
| | | |
7.«Блицопрос»
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1.Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?
а) Агния Барто; б) Сергей Михалков; в) Джанни Родари.
2.Где работает брокер?
а) в банке; б)на бирже; в)на ипподроме.
З.Зачем мужчина обращается к флористу?
а) за табаком; б)за цветами; в)за морепродуктами.
4.Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
а) кузнецы; б)цирюльники; в)алхимки.
5.Где работает крупье?
а) в казино; б)на конюшне; в)на мельнице.
6.Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
а) культиватор; б)культуролог; в)культурист.
7.С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
а) трубочист; б)шахтёр; в)нефтяник.
8.Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
а) физиотерапевт; б)гипнотизёр; в)анестезиолог.
9.Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался Шкрабом?
а) посудомойка; б)сторож; в)учитель (шкраб- школьный работник)
10.Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
а)монтажёр; б)монтёр; в)монтажист.
11.Что делает визажист?
а) визы; б)пластические операции; в)макияж.
12.Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
а)спикер; б)конферансье; в)диктор.
13.Ктодолжен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
а)прокурор; б)адвокат; в)нотариус.
14.Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
а)прокурор; б)адвокат; в)следователь. 15.Кто из перечисленных лиц работает в аптеке? а)провизор; б)прозектор; в)проректор.
8.Игра «Профсловарь»
Кл.рук.:Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. АРХИТЕКТОР
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. ВРАЧ
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. ЖУРНАЛИСТ
Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. АГРОНОМ
Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. СТРОИТЕЛЬ
Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. СЛЕСАРЬ-САНТЕХНИК
Усложнение задания отгадать с первого слова. Если не отгадывают назвать следующее.
Пюпитр, партитура, смокинг, консонанс, оркестр – МУЗЫКАНТ
Акупунктура, глюкометр, инъекция, фонендоскоп, рецепт – ВРАЧ
Шлёвка, печворк, оверлок, шлица,ателье – ПОРТНИХА
Софит, амплуа, премьера, антракт, аплодисменты – АКТЁР
9. Игра «Ассоциации»
Кл.рук.: Любая профессия предполагает какие-то действия. Ваша задача – показать, что вызнаете много профессий, связанных со словами глаголами. Запишите, как можно больше профессий, которые у вас ассоциируются со следующими глаголами. Максимальный балл за это задание 5 баллов.
Бегать | |
Писать | |
Считать | |
Говорить | |
Танцевать | |
10. Игра «Устами младенца»
Назовите профессию людей. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1.Изготавливает крема, различные виды теста, сладости ____________________________
2.Проводит фотосъёмку людей и объектов, проявляет негативы ______________________
3.Выезжает на соревнования, обучает желающих навыкам в определённом виде спорта_____________________________
4. Люди этой специальности служат на суше, выполняют задания под водой и в воздухе.._____________________________
5.Разучивает с коллективом музыкальное произведение, руководит игрой музыкантов, с помощью движений рук, пальцев, головы_________________________________________
6. Обучение собак разным навыкам, разведение определенной породы и подготовка животных к выставкам_____________________________________
11. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Кл. рук.: Пока наше жюри поводит итоги. Мы с вами обсудим ситуацию: всегда интересно знать, доволен ли человек выбранной профессией?». Некоторые люди говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Кл.рук.: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
12. Рефлексия
Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?
Что вам больше всего понравилось?
Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?
Кл.рук.: «Выбор профессии – это ответственный шаг в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
ИТОГИ ЖЮРИ
Спасибо за внимание.
Список используемой литературы:
Классные часы в 10-11-х классах / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Лучшие классные часы в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик. – Изд.3-е., доп. и испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
http://festival.1september.ru/articles/419335/
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/01/21/klassnyy-chas-pogovorim-o-professiyakh
http://www.aforizmov.net/tema/tags/trud/
http://www.xxlbook.ru/offerlab296415.aspx